Подлежащее сказуемое для второго класса

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 15. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Как называются главные члены предложения.

2)Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Подлежащее–главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-34.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-33.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  1. Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Вы уже знаете, что члены предложения делятся на 2 вида.

Главные и второстепенные.

Главные члены предложения в свою очередь делятся еще на 2 типа.

Выясним, на какие.

В конце весны прилетают стрижи.

О ком или о чём говорится в этом предложении?

В предложении говорится о стрижах.

Это главный член предложения.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.

Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.

И отвечает на вопросы кто? Или что?

Какое действие выполняют стрижи?

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется — сказуемым.

Сказуемое отвечает на вопросы: что сделал? Что делал? Что сделает? Что делает? И т.д.

Стрижи что делают? Прилетают.

В предложении сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Попробуй подчеркнуть самостоятельно.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены. Они составляют грамматическую основу. Иногда бывает сложно определить подлежащее.

Так как на вопрос «что?» также может отвечать и второстепенный член.

Дождь залил огород.

Какое из этих слов является подлежащим?

Если сложно найти подлежащее, то находим сначала сказуемое.

Какое действие выполняется в предложении?

Это – сказуемое. Подчеркиваем его двумя чертами.

Что выполняет действие – залил? Дождь.

Значит дождь – это подлежащее. Подлежащее может стоять в любом месте предложения и употребляется без предлога.

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Подлежащее и сказуемое.

Выделите подлежащее и сказуемое.

Подсказка: подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя.

Дятел сидит на сосне. Белка таскает шишки в дупло. А вот по полянке пробежала лисица.

Задание. Основа предложения.

Выделите цветом только те предложения, в которых правильно подчёркнута основа.

Подсказка: основа предложения – это главные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Что такое под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, начи­на­ют зна­ко­мить ребят со 2 класса.

Чтобы понять, какие чле­ны пред­ло­же­ния — это под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, опре­де­лим, как сло­ва состав­ля­ют предложение.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ют само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с другом.

А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей, выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

Сравним:

Пришла зима. На дво­ре очень холодно.

Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои названия:

Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет действие.

Предмет, кото­рый обо­зна­ча­ет­ся под­ле­жа­щим, может быть оду­шев­лен­ным и неоду­шев­лен­ным. Одушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос кто? Неодушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос что?

В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее под­чер­ки­ва­ет­ся одной пря­мой линией.

Отыщем и под­черк­нем под­ле­жа­щее в предложениях:

Что такое сказуемое?

Подлежащее обыч­но пояс­ня­ет­ся дру­гим глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­вом «ска­зу­е­мое».

Сказуемое сооб­ща­ет то, что ска­за­но в пред­ло­же­нии о под­ле­жа­щем. Оно обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет, какое дей­ствие он про­из­во­дит или в каком состо­я­нии находится.

(Что?) Солнце (что сде­ла­ло?) вста­ло из-за леса.

(Кто?) Сестра (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет .

Сказуемое в пред­ло­же­нии под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми линиями.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это осно­ва пред­ло­же­ния. Эти глав­ные чле­ны друж­ны меж­ду собой. Они рав­но­прав­ны и ино­гда сов­па­да­ют в неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских фор­мах (чис­ло, род).

(Кто?) Мальчик (что сде­лал?) сма­сте­рил само­лё­тик (ед. ч., м. р.)

(Кто?) Дети (что сде­ла­ли?) при­шли в зоо­парк (мн. ч.)

Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют глав­ную мысль в пред­ло­же­нии. Остальные чле­ны пред­ло­же­ния толь­ко допол­ня­ют, уточ­ня­ют её.

Если в сооб­ще­нии толь­ко два глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, то это нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние.

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся дру­гие чле­ны, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся распространенным.

Из-за леса надви­га­ет­ся гро­зо­вая туча .

Сказка о подлежащем и сказуемом

Карточки Главные члены предложения
тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему

Карточки по русскому языку, выделить главные члены предложения для работы в классе и для самостоятельной работы дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
karochki_gl.chleny_pr.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.

Фамилия, имя ученика _________________________________________

В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):

1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.

Фамилия, имя ученика _________________________________________

Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 1 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.

Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 2 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка для проверки знаний по теме » Главные члены предложения&quot.

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК «Школа России&quot.

Данные карточки закрепляут умение выделять главные члены предложения, выделять нераспространённые предложения.

Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. Озаглавь. Во всех предложениях найди главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).Образуйте слова с помощью суффиксов – к-, -ик-, .

Облегчает работу по подборке материала.

Оформление доски по теме: «Главные члены предложения» Кроссворд по словарным словам. Текст для поиска основы предложения. Карточки с новыми словами для словарной работы.

В работе проверяются знаний детей по русскому языку по теме Главные члены предложения.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/podlezhaschee-i-skazuemoe.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/06/06/kartochki-glavnye-chleny-predlozheniya