Подлежащее и сказуемое урок 11 класс

урок по стилистике СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

По тема согласование сказуемого с подлежащим разработан опорный конспект, практикум и тесты. Это открытый урок по стилистике в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_11.doc102.5 КБ
otkrytyy_urok.ppt324 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 11- А классе.

Тема урока : Согласование сказуемого с подлежащим

Тип урока: объяснение нового материала

  • *обучение новым правилам согласования сказуемого с подлежащим: закрепление основных лингвистических понятий: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов;
  • подготовиться к редактированию текста; к заданиям по грамматике в ЕГЭ;
  • отрабатывать умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать ;
  • формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
  • вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
  • воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.
  • развивать способность анализировать предложение;
  • работать над умением устно формулировать новое правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его.
  • Раздаточный материал: опорный конспект «Согласование сказуемого с подлежащим»;
  • Практикум по теме;
  • Тест по теме.

1. Проблемный вопрос:

  • Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?
  • Сколько учеников присутству…т сегодня на уроке?
  • Большинство учеников нашего класса хорошо подготовил…сь к ЕГЭ.
  • Прошл… две недели.
  • Вот над этой темой мы сегодня и будем работать ( объявление темы урока)

— сообщение темы урока;

— определение целей (записано на доске):

  • самостоятельно изучить новое правило;
  • проанализировать примеры, иллюстрирующие правило;
  • выполнить практикум по теме;
  • результат урока – тестирование по теме
  • По книге Цыбулько:всем выполнить тестовые задания по теме №_251-254-выписать предложение с грамматической ошибкой, отредактировав его.
  • По книге Александрова .ЕГЭ стр.189 –задание№3

2. Орфоэпическая пятиминутка:

  • хоровое проговаривание блоков №5,6,7,8,9,10.

Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты.

Ты добрался до аэропорта?

Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах.

Купи бронированный автомобиль.

Когда же ты наконец включишься в работу?

Вы созвонитесь и дайте нам ответ.

Они балуют своих детей, а потом удивляются, что дети получаются избалованными.

Она покупает шарфы каждый сезон.

Нельзя ли забронировать билет?

У каждой двери свой секрет.

Ваше ходатайство отклонено.

Обратитесь в совет директоров.

Отчет за первый квартал.

Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из сети.

Договоры не подписаны до сих пор.

Он получает (дивиденды, дивиденты).

Здесь необходимо экспертное заключение.

Созвонимся на будущей неделе.

(Представьте, предоставьте) отчёт за истекший месяц.

Заводу требуются (токаря, токари) и (слесари, слесаря).

Сотрудника решили премировать – и премировали.

Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем.

Можешь проверить по словарю Ожегова.

О договоре с этим фондом и речи нет.

Рана всё ещё кровоточит.

Мечтал о призе целый год.

Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату?

Хочешь жизнь себе облегчить?

Сколько ты брала взаймы у Марьи Фоминичны?

О торте гости и не вспомнили.

Это вещь продана.

Снег валит с самого утра.

Закрой жалюзи поплотнее.

Когда освободится , он сам позвонит.

Позвонят ли они – это ещё вопрос.

Сослаться на(прецедент, прецендент).

Вы претендуете на должность заведующего (отдела, отделом)

Лекция вот-вот должна начаться. Простите, она уже началась.

На машинах бывает броня, на билеты – броня.

Какого вы вероисповедания?

Иконопись Третьяковской галереи.

Христианин по убеждению

Еретик и послушник- церковные слова.

Сколько (время, времени)? Кто (последний, крайний)? Куда (положить, ложить, класть)?.

3. Объяснение нового материала с самостоятельным анализом примеров:

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

  • неодушевлённое сущ.;
  • собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство);
  • обозначает животное;
  • местоимение: КТО,НИКТО,

Несколько лампочек то гасл. то тускло разгорал..сь.

Молодёжь охотно участву..т в движении Гринпис».

Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз.

Прилетел.. несколько голубей..

  • одушевлённое сущ.;
  • неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:

Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке.

Восемь самолётов взлетел.. попарно.

Большинство учащихся работал.. летом.( НО: Большинство работало летом)

ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ:

Абсолютное большинство +сущ.;

Подавляющее большинство +сущ.;

Огромное большинство +сущ.;

Только, лишь, всего,

Едва, часть, каждый,

Много, немного,мало, немало, сколько, столько.

Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте.

Только человек шесть справил..сь с заданием.

Пришл.. лишь пять человек.

Дистанционное расположение главных членов:

Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы.

Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:

Несколько человек ранен.. .

Большинство писем доставлен.. .

ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ:

Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ:

В начале улицы появил..сь несколько теней.

В комнате был.. два окна.

В санях сидел.. три мужика.

Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо ( ВСЕГО,

ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ):

Около двадцати человек провожал.. его.

  • мера , вес, время ( лет, месяцев, недель, дней, часов)
  • сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п.

До конца уроков оставал..сь 5 минут

Публики сегодня был.. целая сотня.

Тысяча книг уж просмотрен.

СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.:

Большая часть домов этом районе камен… .

Большинство девушек были приезж… .

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т д .:

В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района.

Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего:

Три заявления лежал.. на столе.

  • оба лица равноправны в действиях- Мн. Ч.,
  • если одно лицо – основное ,другое сопутствующее-ЕД.Ч.

Брат с сестрой приехали (=приехал ) в деревню.

Жена с мужем приглашены (=приглашена )в гости.

  • ЕД.Ч.- показывает действие как одно целое.
  • МН. Ч. –показывает раздельные действия.

Пять солдат отправилось в разведку (одной группой)

Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ.

Редактор Павлова исправила рукопись.

Врач Иванова сегодня не принимала .

4. Практикум по теме:

  • Задание: поставить сказуемое в нужной форме.

1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать ) докладчика.

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Дистанционное расположение главных членов предложения .

2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться ) глубоких знаний у учащихся.

ПРЕДЪЯВЛЯЮТ И ДОБИВАЮТСЯ

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Прямой порядок слов.

3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата.

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Однородные подлежащие

4. На берегу (стоять) несколько верб.

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое.
  • Обратный порядок слов.
  • Пассивное сказуемое.

5. Часть учеников (уехать) на соревнования.

  • Подлежащее со словом ЧАСТЬ

6. Большинство ребят , живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Дистанционное расположение главных членов предложения .

7. За коляской (бежать) четыре пса.

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Числительное 4 входит в состав подлежащего

8. Над головой (просвистать) две пули.

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое, но сказуемое –«АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ»
  • Числительное 2 входит в состав подлежащего.

9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах

  • Подлежащее- существительное со словом
  1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.
  • Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом НЕМАЛО
  1. В центральном универмаге продаются много товаров.
  • Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО.
  • Обратный порядок слов.
  1. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.
  • Одно лицо совершает основное действие, другое- сопутствующее.
  1. В шкафу лежат много интересных книг.
  • Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО.
  • Обратный порядок слов.
  • Сказуемое – «ПАССИВНОЕ»
  1. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.
  • Подлежащее- существительное СОБИРАТЕЛЬНОЕ.

6.Детство и юность её прошло в купеческой семье

7.В деревне послышались топот и крики.

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое.
  • Обратный порядок слов
  • Сказуемое согласуется с близстоящим словом.

8.Большинство дверей было низко для его роста.

БЫЛИ НИЗКИ (БЫЛИ НИЗКИЕ)

  • СИС — именная часть прилагательное

9. В кружке занимается пять учеников.

10. Большинство названных книг изданы недавно.

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое.
  • Сказуемое – краткое причастие.

5.Итоговое тестирование по теме:

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО.

1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении :

а) Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в) В узы поступили сорок один человек.

г) Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

г) Слово взяла профессор Сергеева.

3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

в) Часть станков была отправлена.

г) На столе стоит три подсвечника.

4.Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) СМИ провело однодневную акцию протеста.

в) С тех пор миновало пять лет.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

  1. Итог урока.
  • Самостоятельная проверка теста, выставление оценок.
  • Обобщение по теме.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока : Синтаксические нормы: согласование сказуемого с подлежащим

Цель урока — Изучить новые правила — согласования сказуемого с подлежащим; Закрепить основные лингвистические понятия: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов; подготовиться к заданиям в ЕГЭ (синтаксические нормы-А-6, А-28); отработать умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать ;

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА № 5 Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты. Ты добрался до аэропорта? Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах. Купи бронированный автомобиль. Когда же ты наконец включишься в работу? Вы созвонитесь и дайте нам ответ. Создан ( прецендент,прецедент.)

№ 6 Они балуют своих детей, а потом удивляются, что дети получаются избалованными. Она покупает шарфы каждый сезон. Нельзя ли забронировать билет? У каждой двери свой секрет. Владелец бутиков. Ваше ходатайство отклонено. Обратитесь в совет директоров. Отчет за первый квартал. Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из сети.

№ 7 Договоры не подписаны до сих пор. Он получает (дивиденды, дивиденты). Уставный капитал. Здесь необходимо экспертное заключение. Созвонимся на будущей неделе. (Представьте, предоставьте) отчёт за истекший месяц. Заводу требуются (токаря, токари) и (слесари, слесаря). Сотрудника решили премировать – и премировали.

№ 8 Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем. Можешь проверить по словарю Ожегова. О договоре с этим фондом и речи нет. Рана всё ещё кровоточит. Мечтал о призе целый год. Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчить? Сколько ты брала взаймы у Марьи Фоминичны? О торте гости и не вспомнили. Это вещь продана.

№ 9 Снег валит с самого утра. Закрой жалюзи поплотнее. Когда освободится , он сам позвонит. Позвонят ли они – это ещё вопрос. Сослаться на(прецедент, прецендент). Вы претендуете на должность заведующего (отдела, отделом) Лекция вот-вот должна начаться. Простите, она уже началась. На машинах бывает броня, на билеты – броня.

№ 10 Какого вы вероисповедания? Иконопись Третьяковской галереи. Религиозная община. Мой духовник. Догмат веры. Знамение времени. Христианин по убеждению Еретик и послушник- церковные слова. Сколько (время, времени)? Кто (последний, крайний)? Куда (положить, ложить, класть)?.

Какое окончание подходит для глагола – сказуемого? Сколько учеников присутству(е/ю)т сегодня на уроке? Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовил (о/и)сь к ЕГЭ. Прошл (о/и) две недели.

1. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч . ПОДЛЕЖАЩЕЕ неодушевлённое сущ.; собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство); обозначает животное; местоимение: КТО,НИКТО, КТО-ТО. Несколько лампочек то гасл. то тускло разгорал..сь. Молодёжь охотно участву..т в движении «Гринпис». Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз. Прилетел.. несколько голубей

2. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ : Абсолютное большинство +сущ.; Подавляющее большинство +сущ.; Огромное большинство +сущ.; Только, лишь, всего, Едва, часть, каждый, Всякий, любой, Много, немного, мало, немало, сколько, столько. Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте. Только человек шесть справил..сь с заданием. Пришл.. лишь пять человек.

3. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ: Несколько человек ранен.. . Большинство писем доставлен.. .

4.СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ: В начале улицы появил..сь несколько теней. В комнате был.. два окна. В санях сидел.. три мужика.

5. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ мера , вес, время ( лет, месяцев, недель, дней, часов) сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п. До конца уроков оставал..сь 5 минут Публики сегодня был.. целая сотня. Тысяча книг уж просмотрен.

6. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ Составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т. д. Прошл.. 100 лет. В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района .

1. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ одушевлённое сущ.; неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ: Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке. Восемь самолётов взлетел.. попарно. Большинство учащихся работал.. летом.( НО: Большинство работало летом)

2. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Дистанционное расположение главных членов: Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы. Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

3. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ: Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

4. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо ( ВСЕГО, ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ): Около двадцати человек провожал.. его.

5. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.: Большая часть домов этом районе камен… . Большинство девушек были приезж… .

6. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего: Три заявления лежал.. на столе

1. ДВОЯКАЯ ФОРМА Подлежащее оба лица равноправны в действиях- Мн. Ч., если одно лицо – основное ,другое сопутствующее-ЕД.Ч. Брат с сестрой приехали (=приехал ) в деревню. Жена с мужем приглашены (=приглашена )в гости

2. ДВОЯКАЯ ФОРМА Сказуемое ЕД.Ч.- показывает действие как одно целое. МН. Ч. –показывает раздельные действия Пять солдат отправилось в разведку (одной группой) Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

3. ДВОЯКАЯ ФОРМА Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ. Редактор Павлова исправила рукопись. Врач Иванова сегодня не принимала .

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме. 1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать ) докладчика. 2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться ) глубоких знаний у учащихся. 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата. 4. На берегу (стоять) несколько верб. 5. Часть учеников (уехать) на соревнования. 6. Большинство ребят , живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в лагерь. 7. За коляской (бежать) четыре пса. 8. Над головой (просвистать) две пули. 9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах.

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме. 1. Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно ПОДДЕРЖАЛИ докладчика. Подлежащее- существительное одушевлённое. Дистанционное расположение главных членов предложения.

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме 2. Большинство учителей школы ПРЕДЪЯВЛЯЮТ высокие требования к учащимся и ДОБИВАЮТСЯ глубоких знаний у учащихся. Подлежащее- существительное одушевлённое. Прямой порядок слов.

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода ВЫСКАЗАЛИСЬ против кандидата. Подлежащее- существительное одушевлённое. Однородные подлежащие

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме 4. На берегу СТОЯЛО несколько верб. Подлежащее- существительное неодушевлённое. Обратный порядок слов. Пассивное сказуемое.

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме 5. Часть учеников УЕХАЛА на соревнования. Подлежащее со словом ЧАСТЬ

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме 6. Большинство ребят , живущих в нашем дворе, уже ОТПРАВИЛИСЬ в лагерь. Подлежащее- существительное одушевлённое. Дистанционное расположение главных членов предложения.

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме. 7. За коляской БЕЖАЛИ четыре пса. Подлежащее- существительное одушевлённое. Числительное 4 входит в состав подлежащего

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме 8. Над головой ПРОСВИСТЕЛИ две пули. Подлежащее- существительное неодушевлённое, но сказуемое –«АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ» Числительное 2 входит в состав подлежащего.

Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме 9. Немало детей ежегодно ОТДЫХАЕТ в различных оздоровительных центрах. Подлежащее- существительное со словом НЕМАЛО

Задание: редактирование Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма. В центральном универмаге продаются много товаров. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт. В шкафу лежат много интересных книг. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения. Детство и юность её прошло в купеческой семье. В деревне послышались топот и крики. Большинство дверей было низко для его роста. В кружке занимается пять учеников. Большинство названных книг изданы недавно

Задание: редактирование 1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма. ВОЗНИКЛО Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом НЕМАЛО

Задание: редактирование 2. В центральном универмаге продаются много товаров. ПРОДАЁТСЯ Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО. Обратный порядок слов.

Задание: редактирование 3. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт. ХОДИЛ Одно лицо совершает основное действие, другое- сопутствующее.

Задание: редактирование 4. В шкафу лежат много интересных книг. ЛЕЖИТ Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО. Обратный порядок слов. Сказуемое – «ПАССИВНОЕ»

Задание: редактирование 5. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения. БОРОЛОСЬ Подлежащее- существительное СОБИРАТЕЛЬНОЕ.

Задание: редактирование 6. Детство и юность её прошло в купеческой семье ПРОШЛИ Подлежащее –ОДНОРОДНЫЕ подлежащие

Задание: редактирование 7. В деревне послышались топот и крики. ПОСЛЫШАЛСЯ Подлежащее- существительное неодушевлённое. Обратный порядок слов Сказуемое согласуется с близстоящим словом

Задание: редактирование 8. Большинство дверей было низко для его роста. БЫЛИ НИЗКИ (БЫЛИ НИЗКИЕ) СИС — именная часть прилагательное

Задание: редактирование 9. В кружке занимается пять учеников. ЗАНИМАЕТСЯ-ЗАНИМАЮТСЯ (двоякая форма)

Задание: редактирование 10. . Большинство названных книг изданы недавно. ИЗДАНО Подлежащее- существительное неодушевлённое. Сказуемое – краткое причастие.

ТЕСТ. СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО. 1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении : а) Несколько учеников подошли к письменному столу. б) Большинство домов обветшало. в) В узы поступили сорок один человек. г) Движущей силой истории является народ. 2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении: а) Молодёжь получают знания. б) Он бал больной гриппом. в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой. г) Слово взяла профессор Сергеева. 3.Найдите предложение с грамматической ошибкой: а) Свет и тепло исходили от костра. б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце. в) Часть станков была отправлена. г) На столе стоит три подсвечника. 4.Найдите предложение без грамматической ошибки: а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону. б) СМИ провело однодневную акцию протеста. в) С тех пор миновало пять лет. г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

Итоговое тестирование по теме: 1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении : а) Несколько учеников подошли к письменному столу. б) Большинство домов обветшало. в) В узы поступили сорок один человек. г) Движущей силой истории является народ.

Итоговое тестирование по теме: 2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении: а) Молодёжь получают знания. б) Он бал больной гриппом. в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой. г) Слово взяла профессор Сергеева.

Итоговое тестирование по теме: 3.Найдите предложение с грамматической ошибкой: а) Свет и тепло исходили от костра. б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце. в) Часть станков была отправлена. г) На столе стоит три подсвечника.

Итоговое тестирование по теме: 4.Найдите предложение без грамматической ошибки: а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону. б) СМИ провело однодневную акцию протеста. в) С тех пор миновало пять лет. г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

Итоговое тестирование по теме: 5. Укажите примеры с нарушением связи между подлежащим и сказуемым. а) Большинство учеников выполнили задание правильно. б) Библиотека-музей приобрела книги известного ученого. в) Кто из экзаменующихся набрал сто баллов на ЕГЭ? г) До конца школы мне остались два года.

КЛЮЧИ К ТЕСТУ 1 2 3 4 5 А Б Х В Х Х Г Х Х

Итог урока. Какое окончание подходит для глагола – сказуемого? Сколько учеников присутствуЮт сегодня на уроке? Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовилОсь к ЕГЭ. ПрошлИ две недели.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: По книге Цыбулько:всем выполнить тестовые задания по теме №_251-254-выписать предложение с грамматической ошибкой, отредактировав его. По книге Александрова .ЕГЭ стр.189 –задание№3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 8 классе » Тире между подлежащим и сказуемым».

Презентация к уроку русского языка в 8 классе » Тире между подлежащим и сказуемым».

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

согласование сказуемого и подлежащего.

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым.

Урок в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым» по ФГОС.

Цель урока: углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тип урока: урок-практикум.

Разработка урока русского языка в 11 классе на тему : «Правила согласования подлежащего и сказуемого»

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

  1. Большинство делегатов уже (прибыло, прибыли) на международный конгресс.
  2. Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (пытались, пытался) опротестовать решение судей.
  3. Уж много лет (прошли, прошло) со времени нашей встречи.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

Числ.+сущ.

Пять солдат отправилось в разведку. (по одиночке)

Пять солдат отправились в разведку. (Вместе)

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

Числ.миллион, миллиард, тысяча

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Сущ в и.п.+ сущ. в ТВ.п. с предлогом С

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 11 классе на тему : «Правила согласования подлежащего и сказуемого» »

Тема: Правила согласования подлежащего и сказуемого

Цель: обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выражения; закрепить навыки правописания «не» с разными частями речи.

Образовательная задача: формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательная задача: воспитание языковой и речевой культуры учащихся.

Развивающая задача: развитие мыслительных способностей и общего кругозора учащихся.

Эпиграф. Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

У доски: 1 уч-к разбирает эпиграф, 2-й проставляет ударения. Остальные в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) проставляют ударения. Самопроверка по слайду.

Учитель. Слово – чудо. Эти слова Винокурова подтверждает и Паустовский (слайд). А ещё слова можно сравнить с кирпичиками, из которых строится дом. Два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически – уже словосочетание, несколько слов, связанных друг с другом, и мы получаем предложение. А разговор наш сегодня пойдёт о трудностях связи слов в словосочетании и предложении. Эту связь определяют синтаксические нормы языка. А.С.Пушкин: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи».

Обратимся ко 2 –му заданию. Вам необходимо найти предложение с грамматической ошибкой. Проверка.

Довольно часто возникают ошибки в управлении. Чем характеризуется подчинительная связь УПРАВЛЕНИЕ? Устно выполним задание 3.

Известная фраза А.П.Чехова из рассказа «Жалобная книга» иллюстрирует распространенную ошибку, вызванную неправильным употреблением деепричастного оборота. В 4-м задании выберите правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.

Бытие арахис газопровод дефис донельзя искра дремота христианин щавель.

2. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Вы оплатили проезд в автобусе?

Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.

в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

оратор произнёс убедительную речь.

Еретик закупорить сливовый жалюзи запломбировать

ивовый иконопись иначе столяр

2. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз, …

учитывается состояние окружающей среды города.

оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

требуются специальные знания.

учеными обработан большой статистический материал.

7. Объяснение нового материала. Учащиеся заполняют таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), опираясь на материал параграфа учебника. Затем выполняют задания на закрепление, размещенные под каждой таблицей.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

Большинство делегатов уже (прибыло, прибыли) на международный конгресс.

Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (пытались, пытался) опротестовать решение судей.

Уж много лет (прошли, прошло) со времени нашей встречи.

Чем выражено подлежащее

Пять солдат отправилось в разведку. (по одиночке)

Пять солдат отправились в разведку. (Вместе)

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

Числ.миллион, миллиард, тысяча

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Сущ в и.п.+ сущ. в ТВ.п. с предлогом С

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

В кружке «Юный лингвист» (занимается, занимаются) пять учеников.

Это было крупное состязание, в котором (участвовал, участвовали) двадцать один спортсмен.

Его спокойствие и простота обращения (удивило, удивили) Онегина.

Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь.

Коля с Петей (поступил, поступили) в одну и ту же школу.

8. Тренировочные упражнения.

1.Укажите неправильный вариант.

А) Некоторая часть учителей нуждаются в серьёзном повышении квалификации.

Б) Большинство картин художников-передвижников были восприняты как гимн человеку.

В) Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормативы.

Г) Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы.

2. Укажите правильный вариант.

А) Большинство работ В.Е.Евгеньева-Максимова посвящены исследованию творчества Н.А.Некрасова.

Б) Глубокие знания на экзамене показали подавляющее большинство слушателей.

В) Ряд специалистов направлены на заводы Урала.

Г) На стенах висели несколько картин.

3. Укажите неправильный вариант.

А) Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло.

Б) Ещё несколько возможностей увеличить счёт футбольной игры не было использовано.

В) За короткий срок построен и сдан в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Г) Немало военных преступников нашли себе приют в разных странах мира.

На лицейском диспуте, посвященном «олбанскому» языку, были поставлены ряд вопросов. Тридцать один человек обсуждал проблему засорения языка. Часть обучающихся высказались в пользу «компьютерного сленга», однако контраргументы привели большинство присутствующих.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

12. Домашнее задание.

Бытие арахис газопровод дефис донельзя искра дремота христианин щавель.

2. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Вы оплатили проезд в автобусе?

Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.

в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

Конспект урока по русскому языку на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым» (11 класс)

Конспект по русскому языку «Тире между подлежащим и сказуемым»

Тип урока: Обобщающее повторение

Предмет: русский язык, 11 класс

Перечень оборудования : c лайд-презентация с основными учебными сведениями урока, проектор, ноутбук

Библиографический список: Русский язык, 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамина,

М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. 448 с.

Классификация предложений [Электронный ресурс] URL : http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/03/klassifikatsiya-predlozheniy

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым

Актуализировать и дополнить знания учащихся о постановке тире в простом предложении.

1. Обучающие задачи:

Повторить и обобщить сведения тире между подлежащим и сказуемым

Актуализировать знания учащихся о случаях постановки тире в неполных предложениях

Актуализировать знания учащихся о случаях, когда тире в простом предложении не ставится

Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного развернутого ответа товарища

Воспитывать умение объективно оценивать свои знания и умения в ходе выполнения заданий и оценочного слова учителя.

Способствовать развитию связной устной речи

Развитие внимания, логического мышления учащихся

Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно);

Организационный этап урока – 2мин

Опорное повторение – 5 мин

Повторение пройденного материала – 7мин

Изучение нового материала – 15мин

Закрепление изученного материала – 10мин

Задание на дом – 4мин

Подведение итогов – 2мин

Методическое обоснование: Данный урок предполагает повторение по теме «Тире в простом предложении». В начале урока предлагается провести проверочную работу по теме «Простое предложение» для подготовки к ЕГЭ. Изучение материала урока предполагается провести с использованием таблицы на слайдах, для систематизации полученной информации. Учащиеся, воспринимая тему не только на слух, смогут ее понять лучше. Также учащимся разъясняется, что тире может использоваться для внесения ясности в смысл предложений, там, где это необходимо.

Прием : приветственное слово учителя, вводное слово

Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем дату, вид работы и тему урока. Сегодня мы поговорим о постановке тире в простом предложении. Слушаем внимательно, если что-то будет непонятным, спрашиваем.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Письмо.

Образец записи в тетрадях:

Двадцать шестое сентября

Тире между подлежащим и сказуемым

II . Опорное повторение

Метод, прием: Ведущее, инструктирующее слово учителя

Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.

Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).

Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).

Вставьте пропущенные знаки препинания, в ответе укажите только те цифры, на месте которых должны стоять запятые. Ответ вводите без запятых и пробелов.

В холодном батике (1) резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие.

Мелкое болотистое озеро (1) по берегу (2) которого (3) пробирались охотники (4) еще белело меж деревьев.

Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).

Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).

В холодном батике (1) резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие.

Мелкое болотистое озеро, (1) по берегу (2) которого (3) пробирались охотники, (4) еще белело меж деревьев.

III .Повторение пройденного материала

Метод, прием: опрос, фронтальный опрос

Обратимся к теме урока. И для начала давайте вспомним.

Какие члены предложения являются главными?

Какой член предложения называется подлежащим??

Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

Какой член предложения называется сказуемым? Назовите способы его выражения.

Какие виды сказуемых вы знаете?

Какое сказуемое называется составным глагольным?

Какое сказуемое называется составным именным?

Какой частью речи может быть выражена именная часть?

Оценочное, обобщающее слова учителя

Молодцы, вы все правильно вспомнили!

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Говорение.

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).

Подлежащее может быть выражено одним словом (именем сущ, числит, прилагат., местоим, причастием, инфинитивом, неизменяемой частью речи в значении имени сущ.,синтаксически неделимым словосочетанием).

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Способы выражения: глагол в форме какого-либо наклонения, независимый инфинитив, междометные глагольные формы, фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме, глагол в спрягаемой форме с модальной частицей .Простое глагольное сказуемое – ПГС Составное глагольное сказуемое – СГС Составное именное сказуемое – СИС.

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

IV .Изучение нового материала

Метод, прием : Ведущее, инструктирующее слово учителя

А теперь мы можем перейти к изучению новой темы. Но какой, я вам не скажу. Это я пока держу в секрете. Вы сами потом догадаетесь. Будьте внимательны.

Сегодня вы – юные исследователи.

На доске вы видите несколько предложений.

-Давайте определим грамматическую основу каждого из них.

Хорошая книга ‌‌‌‌| просто праздник.

О решенном говорить только путать. ( М. Горький)

Долг наш защищать крепость до последнего издыхания.

Дважды два четыре.

Большая Медведица семь ярких звёзд.

Чтение вот лучшее учение. ( А. Пушкин)

Что общего в структуре этих предложений?

— Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

— Какой знак препинания ставится на месте пропущенной связки?

Оценочное слово учителя

Правильно, молодцы! Всё вы знаете. Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока? Запишем, ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.

Конечно, известно, что общее представление о постановке тире между подлежащим и сказуемым, когда каждый из главных членов выражается существительным в И.п., давалось вам в 5 классе. В 7 классе вы более подробно рассматривали эту тему.

— А наша задача сегодня — вспомнить, в каких же случаях употребляется тире между подлежащим и сказуемым, а в каких – отсутствует; и сформировать навыки, потренироваться.

Вопрос к классу: в названии темы урока слова « подлежащим и сказуемым», какими членами предложения являются?

— Почему же тогда не стоит запятая?

Метод, прием: слово учителя, объяснительное слово учителя

Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову «tiret» (от глагола «tirer» — «тянуть») , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.

Итак, чтобы выяснить в каких случаях ставится тире в простом предложении, обратимся к таблице на слайде. Изучите ее внимательно.

Проговорите, в каких случаях ставится тире в простом предложении?

Какие из приведенных случаев постановки тире встречаются наиболее часто?
– Какова же функция тире в этих предложениях?

А сейчас давайте обратимся к случаям, когда тире не ставится.

Проговорим, в каких случаях не ставится тире в простом предложении?

Перед словами это, это есть, вот, значит, это значит

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Колич. числит . – колич. числит.

Колич. числит . – им. сущ. (и.п.)

Пятью шесть – тридцать.

Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал.

В неполном предложении, когда пропущенный член восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза

Золою пахнет резеда и яблоком – любовь… (А. Ахматова)

В неполном предложении, при отсутствии сказуемого

На сцене – две скамейки и несколько кустов.

Тире не ставится:

В простых предложениях разговорного стиля

Моя мать учительница

Перед сказуемым стоят сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как, все равно что и т.д.

При сказуемом есть отрицательная частица НЕ

Между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член, относящийся к сказуемому

Если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием

Я златострунный и пригожий. (Н. Клюев)

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).. Письмо

Хорошая книга ‌‌‌просто праздник.

О решенном говорить – только путать. ( М. Горький)

Долг наш – защищать крепость до последнего издыхания.

Дважды два — четыре.

Большая Медведица – семь ярких звёзд.

Чтение — вот лучшее учение. ( А. Пушкин)

Все предложения распадаются на 2 речевых звена. Первое речевое звено произносится с повышением тона голоса, второе- с понижением. Между речевыми звеньями делается пауза.


источники:

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-na-tiemu-pravila-soghlasovaniia-podliezhashchiegho-i-skazuiemogho

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-klass-1476492.html