Подлежащее леса выражено сказуемое упираются выражено

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №425

Прочитайте предложения, назовите их грамматические основы. Выпишите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
1 ) Упираются леса в самые небеса. (В. Маяковский)
2 ) Две капли брызнули в стекло. (А. Фет)
3 ) Встаёт заря во мгле холодной. (А. Пушкин)
4 ) Входят семь богатырей. (А. Пушкин)
5 ) В неверном лунном свете вошла я в тихий дом. (А. Ахматова)
6 ) Биденко и Ваня удобно устроились у самой кабины водителя. (В. Катаев)
7 ) У кромки воды сидели два медвежонка.

Русский язык. 5 класс

Сказуемое

Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.

Грамматическая основа

Укажите, какое из сочетаний слов является грамматической основой в предложении.

Красивы сосны в зимнем наряде!

Способы выражения сказуемого

Сказуемое выражено именем существительным.

Сказуемое выражено глаголом.

Сказуемое выражено именем прилагательным.

Своё удивление он выразил брату.

Тонок лёд на речке.

Сорока – самая болтливая птица.

Определение сказуемого

Соотнесите предложение с картинкой, на которой изображено подходящее сказуемое.

Анализ предложения

Найдите грамматическую основу в предложении, укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

В глубоких колодцах вода холодна. (И. Бунин)

Подлежащее « », выражено . Сказуемое « », выражено .

Способы выражения сказуемого

Найдите сказуемое. Распределите предложения, согласно тому, какой частью речи выражено сказуемое.

Имя существительное

Глагол

Имя прилагательное

Термины

Что такое сказуемое? Выберите правильные определения.

главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что он такое?».

отвечает на вопросы «кто?», «что?».

второстепенный член предложения.

Сказуемое

Найдите в каждом предложении сказуемое. Выделите цветом.

  1. Книга – источник знаний .
  2. Смолк далёкий шум .
  3. Динго – дикая австралийская собака .
  4. Свистнула какая-то птичка .
  5. Сумрак ночи прячется в лесах .
Грамматическая основа

Вычеркните сочетания, которые не являются грамматической основой предложений.

Ночь зимняя холодна. Туманны звёзды голубые. Свежо хрустит снежок. От зимней стужи птицы перебираются поближе к жилью.

Грамматическая основа

Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.

Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.

В предложении подлежащее « », выражено в падеже. Сказуемое – « », выражено .

Грамматическая основа

Выделите в предложениях жёлтым цветом грамматическую основу.

Байкал – самое глубокое на земном шаре озеро . Местные жители называют его морем . Для россиян Байкал – чудо природы. Формой оно напоминает полумесяц. Вода в озере пресная . Много рек впадает в Байкал . Ангара – единственная река , вытекающая из озера .

Сказуемое

Найдите сказуемое в предложениях. Выделите его голубым цветом.

Россия – великая страна , которая расположилась в Северном полушарии . Она занимает площадь около 17 миллионов километров . Россия – это страна , в которой мирно уживается большое количество национальностей .

Способы выражения сказуемого

Найдите сказуемое в каждом предложении, определите, какой частью речи оно выражено. Выпишите в пропуски.

1. Алмаз – самое твёрдое вещество в мире.

2. Красив лес во время зимнего сна.

3. Высокие сосны со скрипом раскачивались.

1. Сказуемое « », выражено .

2. Сказуемое « », выражено .

3. Сказуемое « », выражено .

Грамматическая основа

Выделите грамматическую основу жёлтым цветом. Определите, чем выражено сказуемое. Правильный вариант выделите зелёным цветом.

Что такое подлежащее – как легко его найти в предложении и чем оно может быть выражено

Главный член предложения. Вместе со сказуемым образует грамматическую основу.

Давайте разбираться, что такое подлежащее. Это один из двух главных членов предложения. Второй – сказуемое. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу.

К любому подлежащему можно задать вопрос «О ком/чём говорится в предложении». Например: «Я хочу быть летчиком» – о ком говорится в предложении? Обо мне. Я – подлежащее.

Чаще всего подлежащие выражаются существительными или местоимениями. В этом случае к ним можно задать вопросы «Кто?» и «Что?». Но так бывает не всегда.

Чем может быть выражено подлежащее

Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.

Сразу два важных момента

Первый. Именительный падеж нельзя путать с винительным. «Дом очень красивый» – у слова «дом» именительный падеж, это подлежащее. «Рабочие строят дом» – здесь у «дома» винительный падеж, это дополнение.

Если не разбираетесь – вот моя статья про косвенные падежи. Она очень короткая, откройте и пробегитесь глазами. Я даю там запоминалочку по порядку падежей, учу легко запоминать вопросы к ним и не путать именительный падеж с винительным.

Второй. Вы должны различать одушевленные и неодушевленные существительные, чтобы правильно задавать к ним вопросы. Там есть нюансы, потому что они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое». Мертвецы и куклы – одушевленные, хоть и не живые. Тоже советую вам посмотреть статью на эту тему.

Там еще картинка классная, я для вас подбирал как раз, зацените.

Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.

Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.

Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.

Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».

Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.

Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием

Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».

Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.

Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.

Когда подлежащим являются два существительных

Если сказуемое стоит во множественном числе. Смотрите: «Мама с дочкой зашли в магазин». Сказуемое во множественном числе – «зашлИ», то есть имеется в виду и мама, и дочка. Так что подлежащее – «Мама с дочкой».

А вот если «Мама с дочкой зашла в магазин» – тут уже подлежащее только «мама», а «с дочкой» – дополнение.

Бывают ли предложения с одним подлежащим

У них даже есть отдельное название: «Назывные». Знаменитый пример из Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека» – назывное предложение, в котором только подлежащие.

А вот пример из Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Что значит «подлежащее отсутствует»

Если подлежащего в предложении нет, оно либо отсутствует, либо опущено. Отсутствует – это когда его нет и не может быть. Например: «Вечереет», «Холодает» – кто вечереет и кто холодает?

Или: «Тошнит», «Знобит» – кто тошнит и кто знобит? Никто, это ощущения возникают сами по себе.

В таких предложениях подлежащего нет, они называются безличными.

Что значит «подлежащее опущено»

Бывает так, что подлежащего нет, но нам понятно, кто совершает действие. Понятно может быть:

  1. Из контекста. Коля выбегает на улицу. Озирается по сторонам. Бежит к автомобилю. Во втором и третьем предложениях подлежащего нет, но нам понятно из первого предложения, что это все делает Коля. То есть «контекст» помогает восстановить подлежащее.
  2. Из ситуации. Вы сидите с другом в комнате, пьете чай. Друг смотрит в окно и вдруг говорит: «О! Отслужил!» – вы тоже смотрите в окно и видите, что по улице идет парень в военной форме. В предложении «Отслужил» подлежащего нет, но по ситуации понятно, что отслужил «солдат». Подлежащее «опущено», но восстанавливается из ситуации.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7635/train/

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-podlezhaschee