Подлежащее и сказуемое дидактический материал

Дидактический материал к уроку в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Отметьте номера предложений, в которых на месте

пропуска ставится тире .

Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

Знание _ самая надёжная защита.

Наш долг_ совершенствовать знания.

Эти равнины _ словно море бескрайнее.

Бедность _ не порок.

Лишнее говорить _ себе вредить.

Наш город _ небольшой.

Отметьте номера предложений, в которых на месте

пропусков ставится тире .

Грузинские деревни _ это сплошные сады.

Агата Кристи _ самый популярный автор детективного жанра.

Снег _ словно шёлк.

Расточать восторги _ признак ограниченности понимания и вкуса.

Безумство храбрых_ вот мудрость жизни.

Он _ несправедливый человек.

Праздность _ мать всех пороков.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

Старость _ не радость.

Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

Наш край _ богат и прекрасен.

Дождь рыбаку _ не помеха.

Дело художника _ рождать радость.

Три _ любимое число народных сказок.

Сушёная дыня _древнее среднеазиатское лакомство.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

Чтение _ вот лучшее учение.

Степь _ словно сплошной солнечный диск.

Комедия «Ревизор» _ актуальна и поучительна.

Жизнь прожить _ не поле перейти.

Лисички _ прекрасные грибы.

Конный пешему _ не товарищ.

Река _ как зеркало и вся блестит звёздами.

Наш школьный двор _ как сад.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Доброе начало _ половина дела.

2. Дело художника _ рождать радость.

3. Конный пешему _ не товарищ.

4. За всё браться _ ничего не сделать.

5. Три, пять, семь, девять _ нечётные числа.

6. Без цели жить _ небо коптить.

7. Твои речи _ будто острый нож.

8. Чай пить _ не дрова рубить.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире.

1. Ранним весенним утром песнь соловья _ как надежда на счастье.

2. Радоваться успехам другого _ это прекрасное человеческое качество.

3. Искусство _ бессмертно и непостижимо.

4. Степь _ как море!

5. Без цели жить _ небо коптить.

6. Редкое удовольствие _ собирать грибы.

7. Гусь свинье _ не товарищ.

8. Двенадцать_ число, кратное двум.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Жизнь без пользы _ безвременная смерть.

2. Любимое дело _ как вечная любовь.

3. Россия _ необъятна и загадочна.

4. Сердце _ не камень.

5. Читать _ это не только узнавать факты.

6. Умный смех _ как прекрасный источник энергии.

7. Байкал _ самое глубокое озеро на планете.

8. Эти равнины _ словно бескрайнее море.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дружба _ это прежде всего искренность.

2. Музыка _ как небо над землёй.

3. Мой девиз _ мыслить обо всём и писать понятно для всех.

4. Я _ всем чужой.

5. Голова без ума _ что фонарь без света.

6. Хорошо учиться _ вот наша задача.

7. Рассказ его _ словно красивая сказка.

8. Солнце _ ярко, небо _ сине.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

Язык _ душа нации.

В средине свет _ как красный блеск заката.

Лишнее говорить _ только делу вредить.

Ласковое слово _ что весенний день

Слово _ не стрела, да острее стрелы.

Слепая ненависть _ плохой советчик.

Значит, девятью сорок _ триста шестьдесят, так?

Я не вор какой, душегуб лесной, я _ слуга царя, царя грозного.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дело художника _ рождать радость.

2. Язык _ это история народа.

3. Конец августа и начало сентября _ самое интересное время в тайге.

4. На тёмном небе звёзды _ будто яркие искры.

5. Лес _ прекрасное место отдыха.

6. Книга _ не увеселитель, не затейник.

7. Она _просветитель и воспитатель.

8. Читать_ интересно и увлекательно.

Тире между подлежащим и сказуемым (ключ):

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Мордосова Любовь ИннокентьевнаНаписать 10932 25.09.2016

Номер материала: ДБ-212475

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    25.09.2016 2616
    25.09.2016 382
    25.09.2016 633
    25.09.2016 1524
    25.09.2016 449
    25.09.2016 273
    25.09.2016 1403

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дидактический материал. Сказуемое.

Дидактический материал представляет собой карточки для работы в парах на тему «Сказуемое»

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал. Сказуемое.»

Работа в парах. Карточка №2. Тема: «Главные члены предложения. Сказуемое».

Выучи и выполни самостоятельно.

Выучи определение сказуемого, запиши примеры.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает,

что говорится о предмете речи ( подлежащим) и отвечает на

вопросы: Что делает предмет? Какой он? Каков он? Что такое предмет? Кто он такой?

Сказуемое выражается глаголами, прилагательными, существи-

тельными и другими частями речи.

Сказуемое по смыслу и грамматически связано с подлежащим

Ученик (что делает?) читает книгу.

Ученик (какой он?) аккуратный.

Этот ученик ( кто он такой?) – отличник.

Книга (что такое?) – источник знаний.

Книга (какая она?) интересная.

Спиши предложения и подчеркни главные члены, укажи, какой частью речи выражено сказуемое.

А) Тускло светит луч лампады.

Б) Летом воробьи – самые яростные защитники земли.

В) Тиха украинская ночь.

Г) Жители нашего села – хорошие охотники.

Д) Шубка у лисы теплая, пушистая.

Е) Люблю грозу в начале мая.

3. Самостоятельная работа.

Запишите текст, расставьте недостающие знаки препинания.

Подчеркни главные члены предложения

Ученые считают что зима начинается 22-го декабря.

Солнце в этот день поднимается невысоко на небе. Тени длинные а день очень короткий.

А в природе зима наступает каждый год в разные сроки.

Первые морозы — это еще не зима.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

Расскажи товарищу, какой член предложения называется сказуемым.

Попроси его ответить на вопросы:

а) Что обозначает сказуемое?

б) На какие вопросы отвечает?

Запиши в тетрадь товарища примеры.

Попроси товарища повторить определение сказуемого, рассказать, какими частями речи выражается сказуемое и привести примеры.

Продиктуй товарищу предложения. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища подчеркнуть главные члены предложения и указать, какими частями речи выражено сказуемое. Помоги в случае затруднения, попроси товарища повторить, на какие вопросы отвечает сказуемое и какими частями речи выражается.

Предложи товарищу выполнить самостоятельную работу.

Сказуемое. Типы сказуемого. Подлежащее. Грамматическая основа. Дидактические материалы

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЛОК

1. Выберите правильный способ действия.

Сестра будет работать в другом городе.

1 способ. Находим слово, выражающее предикативность — будет, содержание действия нам неясно. Находим слово, выражающее содержание действия — работать, это глагол в инфинитиве. Сказуемое в этом предложении состоит из инфинитива и вспомогательного глагола, что соответствует модели СГС. Значит, это СГС.

2 способ. Находим слово (слова), выражающие предикативность и содержание действия, в нашем предложении это разные слова — будет работать. Чтобы не ошибиться в определении типа сказуемого, изменяем предикативность: работает, работала, работала бы. Здесь и предикативность, и содержание действия выражаются одним словом — это ПГС, значит и будет работать — ПГС.

2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.

1) Завтра приеду;

4) был задумчивым;

6) станет понятно;

7) явилась утром;

8) явилась результатом.

3. Кто и ребят правильно определил сказуемое и его тип?

4. Из данных пар укажите те, которые в предложении могут стать грамматической основой.

2) мне показалось;

4) пришли за нами;

6) ему не удалось;

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

1. ! Выделите грамматические основы предложений.

1) Пруд окружал сад. — Пруд украшал сад.

2) Ветки деревьев покрыл пушистый иней. — Ветки деревьев покрылись пушистым инеем.

2. ! Выделите грамматические основы. Чем отличаются предложения правого столбика? Приведите свои примеры подобных предложений.

Приятно пахнет сосна.

Девочка грустна.

Пахнет смолистой сосной.

Девочке грустно.

3. Найдите третье «лишнее». По какому признаку вы нашли лишнее слово?

1) Дама, багаж, сдавала.

2) Свет, излучает, оно.

3) Держит, письмо, он.

4. ! Выпишите грамматические основы предложений, распределяя их на три группы: 1)с ПГС, 2) с СГС, 3) с СИС.

1) У осла есть хвост ослиный.

2) От скуки девочка начала придумывать разные истории.

3) Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.

4) Щенок начал весело бегать за собственным хвостом.

5) Пусть всегда будет солнце!

6) Мама вернулась из поездки усталая.

5. Верно ли выделены грамматические основы и определен тип сказуемого? Обоснуйте свое мнение.

Что должен знать ученик, чтобы не допускать подобных ошибок?

Попробуйте предложить свой способ определения типов сказуемого.

6. ! Составьте свои предложения, в которых слово «быть» будет 1) ПГС, 2) связкой в СИС.

7. Верно ли утверждение, что в данных предложениях все сказуемые простые глагольные? Обоснуйте свое мнение.

1) Глаза его блестели тихим блеском.

2) Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

3) Какой-то древний царь впал в страшное сомненье.

8. Согласны ли вы с данным утверждением: сказуемое = глаголу? Поможет ли вам в обосновании своего мнения данное предложение?

Идти становилось все труднее и труднее.

9. Есть ли ошибки в данных рассуждениях? Если есть, то чем они вызваны? Предложите свой вариант рассуждения.

Будет холодно, будет дежурить.

1 ученик2 ученик
Оба этих сказуемых простые предикативности (ставим

сказуемое в настоящее время) остается только одно слово в составе сказуемого:

будет холодно — холодно;

будет дежурить — дежурит.1) Будет холодно — СИС, т.к. соответствует глагольные, т.к. при изменении модели:

2) будет дежурить — СГС, т.к предикативность выражена вспомогательным глаголом, а содержание действия — инфинитивом.

10. Воспользовавшись данным «планом» действий, найдите ошибки в выделении грамматической основы.

11. Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение

Я стал на первый попавшийся пенек и стал переобуваться?

12. Найдите третье «лишнее». Обоснуйте свое мнение.

1). Побеждаем, будем изучать, продолжал читать.

2). Умеет рисовать, был невысок, пускай расскажет.

3). Оказалась соседкой, казался островом, полетел собаке под хвост.

13. * Составьте предложения, в которых данные словосочетания выступали бы в роли подлежащего. Какая опасность подстерегает вас в этом задании?

Стая птиц, большинство ребят, мы с сестрой, шкаф с посудой, знание и опыт.

14. ! Согласуйте подлежащее и сказуемое.

1) Много молодежи пришл. на вечер танцев.

2) Мать с грудным ребенком сел. у окна.

3) Оставшийся десяток тетрадей был. спрятан. в шкаф.

4) Человек пятнадцать геологов был. направлен. в горы.

15. Почему в приведенных ниже предложениях по-разному согласованы подлежащее и сказуемое?

1) Стол со стульями были перенесены в другую комнату.

2) Шкаф с книгами был передвинут к окну.

16. L Найдите ошибки (если они есть) в согласовании подлежащего и сказуемого. Обоснуйте свое мнение.

1) До звонка на урок осталось считанные минуты.

2) Эти два часа прошли незаметно.

3) Никто, даже самые способные ученики, не могли ответить на этот вопрос.

4) Я с товарищем решили сами проверить нашу догадку.

17. ! Перестройте предложение, сделав обращение подлежащим, и наоборот.

1) Дежурные, проветрите класс.

2) Старшие сегодня присмотрят за младшими.

18. * Используя данные предложения, составьте задания: «Проверьте правильность определения типа сказуемого (выделения грамматической основы). Если найдете ошибки, исправьте их.»

1) Низкая и узкая комната была без окон.

2) В сказке добро всегда побеждает зло.

3) Мы с дедушкой решили отправиться на рыбалку.

4) Иван Петрович был высокого роста.

5) Я не выучила урока и села в лужу.

6) Пятиклассники пришли к финишу первыми.

7) Учитель посоветовал нам воспользоваться моделью.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

1. ! Распределите данные сказуемые на три группы: ПГС, СГС, СИС. Что может затруднить выполнения данного задания?

Побеждаем, будем изучать, давайте споем, успели бы, бил баклуши, потеряла голову.

2. ! Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.

1) К вечеру буря стала стихать.

2) Я вам советую взять зонт.

3) Волшебники могут исполнять любые желания.

4) Вечер обещал быть теплым.

5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.

3. * Придумайте свое задание с «ловушкой» на определение типов сказуемых.

4. Учащиеся пятого класса предложили такой способ составления задания с «ловушкой»:

1) Найди группу слов (предложений, словосочетаний), которые по внешним признакам можно отнести к одной модели, но работают они по разным моделям.

2) Придумай с ними задание, чтобы «поймать» товарища в расставленную «ловушку».

Можно ли, используя данный способ, придумать задание с «ловушкой»? Предложите свой способ.

5. Докажите, что задание определить тип сказуемого в предложении Сестра будет работать в другом городе является «ловушкой». * Придумайте свои «ловушки», подобные этой. Какие еще виды ПГС могут служить «ловушкой»? Почему?

В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг:

  1. Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирская «Речь, язык и секреты пунктуации»
  2. Т.Ю. Угроватова «Подсказки на каждый день»
  3. «На берегах Лингвинии» под ред. Л.Д. Чесноковой
  4. А.Т. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку»
  5. Учебник русского языка. 5 класс. Под ред. М.В. Панова


источники:

http://multiurok.ru/files/didaktichieskii-matierial-skazuiemoie.html

http://urok.1sept.ru/articles/549531