Подлежащее и сказуемое средства выражения сказуемого

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
gramm._osnova.pptx136.65 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

Подчеркните грамм. основы: 1) Небо ясное, чистое. 2) Мы остановились в лесной деревушке и зашли в хату лесника. 3) Море обнимает остров со всех сторон. 4) Иду вдоль берега моря. Найдите односоставное предложение.

Подлежащее Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Падеж? Чем может быть выражено? Стр. 110

Подлежащее Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Падеж? Чем может быть выражено? Предмет речи или мысли, о котором сообщается в предложении. Кто? Что? Им. п. (!) А) Существительным ( Кошка спит). Б) Местоимением ( Она спит). В) Сущ. в Им. п. + сущ. или мест. в Тв . п. ( Полкан с Барбосом грелись). Г) Числ . (в Им.п ) + сущ. (в Р.п.) ( Три девицы пряли).

В каждом предложении найдите грамм. основу: 1. Багровый сумрак покрыл горы. 2. Он зажмурил глаза и прижал уши. 3. Настя с Ваней громко рассмеялись. 4. В нашей школе девять этажей. Есть ли здесь односоставное предложение? Докажите.

Сказуемое Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Чем может быть выражено? Стр. 112

Сказуемое Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Чем может быть выражено? То, что говорится в предложении о подлежащем. Что делает? Каков он? Что это такое? Кто это такой? Глагол . Приближается весна. 2. Имя прилагательное. Весна в этом году ранняя. 3. Краткое прилагательное. Вечер тих. 4. Имя существительное (что это такое?). Апрель – весенний месяц.

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в Им.п. между ними ставится тире: Москва – столица России. А.В. Суворов – великий русский полководец . Сущ. в Им.п. Сущ. в Им.п. Сущ. в Им.п. Сущ. в Им.п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».

Данный урок — второй по теме, является уроком применения предметных знаний. Все этапы урока направлены на усвоение новой пунктограммы и объединены этимологическим исследованием слова «школ.

В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

Данная презентация поможет тем, кто готовится к уроку по теме :»Подлежащее».

Урок с элементами личностно-ориентированного обучения.

Подлежащее и сказуемое — способы выражения, виды и примеры

Определение терминов

Главным членом предложения является подлежащее, которое обозначает предмет или объект, совершающий действие. Основная форма выражения — существительное (или другое имя) в начальной форме. Лингвисты выделяют следующие характеристики этого элемента предложения:

  1. Отвечает на вопрос «о чем или о ком говорится в высказывании».
  2. Выражается или существительным в имен. п., или иными способами. Однако именем в косвенном падеже быть не может.

Пример: Кошка сидела на столе. Светило яркое солнце. Небо было безоблачным. Подлежащие в этих предложениях: кошка, солнце, небо. Все они являются существительными, отвечающими на вопросы «кто?» или «что?». Подчеркнуть при разборе его следует одной прямой чертой.

Сказуемое — второй главный член предложения, обозначающий действие, которое совершает предмет или объект, являющийся подлежащим. Вопросы — «что делает?», «что сделает?», «что делал?». Если в предложении имеются оба члена грамматической основы, то оно является двусоставным, а если только один из них — односоставным. Связь между главными элементами — равноправие, ни от одного из них нельзя задать вопрос другому.

Важно! Подлежащее и сказуемое — это основа предложения, к словосочетаниям такие элементы синтаксиса не относятся. В этом разница между главными и второстепенными членами.

Значение в речи

Грамматическая основа представляет собой ядро любой синтаксической конструкции, важнейшую его часть. Именно в ней сосредоточен основной смысл фразы, который говорящий или пишущий желает донести до своего собеседника или читателя. Чаще всего подлежащее и сказуемое являются самостоятельными, то есть для общего понимания значения высказывания их бывает достаточно, при этом второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение, дополнение), вводные и уточняющие конструкции помогают передать более подробную информацию, но в понимании смысла особой роли не играют.

Если убрать любой элемент основы, будет утрачено само значение предложения, в то время как «потеря» любого из второстепенных компонентов, конечно, сделает фразу менее информативной, но смысл сохранит.

Кроме того, при помощи подлежащего удается заявить о том, кто именно совершает действие, а благодаря сказуемому — привязать высказывание к определенному временному отрезку. Вот почему они также являются грамматическим центром предложения.

В некоторых случаях используется пассивный залог глагола, например, «Книга пишется автором», однако подлежащим будет существительное в именительном падеже, несмотря на то, что по логике действие — написание — выполняет автор. Вот почему при изучении темы школьникам следует быть особенно внимательным и не забывать задавать вопросы, чтобы верно выполнить разбор предложения.

Несогласованные сказуемые чаще всего используются в разговорной речи, чтобы придать фразе краткость, эмоциональную окраску.

Способы выражения

Чаще всего подлежащее выражено словоформой имени существительного в именительном падеже множественного или единственного числа. Это связано с тем, что именно существительные обозначают предмет, что дает возможность говорящему наиболее просто, но полно выразить свою мысль.

Способы выражения подлежащего и сказуемого отличаются многообразием. Для первого, кроме существительных, могут использоваться:

  1. Местоимения, чаще личные: Я читаю книгу. Она пришла в гости с тортом.
  2. Другие разряды местоимений: неопределенные (Кто-то открыл дверь), отрицательные (Никто не хотел готовить уроки), вопросительно-относительные (Кто не хочет объездить весь мир).
  3. Числительные: количественные (Четыре делится на два), собирательные (Оба хотели прокатиться на лошади), порядковые (Первый побежал, второй остановился).
  4. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Пример: Читать в постели — дурная привычка.
  5. Причастие. Например: Приехавшие расположились по комнатам. Учащиеся были добросовестны.

Кроме того, в качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически. Основные варианты представлены в форме таблицы.

НаименованиеПример предложения
Географическое собственное наименование, состоящее из нескольких словСеверный Ледовитый океан был богат рыбой.
Устойчивое словосочетаниеЖелезная дорога протянулась на многие километры.
Наименование учрежденияМинистерство здравоохранения принимает претензии граждан.
Существительное со значением количества + сущ. в Р. п.Множество студентов смогло сдать сессию успешно.
Крылатое выражениеАвгиевы конюшни были вычищены быстро.
Числительное + сущ. в Р. п.Две липы росли под окном.
Местоимения «сколько, столько, несколько» + сущ. в Р. п.Несколько зданий гордо возвышалось на отшибе.
Прилагательное /числ./мест. в И. п. + предлог из + сущ./мест.Лучший из школьников сегодня получил золотую медаль.
Неопределенное мест. + прил.Нечто странное произошло сегодня с Ивановым.
Предикативная конструкция«Привет, сегодня не приду» просто застало его врасплох.

Кроме того, подлежащее может быть выражено и другими частями речи, выступающими в данном конкретном случае в значении существительного, то есть субстантивированными. Например, наречиями: Далеко — это лишь условность.

Разновидности подлежащих

В зависимости от способа выражения можно выделить два вида подлежащих. Наиболее часто употребляется номинативное, которое выражено словом любой части речи в значении существительного в начальной форме или сходным по грамматической форме словосочетанием. Для номинативных разновидностей используются личные местоимения (Я хотел купить синюю вазу), а также местоимения в паре со словами «весь, сам» (Сам он — лентяй).

Неизменяемые части речи также могут играть эту синтаксическую функцию. Поэтому подлежащим в определенном контексте может стать наречие, союз, предлог, междометие. Примеры: И — соединительный союз. Вот раздалось ау вдалеке. Завтра станет лучше, чем сегодня.

Вторая разновидность подлежащих — инфинитивные. Они предметным значением не обладают и не подвержены субстантивации. Примеры: Жизнь прожить — не поле перейти. Быть счастливым — вот цель человека. Смотреть на твои работы — подлинное наслаждение.

В таких конструкциях между подлежащим и сказуемым следует ставить тире.

Особенности сказуемых

Основной способ выражения сказуемого — глагольные формы. Однако он не является единственным. Есть три типа сказуемого в русском языке. Простое глагольное состоит из одного слова, представляет собой глагол в любой форме, помимо инфинитива. Примеры: Я читаю. Дедушка пропалывает грядки. Синее море разливало свои волны на огромное расстояние.

Составное глагольное образуется по схеме «инфинитив + вспомогательный глагол» (Я люблю читать. Кошка может спать сутки напролет). Составное именное состоит из двух компонентов: глагола-связки (чаще — «быть», реже используются «казаться», «стать») и именной части, которая выражается различными частями речи, за исключением глагольных форм и деепричастия. Примеры: Кот был белым. Я был веселым.

В этих предложениях сказуемым является не глагол «был», как может показаться на первый взгляд, а сложная конструкция из двух слов. Доказательство просто: если «выкинуть» связку, смысл не утратится. Соответственно, выразить признак предмета возможно только при помощи использования совокупности элементов.

Вне зависимости от разновидности сказуемого при проведении синтаксического разбора оно подчеркивается двумя прямыми чертами.

Верная постановка знаков

Изучение подлежащего и сказуемого имеет и практический аспект, поскольку в зависимости от того, как именно выражается грамматическая основа, нередко расставляются знаки препинания, в частности, тире. Выполняя упражнения в классе и дома, важно помнить правила и использовать их. Самый простой вариант: если подлежащее и сказуемое выражено существительными в именительном падеже, то между ними следует поставить тире.

Примеры: Моя работа — моя слабость и радость. Практический опыт — лучший учитель.

Кроме того, тире следует поставить в таких случаях:

  1. Перед словами «это», «вот», «это значит»: Солнце — это источник жизни на земле. Муравей — вот пример добросовестного труженика.
  2. Если оба компонента выражены инфинитивом: Править королевством — трудиться ежеминутно. Читать книгу — получать знания.
  3. Если один из компонентов основы выражен глаголом в начальной форме, а второй — сущ. в И. п.: Находить ответы на вопросы — вот правило успеха в изучении любой науки.
  4. Если обе составляющих основы выражены количественными числительными в начальной форме: Трижды три — девять. Или же один из них — количественное числительное, а другой — сущ. в Им. п. Пример: Мощность двигателя — двести лошадиных сил.

Современные интернет-сайты позволяют ознакомиться с любым правилом онлайн, кроме того, при возникновении вопросов всегда можно обратиться к справочным пособиям или учебникам.

В соответствии с нормами русского языка, подлежащее и сказуемое — это не просто теоретические понятия, но и важнейшие синтаксические компоненты, которые важно правильно выделять. Это позволит не допустить ошибок при расстановке знаков препинания.

5 класс Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

Тема: Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

Обучающие:
совершенствование умения определять способы выражения подлежащего и сказуемого;
-повторить понятие главных членов предложения;
-познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого;
-сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.

Развивающие:
способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Воспитательные:
формировать интерес к русскому языку.

Тип урока: «открытие новых знаний».

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: учебник (Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др./ — М.: Просвещение, 2014), компьютер, проектор.

2. Мотивация к учебной деятельности.

КрасИвее, жалюзИ, кладовАя, каталОг, создалА, позвонИш.

— Прочитать текст. Определить предложения по цели высказывания. У меня вопросов много.

Каждый день несет вопрос:

Сколько лап у осьминога?

Ест ли рыбу утконос?

Почему для кенгуренка

Лучше места не нашлось?

Где живут три поросенка,

И откуда родом лось?

Почему грибы опята

Возле пней всегда растут?

Жизнь вопросами богата,

И они, как пламя, жгут.

Игра «Верно или неверно».

-Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

-Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

-Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)

-Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

— Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

— Какие понятия уже знакомы?

-Чем отличаются сочетания слов: грачи прилетели и весенние птицы?

4. Половодье, аллея, Ростов, Ярославль, соединение, тире, костёр, блеснул, заря, акварель, экскаватор, фиалки, библиотека, коростель, снегирь, путешественник, извините, пожалуйста, бубенчик, проталина, фонарь, велосипед, аптека.

5. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

-Что вы знаете о грамматической основе предложения?

6. Формулирование темы урока. Постановка задач урока .

-Что нового вы узнаете сегодня на уроке о грамматической основе? это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого

— Какова сегодня тема урока? Чему вы должны научиться?

7. Работа с учебником , стр. 110,111,112.

1 ) На какие вопросы отвечает подлежащее?

2) Чем выражены подлежащее и сказуемое?( А) Существительным

В) Сущ. в Им. п. + сущ. или мест. в Тв. п.

(Полкан с Барбосом грелись).

Г) Числ. (в Им.п) + сущ. (в Р.п.)

3) На какие вопросы отвечает сказуемое? Сказу́емое — главный член предложения, которым бывает глагол, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: что делает предмет (или лицо)?,что будет делать?(лицо) что сделает? что с ним происходит?, каков он?, что он такое?, кто он такой? и др.

Какой частью речи оно выражено?

На какой вопрос отвечает?

Чем может быть выражено?

Предмет речи или мысли, о котором сообщается в предложении.

В) Сущ. в Им. п. + сущ. или мест. в Тв. п.

(Полкан с Барбосом грелись).

Г) Числ. (в Им.п) + сущ. (в Р.п.)

• В каждом предложении найдите грамм. основу:

• 1. Багровый сумрак покрыл горы.

• 2. Он зажмурил глаза и прижал уши.

• 3. Настя с Ваней громко рассмеялись.

• 4. В нашей школе девять этажей.

• Есть ли здесь односоставное предложение? Докажите.

Запишите поговорки ,подчеркните подлежащее и сказуемое. Где надо поставьте тире.

Слово не стрела, а к сердцу льнет. Грамота второй язык. Книга лучший товарищ. Чужая душа потемки. Молчание знак согласия. Тетрадь зеркало ученика и учителя.

11.Самостоятельная работа . Упр.491.

14. Выставление оценок.

15. Домашнее задание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/podlezhashchee-i-skazuemoe.html

http://infourok.ru/5-klass-podlezhashee-i-skazuemoe-sredstva-ih-vyrazheniya-5306353.html