Подлежащее и сказуемое загадки

загадки по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку на тему

Ученики любят загадки, а лингвистические загадки помогают учителю делать уроки яркими, образными.

Скачать:

ВложениеРазмер
zagadki_o_russkom_jazyke.docx27.06 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Загадки к урокам русского языка.

1.Это он,это ты,это вы,это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я . (местоимение).

  1. Он предметы оживляет,
    Всех их в дело вовлекает,
    ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
    Строго сам за тем следит.
    Он три времени имеет
    И спрягаться он умеет.
    Детям строят много школ,
    Чтоб все знали про (глагол)
  1. Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется. (глагол)

  1. Всё что существует, оно обозначает,
    На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
    А чтоб не обижался весь честной народ,
    Оно всегда имеет и число, и род.
    У него к тому же три склоненья есть,
    Падежей различных сразу целых шесть ( Существит. )
  2. Художницу нашу знает весь свет:
    Раскрасит художница всякий предмет.
    Ответит всегда на вопросы такие:
    КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
    С папой Существительным
    Живёт на редкость дружно:
    Изменит окончание,
    Когда ему так нужно.
    Она с ним не расстанется
    Никогда уже:
    Стоит с ним в одном роде,
    Числе и падеже ( прилагат. )
  3. Быстро предметы оно сосчитает,
    Строгий порядок при счёте их знает.
    На два вопроса ответит вам только,
    Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
    Цифры частенько его заменяют,
    Люди его в устной речи склоняют,
    Часто при этом они ошибаются,
    Как его звать, кто скорей догадается? (Числительное )

6. Мы войдём в лесную чащу —
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи ( причастие)

7. Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись (местоимение)

8.Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так. (служебные)

9. Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

10. Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

11. Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется. (имя числительное)

12. Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

Фонетика. Графика. Орфография.

  1. Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно. (орфограммы)

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

При его прочтении,

  1. Эта гласная очень коварная,

Если гласная плохо слышится,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —. (безударная)

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки. (гласные)

  1. Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

А называются они. (согласные)

  1. Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

  1. Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем. (фразеологизмом)

  1. Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся.

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

  1. Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем. (устаревшие)

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

  1. Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет. (грамматическую основу)

  1. Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто.

После слов тех — . (знак вопроса)

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —. (восклицательный)

Это был монолог.

Стала речь —. (диалог)

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю. (точку)

  1. Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется. (красной строкой)

  1. Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — . (отрывок)

  1. Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда. (запятою)

  1. Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит. (многоточие)

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — . (обращение)

  1. Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

  1. Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Попросил учитель нас

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал. (заголовок)

  1. Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

  1. Она выражает значение слова

И называется просто — . (основа)

  1. По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Наши действия — не вздор,

По составу то. (разбор)

  1. Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СБ»

Мы называем. (постфикс)

  1. В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется. (приставка)

  1. Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — . (грамматика)

  1. Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

  1. Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я. (опечатки)

  1. Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось? (число)

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это. (падежи)

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это. (падежи)

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила. (правило)

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия будут способствовать углуюлению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развивать смекалку, сообразительность, воспитывать «морфологическое» чутьё, столь необход.

Для внеклассных занятий, мероприятий декады русского языка и тому подобного — игра по русскому языку «Загадки нашего языка» для учащихся средней школы. Форма напоминает телепередачу «Своя игра», где в.

Презентация к уроку русского языка «Загадки русской фразеологии».

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку.

Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос.

Загадки по русскому языку для школьников

Детские загадки с ответами.

Загадки про алфавит, про буквы, загадки о грамматике, загадки про знаки препинания, загадки о правилах русского языка.

Загадки для школьников от 9 до 12 лет.

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно. (орфограммы)

Тридцать три подружки

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —. (безударная)

С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется. (глагол)

Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — . (грамматика)

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет. (грамматическую основу)

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто.

После слов тех — . (знак вопроса)

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —. (восклицательный)

Это был монолог.

Стала речь —. (диалог)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто — . (основа)

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю. (точку)

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Наши действия — не вздор,

По составу то. (разбор)

Словарь зовет. («значение»)

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так. (служебные)

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется. (красной строкой)

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — . (отрывок)

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я. (опечатки)

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда. (запятою)

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит. (многоточие)

Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось? (число)

Если первое — «Я», «Мы»,

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)

«Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это. (падежи)

Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал. (заголовок)

Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем. (фразеологизмом)

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это. (падежи)

Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СБ»

Мы называем. (постфикс)

То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила. (правило)

Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется. (имя числительное)

У зуба корень может быть,

У дерева встречается,

У слова нужно не забыть,

Как он обозначается? (Знаком ˆ)

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — . (обращение)

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется. (приставка)

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся.

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем. (устаревшие)

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова.

Собираются звуки в. (слова)

Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

Урок по русскому языку для 5 класса «Главные члены предложения»

Выбранный для просмотра документ skazki_03.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Семнадцатое ноября. Классная работа.

Предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, побудительные и восклицательные. Предложение, в котором содержится простое сообщение, называется повествовательным. Предложение, содержащее просьбу, приказ, совет, пожелание, называется побудительным. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Главный член предложения, который обозначает предмет речи, называется сказуемым. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и побудительные.

И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы… Сказка о золотом петушке

И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы… Прочтите это предложение дважды: 1) без второстепенных членов предложения; 2) без подлежащего и сказуемого. В каком случае смысл предложения сохраняется, а в каком предложение «рассыпается»? Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения?

Главные члены предложения. Цели урока: Углубить……………о подлежащем и сказуемом. Научиться………………… грамматическую основу; Научиться ………………. какой частью речи может быть выражено подлежащее и сказуемое.

Поработайте в группе. Заполните таблицу «Загадки главных членов предложения». Подготовьте связный рассказ об одном из главных членов предложения. Работая в группе, будьте доброжелательны друг к другу.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕРЫИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕРЫИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПОП МЕСТОИМЕНИЕ Я ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ХОРОШЕЕ ПЛОХОЕ ГЛАГОЛ ЖИТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ЧЕТЫРЕЖДЫ ПЯТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СЕМЬ БОГАТЫРЕЙ

Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения. Подлежащее- это…………член предложения, который обозначает ……………. речи. К подлежащему можно задать вопрос:…………………… говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено главный предмет о ком? о чём? существительным, местоимением, прилагательным, глаголом, числительным, словосочетанием.

СКАЗУЕМОЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГЛАГОЛ ИМЯ ПРИЛАГТЕЛЬНОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

СКАЗУЕМОЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГЛАГОЛ ЛОВИЛ ИМЯ ПРИЛАГТЕЛЬНОЕ СВЕЖО, ЗЕЛЁНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ДРУЗЬЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА СЛУЖИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СТАЛО ТЕМНО

Главный член предложения-сказуемое и способы его выражения. Сказуемое- это…………член предложения, который обозначает то, что ……………. о предмете речи. К сказуемому ему можно задать вопросы. ………. предмет ?…… он? …… он такой? Сказуемое может быть выражено главный говорится что делает какой кто глаголом, прилагательным, существительным, числительным, н. ф. глагола, словосочетанием.

1) Старший молвил: “Что за диво! Всё так чисто и красиво. 2) Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал.» Только видит: вьётся вьюга, 3) Снег валится на поля, 4)Вся белёшенька земля. 5) Девять месяцев проходит, 6) С поля глаз она не сводит. Поработайте в паре. Выпишите из выделенных предложений грамматическую основу, определите, какой частью речи являются подлежащее и сказуемое. Проверь себя

1) Старший молвил Прилаг. глагол 2)Кто-то прибирал местоимение да поджидал Кр. прилаг. Сущ. словосочетание 4) Белёшенька земля 5) Девять месяцев проходит 6) Она не сводит 3) Снег валится Сущ. глагол

Выберите правильные утверждения (запишите их номер в тетради). 1.Сказуемое- главный член предложения, который обозначает предмет речи. 2.Подлежащее отвечает на вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении? 3. Подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи. 4.В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым. 1.Сказуемое- главный член предложения, который обозначает предмет речи. 2.Подлежащее отвечает на вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении? 3. Подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи. 4.В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым. 2,3,4

Домашнее задание. §17, упр.229

Выбранный для просмотра документ Загадки главных членов предложени1.docx

Загадки главных членов предложения (сказуемого)

Загадки главных членов предложения (сказуемого)

Пример из предложения.

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма глагола

Загадки главных членов предложения (сказуемого)

Загадки главных членов предложения (сказуемого)

Пример из предложения.

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма глагола

Выбранный для просмотра документ Загадки главных членов предложения.docx

Загадки главных членов предложения (подлежащего)

Загадки главных членов предложения (подлежащего)

Пример из предложения.

Загадки главных членов предложения (подлежащего)

Загадки главных членов предложения (подлежащего)

Пример из предложения.

Выбранный для просмотра документ Карточка 2.docx

Карточка 1 (ученые-исследователи)

Проанализируйте предложенные предложения.

Найдите подлежащее, укажите способ выражения.

Заполните второй столбик таблицы “Загадки членов предложения” примерами из предложений.

Обобщите полученный результат.

Составьте связный ответ

« Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения» (см. учебник «Теория» §17.)

В жизни хорошее и плохое лежат рядом. 2. Входят семь богатырей. 3. Четырежды пять – двадцать. 4. Я люблю читать.

5. Бедный поп подставил лоб. 6. Жить – Родине служить.

Найдите сказуемое, определите, какой частью речи оно выражено.

Заполните второй столбик таблицы “Загадки членов предложения” примерами из предложений.

Обобщите полученный результат.

Составьте связный ответ « Главный член предложения — сказуемое и способы его выражения».

1.Старик ловил неводом рыбу.2 Утро свежо . 3. Птицы – наши друзья .

4.Первые листики зелёные .5.Пятью пять двадцать пять . 6.Жить — Родине служить. 7. Стало темно.

Выбранный для просмотра документ Ответ 22.docx

Ответ « Главный член предложения-сказуемое и способы его выражения».

Сказуемое- это___________________член предложения, который обозначает то, что _______________о предмете речи. К сказуемому можно задать вопросы:_______________________________________предмет, ______________он?_______________он такой? Сказуемое может быть выражено______________________________________________

Ответ « Главный член предложения-сказуемое и способы его выражения».

Сказуемое- это___________________член предложения, который обозначает то, что _______________о предмете речи. К сказуемому можно задать вопросы:_______________________________________предмет, ______________он?_______________он такой? Сказуемое может быть выражено______________________________________________

Ответ « Главный член предложения-сказуемое и способы его выражения».

Сказуемое- это___________________член предложения, который обозначает то, что _______________о предмете речи. К сказуемому можно задать вопросы:_______________________________________предмет, ______________он?_______________он такой? Сказуемое может быть выражено______________________________________________

Выбранный для просмотра документ Ответ.docx

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее — это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________, __________________________, ________________,

___________________, _________________________________, __________________.

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее — это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________, __________________________, ________________,

___________________, _________________________________, __________________.

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее — это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________, __________________________, ________________,

___________________, _________________________________, __________________.

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее — это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________, __________________________, ________________,

___________________, _________________________________, __________________.

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее — это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________, __________________________, ________________,

___________________, _________________________________, __________________.

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее — это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________, __________________________, ________________,

___________________, _________________________________, __________________.

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее — это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________, __________________________, ________________,

___________________, _________________________________, __________________.

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее — это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________, __________________________, ________________,

___________________, _________________________________, __________________.

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее — это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________, __________________________, ________________,

___________________, _________________________________, __________________.

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка по теме.docx

Урок русского языка по теме

«Главные члены предложения «.

Тема “Главные члены предложения” рассчитана на 1 час, изучается в разделе “Синтаксис. Пунктуация”. Всего на изучение темы “Главные члены предложения” отводится 2 часа. Данный урок 1 по теме.

Цель урока: повторить сведения о главных членах предложения; познакомить со способами выражения сказуемого и подлежащего; уметь определять способы их выражения, находить главные члены предложения.

Предметные : знать, что такое подлежащее и сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Личностные : формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.

Познавательные УУД: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально, в паре, в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

учитесь тайны открывать,

ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

— Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно.

Запишите сегодняшнее число и классную работу.

(МУЗЫКА) Я очень люблю сказки А.С. Пушкина. Думаю, что и вам они по душе. И сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина. Но вначале нам необходимо ответить на вопросы Ученого Кота из Лукоморья.

2. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: На слайде будет появляться утверждение (предложение). Ваша задача — согласиться или не согласиться с этим утверждением. Если вы считаете, что утверждение правильно, поднимаете розовую карточку, если неправильное- жёлтую .

Предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, побудительные и восклицательные.-

Предложение, в котором содержится простое сообщение, называется повествовательным.+

Предложение, содержащее просьбу, приказ, совет, пожелание, называется побудительным.+

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения+

Главный член предложения, который обозначает предмет речи, называется сказуемым.-

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и побудительные.-

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

УЧИТЕЛЬ: Вы прекрасно справились с заданием .

7 ПОЯВЛЯЕТСЯ КНИГА (МУЗЫКА ПРЕВРАЩЕНИЯ).

Ну что ж отправляемся в путешествие

Прочтите, пожалуйста, предложение и определите, из какой сказки оно взято.

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы…

Прочтите это предложение дважды: 1) без второстепенных членов предложения;

2) без подлежащего и сказуемого.

В каком случае смысл предложения сохраняется, а в каком предложение «рассыпается»? Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения?

УЧИТЕЛЬ: Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели.

Углубить знания о подлежащем и сказуемом; научиться находить грамматическую основу; научиться определять, какой частью речи может быть выражено подлежащее и сказуемое.

4. Первичное усвоение новых знаний. Групповая работа.

— Ребята, дело в том, что подлежащее и сказуемое не простые члены предложения.

-Сложность в том, что не всегда легко найти подлежащее и сказуемое в предложении, потому что они могут быть выражены разными частями.

— Я предлагаю вам побыть сегодня немного в роли исследователей и познакомить нас со способами выражения подлежащего и сказуемого, а для этого поработаем в группах.

— Итак, у нас есть 2 группы исследователей. 1-я группа будет исследовать, какой частью речи может быть выражено подлежащее, а другая, какой частью речи может быть выражено сказуемое. Для этого вам нужно определить, какой частью речи выражен главный член в каждом предложении на карточках и заполнить второй столбик таблицы «Загадки главных членов предложения» примерами. Кроме того вам нужно подготовить связный рассказ о своём главном члене предложения.

Загадки главных членов предложения (ПРИЛ.1)

Карточка 1 (ученые-исследователи)

Проанализируйте предложенные предложения.

Найдите подлежащее, определите, какой частью речи оно выражено.

Заполните второй столбик таблицы “Загадки членов предложения” примерами из предложений.

Обобщите полученный результат.

Составьте связный ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом. 2. Входят семь богатырей. 3. Четырежды пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5. Наступила золотая осень . 6. Жить – Родине служить.

Ответ « Главный член предложения-подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее- это___________________член предложения, который обозначает _______________речи. К подлежащему можно задать вопрос______________________говориться в предложении. Подлежащее может быть выражено__________________,__________________________,________________,

Карточка 2 (ученые-исследователи)

Проанализируйте предложенные предложения.

Найдите сказуемое, определите, какой частью речи оно выражено..

Заполните второй столбик таблицы “Загадки членов предложения” примерами из предложений.

Обобщите полученный результат.

Составьте связный ответ « Главный член предложения — сказуемое и способы его выражения».

1.Гроза постепенно удалялась .2 Утро свежо. 3. Птицы – наши друзья .

4.Первые листики зелёные .5.Пятью пять -двадцать пять .6.Жить-Родине служить. 7. Стало темно.

Ответ « Главный член предложения-сказуемое и способы его выражения».

Сказуемое- это___________________член предложения, который обозначает то, что _______________о предмете речи. К сказуемому можно задать вопросы:_______________________________________предмет, ______________он?_______________он такой? Сказуемое может быть выражено__________________,__________________________,________________,

5.Первичная проверка понимания

УЧИТЕЛЬ : Представим результаты деятельности.1-я группа, расскажите, какими примерами вы заполнили 2 столбец таблицы.

УЧИТЕЛЬ: Сколько примеров из сказок Пушкина втретилось в карточке? Из какой(их) сказки (ок) взяты строки?

Проверка работы в группах .(СЛАЙД ПУСТОЙ) ПОСЛЕ ОЗВУЧКИ- СЛАЙ ЗАПОЛНЕННЫЙ.

Послушаем связный рассказ о подлежащем, 2 -я группа очень внимательно слушает, как затем мы проверим, как вы усвоили материал.

(СЛАЙД С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ)

УЧИТЕЛЬ: 2-я группа, расскажите, какими примерами вы заполнили 2 столбец таблицы.

Проверка работы в группах .(СЛАЙД ПУСТОЙ) ПОСЛЕ ОЗВУЧКИ- СЛАЙ ЗАПОЛНЕННЫЙ.

УЧИТЕЛЬ: Сколько примеров из сказок Пушкина втретилось в карточке? Из какой(их) сказки (ок) взяты строки?

Послушаем связный рассказ о сказуемом, 1 -я группа очень внимательно слушает, как затем мы проверим, как вы усвоили материал.

(СЛАЙД С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ)

УЧИТЕЛЬ : Поработайте в паре. Выпишите грамматическую основу
в выделенных предложениях. Определите, какой частью речи является
подлежащее и сказуемое. К доске пойдёт 1 представитель от группы. Выберите самого достойного.

Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.»

Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.

Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.

УЧИТЕЛЬ: Из какой сказки взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»). САМОПРОВЕРКА.

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

1.Сказуемое — главный член предложения, который обозначает предмет речи.

2.Подлежащее отвечает на вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении?

3. Подлежащее может быть выражено любой частью речи.

4.В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.

УЧИТЕЛЬ: Наше путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина подходит к концу. Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А какой урок вы сегодня извлекли, что нового узнали?

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§17 1. упр.229 (базовый уровень). 2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (повышенный уровень).

УЧИТЕЛЬ: Вы хорошо поработали, и белочка из «Сказки о царе Салтане» приготовила вам сюрприз. (СЛАЙД)


источники:

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-po-ruskomu-jazyku-dlja-shkolnikov.html

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-glavnie-chleni-predlozheniya-1457358.html