Подлежащее и сказуемое огэ задания

Подлежащее и сказуемое огэ задания

Выпишите грамматическую основу предложения 11.

(1)Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. (2)Он, не торгуясь, заплатил тридцать рублей.

(3)Звали его Трифоном Петровичем. (4)Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

(5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:

– (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.

– (7)Спасибо, родимый, — сказала Поликарповна, — только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

– (8)А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать? (9)Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, — сказал он и засмеялся.

– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.

– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, — отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.

– (14)Прямо с тобой душа отошла, — говорила Поликарповна, — а то уж в людей вера пропадать стала.

– (15)Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.

(17)Один раз вернулся Трифон Петрович из города весёлый и сказал:

– (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.

(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.

(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:

– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

– (26)Как по двести. — спросила едва слышным голосом Поликарповна. (27)У неё почему-то пропал вдруг голос. — (28)Да ведь раньше все дёшево брали…

– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:

* Романов Пантелеймон Сергеевич (1884—1938) — русский писатель. Прозе Романова свойственны лиризм и юмор, мастерство диалога, ясный, реалистический язык.

Укажите ошибочное суждение.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В слове СДАЁТ буква Ё дает два звука: Й, О, поэтому в слове звуков больше, чем букв.

Правильный ответ указан под номером 3.

Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Слово ЧУДНО можно заменить стилистически нейтральным синонимом СТРАННО.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами, взятыми из «Литературной энциклопедии».

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение (см. также Правило ниже).

15.1 От того, как и что человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Для передачи речи героев в художественном тексте используется диалог. Диалог – это способ передачи устной речи на письме. В тексте П.С. Романова по диалогам героев можно составить мнение о тех, кто их произносит.

Так, в предложениях 23-24 приведён диалог соседки Поликарповны: её речь изобилует словами с отрицательной экспрессивной окраской: «бабка», «спятила», «с руками оторвёт». Героиня производит на нас отталкивающее впечатление: от такого человека не дождёшься доброты и отзывчивости.

Другое впечатление производит на нас Трифон Петрович. Речь постояльца отличается богатством и выразительностью: Поликарповну он ласково называет «бабушкой» (предложение №6), и, несмотря использование им просторечных форм («дай-ка» — то же предложение 6), от его слов веет теплом.

Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание, взятое из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»

15.2 В жизни каждого человека есть свои ориентиры. В наше время жажда наживы, материальной выгоды затмевает нормальные человеческие отношения и лежащие в их основе общечеловеческие ценности. Об этом финальные строки текста П.С. Романова. «В основе взаимоотношений людей должна лежать вера, тогда жизнь имеет смысл», — говорит автор. Попробуем доказать правомочность этого утверждения на примерах текста.

Постоялец Трифон Петрович чинит крыльцо Поликарповне про-сто так, а хорошей платой за работу считает доброе слово и добрую память о нём. Об этом говорится в предложениях номер 8 и 9. Постоялец — отзывчивый и добрый человек, для него отношения с квартирной хозяйкой не переводятся в плоскость «заплатил — живи».

Поликарповна в погоне за наживой готова пустить нового постояльца, отказав Трифону Петровичу, потому что её прельстила выгода (предложения по номерами 33—35). Она переступает через Трифона Петровича, через себя и предаёт веру своего постояльца в возможность бескорыстных человеческих отношений.

Таким образом, нам удалось подтвердить, что если человеком движет мелочность, выгода, то сама жизнь переворачивается с ног на голову, потому что нарушается естественная потребность человека в доверии и добре.

15.3 Ценность — это важность, значимость, полезность чего-либо. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то приоритетными являются духовные ценности: духовный поиск, раскрытие и реализация своего предназначения, творческое саморазвитие.

Герой П. Романова Трифон Петрович чинит крыльцо Поликарповне просто так, а хорошей платой за работу считает доброе слово и добрую память о нём. Постоялец — отзывчивый и добрый человек, для него отношения с квартирной хозяйкой не переводятся в плоскость «заплатил — живи». А вот Поликарповна в погоне за наживой готова пустить нового постояльца, отказав Трифону Петровичу, потому что её прельстила выгода. Она предаёт веру своего постояльца в возможность бескорыстных человеческих отношений.

Размышляя, какие ценности выбрать для себя в качестве жизненного ориентира, вспоминаются литературные герои Гоголя: Остап и Андрий из повести «Тарас Бульба». Остап остается верен родине, отцу, принимает смерть за товарищей, смело глядя врагу в лицо. Андрий предал отца, друзей, родину. Мне ближе Остап. Я бы не хотела в жизни встретить на своём пути таких людей, как Андрий.

Список жизненных ценностей у каждого свой. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Предложение 11 неопределенно-личное: в нем основа представлена однородными сказуемыми: не думают, живут.

А о чём думают и чем живут — это дополнения, в основу не входят.

Никаких запятых в бланке не ставим, пишем всё слитно, без пробелов.

Ответ: не думают живут.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Односоставное пред­ло­же­ние —это простое предложение, в котором имеется толь­ко один из глав­ных членов. Глав­ный член в нём независим, по­это­му не­кор­рект­ным было бы ха­рак­те­ри­зо­вать глав­ный член лю­бо­го од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния в тер­ми­нах дву­со­став­но­го – как ска­зу­е­мое или подлежащее. Од­на­ко в школь­ной прак­ти­ке со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ная клас­си­фи­ка­ция од­но­со­став­ных предложений: с глав­ным чле­ном – ска­зу­е­мым и с глав­ным чле­ном – подлежащим:

2. В неопределённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жа­ет­ся глаголом в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа (настоящего и бу­ду­ще­го времени в изъ­яви­тель­ном наклонении и в по­ве­ли­тель­ном наклонении), фор­мой множественного числа про­шед­ше­го времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и ана­ло­гич­ной формой услов­но­го наклонения глагола. Про­из­во­ди­тель действия в этих пред­ло­же­ни­ях неизвестен или неважен:

В дверь сту­чат / постучали . Пусть стучат . Если бы сту­ча­ли громче, я бы услышал.

3. В обобщённо-личных предложениях го­во­рит­ся о действии, ко­то­рое приписывается всём и каж­до­му в отдельности. В этих пред­ло­же­ни­ях главный член вы­ра­жен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: гла­го­лом в форме 2 лица един­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го и по­ве­ли­тель­но­го наклонений или в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Любишь ка­тать­ся – люби и са­ноч­ки возить. Цып­лят по осени считают .

Такие пред­ло­же­ния представлены в пословицах, поговорках, кры­ла­тых фразах, афоризмах.

К обобщённо-личным от­но­сят­ся и пред­ло­же­ния типа Вы­хо­дишь иногда на улицу и удив­ля­ешь­ся прозрачности воздуха. Го­во­ря­щий для при­да­ния обобщённого смыс­ла вместо формы 1 лица упо­треб­ля­ет форму 2 лица.

4. Безличные предложения

Главный член без­лич­но­го предложения стоит в форме 3-го лица един­ствен­но­го числа (в на­сто­я­щем или бу­ду­щем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения) или сред­не­го рода един­ствен­но­го числа (в про­шед­шем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и в услов­ном наклонении) – это так на­зы­ва­е­мая безличная форма.

Главный член без­лич­но­го предложения может быть схо­ден по струк­ту­ре с простым глагольным сказемым и выражается:

1) без­лич­ным глаголом, един­ствен­ная синтаксическая функ­ция которого – быть глав­ным членом без­лич­ных односоставных предложений:

Холодает / хо­ло­да­ло / будет холодать .

2) лич­ным глаголом в без­лич­ной форме:

3) гла­го­лом быть и сло­вом нет в от­ри­ца­тель­ных предложениях:

Ветра не было / нет.

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным глагольным сказуемым, может иметь сле­ду­ю­щее выражение:

1) мо­даль­ный или фа­зис­ный глагол в без­лич­ной форме + инфинитив:

За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в без­лич­ной форме (в наст. вр. в ну­ле­вой форме) + на­ре­чие + инфинитив:

Жаль / было жаль рас­ста­вать­ся с друзьями. Пора со­би­рать­ся в дорогу.

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным именным сказуемым, выражается:

1) глагол-связка в без­лич­ной форме + наречие:

Было жаль старика. На улице ста­но­ви­лось свежо .

2) глагол-связка в без­лич­ной форме + крат­кое страдательное причастие:

В ком­на­те было накурено .

Особую груп­пу среди без­лич­ных предложений об­ра­зу­ют инфинитивные предложения:

Ему зав­тра дежурить . Всем встать !

Безличные пред­ло­же­ния обозначают:

1) бес­субъ­ект­ные состояния, действующего лица нет и быть не может:

На улице темнеет .

2) действия, про­ис­хо­дя­щие помимо воли субъекта:

3) действия, при опи­са­нии которых само дей­ствие важнее, чем его производитель:

Волной смыло лодку.

В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно . У него не было отца. Мне было жаль .

5. Назывные предложения

Назывное пред­ло­же­ние – это од­но­со­став­ное предложение с глав­ным членом-подлежащим. В на­зыв­ных предложениях со­об­ща­ет­ся о су­ще­ство­ва­нии и на­ли­чии предмета. Глав­ный член на­зыв­но­го предложения вы­ра­жа­ет­ся формой И. п. существительного:

Бессонница. Гомер. Тугие па­ру­са .

В со­став назывных пред­ло­же­ний могут вхо­дить указательные ча­сти­цы вон, вот, а для вве­де­ния эмоциональной оцен­ки –восклицательные ча­сти­цы ну и, какой, вот так:

Какая погода! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями на­зыв­но­го предложения могут быть со­гла­со­ван­ные и не­со­гла­со­ван­ные определения:

не думают — раздельно

В бланках пишем слитно.

Выпишите грамматическую основу предложения 14.

(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.

(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой.

– (4)Не обращай внимания! — махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. — (5)Собака у соседа!

– (6)Почему же она воет?

– (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак.

(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей.

(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.

(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

– (20)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

– (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело. (24)Янка с чужими. не особенно любезна. (25)А к тебе — вон как! (26)Заходи.

– (27)Я на минутку, по делу.

(28)Человек сразу стал серьёзным.

– (29)По делу? (30)Слушаю.

– (31)Собака ваша. Яна. (32)Воет целыми днями.

– (34)Так. (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?

– (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?

– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!

– (43)Я прихожу из школы в два часа. (44)Я бы мог гулять с ней после школы!

(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.

(47)Пришло время удивляться Валерке.

– (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?

– (49)Ох, извини, пожалуйста, — мужчина протянул руку. — (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.

– (52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», — с достоинством ответил мальчишка.

– (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?

(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери.

– (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются. — бурчал себе под нос инженер Молчанов.

* Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) — современный детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского журналиста Андрея Александровича Мирошниченко: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Мирошниченко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.

Российский журналист Андрей Мирошниченко сказал: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

Для подтверждения его слов обратимся к тексту современного детского писателя Владимира Железнякова. Обратим внимание на использование диалога в тексте. Диалог — это способ передачи устной речи на письме. Действительно, предложения в диалоге отличаются односложностью, в устной речи много назывных предложений. Примерами могут стать предложения № 5. 20, 22. Если сравнить рядом стоящие предложения, которые не используются для передачи устной речи, то структура их будет отличной от диалога. В предложении № 18 (Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко!) автор рисует картину радостной встречи Валерки с собакой, используя сложную синтаксическую конструкцию с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной.

Таким образом, на приведенных примерах нетрудно заметить разницу между устной и письменной речью. Возможно, действительно правы ученые, предлагающие «выделять два языка — устный и письменный»

Укажите ошибочное суждение.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В слове ЩУПЛОМУ звук Щ всегда мягкий, не имеет пары по твердости.

Правильный ответ указан под номером 2.

Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В контексте предложения слово ЩУПЛЫЙ можно заменить стилистически нейтральным синонимом ХУДОЙ.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Б. В. Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. В. Шергина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Собаки не ошибаются, не ошибаются. — бурчал себе под нос инженер Молчанов».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение (см. также Правило ниже).

15.1 Русский писатель Борис Шергин сказал: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

Для подтверждения его слов обратимся к тексту современного детского писателя Владимира Железнякова. Обратим внимание на использование диалога в тексте. Диалог – это способ передачи устной речи на письме. Действительно, предложения в диалоге отличаются односложностью, в устной речи много назывных предложений. Примерами могут стать предложения №5. 20, 22. Если сравнить рядом стоящие предложения, которые не используются для передачи устной речи, то структура их будет отличной от диалога. В предложении № 18 (Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко!) автор рисует картину радостной встречи Валерки с собакой, используя сложную синтаксическую конструкцию с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной.

Таким образом, на приведенных примерах нетрудно заметить разницу между устной и письменной речью: речь письменная сложнее, подчиняется нормам, в том числе и синтаксическим, в большей степени, чем устная. Возможно, действительно правы ученые, предлагающие «выделять два языка — устный и письменный». А высказывание Шергина только ещё больше это подтверждает.

15.2 «– Собаки не ошибаются, не ошибаются. . . — бурчал себе под нос инженер Молчанов». Так заканчивается текст Владимира Железникова. Этой фразой подводится итог размышлениям инженера Молчанова о том, что искренность мальчика смогла «разглядеть» собака, которая сердцем почувствовала в нём своего.

Валерка не смог пройти мимо воющей собаки, он направился выяснять, в чём причина её такого поведения. А когда узнал, что собака воет, потому что с ней некому гулять, с готовностью предложил свою помощь. Зачем ему это понадобилось? Просто он неравнодушный человек, в нём уже заложены очень важные качества — сострадание и доброта.

Совсем по-другому ведёт себя Юрка. Он предлагает не обращать внимания на вой собаки, он с рассудительным видом заключает: «Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак. . . » А ведь если ему сегодня оказалась безразлична судьба собаки, завтра он пройдёт мимо беды ближнего, просто потому, что у него нет желания заниматься чужими проблемами, да ещё и оправдает это своей занятостью или, что ещё печальнее, чужими просчётами. Очень страшно, когда нас окружают такие люди, как Юрка.

Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь — важные проявления доброты. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.

15.3 Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду.

Герой текста Владимира Железникова Валерка не смог пройти мимо воющей собаки, он направился выяснять, в чём причина её такого поведения. А когда узнал, что собака воет, потому что с ней некому гулять, с готовностью предложил свою помощь. Зачем ему это понадобилось? Просто он неравнодушный человек, в нём уже заложены очень важные качества: сострадание и доброта. Он не кичится своим поступком, для него это проявление доброты естественно и абсолютно бескорыстно.

Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь — важные проявления доброты.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.

ОГЭ. Задания №8,11. Грамматическая основа предложения. Тест.
тест по русскому языку (9 класс) на тему

Тест на проверку знаний учащихся по теме «Грамматическая основа предложения»

Скачать:

ВложениеРазмер
oge._zadanie_no8_11_1_variant.doc41 КБ
oge._zadanie_no8_11_2_variant.docx31.15 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Задание 8, 11 ОГЭ по русскому языку (9 класс) 1 вариант

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Определите количество грамматических основ в предложении, подчеркните их.

Ответ запишите цифрой.

1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.

5. Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал, бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.

6. Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

7. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

8. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.

9. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.

10. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

11. Чуть отвернёшься, а он уже по луже бредёт или ледышку ест вместо конфеты.

12. Как погляжу на Ванюшку, сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя.

13. Неинтересно ему, он же еще в начале года учебник по истории прочитал.

14. Её жениха, который пошел на войну, убили, когда было сражение под Плевной.

РУСТЬЮТОРС

Синтаксический анализ предложения. Задание 2 ОГЭ по русскому языку

Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку.

Рекомендуем посмотреть следующие разделы:

Содержание:

↑ Формулировка задания 2 ОГЭ 2020

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)

↑ Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).

Подлежащее – то, о чем говорится в предложении.

Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении.

Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.

↑ Подлежащее

  • Подлежащее должно стоять в И.п .
  • Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.
  • В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО .
  • Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) или словосочетанием .

Подлежащее = словосочетание

1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)

Пример:
Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)
. Брат с сестрой шел по дороге. (в этом предложении подлежащее – брат)

2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)

Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее.

Примеры:
Пять тетрадей лежало на столе.
Двое ребят шли по дороге.
Часть группы осталась в стороне.
Много ребят пришло в аудиторию.

3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)

Примеры:
Двое из нас пришли.
Трое из ребят остались.

4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы)

Пример:
Наступило начало сентября.

5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.

Примеры:
Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)
На небе расстилался млечный путь.

6. Неопределенное местоимение от …кто …что +имя

Пример:
Что-то неприятное было в его облике.

↑ Сказуемое

1. Простое глагольное сказуемое (ПГС)
2. Составное
-именное сказуемое (СИС)
-глагольное сказуемое (СГС)

ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.

1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).
Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)

2. Инфинитивом (начальной формой глагола).
Курить – здоровью вредить.

3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг).
Она прыг да скок.

4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).
Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.

5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка)

СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив

Способы выражения глагола-связки:

1) Глаголы со значением «начало«, «продолжение«, «конец действия«.
Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.

2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).
Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.

3) Словами можно, нужно, надо и т.д
Можно выйти? Нужно верить.

Примечание:
Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.

Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:

1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.
Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)
Доктора запретили курить.

2. Инфинитив относится к глаголу движения.
Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)

3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.
Желание гулять посетило его только сейчас.

СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил. )

Способ выражения глагола-связки:

1. Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)
2. Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)

1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:
Он врач. (составное именное)

2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».

. Он был здесь вчера. (=присутствовал)
Быть = связка, Он был умным.
Быть=существовать. Он был здесь.

↑ Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся:

Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак)
Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей — всех падежей, кроме И.П. )
Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.)

Второстепенные члены предложения могут быть:

  • обособленными*/неособленными
  • распространенными**/нераспространенными

*Обособленный – значит выделенный запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения)
**Распространенный — имеющий зависимые слова.

Обособленным может быть любой второстепенный член предложения.
Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не только его.)
Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное.

Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)

↑ Двусоставные и односоставные предложения

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.

Односоставные предложения – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.

Односоставные предложения делятся на:

1. Определенно-личные (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ)
Хожу по городу, ничего не замечаю.

2. Неопределенно-личные (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)
Ходят тут, смотрят.

3. Обобщенно-личные (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)
Цыплят по осени считают.

4. Безличные предложения
в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем)

  • явления природы. Вечереет. Смеркается.
  • состояние человека. Мне грустно. Мне тошно.
  • отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.
  • инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.
  • краткое страдательное причастие . Об этом много сказано.

5. Назывные предложения (в них отсутствует сказуемое).
Ночь. Улица. Фонарь.

Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.

[Ночь], и [всем стало так спокойно].

↑ Полные и неполные предложения

Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.

Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.

Я люблю яблоки. Он — апельсины. (неполное)

↑ Простое осложненное предложение

Простое предложение — предложение с 1 грамматической основой.

Осложненное простое предложение — это предложение, в составе которого есть:
• однородные члены предложения.
• обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства.
• вводные конструкции
• вставные конструкции
• слова-обращения
• уточнение
• сравнительный оборот

↑ Сложное предложение

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими основами.
Сложне предложения делятся на:
Сложносочиненные предложения (ССП)
Сложноподчиненные предложения (СПП)
Сложные бессоюзные предложения (БСП)

↑ Сложносочиненное предложение

ССП (сложносочиненное предложение) — это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку.

Сочинительные союзы:
• соединительные (И, ДА (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько . столько и)
• разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)
• противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же)
• градационные (не только. но и, не столько. сколько, не то чтобы. а)
• присоединительные (тоже, также, да и, и, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ)
• пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО)

↑ Сложноподчиненное предложение

СПП (сложноподчиненное предложение) — это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части).

Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение.

изъяснительные (что, чтобы, как, …) (вопросы косвенных падежей) чаще — ЧТО
определительные (который, которая, которого, . )
обстоятельственные:
• времени (когда, лишь, едва, …) КОГДА?
• места (где, куда, откуда, . ) ГДЕ
• образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, . ) В КАКОЙ мере КАК?
• сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)
• причины (так как, потому что, …) (ПОЧЕМУ?
• условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?
• уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО?
• цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
• следствия (так что)

В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения)

На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.

Сравните:
Я увидел, что на улице светит солнце. (что – союз)
Я узнал, кто ворует мои конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее)

СПП с несколькими придаточными

1. Однородное подчинение придаточных (от одного слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным)

[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце) и ЧТО? (поют птицы).

[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце), ЧТО? (поют птицы).

2. Последовательное подчинение придаточных .

[Я увидел дом], КАКОЙ?(который стоял на месте), (КАКОМ?) (где раньше росли черемухи_.

3. Параллельное подчинение придаточных (неоднородное)

(Когда я был маленьким)КОГДА?,[ я верил], ВО ЧТО? (что дед Мороз существует).

↑ Бессоюзное сложное предложение

БСП (бессоюзное сложное предложение) — это такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны по смыслу.

Смысловые отношения между частями БСП:

ЗАПЯТАЯ:
Между частями БСП отношения одновременности, последовательности. (можно подставить И)

ДВОЕТОЧИЕ:

  • отношение причины (от первого предложения ко второму задается вопрос ПОЧЕМУ?)
  • отношение пояснения (ко второму предложения можно подставить А ИМЕННО)
  • отношения дополнения (ко второму предложения можно подставить ЧТО,и ВИЖУ ЧТО и т.д.)

ТИРЕ:
части БСП противопоставлены (можно подставить союзы А, НО)
первая часть имеет значение времени или условия (можно подставить союзы КОГДА, ЕСЛИ)
вторая часть имеет значени следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО)

↑ Способы передачи чужой речи

1. При помощи прямой речи
2. При помощи косвенной речи

Прямая речь – дословное воспроизведение чужого высказывания.

Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.

Косвенная речь – пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех особенностей речи говорящего.

В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)

Прямая речь может иметь форму диалога .

Диалог оформляется двумя способами:

Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире
— Ты придешь?
— Не знаю.

Реплики следуют в строку:
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.

1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):
Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное . это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Цитата может быть приведена не с начала предложения:
Писарев писал: «. красота языка заключается в его ясности и выразительности».
«. Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор:
(подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. — Ред.).

4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:
«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:
Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/04/28/oge-zadaniya-no811-grammaticheskaya-osnova-predlozheniya

http://rustutors.ru/oge/teoryoge/1990-sintaksicheskij-analiz-predlozhenija-zadanie-2-ogje-po-russkomu-jazyku.html