Подлежащее и сказуемое придаточное

Подлежащные и сказуемные придаточные

Признаки подлежащного и сказуемного придаточного:

Какой частью речи выражено подлежащее в главном предложении?

Вопросы к придаточному

Для чего придаточное?

Союзные слова, которыми присоединяется придаточное

Подлежащее- местоимение (тот, та, те и т.д )

Раскрыть содержание подлежащего- местоимения

кто, что, который

Тот (подлежащее), кто должен отвечать за других, взрослеет быстрее.

При отсутствии местоимения-подлежащего придаточное занимает позицию подлежащего: Необходимо (сказуемое), чтобы искусство не отставало от науки.

( Искусство необходимо наряду с наукой)

Для чего придаточное?

Слова, которыми присоединяется придаточное

Сказуемое- указательное местоимение

Каков ?, Каковы?, Какова?Каково?

раскрывают содержание указательных местоимений, выполняющих роль сказуемого

кто, каков, какой, который, что, чтобы.

Время такое (сказуемое) , что людям беседовать некогда.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Селиванова Татьяна МихайловнаНаписать 621 26.11.2018

Номер материала: ДБ-259837

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.11.2018 171
    25.11.2018 73
    25.11.2018 102
    25.11.2018 1166
    25.11.2018 100
    25.11.2018 101
    25.11.2018 102
    23.11.2018 100

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2.2.3. Придаточные подлежащные

2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

1. Вопросы: придаточные подлежащные отвечают на вопросы подлежащего: кто? что?

2. Главное слово:

придаточные подлежащные относятся к подлежащему главного предложения, выраженному местоимением: тот, то, всякий, каждый, любой, весь, всё и др.:

Каждый [кто?], кого он здесь видел , обладал своим особым познанием (Федин);

в главном предложении может не быть подлежащего, тогда придаточное предложение будет выполнять функцию подлежащего по отношению к сказуемому главного предложения. Сказуемое может быть выражено глаголом или наречием, требующим ответа на вопрос именительного падежа – что?.

Ср.: Известно [что?], что слоны в диковинку у нас (Крылов). – Это известно ; То , что слоны в диковинку у нас, известно .

3. Средства связи:

если в главном предложении есть подлежащее – местоимение, то придаточные подлежащные прикрепляются к главному предложению с помощью союзных слов ( кто, что, который, какой, где, куда, когда, как ) или союзов ( что, чтобы ):

Кто знает этого человека, тот не любит с ним много говорить (Помяловский) – союзное слово кто ; Всё , что полагалось в дорогу, было собрано (Бабаевский) – союзное слово что ; Особенно было страшно то , что над огнём, в дыму, летали голуби (Чехов) – союз что ;

если в главном предложении нет подлежащего, то придаточные подлежащные прикрепляются к главному предложению с помощью союзов ( что, как, будто, как будто, чтобы ), союза-частицы ли или союзных слов ( кто, что, где, куда, когда, как, который и др.):

Его забавляло , что он староста (Чехов) – союз что ; Нужно , чтобы байдара поднимала большой груз (Сёмушкин) – союз чтобы ; Андрея поразило , как изменился Степан Бояркин за одни сутки (Попов) – союзное слово как .

4. Место в предложении: придаточное подлежащное может стоять после главного предложения, в середине главного предложения, перед главным предложением.

[кто?] Кто знает этого человека, тот не любит с ним много говорить (Помяловский).

(кто – союз. слово), [мест.-подл.].

Всё [что?], что полагалось в дорогу, было собрано (Бабаевский).

[мест.-подл., (что – союз. слово), ].

Его забавляло [что?], что он староста (Чехов).

Кто знает этого человека, тот не любит с ним много говорить ; Всё , что полагалось в дорогу, было собрано .

Придаточные, связанные с главным предложением при помощи союзов, будут относиться к изъяснительным придаточным.

Известно [что?], что слоны в диковинку у нас; Особенно было страшно то , что над огнём, в дыму, летали голуби .

К изъяснительным придаточным в этой классификации будут относиться и придаточные, распространяющие главные предложения, в которых нет подлежащего.

Его забавляло , что он староста ; Нужно , чтобы байдара поднимала большой груз; Андрея поразило , как изменился Степан Бояркин за одни сутки.

Вы можете пользоваться любой из представленных в школьных учебниках типологией придаточных предложений.

2) Достаточно распространённой является ошибка, когда к подлежащным (или местоимённо-определительным) придаточным относят все придаточные, которые прикрепляются к главному при помощи союзных слов и связаны с главным, имеющим указательные, определительные местоимения (тот, это, каждый и др.). Указательные, определительные и другие местоимения в главном предложении могут выполнять функцию указательных слов.

Ср.: Вот тот подарок , что он обещал ей сделать через десять лет (Паустовский).

В подлежащном (в местоимённо-определительном) придаточном местоимение является главным словом, оно самостоятельно выполняет роль подлежащего и не зависит от существительного.

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными и сказуемыми

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПОДЛЕЖАЩНЫМИ И СКАЗУЕМНЫМИ

1. Это сложноподчиненное предложение с придаточным подлежащным:

I а) Вот те, которые дожили до седин. (А. Грибоедов)

б) И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет. (В. Лебедев-Кумач)

в) Неужли я из тех, которым цель всей жизни — смех? (А. Грибоедов)

г) Трудно было понять, чем это огонь так привлекал ля­гушку. (К. Паустовский)

II а) То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)

б) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (А. Пушкин)

в) Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет. (А. Грибоедов)

г) Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине. (М. Лермонтов)

2. В этом сложноподчиненном предложении придаточное дополняет главное, занимая позицию подлежащего:

I а) Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. (И. Крылов)

б) Известно, что Слоны в диковинку у нас. (И. Крылов)

в) Письмо было длинное. Видно было, что Гвоздев писал его, изнывая от госпитальной скуки. (Б. Полевой)

г) Чудится мне, будто песню печальную

Мать надо мною поет в полусне. (Д. Кедрин)

II а) Только мне известно, что женщине тебя не следует любить. (М. Лермонтов)

б) Одно лишь странно мне,

Как я найти могла ее браслет. (М. Лермонтов)

в) Весть о том, что в санатории живет безногий, мечтаю­щий летать на истребителе, мгновенно распространилась по палатам. (Б. Полевой)

г) Слышно было, как мышка шуршит где-то неподалеку от Сережи в траве. (А. Фадеев)

3. В этом сложноподчиненном предложении придаточное подлежащное находится перед главным:

I а) И в людях так же говорят:

Кто посмирней, так тот и виноват. (И. Крылов)

б) Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит? (И. Крылов)

в) Что волки жадны — всякий знает. (И. Крылов)

г) Что ты в деревню хочешь, это прекрасно. (А. Толстой)

II а) Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (По­словица)

б) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. (И. Крылов)

в) Кто не любит родную природу,

Тот не знает народной души. (Н. Рыленков)

г) Что хорошо понято, то хорошо и свободно излагается. (В. Белинский)

4. В этом сложноподчиненном предложении придаточное сказуемное:

I а) Каков мастер, таково и дело. (Пословица)

б) Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов)

в) Какова Устинья, такова у нее и ботвинья. (Пословица)

г) Кто ищет, тот всегда найдет. (В. Лебедев-Кумач)

II а) Каждый, кто изучает русский язык, должен научиться пользоваться словарями.

б) А стадо таково, что трудно перечесть. (И. Крылов)

в) Настоящий друг тот, кто не только помогает тебе в бе­де, но и сумеет разделить твою радость.

г) Каково лето, таково и сено. (Пословица)

5. Это предложение соответствует схеме [. (. ), . ]:

I а) И те, кому он [скворец] столь успешно подражал, вдруг пробудились и один за другим подали свои голоса. (М. Алек­сеев)

б) Плохо, что звонят раньше времени.

в) Тот, кто постоянно ясен,

Тот, по-моему, просто глуп. (В. Маяковский)

г) Кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушива­ются внимательнее, чем к крикуну. (А. Дорохов)

II а) Каков привет, таков и ответ. (Пословица)

б) Выяснилось, что до совершеннолетия осталось всегодва часа десять минут. (Л. Леонов)

в) И все, что нынче держим мы в руках,
Мне с каждым днем становится дороже.

г) Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)

6. В этом предложении знаки препинания поставлены правильно:

I а) Кто не умеет ясно и правильно говорить, тот и мыслит неясно нечетко.

б) Это был он, тот самый матрос. (В. Катаев)

в) Каждый кто молод встань с нами вместе,
В наши ряды, друзья! (В. Лебедев-Кумач)

г) Я знаю кто вы были. (М. Лермонтов)

II а) Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заклю­чается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывате­лем. (А. Блок)

б) И наш народ теперь не тот

Каким он раньше был. (С. Михалков)

в) Кто сердцем легок тот в делах удачлив. (Д. Самойлов)

г) То что ее жизнь была теперь окружена тайной, очень нравилось Любе. (А. Фадеев)


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/739-223_pridatochnye_podlezhaschnye.html

http://pandia.ru/text/77/416/84236.php