Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое
Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое»
Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
(22) Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
Правильный ответ: создают
Что нужно знать:
Понятие грамматической основы предложения
Трудности при определении подлежащего
Трудности при определении сказуемого
Задание 8 связано с заданием 11 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется указать количество грамматических основ в сложном предложении. Учитывая специфику задания 8, где требуется выписать грамматическую основу, в данной статье мы не будем детально разбирать теоретический материал, а рассмотрим основные «подводные камни», на которые можно натолкнуться, определяя грамматические основы предложений.
Грамматическая основа предложения
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА — это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дуб, который в летний зной дарил тишину и прохладу. Ядро предложения: рос дуб, который дарил
Трудности при определении подлежащего
Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что
подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является цвет. так как он совершает действие);
в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая — это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;
подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;
подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.
Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что
сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
сказуемое может быть простым или составным;
Трудности при определении сказуемого
Простое глагольное сказуемое
Может быть выражено:
глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую. Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй. Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала. Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.
Составное глагольное сказуемое
Может быть выражено:
вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);
вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать. Родственники рассчитывали приехать в гости;
кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться.
Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?
необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. (В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово «начнут» , так как оно не называет главного действия, которое выполняют «они». Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет. В данном предложении глаголы «закончит» и «начнет» приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили, а слово «написать» является дополнением (попросили о чем? написать);
если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: Охота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).
Составное именное сказуемое
Может быть выражено:
глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;
глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным. Солнце казалось красным.
глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.
Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?
Сравните предложения: Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой, а во втором примере глагол «казалась» получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым. Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).
Вот теперь Вы знаете тот объем теоретического материала, который необходим для того, чтобы выполнить задание 8 ОГЭ по русскому языку!
Консультация по русскому языку «Грамматическая основа предложения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задание 8 связано с заданием 11 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется указать количество грамматических основ в сложном предложении.
Грамматическая основа предложения
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА — это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дуб , который в летний зной дарил тишину и прохладу. Ядро предложения: рос дуб, который дарил
Трудности при определении подлежащего
Чтобы правильно выделить подлежащее , надо помнить о том, что
подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет . (в этом предложении подлежащим является цвет . так как он совершает действие);
в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая — это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;
подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись
подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.
Чтобы правильно выделить сказуемое , надо помнить о том, что
сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
сказуемое может быть простым или составным
Трудности при определении сказуемого
Простое глагольное сказуемое
Может быть выражено:
глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую . Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй . Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала . Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.
Составное глагольное сказуемое
Может быть выражено:
вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);
вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать . Родственники рассчитывали приехать в гости;
кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться .
Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?
необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. ( В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово «начнут» , так как оно не называет главного действия, которое выполняют «они». Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет . В данном предложении глаголы «закончит» и «начнет» приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили , а слово «написать» является дополнением (попросили о чем? написать);
если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: О хота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).
Составное именное сказуемое
Может быть выражено:
глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;
глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным . Солнце казалось красным .
глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.
Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?
Сравните предложения: Аня по казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке по казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой , а во втором примере глагол «показалась» получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым .
Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).
Учимся дома 1-11 классы
Заметки о семейном образовании
Синтаксический разбор предложения. Тест № 1
Сегодня начинаем осваивать грамотный синтаксический разбор предложения. Начнём с определения в предложении главных членов: подлежащего и сказуемого. Это не так просто, как могло бы показаться.
Эта статья — обучающая. Если вы уверены в своих силах, можете сразу пройти тест. Если не уверены, то прочитайте теорию, которая находится под первой картинкой.
А ответы с короткими комментариями я разместила под второй картинкой.
Удачи!
Синтаксический разбор предложения. Тест № 1
В школе мы твёрдо выучили подлежащее и сказуемое примерно так:
На самом деле, всё немного сложнее
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Они могут быть выражены самыми разными частями речи.
Подлежащее
Подлежащее показывает о ком или о чём говорится в предложении. Оно подчёркивается одной чертой и может быть выражено:
- именем существительным ( Кошка играет с котятами),
- личным местоимением ( Я играю с котятами, она играет с котятами),
- неопределенным местоимением ( Кто-то играет с котятами),
- отрицательным местоимением ( Никто не играет с котятами),
- вопросительно-относительными местоимением ( Кто не хочет играть с котятами!).
- количественным числительным ( Четыре больше, чем два),
- собирательным числительным ( Оба хотели играть с котятами),
- порядковым числительным ( Первый побежал, второй спрятался),
- неопределенной формой глагола (инфинитив). ( Читать в постели — дурная привычка),
- причастием ( Приехавшие взяли по котёнку).
В качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически (см. таблицу).
Картинка взята с сайта nauka.club
Подлежащее может быть выражено и другими частями речи, выступающими в данном конкретном случае в значении существительного, то есть субстантивированными: Далеко (наречие) — это лишь условность. Наречие выступает в роли подлежащего — субстантивированного существительного.
И, наконец, подлежащего может не быть вовсе!
Сказуемое
Сказуемое в предложении подчёркивается двумя прямыми линиями, оно может быть выражено:
- глаголом (Кошка играет с котятами),
- составной глагольной формой (Кошка может играть с котятами весь день),
- составной именной формой (Кошка была игривой ).
Ответы
Вопрос № 1
Найдите подлежащее в предложении: ПАССАЖИРЫ ДОЛГО ЖДАЛИ НУЖНОГО АВТОБУСА.
Ответ: пассажиры
Вопрос № 2
Найдите сказуемое в предложении: ПАССАЖИРЫ ДОЛГО ЖДАЛИ НУЖНОГО АВТОБУСА.
Ответ: ждали.
Вопрос № 3
Укажите подлежащее в предложении: «Бидар – стольный город Гундустана бесерменского».
Ответ: Бидар.
Вопрос № 4
Укажите сказуемое в предложении: «Бидар – стольный город Гундустана бесерменского».
Ответ: город. Сказуемое выражено именем существительным.
Вопрос № 5
Укажите подлежащее в предложении: «Перед султаном ведут триста коней верховых».
Ответ: нет подлежащего. Могло бы быть: «они» или «люди».
Вопрос № 6
Укажите сказуемое в предложении: «Перед султаном ведут триста коней верховых».
Ответ: ведут.
Вопрос № 7
Укажите подлежащее в предложении: «Я отшельник, изгнанный из общества людей».
Ответ: Я.
Вопрос № 8
Укажите сказуемое в предложении: «Я отшельник, изгнанный из общества людей».
Ответ: отшельник. Сказуемое выражено именем существительным.
Вопрос № 9
Укажите подлежащее в предложении: «У меня выросло двадцать или тридцать стеблей рису».
Ответ: подлежащее выражено цельным словосочетанием «двадцать или тридцать стеблей».
Вопрос № 10
Укажите сказуемое в предложении: «У меня выросло двадцать или тридцать стеблей рису».
Ответ: выросло
Вопрос № 11
Укажите подлежащее в предложении: «Страшно боюсь совсем расхвораться».
Ответ: здесь нет подлежащего. Подходит местоимение «Я».
Вопрос № 12
Укажите сказуемое в предложении: «Страшно боюсь совсем расхвораться».
Ответ: Сказуемое выражено двумя словами — «боюсь расхвораться».
Вопрос № 13
Укажите подлежащее в предложении: «Веретёнце, не ленись!»
Ответ: нет подлежащего. Могло бы быть местоимение «ты».
Вопрос № 14
Укажите сказуемое в предложении: «Веретёнце, не ленись!»
http://infourok.ru/konsultaciya-po-russkomu-yaziku-grammaticheskaya-osnova-predlozheniya-3882191.html
http://1-11.info/sintaksicheskij-razbor-predlozheniya-test-1/