Подлежащее и сказуемое трудные случаи

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ НАХОЖДЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

В простых предложениях сложно найти сказуемое, в состав которого входят два глагола, например: Я люблю помогать бабушке. Может показаться, что сочетание слов люблю помогать — составное глагольное сказуемое. Однако сказуемое в данном предложении простое глагольное — люблю. Слово помогать — косвенное дополнение: люблю (что?) помогать. Для большей наглядности можно заменить глагол помогать на существительное, например: люблю (что?) конфеты.

Особое внимание следует уделять предложениям, в состав которых входит глагол быть.

Сопоставим три предложения: У них был необычный праздник; Он будет учиться в медицинском институте; Он будет юристом. В первом предложении глагол был является простым глагольным сказуемым при подлежащем праздник. Во втором предложении сказуемое будет учиться тоже является простым глагольным; глагол будет образует аналитическую форму будущего времени изъявительного наклонения. Нужно учитывать, что глагол быть никогда не является вспомогательным глаголом в составном глагольном сказуемом. В третьем предложении сказуемое будет юристом составное именное. Глагол-связка будет выражает грамматическое значение будущего времени, основное же лексическое значение заключено в существительном юрист. Если перевести предложение в план настоящего времени, получится Он юрист.

Обратите внимание!

1) Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (Подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!): Глаза как ночь;

3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.

Ср.: Он, бывало, неделями в деревне не показывался;

4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:

одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть, а в составном именном сказуемом – можно.

Ср.: Он повесил нос (ПГС) – нельзя: Он был нос; Она сидела усталая (СИС) – Она была усталая; Он родился счастливым (СИС) – Он был счастливым.

Для обозначения компонентов схемы вводятся следующие элементарные буквенные символы, соответствующие латинским названиям частей речи и названиям некоторых форм: Vf — спрягаемая форма глагола (лат. verbum finitum); Vf3s — спрягаемый глагол в форме 3 л. ед. ч. (лат. singularis); Vf3pl — спрягаемый глагол в форме 3 л. мн. ч. (лат. pluralis); Inf — инфинитив; N — существительное (лат. nomen — имя, название); adj — прилагательное (лат. adjectivum); Pron — местоимение (лат. pronomen); Adv — наречие (лат. adverbium); Adv-o — предикативное наречие на —о; Praed – предикативное наречие, т.е. категория состояния (лат. praedicatum); Part — причастие (лат. participium); interj — междометие (лат. interjectio); neg — отрицание (негация, лат. negatio); Vcop –глагол-связка (лат. copula); Vcop0 – нулевая связка-глагол; quant — квантификативное (количественное) значение (лат. quantitas ( количество ) , ( величина ) ). При символе N цифры от 1 до 6 обозначают соответственно падежи: 1 — им. п., 2 — род. п., 3 — дат. п., 4 — вин. п., 5 — тв. п., 6 — предл. п.; при символе N цифра 2 со следующим дальше многоточием (N2. ) обозначает: «существительное в форме одного из косвенных падежей». Двусоставные предложения в русском языке строятся по следующим основным структурным схемам (в Грамматике-80 их 30).

1. С согласованными (координируемыми) главными членами:
1) Схема: существительное в им.пад. – спрягаемый глагол: N1 ‑ Vfinitum (спрягаемый глагол): Ветер весело шумит; значение – отношение между субъектом и его предикативным признаком – действием или процессуальным состоянием; парадигма полная;

2) Схема — существительное в им.пад. – существительное в им. пад.: N1 Vcopo N1: Собачья площадка – моё любимое место в Москве (Каверин); значение – отношение между субъектом и его предметно представленным предикативным признаком; парадигма полная;

3) Схема — существительное в именительном падеже – полное прилагательное N1 Vcop Adj1: Ноябрь былв тот год тихий и теплый; значение- отношение между субъектом и его предикативным признаком – свойством или качеством; парадигма полная;

4) Схема — существительное в им.пад. – краткое прилагательное: N1 Vcop Adj: Моребыло пустынно; значение — отношение между субъектом и его предикативным признаком – непроцессуальным состоянием; парадигма семичленная, нет формы сослагательного наклонения;

5) Схема — существительное в им.пад. – краткое причастие: N1 Vcop0 Partкрат: Крепко связаны ее локти;значение – отношение между субъектом и его предикативным признаком – состоянием как результатом действия, парадигма полная.

С несогласованными (некоординируемыми) главными членами:

1) Схема — существительное в им.п. – существительное в косв.пад. или наречие: N1 Vcop N2 (Adv): Ябыл без сознания. Резкость твоя от смущения N1 Vcopo N2 (Adv):. Речкабыла совсемблизко, под косогором.Отец на работе. Друзья рядом; значение – отношение между субъектом и его предикативным признаком – состоянием, свойством, качеством, квалификацией; парадигма полная;
2) Схема — существительное в им. пад. – инфинитив: N1 Vcop Inf: Долг наш – защищать крепость (П.), Задача – учиться; значение – отношение между предметно представленным состоянием и его предикативным признаком – отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием; парадигма пятичленная, отсутствует выражение значений побуждения, желания, долженствования;

3) Схема — существительное в им.пад. – предикативное наречие (слово категории состояния): N1 Vcopo Adv (Ложь – это непростительно); значение – отношение между действием или состоянием, названным через предмет, его представляющий, и его предикативным признаком – качественной характеристикой; парадигма четырехчленная, отсутствует выражение условия, желательности, побуждения и долженствования;

4) Схема — инфинитив – существительное в им.пад. Inf VcopO N1: Ловить полевых мышей – это не его стихия(Каверин). Трудиться ‑ доблесть; значение – отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием и его предикативным признаком – квалификацией; парадигма шестичленная, отсутствует выражение желательности и долженствования;

5) Схема — инфинитив – связка инфинитив: Inf VcopO Inf: Без денег торговать как без соли хлебать. Сомневаться – значит искать; значение – отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием и его предикативным признаком – отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием; парадигма – 6 членов, отсутствует выражение желательности и долженствования;

6) Схема — инфинитив – предикативное наречие (слово категории состояния): Inf Vcop Adv0 (N2): Слушать ее было интересно и немного жутко. Кататься весело; значение – отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием и его предикативным признаком – качественной квалификацией; парадигма – 7 членов, отсутствует выражение долженствования.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова основная грамматическая категория простого предложения?

2. Из каких частных грамматических значений состоит категория предикативности?

3. В чем различие реальной и ирреальной объективной модальности?

4. Как реальная объективная модальность связана с категорией времени?

5. Совпадает ли синтаксическое время с морфологическим временем глагола-сказуемого?

6. Совпадает ли синтаксическое лицо с морфологическим лицом?

7. Что представляет собой парадигма предложения? Приведите свой пример полной восьмичленной парадигмы двусоставного предложения.

8. Что представляет собой структурная схема двусоставного предложения?

9. Назовите основные способы выражения подлежащего.

10. Каковы основные типы сказуемого и способы из выражения.

Задание 1. Назовите способы выражения темпоральности (синтаксического времени)

1. Погромыхивал плохо прибитый лист железа (Шол.)

2. Вчера прихожу я к нашему Егору Петровичу и застаю там студиоза… (Ч.)

3. Прошу вас минутку помолчать (Булг.)

4. И ни одна душа не будет знать об этом посещении (Булг.)

5. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождя необыкновенно ярки и пышны (Пришв.)

6. Поговорил бы ты с отцом!

7. Заберешься, бывало, на дерево с блестящими лакомыми ягодками и екшь их горстями прямо с косточками (Пришв.)

8. Пусть сильнее грянет буря!

9. В 1472 году Никитин отправляется в обратный путь. Однако не суждено ему было вернуться в родной город. В дороге он умирает (Д. Розенталь)

Задание 2. Охарактеризуйте модальный план предложений. Определите оттенки ирреальной модальности.

1. И собирайся в дорогу.

2. Ты бы хлопцу дала поесть (Н.О.)

3. Да купи ты себе собачку!

4. Опоздай мы еще немного, то не переправились бы вовсе (Арс.)

5. Тиха украинская ночь (Г.)

6. Пусть всегда будет солнце!

7. Награбил денег, а я ему стереги!

8. Будь она с сыном, ей было бы спокойно (Н.О.)

9. Прогулка принесла бы тебе большую пользу.

Задание 3. Определите значение синтаксического лица (1-е синт лицо; 2-е синт. лицо, 3-е синт лицо, неопределенное лицо, обобщенное лицо, вне категории лица) и способ его выражения.

1. Люблю ходить ранней осенью в лес за опятами.

2. Вдалеке что-то светится.

3. Мне что-то нездоровится.

4. Все повернулись в его сторону.

5. За стеной стучат.

6. Потерявши голову, по волосам не плачут.

7. Съездить бы к морю в это лето!

Задание 4. Определите структурный тип предложений (двусоставное, односоставное) и охарактеризуйте категорию предикативности в них (время, модальность, лицо).

1. Любой ювелир согласился бы взять на работу треть слитка и был бы этим доволен (Пауст.)

2. Да пошлют ему боги долгую жизнь и всеобщий мир (Булг.)

3. Толпа начала редеть.

4. Во всех газетах пишут бюллетени о моей болезни (Ч.)

5. Одной рукой узла не завяжешь (Пословица)

Задание 5. Разграничьте утвердительные и отрицательные предложения. В каких предложениях отрицание является обязательным, а в каких – факультативным (частно-отрицательные предложения)?

1. Нет худа без добра.

2. Зачем вы меня сюда привезли?

3. Не за себя я прошу.

4. Так жить нельзя.

5. Дни и ночи рыскал несильный, но неотвязный ветер (М.Г.)

Задание 6. Определите особенности строения вопросительных предложений, грамматические средства выражения и оттенки значений (собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные, вопросительно-утвердительные, риторические).

1. А вам-то что до моей драки? = ‘Не лезь не в свое дело!’

2. Что, я за тебя растапливать буду, что ли?

3. Имеете ли вы ко мне какую-нибудь претензию?

4. Да ведь это разорение – переезжать с места на место?!

5. Чего стал, ворона? Проезжай дальше!

6. Хорошего человека отчего же не послушать?

7. Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.)

Задание 7. Выделите подлежащее и определите способ его выражения

Задание 8. Определить способы выражения подлежащего.

9. «На»в русском языке является предлогом.

10. Со всех сторон раздалось громкое«эй».

11. «Бы»— это частица, используемая для образования форм сослагательного наклонения.

12. Несколько людейвошли в комнату.

13. Девочка с собачкойвышли прогуляться.

14. Каждый из насосознавал сложность ситуации.

15. Кто-то тяжёлыйразмеренно ходил по комнате наверху.

Задание 9. Найдите сказуемое и определите его тип.

1. Он умел добиваться своего.

2. Он чувствовал себя виноватым.

3. Она обязательно должна стать его женой.

4. Вдруг старушка шасть в его комнату.

5. Пусть свет и радость прежних встреч нам светят в трудный час!

6. Нет, я пойду и скажу Левинсону, что я не желаю ездить на такой лошади (Фад.)

7. Команда одержала победу в чемпионате.

Задание 10. Определите семантику нечленимых предложений: утвердительные отрицательные, побудительные, эмоционально-оценочные, служащие выражением речевого этикета, уверенности / неуверенности и др. Назовите способ выражения нечленимого предложения.

1. — Зайдешь, я спрашиваю? — Сергей кивнул: — Ладно (Николаев).

2. . Обвинение серьезное, беда большая. И нужны немалые силы, чтобы доказать правоту.— Может быть (Кочетов)

3. — Ну?! — поразился он, так и замерев от ее слов (Николаев).

4. — Вон! — закричал Марков на фельдфебеля (Куприн)

5. — До свидания, Миша,— сказал Лопатин (Симонов)

6. — Есть хочешь? — Нет. Спать хочу.

7. — А вам, правда, нетрудно? — Конечно, правда! (Николаев).

8. — Здравствуй, Иван Лукич, здравствуй, друг! — пожимал ему руку Батманов (Ажаев).

Практикум «Трудные случаи выделения грамматической основы предложения»

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ВЫДЕЛЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В одном из типовых вариантов ЕГЭ, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений, встречается такое задание:

А 9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I веке до н. э. (2) Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (3) Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4) В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены. (5) А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла. (6) Следовательно, римляне додумались до теплицы!

1) это открытие (предложение 2)

2) освещались стёкла (предложение3)

3) окна были застеклены (предложение 4)

4) специалист рекомендовал защищать (предложение 5)

Проанализируем грамматическую структуру предложений.

Основой второго предложения является сочетание «открытие произвело революцию», сказуемое в нём выражено фразеологическим сочетанием. Основа третьего предложения – «храмы освещались», четвёртого – «окна были застеклены» с составным именным сказуемым, где именная часть выражена кратким причастием. В пятом предложении выделяем основу «специалист рекомендовал защищать» с составным глагольным сказуемым. В итоге получаем два «верных» варианта ответа, чего в принципе в заданиях типа А не может быть. Перед учащимся возникает непростой выбор.

В таком случае нужно попытаться расчленить составное сказуемое. Если в 4-ом предложении такая попытка оказывается неудачной, так как нарушается смысл высказывания, то в 5-ом предложении смысловым центром вполне может служить сочетание «специалист рекомендовал». Помня о том, что инфинитив может играть роль любого члена предложения, к слову «защищать» задаём вопрос «рекомендовал что?» и получаем постпозитивное дополнение. (Аналогичные примеры: Одна заря сменить (обстоятельство цели) другую спешит, дав ночи полчаса (П.) Мы получили задание составить (определение) текст).

Теперь с большей степенью уверенности из двух вариантов можно выбрать один (3-й).

Для того чтобы облегчить себе выполнение заданий такого типа, учащимся необходимо помнить несколько основных положений, касающихся выделения грамматической основы предложения.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы к т о? ч т о? Морфологической формой выражения подлежащего является, как правило, и м е н и т е л ь н ы й п а д е ж существительного или местоимения. Например: Лошади шли шагом и скоро стали. Он едва удостоил девушку взглядом.

В роли подлежащего может выступать любая часть речи, употреблённая в значении имени существительного: Сытый голодного не разумеет. Первые будут последними. Иных уж нет, а те далече…

Подлежащее может быть выражено именем числительным: Пятнадцать – нечётное число. Семеро одного не ждут.

Неопределённая форма глагола, выполняющая функцию называния действия-состояния, также может выступать в роли подлежащего: Ловить снегирей – расчудесное занятие.

Функцию подлежащего могут выполнять цельные по значению сочетания, лексически или синтаксически неразложимые. К ним относятся:

1) сочетание собирательного существительного, имеющего количественное значение (большинство, меньшинство, ряд, часть и т.п.), с существительным (или местоимением) в родительном падеже: На площади собралось уже множество народа.

2) количественно-именные сочетания: В тёмной каюте четыре человека ждут его. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке.

3) сочетание прилагательного, или числительного, или местоимения в именительном падеже и существительного (или местоимения) в родительном падеже с предлогом из: Один из вас должен мне помочь. Некоторые из присутствующих облегчённо вздохнули.

4) сочетание неопределённого местоимения с именем прилагательным: Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика…

5) сочетание существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже с предлогом с: Дед с матерью шли впереди всех.

6) сочетание инфинитива с именной частью речи (так называемое составное подлежащее): Стать художником было его постоянной мечтой.

7) устойчивые сочетания слов, научные термины (железная дорога, красная смородина, морские котики, анютины глазки).

СКАЗУЕМОЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Сказуемое обычно поясняет подлежащее и обозначает то, ч т о говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о подлежащем? Этот вопрос можно уточнить вопросами: Что делает предмет? Каков он? Кто он такой? Что такое предмет?

Сказуемые бывают простые глагольные и составные (глагольные и именные).

Простое глагольное сказуемое выражается формой какого-либо наклонения.

К простым глагольным сказуемым относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями, так как им присуще единое цельное значение: задел за живое, поднял тревогу, пришёл к убеждению, вышел из себя и т. п.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей основное смысловое значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются:

фазовые глаголы (начать, продолжить, прекратить)

модальные глаголы со значением желания, возможности, намерения совершить действие (надеется поправиться, может помочь)

глаголы, выражающие эмоции (бояться, опасаться, любить)

фразеологическое сочетание (иметь желание, гореть нетерпением)

Составное именное сказуемое состоит из глагола – связки, выражающего

грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени существительного, имени прилагательного и т. д.), выражающей его основное смысловое значение: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (П.)

В роли связки могут выступать:

1) глагол быть в различных формах времени и наклонения, выполняющий чисто

грамматическую функцию: Пехота есть пехота. Грамматика и арифметика

глагол с ослабленным лексическим значением, частично выражающий вещест-

венное значение сказуемого: Уж в роще огонёк становился огнём.

глагол со значением действия, состояния, движения, способный выступать в

качестве глагольного сказуемого: Онегин жил анахоретом (П.) Анисья не нарядная сидит за станом (Л. Т.)

нулевая связка, материально не выраженная и служащая показателем настоя –

щего времени изъявительного наклонения: Жизнь прекрасна и удивительна.

Помимо указанных видов сказуемого, есть и сложное сказуемое: Она не могла

согласиться выйти за него замуж. Его суждение продолжало быть справедливым.

Найдите основу в данных ниже предложениях.

Дворец казался островом печальным.

2) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет смысл, и он остаётся один со своим благополучием.

3) Много других подобных дум проходило в уме моём.

4) Брат с сестрой возвратились порознь.

5) Жена с мужем пошла в театр.

6) Считалось, что в полнолуние волками овладевает тоска, а некоторые люди теряют разум.

7) В далёком прошлом множество людей поклонялось Луне как божеству.

8) Пять солдат отправились в разведку.

9) Морские котики могут сравнительно легко передвигаться по суше.

10) Ленивый человек всю жизнь плывёт по течению.

11) Шевардинский редут служил передовым постом.

12) На плоту поселился краб, который проделал с учёными всё путешествие.

13) На протяжении семи лет ему пришлось испытать участь солдата датских колониальных войск, невольника на испанских плантациях в Вест- Индии.

14) Около трёх месяцев ушли на то, чтобы пересечь Аравийское море.

15) Собеседник оказался жизнерадостным и весёлым человеком.

Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?

Особую группу фразеологизмов представляют фразеологические сочетания – соединения слов, одно из которых несвободно в своём употреблении. Выражение неизгладимое впечатление, например, состоит из двух слов, и каждое из них имеет своё особое лексическое значение. Между тем только одно из них – впечатление – может свободно употребляться в речи и входить в разные словосочетания. Слово же неизгладимое имеет строгие ограничения в возможности сочетаться с другими словами и употребляется практически только с существительным впечатление.

Сложные случаи определения подлежащего и сказуемого

Просмотр содержимого документа
«Сложные случаи определения подлежащего и сказуемого»

Сложные случаи определения подлежащего и сказуемого

Часть речи в роли подлежащего

Местоиме-ние в И. п.

Кто-то звонит. Это хорошо. Иной не захочет тебя и выслушать. Любой может справиться со своими эмоциями. Все замолчали.

В сложноподчинённом предложении проверьте, относятся ли подлежащее и сказуемое к одной части:

Часть речи в роли подлежащего

Сочетание слов, одно из которых стоит в И.п.

Служили два товарища в одном полку. Несколько всадников показались вдали.

Всё сочетание является подлежащим , если это

  • фразеологизм(ахиллесова пята),
  • географическое название(Чёрное море),
  • термин(золотое сечение),
  • название учреждения (Организация Объединённых Наций),
  • сочетание прилагательного, местоимения или числительного с существительным в Р.п. (любимейший из братьев, кое-кто из нападавших, трое из ларца).

в роли подлежа-щего

Умный как интересная книга: оторваться невозможно.

Хромой что-то резко сказал и отвернулся.

Награждённые поблагодарили президента.

Отдыхающие стали свидетелями уникального природного явления – свечения микроорганизмов в воде.

Отсутствие существительного в именительном падеже при этих словах указывает на переход прилагательного и причастия в существительное!

Часть речи в роли подлежащего

Курить — здоровью вредить.

Любить – значит верить.

Жить – себя совершенствовать и людям мир дарить.

Инфинитив может входить в словосочетание:

Быть некрасивым – это не беда, а вот быть злым – действительно несчастье.

Простое глагольное сказуемое

Выражается следующими формами глагола

  • Формой настоящего и прошедшего времени глагола.

Россия готовится к Олипиаде в Сочи. За право её проведения в своей стране боролись многие.

  • Формами условного и повелительного наклонения глагола.

Читал бы ты побольше книг.

Пусть сбудутся мои мечты!

  • Формой будущего времени глагола.

Вас будут приглашать на роли главных героинь.

Не перепутайте простое глагольное сказуемое ( пусть сбудутся, будут приглашать и т.п.) с составным глагольным!

Составное глагольное сказуемое

ВСПОМОГАТ. ГЛАГОЛ + НЕОПР. ФОРМА ГЛАГ .

  • Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого

Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку

В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания кратких прилагательных ( намерен, рад, должен, способен, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).

Я не хочу печалить вас ничем. ( Не хочу — это вспомогательный глагол, а печалить — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

Солдат обязан защищать своё Отечество. Он готов нести службу в любой точке страны.

Составное именное сказуемое

ГЛАГОЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

  • Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого.

Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку

Глагол — связка может быть выражен словами

  • быть, есть
  • считаться, являться, становиться , казаться, называться, служить и т.п.

В настоящем времени глагол-связка обычно отсутствует (нулевая связка).

Составное именное сказуемое

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи:

  • существительным: Мой брат –летчик.
  • полным и кратким прилагательным: Лескрасив.Деньбудет чудесный.
  • причастием: Экзаменысданы.
  • числительным: Сашабудет первымв тройке лидеров.
  • местоимением: Тыстанешь моим!
  • наречием: В городепразднично, весело .
  • разными формами степеней сравнения прилагательного и наречия: Матьвсех милей!

Укажите, в каких предложениях

подлежащее выражено местоимением: A) Мокрый дождя не боится.

Б) Всякий может стать героем. В) Наконец пришло и послезавтра. Г) Иной не поможет и в горе.

Д) Кто ответит на этот вопрос?

Е) Некто велел Никите прийти на встречу в соседний двор.

Ж) Дорогу осилит идущий.

З) «Ау!» раздавалось по лесу.

И) Что тебя заставило так поступить с другом?

К) Каждый мечтал о счастье.

Укажите, в каких предложениях

подлежащее выражено причастием: A) Пуганный змеёю и веревки боится.

Б) Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец. В) Приехавшие долго ждали багаж. Г)Это меня очень настораживает.

Д) Кто здесь обиженный?

Е) Осуждённые признали свою вину.

Ж) Дорогу осилит идущий.

З) Злой подобен псу бездомному.

И) Синева разлилась по тайге, равнинам.

К) Поющие невольно привлекали внимание прохожих.

Укажите, в каких предложениях

подлежащее выражено неделимым словосочетанием: A)Эта филькина грамота только насмешила чиновников.

Б) Бледно-розовое облако одиноко путешествовало по лазурному небу. В) Лучший их художников – это Репин. Г) Хорошее настроение не покидало неразлучных друзей.

Д) Парниковый эффект уже даёт свои печальные результаты.

Е) Северная Двина поражает своей величавой суровостью.

Ж) Жили старик со старухой у самого синего моря.

З) Крутой берег реки был алым от маков.

И) Некоторые из присутствующих сдержанно засмеялись.

Укажите, в каких предложениях

подлежащее выражено глаголом: A) Танцующие были необыкновенно элегантны.

Б)Большая радость – быть нужным людям. В)Сдать экзамен – вот наша задача. Г) Хамить – значит настраивать окружающих против себя.

Д) Заболевшие не пришли на занятия.

Е) Ждать да догонять – великая мука.

Ж) Приглашённые чинно расселись по местам.

З) Завтра будет лучше, чем вчера.

И) Окружающие не поймут твоего поступка.

К) Лечить болезнь – дело непростое.

Укажите, в каких предложениях

простое глагольное сказуемое: A) Сын начал заниматься боксом.

Б)На улице стало светлее. В)Я буду учить испанский язык. Г) Снег падал реже и реже.

Д) Катер уносило в море всё быстрее.

Е)Ты, конечно, всех умнее, всех румяней и белее.

Ж) Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной.

З) Шли бы вы работать, батенька.

И) Пускай цветёт моя Отчизна!

К) Лектор начал лихорадочно перебирать листки бумаги.

Укажите, в каких предложениях

составное глагольное сказуемое: A)К кругосветному путешествию Фёдор Конюхов стал готовиться заранее.

Б) Письма были написаны, перечитаны и разосланы. В) Дальний Восток начал волновать моё воображение с детства. Г) Будем петь и смеяться, как дети.

Д) Его я видеть не должна.

Е) Хоккейная команда стала атаковать ворота противника.

Ж) Жизнь прекрасна и удивительна.

З)Рад бы в рай, да грехи не пускают.

И) Пусть на Земле есть места иные, но мне милей моя Россия.

К) Я не намерен объяснять поступки своего брата.

Укажите, в каких предложениях

составное именное сказуемое: A) В человеке всё должно быть прекрасно.

Б)Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. В) Ты одна у меня желанная, солнышко моё долгожданное. Г) Не обижайте любимых упрёками, бойтесь казаться любимым жестокими.

Д) Стань сильней меня, стань ласковей!

Е) Тебя жалеть я не умею, и крест свой бережно несу.

Ж) В горнице моей светло: это от ночной звезды.

З) Красные цветы мои в горнице завяли все.

И) Печален будет мой рассказ, старик.

К) Гид должен был встретить нас в аэропорту.

Укажите, в каких предложениях есть все виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

А) Как я рада, что ты приехал, и теперь мы начнём строить новую жизнь!

Б) А я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу солёный Тихий океан, и тундру, и тайгу!

В) Уверен: ты станешь ходить, и всё будет просто замечательно!

Г) Узнал я, что ты был болен, а потому спешу узнать о твоём здоровье.

Д) Говорю вам, сударь: настроение у меня воинственное, а потому ждите неприятностей!


источники:

http://infourok.ru/praktikum-trudnie-sluchai-videleniya-grammaticheskoy-osnovi-predlozheniya-1574639.html

http://multiurok.ru/files/slozhnye-sluchai-opredeleniia-podlezhashchego-i-sk.html