Подлежащее и сказуемое 5 класс разумовская

Тире между подлежащим и сказуемым.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx40.82 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым. §54

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель урока: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении

Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции. Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученным правилом.

Иметь способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Был у поэта письменный стол.

Ящиков в нем было чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой только скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Черточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретиться образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усилиях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для концов многоточие.

— О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении?

— Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину. знак первоначально назывался «черточкой», название «тире» появляется с начала 1820х годов.

Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные : понимают познавательную задачу.

Регулятивные : планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные : работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

— Откройте учебник, прочитайте тему урока § 54

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

— Чему мы должны сегодня научиться? (правилу постановки тире между подлежащим и сказуемым)

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные : понимают познавательную задачу.

Регулятивные : планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные : работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Запишите предложения и решите, в каких из них вы поставите тире?

  1. Буратино – герой сказки А.Толстого.
  2. Он деревянный человечек.
  3. Лиса Алиса – хитрюга и проказница.
  4. Буратино весел и находчив.

— Почему в 1 и 3 предложениях вы поставили тире?

— Почему в 2и 4 предложениях тире между подлежащим и сказуемым ставить нельзя?

— Как быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым? (читаем еще раз в правиле – нужно вставить между ними указательное слово это или вот )

Запишите: Взаимное доверие – основа дружбы. Доброе начало – половина дела.

Работают с заданием, делают выводы

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные : извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные : планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

— упр. 434 (у доски вместе)

Выполняют упражнении, анализируют знаки препинания.

Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные : адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные : формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

— Какой знак препинания помогает нам растолковать слово?

— Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимо?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

  1. Информация о домашнем задании
  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

— Что нового вы сегодня узнали?

— С какими трудностями вы столкнулись?

— С каким настроением вы уходите с урока?

Познавательные : приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные : оценивают свою работу.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания.

Написать диктант (урок 81)

Зоопарк – музей живой природы. Здесь мы можем познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.

Зоопарк – это еще и научное учреждение. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания диких зверей. Поэтому звери – главные обитатели зоопарков.

Зоологи, биологи, ветеринары – работники зоопарка. Эти специалисты знают язык и повадки животных.

Зоопарки – это удивительный и уникальный мир. Они помогают сохранить редких и исчезающих животных.

  1. Выделите сложные существительные и выпишите их.
  2. Подчеркните грамматические основы в предложениях с постановкой тире.
  3. Произведите синтаксический разбор словосочетаний: животный мир, повадки животных.

После диктанта обратиться к материалу §55, упр. 442, 443.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт.

Урок русского языка для 8 класса.

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи.

Дидактический материал к урокам по темам : «Тире между подлежащим и сказуемым». » Тире в неполном предложении» в тестовой форме.

В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

«Главные члены предложения. Сказуемое» (5 класс).

Тема урока: Главные члены предложения. Сказуемое.(5 класс, по М..М. Разумовской.)

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели: 1) повторить изученный ранее материал о главных членах предложения; 2) продолжить работу над осмыслением того, зачем нужно правильно находить главные члены предложения и определять, сколько грамматических основ они образуют; 3) показать различные приемы и средства работы над языковым материалом;

4) совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Повторение: орфография и пунктуация.

Методы и приемы: 1) слово учителя;

3) самостоятельная работа учащихся;

Оборудование: учебник, конспект.

Литература: Учебник «Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений \ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2007.

Объяснение нового материала.

Практические задания по учебнику.

«Возьмите на заметку!»

Синтаксический разбор предложения.

— Здравствуйте! Сегодня на уроке мы вспомним все о главных членах предложения, поглубже познакомимся со вторым главным членом –сказуемым. Будем продолжать тренироваться находить основу предложения и анализировать его.

2. Повторение изученного.

— Для начала давайте расскажем все о главных членах предложения.

— А зачем нужно правильно находить главные члены предложения?

— А как согласуются между собой подлежащее и сказуемое?

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на именительного падежа Кто? Что?

К подлежащему можно задать общий вопрос: о ком (о чем) говорится в предложении? То, о чем (о ком) говорится в предложении, — это предмет речи.

Подлежащее обычно выражается существительным или местоимением в И.п. Общий вопрос к подлежащему уточняется вопросом Кто? Или Что? Он помогает найти в предложении слово в форме И.п. Например: Вверху дул слабый ветер. Он сбрасывал с ветвей снег. (К. Паустовский) В этих предложениях говорится о ветре. Слова ветер и он являются подлежащими, так как обозначают предмет речи и отвечают на уточняющий вопрос И.п. Что?

В предложении Ветром унесло лодку говорится о ветре и лодке, но в этом предложении нет слова, отвечающего на вопросы И.п. Следовательно, в этом предложении нет подлежащего. В предложении Ветер унес лодку есть слово в И.п., обозначающее предмет речи. Это существительное ветер, оно и выполняет роль подлежащего.

Сказуемое – это главный член предложения, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.

— Правильно находить главные члены предложения нужно для того, чтобы знать о чем или о ком говорится в предложении, определять количество основ и в соответствии с этим правильно определять пунктограмму.

— Подлежащее и сказуемое согласуется между собой в роде, лице и числе.

Ветер дует к нам в лицо. Подлежащее Ветер – ед.ч., м.р., 1 лицо; свищет – ед.ч., м.р., 1 лицо.

3. Объяснение нового материала.

— Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о главных членах предложения, особенно о подлежащем. А сейчас я вам расскажу о втором главном члене предложения – сказуемом. Вы уже знаете с младших классов определение сказуемого. А в 5 классе дается более полное определение.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

К сказуемому можно задать общий вопрос: Что говорится о предмете речи? В предложении Вверху дул слабый ветер предметом речи является ветер. Что говорится о ветре? – дул. Глагол дул выполняет роль сказуемого.

Сказуемое выражается чаще всего глаголами.

Общий вопрос к сказуемому может уточняться вопросами Что делает предмет? Какой он? Кто он такой? И др.

При разборе предложения вместо слова «предмет» в вопросы вводим конкретное подлежащее:

Определение сказуемого дано в учебнике на стр. 141. И кратко о сказуемом на стр. 142.

Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое»

Данный урок направлен на обобощение знаний учащихся о главных членах предложения, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений. На уроке используется прием технологии критического мышления «З-Х-У».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое»»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

— повторить сведения о сказуемом, известные уч-ся из начальной школы; — повторить способы выражения подлежащего,

— развитие познавательной активности учащихся;

— развитие критического мышления;

— развитие речи учащихся;

— воспитание интереса к предмету;

-воспитание ценностного отношения к слову

обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов;

развивающие: развивать внимание, логику рассуждения

прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

метапредметные: развивать операции логического мышления: анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в парах, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты.

предметные: знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Тип урока: комбинированный (обобщение ранее полученных знаний и формирование новых)

Оборудование: учебник, презентация, компьютер.

1. Организационный момент.

Слайд 1. Приветствие. Положительный настрой на урок.

2. Актуализация полученных ранее знаний.

— Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?

1. На деревьях почти не осталась листьев

2. Когда выпадет первый снег

3. Не грустите о прошедшем лете

— Почему вы так решили? Что вы можете рассказать об этих предложениях?

3. Проверка домашнего задания. Стр.74, упр. 155. Какие еще предложения встретились вам в этом тексте?

4. Проблемная ситуация.

— Каких слов не хватает в этих предложениях?

1. Осенью многие … … в теплые края.

2. На улице … холодный … .

3. С деревьев … почти все … .

5. Целеполагание урока

— Так, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

— А как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке? Чему научиться?

6. Решение учебных задач.

Запишем число и тему урока в тетради.

Слайд 4. Прием: Таблица З – Х – У.

Ребята, начертите таблицу в тетради:

– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о главных членах предложения. Заполните 1-й столбик. Можно совещаться с товарищами по парте. Проверка записей по группам или очереди.

– Мы вспомнили все, что знали о главных членах предложения. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем? Проверка записей по группам или очереди.

Задание: Подчеркните главные члены предложения.

1. Кто — то позвонил в дверь.

2. Мы с братом любим футбол.

3. В любую погоду Чёрное море прекрасно.

4. Пролетело два дня.

Проверка записей по группам или очереди.

Какой вывод мы можем сделать из этого упражнения? Заполним третий столбик нашей таблицы.

— Назовите сказуемое в этих предложениях.

1. Над нами простирается голубое небо.

2. Сегодня небо чистое и голубое.

3. На улице играют маленькие дети.

4. Мой брат ещё маленький?

— В каких предложениях у вас возникли затруднения? Почему?

— Какой вывод мы сделаем с вами? Запишем его в третий столбик нашей таблицы.

Теперь посмотрите внимательно на свои таблицы и сформулируйте мне правило о главных членах предложения.

7. Домашнее задание на выбор:

1. пар.31-33, упр.160 (подчеркнуть глав. члены предложения)

2. пар.31-33, составить 5-6 предложений на тему «Осень» (гл.члены – разные способы)

8. Контроль знаний

Записывают под диктовку предложения. Подчеркнуть главные члены предложения

1. Осень разукрасила природу в разные цвета.


источники:

http://infourok.ru/glavnie-chleni-predlozheniya-skazuemoe-klass-698126.html

http://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-na.html