Подлежащее и сказуемое
Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.
Что такое подлежащее и сказуемое в предложении, начинают знакомить ребят со 2 класса.
Чтобы понять, какие члены предложения — это подлежащее и сказуемое, определим, как слова составляют предложение.
Подлежащее — главный член предложения
Предложение — это не просто набор слов, а определенным образом сгруппированные единицы речи, которые все вместе составляют законченное сообщение о ком-то или о чем-то.
Это отдельные слова, которые каждое само по себе что-то обозначают, но существуют самостоятельно, не связаны друг с другом.
А это уже организованная система слов, которая передает нам сведения о том, что на небе взошло солнце. Эти слова, расположенные в определенном порядке и произнесенные с повествовательной интонацией, выражают законченную мысль. Это предложение. Предложение может состоять из одного или нескольких слов.
Сравним:
Пришла зима. На дворе очень холодно.
Каждое предложение строится по определенным законам. В нем слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В предложении имеются такие члены предложения, вокруг которых группируются остальные слова. Такие слова составляют смысловой центр предложения. Это главные члены предложения. Они имеют свои названия:
Подлежащее называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Этот главный член предложения обозначает предмет, который сам совершает действие.
Предмет, который обозначается подлежащим, может быть одушевленным и неодушевленным. Одушевленный предмет отвечает на вопрос кто? Неодушевленный предмет отвечает на вопрос что?
В предложении подлежащее подчеркивается одной прямой линией.
Отыщем и подчеркнем подлежащее в предложениях:
Что такое сказуемое?
Подлежащее обычно поясняется другим главным членом предложения, который называется словом «сказуемое».
Сказуемое сообщает то, что сказано в предложении о подлежащем. Оно обозначает, что делает предмет, какое действие он производит или в каком состоянии находится.
(Что?) Солнце (что сделало?) встало из-за леса.
(Кто?) Сестра (что с ней происходит?) болеет .
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми линиями.
Подлежащее и сказуемое — это основа предложения. Эти главные члены дружны между собой. Они равноправны и иногда совпадают в некоторых грамматических формах (число, род).
(Кто?) Мальчик (что сделал?) смастерил самолётик (ед. ч., м. р.)
(Кто?) Дети (что сделали?) пришли в зоопарк (мн. ч.)
Подлежащее и сказуемое составляют главную мысль в предложении. Остальные члены предложения только дополняют, уточняют её.
Если в сообщении только два главных члена предложения, то это нераспространенное предложение.
Если в предложении имеются другие члены, кроме подлежащего и сказуемого, такое предложение является распространенным.
Из-за леса надвигается грозовая туча .
Сказка о подлежащем и сказуемом
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 15. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Как называются главные члены предложения.
2)Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.
Подлежащее–главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.
Сказуемое — главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-34.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-33.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вы уже знаете, что члены предложения делятся на 2 вида.
Главные и второстепенные.
Главные члены предложения в свою очередь делятся еще на 2 типа.
Выясним, на какие.
В конце весны прилетают стрижи.
О ком или о чём говорится в этом предложении?
В предложении говорится о стрижах.
Это главный член предложения.
Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
И отвечает на вопросы кто? Или что?
Какое действие выполняют стрижи?
Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется — сказуемым.
Сказуемое отвечает на вопросы: что сделал? Что делал? Что сделает? Что делает? И т.д.
Стрижи что делают? Прилетают.
В предложении сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Попробуй подчеркнуть самостоятельно.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены. Они составляют грамматическую основу. Иногда бывает сложно определить подлежащее.
Так как на вопрос «что?» также может отвечать и второстепенный член.
Дождь залил огород.
Какое из этих слов является подлежащим?
Если сложно найти подлежащее, то находим сначала сказуемое.
Какое действие выполняется в предложении?
Это – сказуемое. Подчеркиваем его двумя чертами.
Что выполняет действие – залил? Дождь.
Значит дождь – это подлежащее. Подлежащее может стоять в любом месте предложения и употребляется без предлога.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Подлежащее и сказуемое.
Выделите подлежащее и сказуемое.
Подсказка: подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя.
Дятел сидит на сосне. Белка таскает шишки в дупло. А вот по полянке пробежала лисица.
Задание. Основа предложения.
Выделите цветом только те предложения, в которых правильно подчёркнута основа.
Подсказка: основа предложения – это главные члены предложения.
Конспект урока «Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения» (2 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Куровская средняя общеобразовательная школа №6»
Конспект урока по русскому языку
«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
Урок «открытия» нового знания
2019-2020 учебный год
Цели и задачи урока.
Учебный предмет : русский язык
УМК : «Школа России»
Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели: познакомить обучающихся с терминами «подлежащее и сказуемое»; находить подлежащее и сказуемое в предложении.
1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
осуществлять ее решение под руководством учителя;
2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности
Воспитывающие : воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности
Предметные: обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;
Познавательные : обучающийся научится выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя, работать с информацией в учебнике, работать с моделями; осуществлять сравнение, анализ, обобщать, выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные: обучающийся научится удерживать учебную задачу, составлять план действий, осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, допускать возможность существования разных точек зрения.
Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.
Этапы урока и хронометраж:
1. Мотивация – 0,5 мин.
2. Чистописание – 5 мин.
3. Постановка новой учебной задачи – 10 мин.
4. Открытие нового знания – 11 мин.
5. Физкультминутка – 0,5 мин.
6. Закрепление – 6 мин.
7. Рефлексия – 6 мин.
8. Подведение итогов – 6 мин.
— Доброе утро! Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.
Если хочешь много знать,
Значит, грамотно писать
Откройте тетрадь, запишите число, Классная работа.
Сели правильно, положили тетрадь с наклоном. Проверить посадку и наклон тетради.
— Начинаем минутку чистописания. Скажите, какие согласные звуки образуют пары? ([б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’]).
А сейчас мы пропишем первую пару в слиянии заглавных и строчных букв (Б б
3. Самоопределение к деятельности.
— Сегодня к нам в гости пришёл Буратино (изображение сказочного героя прикреплено на доске), но не с пустыми руками, а с заданиями для вас. Попробуете их выполнить?
На доске записаны предложения:
Пришла осень. Птицы не поют. Они улетели в тёплые края.
— Какой общей темой объединены все эти предложения, записанные на доске? (Осень).
— Прочитайте первое предложение (спрашиваю ученика(цу). О чём говорится в этом предложении? (Об осени).
— Что говорится об осени? (Она пришла).
— Слова «осень пришла» — это основа предложения.
(Аналогично разбираются оставшиеся предложения).
— У каждого главного члена предложения есть своё название. Чтобы отгадать их название, разгадайте шифр, который представлен на доске. Первая цифра показывает номер строки, а вторая – номер столбца.
Первое слово: 1-1, 1-3, 1-4, 2-5, 1-2, 1-7, 2-7, 2-2, 1-2, 1-2 (подлежащее).
Второе слово: 2-1, 2-3, 1-6, 1-5, 2-4, 1-2, 2-6, 1-3, 1-2 (сказуемое).
— Итак, кто догадался, какая сегодня тема урока? (ответы учеников).
— Какую задачу вы поставите себе на уроке? (находить подлежащее и сказуемое в предложении). Если не отвечают, то помогать.
— Запомните, ребята, подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.
5. Работа по теме урока.
— Откройте учебник на с. 32. Проверим, правильно ли вы определили тему урока? (тему читает ученик(ца).
— Выполним упр. 35 с. 32. В тетради записываем Упражнение 35. Прочитайте задание (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что нужно сделать в этом упражнении? (Сказать, к какому предложению подходит каждая схема).
— Какие предложения подходят к первой схеме? (Птицы летят. Дети играют.)
— Обоснуйте своё мнение (Слова «птицы» и «дети» отвечают на вопрос кто? Это одушевленные предметы, слова «летят» и «играют» отвечают на вопрос что делают? И обозначают действия предметов.
— Какие предложения подходят ко второй схеме? (Ветер дует. Дождь льёт.)
— Докажите (Слова «ветер» и «дождь» отвечают на вопрос что? Это неодушевленные предметы, слова «дует» и «льёт» отвечают на вопрос что делает? И обозначают действия предметов.
— Эти слова – основа предложения? (да, так как они являются подлежащим и сказуемым).
— Прочитайте правило на с. 32 (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что такое подлежащее?
— Прочитайте правило на с. 33 (читает другой ученик/ученица). Скажите, что такое сказуемое?
— Самостоятельно прочитайте последнее задание упр. 35 с. 33 (читают про себя). Как вы поняли, что нужно сделать? (Списать любое предложение, подчеркнуть одной чертой подлежащее, второй чертой сказуемое).
— Первый вариант списывает первое предложение (Ветер дует). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
— Второй вариант списывает второе предложение (Птицы летят). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
— Проверяем. Верно ли записано первое предложение и определены подлежащее и сказуемое? Верно ли записано второе предложение и определены подлежащее и сказуемое?
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
7. Закрепление изученного материала.
— Выполним упр. 36 с. 33. Прочитайте стихотворение (читает 1 ученик/ученица).
— О чём это стихотворение? (О дожде).
— Ребята, все ли слова вам понятны?
— Что означает выражение «банный день»? (День, когда люди моются, ходят в баню). Ребята, раньше люди не ходили каждый день мыться. Это происходило 1 раз в неделю (обычно по пятницам). И этот день назывался банным.
— Как можно озаглавить текст? (Банный день).
— Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое.
— Для начала прочитаем первое предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение? Покажите пальцем в книге.
— Прочитаем второе предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение?
— Разберём первое предложение у доски (вызывается ученик (ца).
— Второе предложение вы списываете и подчеркиваете главные члены предложения самостоятельно.
Проверка (ученик с места читает).
Детям раздаются карточки с текстом.
Задание: найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Наступила золотая осень. Деревья оделись в праздничный наряд. Дует холодный ветер. В воздухе кружатся листья.
Проверка задания (4 ученика читают предложения и называют подлежащее и сказуемое).
Самооценка (оцени себя с помощью сигнальных карточек):
— Красный цвет – без помощи учителя я не могу найти подлежащее и сказуемое в предложении.
— Жёлтый цвет – я ещё не совсем понял, как находить подлежащее и сказуемое.
— Зелёный цвет – я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.
9. Подведение итогов урока.
— Что нового вы сегодня узнали о предложении? (Главные члены предложения называются подлежащим и сказуемым).
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое?
— Итак, за работу на уроке оценки получают следующие: …
— А теперь откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок (четверг, 2 урок).
Домашнее задание на доске: с. 34 упр. 38. Выучить правило с. 32-33.
http://resh.edu.ru/subject/lesson/3509/conspect/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-podlezhashee-i-skazuemoe-glavnye-chleny-predlozheniya-2-klass-4104511.html