Подлежащее сказуемое 11 класс

Подлежащее и сказуемое — способы выражения, виды и примеры

Определение терминов

Главным членом предложения является подлежащее, которое обозначает предмет или объект, совершающий действие. Основная форма выражения — существительное (или другое имя) в начальной форме. Лингвисты выделяют следующие характеристики этого элемента предложения:

  1. Отвечает на вопрос «о чем или о ком говорится в высказывании».
  2. Выражается или существительным в имен. п., или иными способами. Однако именем в косвенном падеже быть не может.

Пример: Кошка сидела на столе. Светило яркое солнце. Небо было безоблачным. Подлежащие в этих предложениях: кошка, солнце, небо. Все они являются существительными, отвечающими на вопросы «кто?» или «что?». Подчеркнуть при разборе его следует одной прямой чертой.

Сказуемое — второй главный член предложения, обозначающий действие, которое совершает предмет или объект, являющийся подлежащим. Вопросы — «что делает?», «что сделает?», «что делал?». Если в предложении имеются оба члена грамматической основы, то оно является двусоставным, а если только один из них — односоставным. Связь между главными элементами — равноправие, ни от одного из них нельзя задать вопрос другому.

Важно! Подлежащее и сказуемое — это основа предложения, к словосочетаниям такие элементы синтаксиса не относятся. В этом разница между главными и второстепенными членами.

Значение в речи

Грамматическая основа представляет собой ядро любой синтаксической конструкции, важнейшую его часть. Именно в ней сосредоточен основной смысл фразы, который говорящий или пишущий желает донести до своего собеседника или читателя. Чаще всего подлежащее и сказуемое являются самостоятельными, то есть для общего понимания значения высказывания их бывает достаточно, при этом второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение, дополнение), вводные и уточняющие конструкции помогают передать более подробную информацию, но в понимании смысла особой роли не играют.

Если убрать любой элемент основы, будет утрачено само значение предложения, в то время как «потеря» любого из второстепенных компонентов, конечно, сделает фразу менее информативной, но смысл сохранит.

Кроме того, при помощи подлежащего удается заявить о том, кто именно совершает действие, а благодаря сказуемому — привязать высказывание к определенному временному отрезку. Вот почему они также являются грамматическим центром предложения.

В некоторых случаях используется пассивный залог глагола, например, «Книга пишется автором», однако подлежащим будет существительное в именительном падеже, несмотря на то, что по логике действие — написание — выполняет автор. Вот почему при изучении темы школьникам следует быть особенно внимательным и не забывать задавать вопросы, чтобы верно выполнить разбор предложения.

Несогласованные сказуемые чаще всего используются в разговорной речи, чтобы придать фразе краткость, эмоциональную окраску.

Способы выражения

Чаще всего подлежащее выражено словоформой имени существительного в именительном падеже множественного или единственного числа. Это связано с тем, что именно существительные обозначают предмет, что дает возможность говорящему наиболее просто, но полно выразить свою мысль.

Способы выражения подлежащего и сказуемого отличаются многообразием. Для первого, кроме существительных, могут использоваться:

  1. Местоимения, чаще личные: Я читаю книгу. Она пришла в гости с тортом.
  2. Другие разряды местоимений: неопределенные (Кто-то открыл дверь), отрицательные (Никто не хотел готовить уроки), вопросительно-относительные (Кто не хочет объездить весь мир).
  3. Числительные: количественные (Четыре делится на два), собирательные (Оба хотели прокатиться на лошади), порядковые (Первый побежал, второй остановился).
  4. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Пример: Читать в постели — дурная привычка.
  5. Причастие. Например: Приехавшие расположились по комнатам. Учащиеся были добросовестны.

Кроме того, в качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически. Основные варианты представлены в форме таблицы.

НаименованиеПример предложения
Географическое собственное наименование, состоящее из нескольких словСеверный Ледовитый океан был богат рыбой.
Устойчивое словосочетаниеЖелезная дорога протянулась на многие километры.
Наименование учрежденияМинистерство здравоохранения принимает претензии граждан.
Существительное со значением количества + сущ. в Р. п.Множество студентов смогло сдать сессию успешно.
Крылатое выражениеАвгиевы конюшни были вычищены быстро.
Числительное + сущ. в Р. п.Две липы росли под окном.
Местоимения «сколько, столько, несколько» + сущ. в Р. п.Несколько зданий гордо возвышалось на отшибе.
Прилагательное /числ./мест. в И. п. + предлог из + сущ./мест.Лучший из школьников сегодня получил золотую медаль.
Неопределенное мест. + прил.Нечто странное произошло сегодня с Ивановым.
Предикативная конструкция«Привет, сегодня не приду» просто застало его врасплох.

Кроме того, подлежащее может быть выражено и другими частями речи, выступающими в данном конкретном случае в значении существительного, то есть субстантивированными. Например, наречиями: Далеко — это лишь условность.

Разновидности подлежащих

В зависимости от способа выражения можно выделить два вида подлежащих. Наиболее часто употребляется номинативное, которое выражено словом любой части речи в значении существительного в начальной форме или сходным по грамматической форме словосочетанием. Для номинативных разновидностей используются личные местоимения (Я хотел купить синюю вазу), а также местоимения в паре со словами «весь, сам» (Сам он — лентяй).

Неизменяемые части речи также могут играть эту синтаксическую функцию. Поэтому подлежащим в определенном контексте может стать наречие, союз, предлог, междометие. Примеры: И — соединительный союз. Вот раздалось ау вдалеке. Завтра станет лучше, чем сегодня.

Вторая разновидность подлежащих — инфинитивные. Они предметным значением не обладают и не подвержены субстантивации. Примеры: Жизнь прожить — не поле перейти. Быть счастливым — вот цель человека. Смотреть на твои работы — подлинное наслаждение.

В таких конструкциях между подлежащим и сказуемым следует ставить тире.

Особенности сказуемых

Основной способ выражения сказуемого — глагольные формы. Однако он не является единственным. Есть три типа сказуемого в русском языке. Простое глагольное состоит из одного слова, представляет собой глагол в любой форме, помимо инфинитива. Примеры: Я читаю. Дедушка пропалывает грядки. Синее море разливало свои волны на огромное расстояние.

Составное глагольное образуется по схеме «инфинитив + вспомогательный глагол» (Я люблю читать. Кошка может спать сутки напролет). Составное именное состоит из двух компонентов: глагола-связки (чаще — «быть», реже используются «казаться», «стать») и именной части, которая выражается различными частями речи, за исключением глагольных форм и деепричастия. Примеры: Кот был белым. Я был веселым.

В этих предложениях сказуемым является не глагол «был», как может показаться на первый взгляд, а сложная конструкция из двух слов. Доказательство просто: если «выкинуть» связку, смысл не утратится. Соответственно, выразить признак предмета возможно только при помощи использования совокупности элементов.

Вне зависимости от разновидности сказуемого при проведении синтаксического разбора оно подчеркивается двумя прямыми чертами.

Верная постановка знаков

Изучение подлежащего и сказуемого имеет и практический аспект, поскольку в зависимости от того, как именно выражается грамматическая основа, нередко расставляются знаки препинания, в частности, тире. Выполняя упражнения в классе и дома, важно помнить правила и использовать их. Самый простой вариант: если подлежащее и сказуемое выражено существительными в именительном падеже, то между ними следует поставить тире.

Примеры: Моя работа — моя слабость и радость. Практический опыт — лучший учитель.

Кроме того, тире следует поставить в таких случаях:

  1. Перед словами «это», «вот», «это значит»: Солнце — это источник жизни на земле. Муравей — вот пример добросовестного труженика.
  2. Если оба компонента выражены инфинитивом: Править королевством — трудиться ежеминутно. Читать книгу — получать знания.
  3. Если один из компонентов основы выражен глаголом в начальной форме, а второй — сущ. в И. п.: Находить ответы на вопросы — вот правило успеха в изучении любой науки.
  4. Если обе составляющих основы выражены количественными числительными в начальной форме: Трижды три — девять. Или же один из них — количественное числительное, а другой — сущ. в Им. п. Пример: Мощность двигателя — двести лошадиных сил.

Современные интернет-сайты позволяют ознакомиться с любым правилом онлайн, кроме того, при возникновении вопросов всегда можно обратиться к справочным пособиям или учебникам.

В соответствии с нормами русского языка, подлежащее и сказуемое — это не просто теоретические понятия, но и важнейшие синтаксические компоненты, которые важно правильно выделять. Это позволит не допустить ошибок при расстановке знаков препинания.

Конспект урока русского языка «Согласование сказуемого с подлежащим» (11 класс)

Урок русского языка в 11 классе.

Разработала: учитель русского языка и литературы высшей категории, Игнатьева Галина Федоровна, МАОУ лицей №34 города Тюмени

Тема урока: Согласование сказуемого с подлежащим

Тип урока: объяснение нового материала

*обучение правилам согласования сказуемого с подлежащим; закрепление основных лингвистических понятий: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов;

подготовиться к редактированию текста; к заданиям по грамматике в ЕГЭ;

отрабатывать умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать ;

формировать умение работать и мыслить самостоятельно;

вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;

воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

развивать способность анализировать предложение;

работать над умением устно формулировать новое правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его.

Раздаточный материал: опорный конспект «Согласование сказуемого с подлежащим»;

Практикум по теме;

1. Проблемный вопрос:

Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?

Сколько учеников присутству…т сегодня на уроке?

Большинство учеников нашего класса хорошо подготовил…сь к ЕГЭ.

Вот над этой темой мы сегодня и будем работать (объявление темы урока)

— сообщение темы урока;

— определение целей (записано на доске):

самостоятельно изучить новое правило;

проанализировать примеры, иллюстрирующие правило;

выполнить практикум по теме;

результат урока – тестирование по теме

По книге Цыбулько:всем выполнить тестовые задания по теме №_251-254-выписать предложение с грамматической ошибкой, отредактировав его.

По книге Александрова.ЕГЭ стр.189 –задание№3

2. Орфоэпическая пятиминутка:

хоровое проговаривание блоков №5,6,7,8,9,10.

Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты.

Ты добрался до аэропорта?

Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах.

Купи бронированный автомобиль.

Когда же ты наконец включишься в работу?

Вы созвонитесь и дайте нам ответ.

Они балуют своих детей, а потом удивляются, что дети получаются избалованными.

Она покупает шарфы каждый сезон.

Нельзя ли забронировать билет?

У каждой двери свой секрет.

Ваше ходатайство отклонено.

Обратитесь в совет директоров.

Отчет за первый квартал.

Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из сети.

Договоры не подписаны до сих пор.

Он получает (дивиденды, дивиденты).

Здесь необходимо экспертное заключение.

Созвонимся на будущей неделе.

(Представьте, предоставьте) отчёт за истекший месяц.

Заводу требуются (токаря, токари) и (слесари, слесаря).

Сотрудника решили премировать – и премировали.

Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем.

Можешь проверить по словарю Ожегова.

О договоре с этим фондом и речи нет.

Рана всё ещё кровоточит.

Мечтал о призе целый год.

Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату?

Хочешь жизнь себе облегчить?

Сколько ты брала взаймы у Марьи Фоминичны?

О торте гости и не вспомнили.

Это вещь продана.

Снег валит с самого утра.

Закрой жалюзи поплотнее.

Когда освободится, он сам позвонит.

Позвонят ли они – это ещё вопрос.

Сослаться на (прецедент, прецендент).

Вы претендуете на должность заведующего (отдела, отделом)

Лекция вот-вот должна начаться. Простите, она уже началась.

На машинах бывает броня, на билеты – броня.

Какого вы вероисповедания?

Иконопись Третьяковской галереи.

Христианин по убеждению

Еретик и послушник- церковные слова.

Сколько (время, времени)? Кто (последний, крайний)? Куда (положить, ложить, класть)?.

3.Объяснение нового материала с самостоятельным анализом примеров:

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство);

Несколько лампочек то гасл. то тускло разгорал..сь.

Молодёжь охотно участву..т в движении Гринпис».

Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз.

Прилетел.. несколько голубей..

неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:

Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке.

Восемь самолётов взлетел.. попарно.

Большинство учащихся работал.. летом.(НО: Большинство работало летом)

ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ:

Абсолютное большинство +сущ.;

Подавляющее большинство +сущ.;

Огромное большинство +сущ.;

Только, лишь, всего,

Едва, часть, каждый,

Много, немного,мало, немало, сколько, столько.

Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте.

Только человек шесть справил..сь с заданием.

Пришл.. лишь пять человек.

Дистанционное расположение главных членов:

Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы.

Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:

Несколько человек ранен.. .

Большинство писем доставлен.. .

ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ:

Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ:

В начале улицы появил..сь несколько теней.

В комнате был.. два окна.

В санях сидел.. три мужика.

Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо (ВСЕГО,

ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ):

Около двадцати человек провожал.. его.

мера , вес, время (лет, месяцев, недель, дней, часов)

сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п.

До конца уроков оставал..сь 5 минут

Публики сегодня был.. целая сотня.

Тысяча книг уж просмотрен.

СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.:

Большая часть домов этом районе камен… .

Большинство девушек были приезж… .

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т д .:

В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района.

Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего:

Три заявления лежал.. на столе.

оба лица равноправны в действиях-Мн. Ч.,

если одно лицо –основное,другое сопутствующее-ЕД.Ч.

Брат с сестрой приехали (=приехал) в деревню.

Жена с мужем приглашены (=приглашена)в гости.

ЕД.Ч.-показывает действие как одно целое.

МН.Ч. –показывает раздельные действия.

Пять солдат отправилось в разведку (одной группой)

Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ.

Редактор Павлова исправила рукопись.

Врач Иванова сегодня не принимала.

4. Практикум по теме:

Задание: поставить сказуемое в нужной форме.

1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика.

Подлежащее- существительное одушевлённое.

Дистанционное расположение главных членов предложения .

2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся.

ПРЕДЪЯВЛЯЮТ И ДОБИВАЮТСЯ

Подлежащее- существительное одушевлённое.

3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата.

Подлежащее- существительное одушевлённое.

4. На берегу (стоять) несколько верб.

Подлежащее- существительное неодушевлённое.

Обратный порядок слов.

5. Часть учеников (уехать) на соревнования.

Подлежащее со словом ЧАСТЬ

6. Большинство ребят , живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход

Подлежащее- существительное одушевлённое.

Дистанционное расположение главных членов предложения .

7. За коляской (бежать) четыре пса.

Подлежащее- существительное одушевлённое.

Числительное 4 входит в состав подлежащего

8. Над головой (просвистать) две пули.

Подлежащее- существительное неодушевлённое, но сказуемое –«АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ»

Числительное 2 входит в состав подлежащего.

9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах

Подлежащее- существительное со словом

Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.

Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом НЕМАЛО

В центральном универмаге продаются много товаров.

Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО.

Обратный порядок слов.

Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.

Одно лицо совершает основное действие, другое- сопутствующее.

В шкафу лежат много интересных книг.

Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО.

Обратный порядок слов.

На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.

Подлежащее- существительное СОБИРАТЕЛЬНОЕ.

6.Детство и юность её прошло в купеческой семье

7.В деревне послышались топот и крики.

Подлежащее- существительное неодушевлённое.

Обратный порядок слов

Сказуемое согласуется с близстоящим словом.

8.Большинство дверей было низко для его роста.

БЫЛИ НИЗКИ (БЫЛИ НИЗКИЕ)

СИС — именная часть прилагательное

9. В кружке занимается пять учеников.

10. Большинство названных книг изданы недавно.

Подлежащее- существительное неодушевлённое.

Сказуемое – краткое причастие.

5.Итоговое тестирование по теме:

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО.

1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в) В вузы поступили сорок один человек.

г) Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

г) Слово взяла профессор Сергеева.

3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

в) Часть станков была отправлена.

г) На столе стоит три подсвечника.

4.Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) СМИ провело однодневную акцию протеста.

в) С тех пор миновало пять лет.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

Самостоятельная проверка теста, выставление оценок.

Обобщение по теме.

Снег валит с самого утра.

Закрой жалюзи поплотнее.

Когда освободится, он сам позвонит.

Позвонят ли они – это ещё вопрос.

Сослаться на (прецедент, прецендент).

Вы претендуете на должность заведующего

Лекция вот-вот должна начаться.

Простите, она уже началась.

На машинах бывает броня, на билеты – бронь.

Какого вы вероисповедания?

Иконопись Третьяковской галереи.

Христианин по убеждению

Еретик и послушник- церковные слова.

Сколько (время, времени)?

Кто (последний, крайний)?

Куда (положить, ложить, класть)?.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Игнатьева Галина ФедоровнаНаписать 5033 11.12.2015

Номер материала: ДВ-249530

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.12.2015 570
    11.12.2015 3440
    11.12.2015 2590
    11.12.2015 792
    11.12.2015 768
    11.12.2015 1383
    11.12.2015 1556

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

О чем эта статья:

1 класс, 2 класс

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

  • Луна ярко (что делает?) светит.
  • На улице (что делается?)светлеет.
  • Цветок (каков?) красив.
  • Фрейд — (кто он?) психолог.

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-soglasovanie-skazuemogo-s-podlezhaschim-klass-676009.html

http://skysmart.ru/articles/russian/glavnye-chleny-predlozheniya