Подлежащее и сказуемое упражнения

Карточки Главные члены предложения
тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему

Карточки по русскому языку, выделить главные члены предложения для работы в классе и для самостоятельной работы дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
karochki_gl.chleny_pr.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.

Фамилия, имя ученика _________________________________________

В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):

1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.

Фамилия, имя ученика _________________________________________

Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 1 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.

Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 2 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка для проверки знаний по теме » Главные члены предложения&quot.

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК «Школа России&quot.

Данные карточки закрепляут умение выделять главные члены предложения, выделять нераспространённые предложения.

Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. Озаглавь. Во всех предложениях найди главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).Образуйте слова с помощью суффиксов – к-, -ик-, .

Облегчает работу по подборке материала.

Оформление доски по теме: «Главные члены предложения» Кроссворд по словарным словам. Текст для поиска основы предложения. Карточки с новыми словами для словарной работы.

В работе проверяются знаний детей по русскому языку по теме Главные члены предложения.

Упражнения для 5 кл. Грамматическая основа предложений.

Нахождение грамматической основы предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для 5 кл. Грамматическая основа предложений.»

Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Упражнение 1. 1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)

Упражнение 2. 1. Входят семь богатырей. (А.Пушкин) 2. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М.Пляцковский) 3. С утра шел сильный дождь. 4. Я с бабушкой ходил в театр. 5. Мы с бабушкой ходили за грибами. 6. На заре мы с лукошками спешим в лес. 7. Каждый знает правила дорожного движения. 8. Свое удивление он выразил брату.

Упражнение 3 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.7. День холодный угрюм и свеж. 8. Тяжела студеная вода. 9. Ночь зимняя мутна и холодна. 10. Сумрак ночи прячется в лесах. 11. Луна еще прозрачна и бледна. 12. Гулкий шум в лесу нагоняет сон. 13. Ночь темна, туманны звезды голубые. 14. Свежо у хат хрустит снежок стеклянный.

Упражнение 4. 1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Упражнение 5. Спишите, подчеркивая подлежащие и сказуемые, расставляя знаки препинания, рассуждая и записывая по образцу.

1. Аврора богиня утренней зари. 2. Динго дикая собака австралийская собака. 3. Бородино место знаменитого сражения русских войск с армией Наполеона. 4. Алмаз самое твердое вещество в мире. 5. Кижи небольшой островок в Онежском

Упражнение 5. Перестройте предложения по образцу. Объясните графически постановку тире между подлежащим и сказуемым.

1. Лес помогает в борьбе за урожай. 2. Пирамида Хеопса считается самым грандиозным из древних сооружений. 3. Любимым занятием моим стало изучение карты. (К.Паустовский) 4. Олимпия является родиной Олимпийских игр. 5. Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей. 6. Луна является спутником Земли. 7. Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения.

Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

Упражнение 6. а) 1. Ученье красота, неученье темнота. 2. Мудрое слово лучшее богатство. 3. Находчивость половина успеха. 4. Лучшее дарование ум, худшая беда невежество. 5. Гнев плохой советчик. 6. Большие знания богатство.(Пословицы)

б) 1. Лягушки холоднокровные животные. (С.Образцов) 2. Крапива любопытнейшее растение. 3. Древняя родина синей птицы Индия. 4. Синица любимица птицеловов. 5. Норки хищные и прожорливые зверьки. 6. Конец зимы самое голодное время в лесу. (В.Бианки) 7. Храбрость сестра победы. (Пословица)

в) Байкал самое глубокое на земном шаре озеро. Местные жители называют его морем. Для россиян Байкал величайшее чудо природы. Формой оно напоминает полумесяц. Вода в озере пресная. Много рек впадает в Байкал. Ангара единственная река, которая вытекает из озера.

г) 1. В древнеримской мифологии Флора богиня цветов, весны и юности. 2. Чепец женский головной убор. 3. Астра царица маргариток. (Д.Зуев) 4. Первый признак цунами отступление океана от берега. (В.Бурлак) 5. Усердие мать удачи. (Пословица) 6. Самые древние на земле живописцы пещерные жители каменного века. 7. Фольклор устное народное творчество.

Упражнение 7. а) 1. Медведицы строгие матери а медвежата неслухи. (Н.Сладков) 2. Ласка маленький хитрый зверек. (В.Бианки) 3. Эхо это отголосок отзвук. 4. Янтарь это застывшая смола хвойных деревьев. 5. Русский плотничий топор удивительный инструмент! 6. Березка и осина самые светолюбивые деревья. (М.Пришвин)

б) 1. Семь чудес света семь памятников, которые создали древние мастера. 2. Висячие сады Вавилона удивительное сооружение. 3. Самые древние храмы греков простые деревянные постройки с очагом внутри. 4. Пирамиды Египта единственное из семи чудес света, которое дошло до нас.

Упражнения по теме «Главные члены предложения. Способы выражения»

Упражнения по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое

Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.

Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.

1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)
2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
(К. Паустовский.)
3) Грамоте учиться — все пригодится. (Пословица.)
4) Входящие должны предъявить билеты.

Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.

1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом — в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

День, ожидающие, учить, смелый.

Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).

Упражнение 6.

Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди. (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология «лишнего человека» — это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)

Упражнение 7.

Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.

1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)

Упражнение 8.

Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.

1 . летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятиминутным опозданием этот давно нами ожидаемый . начался. 3. Первой в комнату вошла. с дочкой. 4. с братом появились следом. 5. противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло . , а может быть, и больше. 7. — значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?

Упражнение 9.

Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими.

1. Прил. И.п. — Сущ. И.п. — Глагол — Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. — Мест. И.п. — Глагол — Нар. — Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. — Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. — Сущ. Р.п. — Глагол — Сущ. Т.п.

Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?

На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив. (С.Довлатов)


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/uprazhnieniia-dlia-5-kl-grammatichieskaia-osnova-p.html

http://infourok.ru/uprazhneniya-po-teme-glavnie-chleni-predlozheniya-sposobi-virazheniya-1301322.html