Тире между подлежащим и сказуемым.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx | 40.82 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым. §54
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель урока: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении
Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции. Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученным правилом.
Иметь способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности ученика
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Был у поэта письменный стол.
Ящиков в нем было чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой только скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретиться образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усилиях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточие.
— О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении?
— Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину. знак первоначально назывался «черточкой», название «тире» появляется с начала 1820х годов.
Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные : понимают познавательную задачу.
Регулятивные : планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.
Коммуникативные : работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
— Откройте учебник, прочитайте тему урока § 54
- Целеполагание и постановка учебной задачи
— Чему мы должны сегодня научиться? (правилу постановки тире между подлежащим и сказуемым)
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные : понимают познавательную задачу.
Регулятивные : планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.
Коммуникативные : работают в парах, обмениваются мнениями
- Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Запишите предложения и решите, в каких из них вы поставите тире?
- Буратино – герой сказки А.Толстого.
- Он деревянный человечек.
- Лиса Алиса – хитрюга и проказница.
- Буратино весел и находчив.
— Почему в 1 и 3 предложениях вы поставили тире?
— Почему в 2и 4 предложениях тире между подлежащим и сказуемым ставить нельзя?
— Как быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым? (читаем еще раз в правиле – нужно вставить между ними указательное слово это или вот )
Запишите: Взаимное доверие – основа дружбы. Доброе начало – половина дела.
Работают с заданием, делают выводы
Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Познавательные : извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные : планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.
- Первичное закрепление во внешней речи
— упр. 434 (у доски вместе)
Выполняют упражнении, анализируют знаки препинания.
Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные : адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные : формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
- Включение в систему знаний и повторение
— Какой знак препинания помогает нам растолковать слово?
— Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимо?
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
- Информация о домашнем задании
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
— Что нового вы сегодня узнали?
— С какими трудностями вы столкнулись?
— С каким настроением вы уходите с урока?
Познавательные : приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные : оценивают свою работу.
Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания.
Написать диктант (урок 81)
Зоопарк – музей живой природы. Здесь мы можем познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.
Зоопарк – это еще и научное учреждение. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания диких зверей. Поэтому звери – главные обитатели зоопарков.
Зоологи, биологи, ветеринары – работники зоопарка. Эти специалисты знают язык и повадки животных.
Зоопарки – это удивительный и уникальный мир. Они помогают сохранить редких и исчезающих животных.
- Выделите сложные существительные и выпишите их.
- Подчеркните грамматические основы в предложениях с постановкой тире.
- Произведите синтаксический разбор словосочетаний: животный мир, повадки животных.
После диктанта обратиться к материалу §55, упр. 442, 443.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст.
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт.
Урок русского языка для 8 класса.
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи.
Дидактический материал к урокам по темам : «Тире между подлежащим и сказуемым». » Тире в неполном предложении» в тестовой форме.
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.
«Главные члены предложения. Сказуемое» (5 класс).
Тема урока: Главные члены предложения. Сказуемое.(5 класс, по М..М. Разумовской.)
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели: 1) повторить изученный ранее материал о главных членах предложения; 2) продолжить работу над осмыслением того, зачем нужно правильно находить главные члены предложения и определять, сколько грамматических основ они образуют; 3) показать различные приемы и средства работы над языковым материалом;
4) совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Повторение: орфография и пунктуация.
Методы и приемы: 1) слово учителя;
3) самостоятельная работа учащихся;
Оборудование: учебник, конспект.
Литература: Учебник «Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений \ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2007.
Объяснение нового материала.
Практические задания по учебнику.
«Возьмите на заметку!»
Синтаксический разбор предложения.
— Здравствуйте! Сегодня на уроке мы вспомним все о главных членах предложения, поглубже познакомимся со вторым главным членом –сказуемым. Будем продолжать тренироваться находить основу предложения и анализировать его.
2. Повторение изученного.
— Для начала давайте расскажем все о главных членах предложения.
— А зачем нужно правильно находить главные члены предложения?
— А как согласуются между собой подлежащее и сказуемое?
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на именительного падежа Кто? Что?
К подлежащему можно задать общий вопрос: о ком (о чем) говорится в предложении? То, о чем (о ком) говорится в предложении, — это предмет речи.
Подлежащее обычно выражается существительным или местоимением в И.п. Общий вопрос к подлежащему уточняется вопросом Кто? Или Что? Он помогает найти в предложении слово в форме И.п. Например: Вверху дул слабый ветер. Он сбрасывал с ветвей снег. (К. Паустовский) В этих предложениях говорится о ветре. Слова ветер и он являются подлежащими, так как обозначают предмет речи и отвечают на уточняющий вопрос И.п. Что?
В предложении Ветром унесло лодку говорится о ветре и лодке, но в этом предложении нет слова, отвечающего на вопросы И.п. Следовательно, в этом предложении нет подлежащего. В предложении Ветер унес лодку есть слово в И.п., обозначающее предмет речи. Это существительное ветер, оно и выполняет роль подлежащего.
Сказуемое – это главный член предложения, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.
— Правильно находить главные члены предложения нужно для того, чтобы знать о чем или о ком говорится в предложении, определять количество основ и в соответствии с этим правильно определять пунктограмму.
— Подлежащее и сказуемое согласуется между собой в роде, лице и числе.
Ветер дует к нам в лицо. Подлежащее Ветер – ед.ч., м.р., 1 лицо; свищет – ед.ч., м.р., 1 лицо.
3. Объяснение нового материала.
— Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о главных членах предложения, особенно о подлежащем. А сейчас я вам расскажу о втором главном члене предложения – сказуемом. Вы уже знаете с младших классов определение сказуемого. А в 5 классе дается более полное определение.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
К сказуемому можно задать общий вопрос: Что говорится о предмете речи? В предложении Вверху дул слабый ветер предметом речи является ветер. Что говорится о ветре? – дул. Глагол дул выполняет роль сказуемого.
Сказуемое выражается чаще всего глаголами.
Общий вопрос к сказуемому может уточняться вопросами Что делает предмет? Какой он? Кто он такой? И др.
При разборе предложения вместо слова «предмет» в вопросы вводим конкретное подлежащее:
Определение сказуемого дано в учебнике на стр. 141. И кратко о сказуемом на стр. 142.
Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое»
Данный урок направлен на обобощение знаний учащихся о главных членах предложения, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений. На уроке используется прием технологии критического мышления «З-Х-У».
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое»»
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
— повторить сведения о сказуемом, известные уч-ся из начальной школы; — повторить способы выражения подлежащего,
— развитие познавательной активности учащихся;
— развитие критического мышления;
— развитие речи учащихся;
— воспитание интереса к предмету;
-воспитание ценностного отношения к слову
— обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов;
— развивающие: развивать внимание, логику рассуждения
прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.
личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.
метапредметные: развивать операции логического мышления: анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в парах, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты.
предметные: знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения
Тип урока: комбинированный (обобщение ранее полученных знаний и формирование новых)
Оборудование: учебник, презентация, компьютер.
1. Организационный момент.
Слайд 1. Приветствие. Положительный настрой на урок.
2. Актуализация полученных ранее знаний.
— Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?
1. На деревьях почти не осталась листьев
2. Когда выпадет первый снег
3. Не грустите о прошедшем лете
— Почему вы так решили? Что вы можете рассказать об этих предложениях?
3. Проверка домашнего задания. Стр.74, упр. 155. Какие еще предложения встретились вам в этом тексте?
4. Проблемная ситуация.
— Каких слов не хватает в этих предложениях?
1. Осенью многие … … в теплые края.
2. На улице … холодный … .
3. С деревьев … почти все … .
5. Целеполагание урока
— Так, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
— А как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке? Чему научиться?
6. Решение учебных задач.
Запишем число и тему урока в тетради.
Слайд 4. Прием: Таблица З – Х – У.
— Ребята, начертите таблицу в тетради:
– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о главных членах предложения. Заполните 1-й столбик. Можно совещаться с товарищами по парте. Проверка записей по группам или очереди.
– Мы вспомнили все, что знали о главных членах предложения. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем? Проверка записей по группам или очереди.
Задание: Подчеркните главные члены предложения.
1. Кто — то позвонил в дверь.
2. Мы с братом любим футбол.
3. В любую погоду Чёрное море прекрасно.
4. Пролетело два дня.
Проверка записей по группам или очереди.
— Какой вывод мы можем сделать из этого упражнения? Заполним третий столбик нашей таблицы.
— Назовите сказуемое в этих предложениях.
1. Над нами простирается голубое небо.
2. Сегодня небо чистое и голубое.
3. На улице играют маленькие дети.
4. Мой брат ещё маленький?
— В каких предложениях у вас возникли затруднения? Почему?
— Какой вывод мы сделаем с вами? Запишем его в третий столбик нашей таблицы.
— Теперь посмотрите внимательно на свои таблицы и сформулируйте мне правило о главных членах предложения.
7. Домашнее задание на выбор:
1. пар.31-33, упр.160 (подчеркнуть глав. члены предложения)
2. пар.31-33, составить 5-6 предложений на тему «Осень» (гл.члены – разные способы)
8. Контроль знаний
Записывают под диктовку предложения. Подчеркнуть главные члены предложения
1. Осень разукрасила природу в разные цвета.
http://infourok.ru/glavnie-chleni-predlozheniya-skazuemoe-klass-698126.html
http://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-na.html