Предложение
Предложение — это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.
В устой речи окончание предложения выражается голосом (интонацией), между предложениями делается остановка (пауза). На письме одно предложение отделяется от другого точкой ( .), вопросительным ( ?) или восклицательным знаком ( !). Первое слово в каждом предложении пишется с большой буквы.
Чашка стоит на столе .
Как долго нам ещё ждать ?
Слова в предложении связаны грамматически, то есть с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.
Не является предложением:
- Группа слов, не связанных по смыслу: стол, чашка, стоит.
- Группа слов, не выражающих законченную мысль: чашка стоит на.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, входящие в состав предложения, которые отвечают на какой-нибудь вопрос.
Пример. В предложении
Наша семья осенью переезжает из деревни в город
- Чья семья? — Наша.
- Кто переезжает? — Семья.
- Когда переезжает? — Осенью.
- Семья что делает? — Переезжает.
- Откуда переезжает? — Из деревни.
- Куда переезжает? — В город.
Слова из и в не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены: подлежащее и сказуемое
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее называет объект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее подчёркивается одной чертой: подлежащее.
Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
Дождь шёл весь день. Что шло? — Дождь.
Мы идём в кино. Кто идёт? — Мы.
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: что делает? что делается? каков? кто он? что такое? Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. Сказуемое подчёркивается двумя чертами: сказуемое.
Сказуемое обычно выражается глаголом, но оно может также быть выражено именем существительным и именем прилагательным. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос.
Солнце ярко (что делает?) светит .
На улице (что делается?) темнеет .
Менделеев – (кто он?) учёный .
Золото – (что такое?) металл .
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Типы сказуемых
Сказуемое может быть простым и составным. Составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое | работают боится |
Составное глагольное сказуемое | продолжают работать стал бояться |
Составное именное сказуемое | стали рабочими остался трусом |
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Пример. В предложении
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку
подлежащее щенок и сказуемое разглядывал; второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
- Слово озорной поясняет подлежащее щенок, показывая какой щенок разглядывал.
- Слово любопытно поясняет сказуемое разглядывал и показывает, как разглядывал щенок.
- Слово игрушку поясняет сказуемое разглядывал и показывает, что разглядывал щенок.
- Слово новую поясняет второстепенный член предложения игрушку и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.
Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:
Любой второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.
Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей? Определение подчёркивается волнистой линией: определение.
Определение относится к имени существительному.
Яркие звёзды сияли в ночном небе.
Звёзды какие? — Яркие. Небо какое? — Ночное.
Моя шапка упала в лужу.
Чья шапка? — Моя.
Марине пошёл восьмой год.
Который год? — Восьмой.
Дополнение
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Дополнение подчёркивается пунктирной линией: дополнение.
Дополнение обычно относится к глаголу.
Я интересуюсь географией .
Интересуюсь чем? — Географией.
На вокзале мы встречали папу .
Встречали кого? — Папу.
Миша позвонил другу .
Позвонил кому? — Другу.
Обстоятельство
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (то есть где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точкой: обстоятельство.
Обстоятельство обычно относится к глаголу.
Зимой мы катаемся на лыжах.
Катаемся когда? — Зимой.
Из уютного магазинчика мы вышли на шумную улицу .
Вышли откуда? — Из магазинчика. Вышли куда? — На улицу.
Лисица подкрадывалась тихо и осторожно .
Подкрадывалась как? — Тихо и осторожно.
Тема. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Тема. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Цель: создать педагогические условия для знакомства учащихся с второстепенными членами предложения, обстоятельством
Задачи урока: Дать понятие обстоятельства. Формировать умения ставить смысловые и падежные вопросы к обстоятельству. Повторять пройденный материал.
1. Организация начала урока
У нас сегодня очень много гостей в классе. Я надеюсь, вы им рады? Давайте спросим у них, откуда они приехали? А далеко это?
Улыбнулись в знак нашего знакомства и приготовились к уроку.
2. Подготовка к восприятию нового материала
— Какие бывают члены предложения? Что относится к главным членам? А что мы знаем о второстепенных? Хотите узнать больше? Сегодня узнаем. В путь! За знаниями, за умениями!
а) Я выписала ошибки из ваших тетрадей. Катя поработает учителем и исправит их. (за шторкой) А мы займёмся другой работой.
На доске: Исправь ошибки, подчеркни главные члены предложения:
Белка вдупле орешки грызёт.
Медветь в берлоге лапу сасёт.
Овечьки в хлеве пойло пъют.
— Какое слово вы можете выделить по какому-либо признаку?
— Кто хочет задать вопросы к ним?
— Чей вопрос вам понравился? Чей вопрос был труден?
— А теперь запишите слово, составив его из первых слогов этих слов?
— Какое слово у вас получилось?
в) Что означает это слово? Где мы можем это узнать точнее?
В нашем словарике нет, заглянем в словарь Ожегова. Лиза его уже нашла. (читает словарную статью)
Следователь – должностное лицо, проводящее предварительное следствие
г) Как образовалось это слово, можете предоложить?
— Образование слова «след +ова+тель»
3. Работа над новым материалом.
а) Понятие «Обстоятельства»
— Следователь, когда ведёт расследование, задаёт очень много вопросов, потому что он должен знать все: как всё происходило, в какой обстановке, в каких условиях, при каких обстоятельствах
— А какие вопросы он задаёт?
б) Откроем учебник стр.147 и прочитаем диалог
— Он напомнил вам наш с вами разговор? Да, они говорили о том же.
— Работа над фразеологизмом «диву даваться»(словарь)
в) Работа с плакатом Летучей мыши
Найдите ответ на мой вопрос в плакате.
— Какие слова в предложении называются обстоятельствами?
— Это какие члены предложения?
— Как мы будем их подчёркивать?
— Какой частью речи они могут быть выражены?
— На какие вопросы отвечают?
— Могут ли обстоятельства быть другими частями речи?
г) Упражнение 149
Пауза: « Поиграем в предложения. Ты – подлежащее. Ты сказуемое. Давайте распространим предложение. Дети ходили. Куда? Когда? Зачем? С кем?» (например, «Утром дети с родителями ходили в лес за грибами»)
д) Давайте посмотрим, как поработал наш учитель. Все ли ошибки она нашла?
Найдём словосочетания, в которые входят обстоятельства
е) Упр.151 (самостоятельно)
Оцените свои знания после проверки
4. Самооценка «Да-нет»-
1) обстоятельство – это второстепенный член предложения
2) обстоятельства подчёркиваем волнистой линией
3)обстоятельства могут быть выражены существительными
4)они отвечают только на падежные вопросы
5)обстоятельства могут быть выражены другими частями речи
Определение, дополнение, обстоятельство
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы они отвечают и как их подчеркивать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью, называются второстепенными.
Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям и синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе (Г. Скребицкий).
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (солнечный луч, мамина дочка);
- одиночными причастиями (облетевшие листья) и причастными оборотами;
- порядковыми числительными (первый ответ);
- местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из шерсти, еголицо);
- словосочетаниями (стол из красного дерева).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
- инфинитивом (жажда выжить, привычка шептать).
Зеленоватый сумрачный воздух , наполненный дымом и жёлтыми отсветами скал , струился над нами (К. Паустовский).
Медведь (какой?) средней величины возился около липы (В. Арсеньев).
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
- состав подлежащего (подлежащее + определения);
- состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Я пишу (что?) книгу . Разумеется, я пользуюсь при этом (чем?) языком , (чем?) словами (Ю. Смирнов).
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
За мостом (где?) я поднялся (куда?) на взгорье , вошел (куда?) в город мощеной дорогой (И. Бунин).
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле;
- ведут куда? вдаль;
- тянет откуда? из подвала;
- случилось когда? утром;
- известно с каких пор? с давних пор;
- побледнел почему? от страха;
- вышел с какой целью? встретить;
- смеяться как? заразительно;
- смешной до какой степени? очень;
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь;
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры;
- свернулся подобно чему? колобком.
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах … (А. Аксаков).
Военный, (как?) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели , взбежал (куда?) на крыльцо (И. Бунин).
Этот второстепенный член выражается также
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Однообразная трескотня убаюкивает , как колыбельная песня (А. П. Чехов).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Видеоурок
http://pandia.ru/text/80/410/518.php
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo.html