Подлежащее и сказуемое
Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.
Что такое подлежащее и сказуемое в предложении, начинают знакомить ребят со 2 класса.
Чтобы понять, какие члены предложения — это подлежащее и сказуемое, определим, как слова составляют предложение.
Подлежащее — главный член предложения
Предложение — это не просто набор слов, а определенным образом сгруппированные единицы речи, которые все вместе составляют законченное сообщение о ком-то или о чем-то.
Это отдельные слова, которые каждое само по себе что-то обозначают, но существуют самостоятельно, не связаны друг с другом.
А это уже организованная система слов, которая передает нам сведения о том, что на небе взошло солнце. Эти слова, расположенные в определенном порядке и произнесенные с повествовательной интонацией, выражают законченную мысль. Это предложение. Предложение может состоять из одного или нескольких слов.
Сравним:
Пришла зима. На дворе очень холодно.
Каждое предложение строится по определенным законам. В нем слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В предложении имеются такие члены предложения, вокруг которых группируются остальные слова. Такие слова составляют смысловой центр предложения. Это главные члены предложения. Они имеют свои названия:
Подлежащее называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Этот главный член предложения обозначает предмет, который сам совершает действие.
Предмет, который обозначается подлежащим, может быть одушевленным и неодушевленным. Одушевленный предмет отвечает на вопрос кто? Неодушевленный предмет отвечает на вопрос что?
В предложении подлежащее подчеркивается одной прямой линией.
Отыщем и подчеркнем подлежащее в предложениях:
Что такое сказуемое?
Подлежащее обычно поясняется другим главным членом предложения, который называется словом «сказуемое».
Сказуемое сообщает то, что сказано в предложении о подлежащем. Оно обозначает, что делает предмет, какое действие он производит или в каком состоянии находится.
(Что?) Солнце (что сделало?) встало из-за леса.
(Кто?) Сестра (что с ней происходит?) болеет .
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми линиями.
Подлежащее и сказуемое — это основа предложения. Эти главные члены дружны между собой. Они равноправны и иногда совпадают в некоторых грамматических формах (число, род).
(Кто?) Мальчик (что сделал?) смастерил самолётик (ед. ч., м. р.)
(Кто?) Дети (что сделали?) пришли в зоопарк (мн. ч.)
Подлежащее и сказуемое составляют главную мысль в предложении. Остальные члены предложения только дополняют, уточняют её.
Если в сообщении только два главных члена предложения, то это нераспространенное предложение.
Если в предложении имеются другие члены, кроме подлежащего и сказуемого, такое предложение является распространенным.
Из-за леса надвигается грозовая туча .
Сказка о подлежащем и сказуемом
Конспект урока по русскому языку «Главные члены предложения» во 2 классе
Алексей Наточеев
Конспект урока по русскому языку «Главные члены предложения» во 2 классе
Конспект урока по русскому языку
Программа: Школа России
Класс: 2
Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
Цель: развивать умение находить главные члены предложения, правильно их подчеркивать.
1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении, правильно подчеркивать в предложении;
1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;
2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
— осваивание элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
Метапредметные:
развитие умения сравнивать, классифицировать, анализировать;
понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение оказывать взаимопомощь.
организация учащимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
умение работать сообща.
Предметные:
-ознакомление с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
-формирование умения различать подлежащее и сказуемое;
-формирование уменя правильно подчёркивать подлежащее и сказуемое в предложении.
Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Ход урока
Сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие. Мы отправимся в дальнее плаванье к острову сокровищ. Вы будете бесстрашными и смелыми пиратами. Я буду вашим капитаном, меня зовут Валерия Викторовна. А что же ищут пираты? Давайте отгадаем загадку.
Мечтает каждый день пират
Найти сундук, в котором (клад)
Но чтобы отправиться в путешествие за кладом нам надо подготовить корабль к плаванию, для этого нужно выполнить мое поручение. И так приступим.
II. Актуализация знаний
-Посмотрите на доску. Составьте предложение из данных слов. (мальчик хорошо рисует машину карандашом) -на слайде появляется готовое предложение
Мальчик, карандаш, хорошо, машина, рисует
-Прочтем предложение, которое я составила.
-Как вы думаете, какая пара слов составляет основу записанного предложения? (мальчик рисует)
-Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения? (главные члены предложения)
-А знаете ли вы, как называется каждый главный член предложения? (нет)
III. Постановка учебной задачи
-Кто догадался, какая тема нашего путешествия? (главные члены предложения)
-Молодцы! Тема нашего урока «Главные члены предложения».
-Вот мы и справились с поручением.
Теперь мы можем отправиться в дальнее плавание на поиски несметных сокровищ! Путь у нас долгий и нелегкий. Сегодня на абордаж мы будем брать не корабли, встреченные нами на бескрайних просторах морей и океанов, мы будем брать на абордаж знания! Ведь с помощью этих знаний он может управлять кораблем; читать карты; хорошо ориентироваться в море и на суше; разгадывать тайны, созданные другими пиратами.
Во время прошлого путешествия я нашла бутылку с картой сокровищ. Давайте посмотрим на карту. Нам предстоит посетить 3 острова, на каждом из них нам нужно выполнить задание, чтобы продолжить наш путь к острову сокровищ. -просто карта с островами на слайде
-Прочитайте, что нам нужно сделать на 1 острове. (узнать)— на слайде появляются название островов
-Что мы должны узнать сегодня на уроке, если тема урока «Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения? (как называются главные члены предложения, на какие вопросы они отвечают, как выделять в предложении главные члены предложения)-тема на слайде выше островов
-Что для этого нужно сделать? (прочитать правило, провести наблюдение)
-Прочитайте, что нам нужно сделать на 2 острове. (научиться)
-Чему мы должны научиться? (находить и выделять главные члены предложения)
-Что для этого нужно сделать? (больше выполнять упражнения)
-Прочитайте, что нам нужно сделать на 3 острове. (применять)
-Где мы будем применять эти знания? (в жизни; при построении предложений как на письме, так и в речи)
-Что нам для этого нужно сделать? (выполнять упражнения)
В путешествии нам будет помогать определять направление компас. Свистать всех наверх! Наш корабль отправляется в путешествие, держать курс на север.
VI.Открытие новых знаний
1) Мы на 1 острове. Здесь нам предстоит выполнить задание. Все заметки вы будете делать в бортовом журнале. Откройте 2 страницу.
-Посмотрите на задание, вам даны предложения и схемы, соотнесите предложения к схемам и соедините их стрелками. Я вам предлагаю разделиться на пары, чтобы быстрее справиться с заданием. Вы первая пара. Вы вторая. Вы третья.
Ветер дует. Дети играют.
Птицы летят. Дождь идет.
Кто? Что делают? Что? Что делает?
-Первая пара прочитайте какие предложения, подошли к 1 схеме.
-Третья пара прочитайте какие предложения, подошли ко 2 схеме.
-Проверьте все ли у вас правильно. -на слайде проверка
-Выскажите мнение, являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? Почему? (эти слова являются главными членами предложения, т. к. в них заключается главная мысль предложения)
-О чем говорится в этом предложении-показываю на него ручкой? (о птицах)
-На какой вопрос отвечает слово птицы (слово птицы отвечает на вопрос кто)
-Посмотрим на следующее предложение, о чем говорится в нем? (о дожде)
-На какой вопрос отвечает слово дождь (слово дождь отвечает на вопрос что)
-Что вы заметили? (в каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает о ком или, о чем говориться в предложении)
-Откройте учебник на странице 32 и прочитайте правило.
-Как называется этот главный член предложения? (подлежащее)
-Как подчеркивается? (одной чертой)
-Что именно говориться о птицах? (птицы летят)
-На какой вопрос отвечает слово летят? (слово летят отвечает на вопрос что делают)
-Что именно говориться о дожде? (дождь идет)
-На какой вопрос отвечает слово идет? (слово идет отвечает на вопрос что делает)
-Что вы заметили? (в каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопросы что делает? что делают? и обозначает, что говориться о подлежащем)
-Откройте учебник на странице 33 и прочитайте правило.
-Как называется этот главный член предложения? (сказуемое)
-Как подчеркивается? (двумя чертами)
Теперь вы можете ответить, как называется каждый главный член предложения? (подлежащее и сказуемое)
-На какие вопросы отвечает подлежащее? (кто? и что)
-Как подчеркивается в предложении? (одной чертой)
-На какие вопросы отвечает сказуемое? (что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают)
-Как подчеркивается в предложении? (двумя чертами)
-Почему они главные? (они составляют основу предложения)
-Подлежащее и сказуемое-это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Мы выполнили это задание, мы на один шаг ближе к кладу. Отправляемся на юго-восток.
2) Мы добрались до 2 острова
— Переверните страницу. Посмотрите в бортовой журнал, тут 2 задания, чтобы быстро справиться, будем работать по группам.
— Вы трое ребят выполняете 1 задание, возьмите с собой журналы для заметок и подходите к интерактивной доске, не забывайте про правила работы с интерактивной доской, не нажимайте сильно ручкой на экран.
А ваша группа выполняет 2 задание выходите к умному полу, правила работы на умном полу, такова вставать нужно лицом к центру, чтобы не загораживать проектор.
— Познакомьтесь с заданием в группе.
Прочитайте предложения и подчеркните подлежащее и сказуемое.
Ярко светит солнышко.
В берлоге спит медведь.
Лёд трещал от холода.
-Что вам нужно сделать? (подчеркнуть подлежащее и сказуемое)
Вам понятно задание? Выполняйте.
Встаньте на предложение, слова которого ниже составляют основу предложения.
-Что вам нужно сделать? (встать на предложение, слова которого ниже составляют основу предложения)
Вам понятно задание? Выполняйте.
— Проверим задание 2 группы. Первая группа подойдите ко второй, проверим, как они выполнили задание.
-Прочитайте, что вам нужно было сделать и какие ответы вы выбрали.
-Первая группа если согласна, поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.
— Зафиксируйте все результаты в своих бортовых журналах.
— Проверим, как выполнила задание 1 группа.
-Прочитайте, что вам нужно было сделать и какие ответы вы выбрали.
-Вторая группа если согласна, поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.
— Зафиксируйте все результаты в своих бортовых журналах.
-Присаживайтесь на свои места. Остался последний рывок, и мы уже получим наш клад. Продолжаем наш путь в направлении северо-востока.
3) Вот мы подплываем к острову сокровищ
Откройте следующую страницу бортового журнала. Сейчас каждый из вас будет работать в своем журнале.
-Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? (поставить галочку в облако над предложением, где правильно выписана грамматическая основа)
Опадают желтые листья.
Девочка читает интересную книгу.
В лесу выросла стройная ель.
Маша гуляет с собакой.
Старик ловил неводом рыбу.
Мы всем классом идем в лес.
-Проверим это задание на документ камере. Молоды! Вы справились с этим задание.
-Если согласны с выполнением этого задания поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.
V. Итог. Самооценка
Вот ваш сундук с сокровищами!
Задумывались ли вы о том, что у каждого из вас уже есть сундук, наполненным драгоценностями.
Это ваши портфели, в которых лежат учебники с богатейшими сокровищами знаний, накопленными всем человечеством. Если вы воспользуетесь этими сокровищами, то будете очень богатыми, умными, образованными людьми.
Теперь вы знаете, где хранятся настоящие сокровища, истинные ценности, и добыть их можно только упорным трудом – хорошей учёбой.
-Что вы узнали сегодня на уроке? –на слайде карта с названиями островов
-Как же называются главные члена предложения?
-На какие вопросы отвечает подлежащее? (кто? что)
-Как подчеркивается в предложении? (одной чертой)
-На какие вопросы отвечает сказуемое? (что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают)
-Как подчеркивается в предложении? (двумя чертами)
-Для чего нам нужны эти знания?
— Давайте подведем итоги вашего личного участия в путешествии. В конце ваших журналов лист самооценки. Отметьте в нем галочкой те пункты, где вы себя проявили. Подсчитайте количество набранных баллов (одна галочка – один балл) и поставьте отметку.
Я все задания выполнил быстро и без ошибок;
Я могу объяснить тему урока другому;
Я своими ответами приносил пользу всему классу;
Я был активным в течении всего путешествия;
Я достиг целей, поставленных в начале урока.
-Используйте критерии оценки. Поднимите руки, у кого «5», «4», «3».
— Мы молодцы. Капитану корабля понравилось наше путешествие и то, как вы работали.
Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урок, урок окончен.
Предложение. Главные члены предложения
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-po-ruskomu-jazyku-2-klas-glavnye-chleny-predlozhenija.html
http://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/predlozhenie/predlozhenie-glavnye-chleny-predlozheniya