Подлежащее сказуемое дополнение 3 класс

Основные правила по русскому языку за 3 класс: члены предложения

Статья поможет быстро вспомнить разбор предложений по составу за 3 класс, в том числе все члены предложения, после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:

  1. Орфограммы по русскому языку за 3 класс,
  2. Члены предложения: главные и второстепенные, а также однородные члены предложения,
  3. Морфологический разбор слов.

Предложения (повторение)

Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу и выра­жающих законченную мысль.

Предложения по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):
— Повествовательные – содержат рассказ, повествование. В конце ставится точка (.).
— Вопросительные – содержат вопрос. В кон­це ставится вопросительный знак (?).
— Побудительные – содержат приказ или просьбу. В конце ставится восклицательный знак (!).

Предложения по интонации:
— Восклицательные – произносятся с особым чувством
— Невосклицательные – произносятся спокойно

Части речи (повторение)

  • Слова, которые называют предмет и отвечают на вопрос Кто? и Что? — это имена существительные . Например: кот, город, мальчик.
  • Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные. Например: соленый, сладкий, хороший, красивый.
  • Слова, называющие действие и отвечающие на вопрос Что делать, Что сделать, Что делал, Что делает, Что сделает, Что будет делать – это глаголы . Например: стоит, прошел, прыгал.

Главные члены предложения

Главные члены предложения -это подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу.

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что? Чаще всего подлежащее выражено именем существительным. Оно подчёркивай одной чер­той.
Примеры: Черемуха цветет в мае. Лодка плыла по озеру.

Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает ? что делал? сто будет делать? каков предмет? Чаще всего сказуемое выражено глаголом. Сказуемое подчёркивай двумя чер­тами.
Примеры: Черемуха (что делает?) цветет в мае. Лодка (что делала?) плыла по озеру. Катя (какова?) аккуратна .

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.

В русском языке есть предложения, в которых только один член предложения.
Примеры: Ночь . Поздняя осень . Морозит .

Второстепенные члены предложения за 3 класс

Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые поясняют, уточняют, дополняют предложение (подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член). Это все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Чаще всего определение выражено именем прилагательным. Определение подчёркивай волнистой линией.
Пример: Маше ку­пили красный шарф.

Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем? Дополнение подчёркивай пунктиром. Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает предмет, на который направлено действие.
Пример: Я пишу письмо брату .

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место (где? куда? откуда?), время (когда? с каких пор? до каких пор?), причину (почему? отчего?), образ действия (как? каким образом?) и пр. Обстоятельство подчёркивай пунктиром с точкой.
Считалочка: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Распространенные и распространенные предложения

Предложение с второстепенными членами предложения называется распространенным. Пример: Дети играют в мяч.
Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным. Пример: Дети играют.

Однородные члены предложения

Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными.

Однородные члены предложения не зависят друг от друга. Они являются одним и тем же членом предложения, могут быть главными и второстепенными. Примеры: Черемуха (что?) и сирень (что?) цветут в мае. Холодный (какой?) и резкий (какой?) ветер дул с моря.

Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая.

Союзы и однородные члены предложения

Союзы: А, НО, ДА И, ИЛИ. Они соединяют члены предложения.

Запятая не ставится:

  • Между однородными членами предложения, соединенные одиночными (неповторяющимися) союзами И, ИЛИ. Пример: Моя сестра любит мороженое, печенье и конфеты.

Запятая ставится:

  • Между однородными членами предложения, соединенными союзами А, НО. Пример: Маша любит шоколад, а не конфеты.
  • Между однородными членами предложения, соединенные повторяющимися союзами И, ИЛИ. Запятая ставится перед вторым и последующими союзами. Пример: Моя сестра любит и мороженое, и печенье, и конфеты.
  • Если перед первым из повторяющихся союзов уже находится однородный член, то запятая ставится и перед первым из повторяющихся союзов. Пример: Моя сестра любит мороженое, и печенье, и конфеты.

Словосочетание в предложении

Словосочетание — это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу. В любом словосочетании одно слово (зависимое) зависит от другого (главного). Например, ко­раблик (какой?) бумажный, плывёт (где? по чему?) по реке, плывёт (как?) быстро.

Не являются словосочетанием:

  • подлежащее и сказуемое: кораблик плывёт;
  • любые слова, стоящие рядом в предложении: бумажный плывёт;
  • слово с предлогом: перед нами, около дома;
  • однородные члены предложения: синий и красный;
  • устойчивые выражения: бить баклуши.

Значение слов

Однозначными называются слова, имеющие только одно значение: чемодан, ангина.

Многозначными называются слова, у которых есть два или несколько зна­чений. Разные значения слова, как правило, связаны между собой:
1. груша — фруктовое дерево (цветущая груша),
2. груша — плод этого дерева <сладкая груша),
3. груша — изделие, по форме напоминающее этот плод <боксёрская груша).

Омонимы — слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное:
лук 1 — растение (варёный лук),
лук 2 — оружие (тугой лук).

Различать многозначные слова и омонимы. В толковом словаре значения многозначных слов разделяются отдельными цифрами, а омонимы даются как отдельные слова с цифровыми показателями сверху справа.

Синонимы — слова, близкие по смыслу: друг — товарищ — приятель.

Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значени­ем: друг — враг.

Устойчивые выражения — это такие выражения, которые мы не придумыва­ли сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости. Устойчивые сочетания слов называют фразеологизмами. Таким сочетанием слов можно назвать предмет, явление, ситуацию, действие: взять себя в руки, капля в море.

Текст

Текст — это нескольких предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения должны быть связаны по смыслу и граммати­чески. Текст должен обладать смысловой цельностью и быть связным и закон­ченным.
К тексту можно подобрать заголовок.
Тема текста — это то, о чём автор пишет.
Основная мысль — это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет текст.

Типы текстов

  • Повествование— автор рассказывает в этом тексте о каких-либо событиях. В таких текстах много глаголов.
    Пример: Утром мы пошли на речку. Было очень жарко, и мы решили искупаться. Ид­ти обратно никому не хотелось.
  • Описание— автор описывает что-либо или кого-либо так, чтобы читатель мог это представить. В таких текстах много прилагательных.
    Пример: За моим окном растёт старый кряжистый дуб. На его узловатых ветвях узорчатые листья, зелёные круглобокие жёлуди в серых шапочках.
  • Рассуждение— автор объясняет в этом тексте какое-либо явление с опорой на наблюдение. В тексте есть вопросы и ответы на них.
    Пример: Для чего нужно быть вежливым? Представь, что ты вышел утром из дома, и все тебе грубят, толкают, наступают на ноги. Грустная картина. Лучше бы все были вежливы друг с другом!

Стили текстов

  • Научный текст — автор сообщает в этом тексте точные сведения о каком-либо явлении, животном, растении. В таких текстах много специальных терминов.
  • Научно-популярный текст— автор излагает в этом тексте научные сведения, которые сочетаются с литературным изложением.

Заключение

Памятка включает в себя разбор предложений за 3 класс, в том числе главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, словосочетания и слова. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.

Грамматическая основа предложения

О чем эта статья:

Что такое предложение как единица речи

Предложением называется слово или сочетание слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение имеет интонационную и смысловую законченность.

Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

  • Главные — подлежащее и сказуемое. Предложение не может существовать без главных членов или хотя бы одного из них, поскольку они выражают основную мысль и идею.
  • Второстепенные — дополнение, определение и обстоятельство. Они дополняют и уточняют основную идею предложения.

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.

В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

  • Кошка спит. Птички поют.
  • Папа пошел на работу.
  • На небе показалось солнце.

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

  • Девочка пошла гулять с собакой.
  • Заяц ускакал в лес.
  • На небе показалось солнце.

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

  • Девочка пошла гулять с собакой, а ее брат остался дома.
  • Заяц ускакал в лес, и охотники остались ни с чем.
  • Наконец дождь закончился, и на небе показалось солнце.

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

  • Девочка гуляет с подружками.
  • Заяц скачет по лужайке.
  • К вечеру дождь закончился.

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

    Что? — солнце. Это подлежащее, которое, чаще всего выражается существительным или местоимением в форме именительного падежа или другой частью речи в значении имени существительного.

Что говорится о небе? Солнце (что сделало?) встало — это сказуемое.

Солнце встало — грамматическая основа простого предложения.

Кто? — мы. Подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.

Мы (что делали?) играли — сказуемое.

Мы играли — грамматическая основа.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

    Существительным — самый частый вариант.

Девочка пришла в школу с опозданием.

Местоимением: личным, отрицательным, вопросительным, неопределенным и относительным.

Я (личное) прислушался к разговору;

Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

  • Частью речи, которая перешла в существительное. Это может быть прилагательное (Ванная была чистой), причастие (Приехавшие заселились в отель), наречие (Сегодня дождливо).
  • Неопределенной формой глагола (инфинитив).

    Бегать по коридору запрещено.

  • Числительным — порядковым (Первый вышел из класса) или количественным (Двое пошли налево).
  • Неразложимым словосочетанием, например:

    — географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

    — названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

    — устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

    — существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

    — неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

    — существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

    Целой конструкцией, если о ней идет речь в предложении.

    «Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

    Любое слово, которое приводится в пример.

    Бы — это частица.

    Чем может быть выражено сказуемое

    Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

    Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

    Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

    Примеры простых глагольных сказуемых:

    • Мужчина шел через дорогу.
    • Петр казался нервным.
    • Мама сидела у окна.

    Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

    Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и инфинитива глагола.

    Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

    Примеры составных глагольных сказуемых:

    • Ты должен оставить эту нелепую затею.
    • Я люблю рисовать.
    • Гость собирался уйти после трех.

    Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

    Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен для красоты фразы, но всегда подразумевается. Примеры:

    • Она была хорошим другом — Она (есть) хороший друг.
    • Малина — это ягода.
    • Фрегат — корабль с тремя мачтами.

    Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

    • существительным (Владимир — преподаватель),
    • прилагательным в именительном или творительном падеже (Юноша неопытный. Юноша был неопытным),
    • прилагательным в сравнительной степени (Юноша был неопытнее) или краткой форме (Юноша неопытен),
    • числительным (Я была первой в очереди),
    • местоимением (Дом стал моим),
    • наречием (Завтра будет тепло),
    • причастием (Договор был подписан),
    • неделимым словосочетанием (Мальчик был невысокого роста),
    • фразеологизмом (Они с братом — не разлей вода).

    Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

    • Я хотел бы стать врачом.
    • Они собирались начать учиться.

    В каком порядке выделять грамматическую основу

    Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

    Разбор по членам предложения

    Разбор по чле­нам пред­ло­же­ния — это опре­де­ле­ние глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов с ука­за­ни­ем частей речи, кото­ры­ми они выражены.

    Главные члены предложения

    Центром любо­го пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Это рав­но­прав­ные чле­ны, кото­рые обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

    Подлежащее обо­зна­ча­ет пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Сказуемое выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет подлежащее.

    Первый шаг раз­бо­ра — это опре­де­ле­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, то есть выяс­не­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы предложения.

    Осенний ветер кру­жит жел­тые листья в воздухе.

    О чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? К сло­ву «ветер» зада­дим вопрос что? Это под­ле­жа­щее, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. Оно име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа. Это сло­во под­чер­ки­ва­ем одной сплош­ной линией.

    Узнаем, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем. От под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос:

    Слово «кру­жит» явля­ет­ся ска­зу­е­мым, кото­рое выра­же­но гла­го­лом. Сказуемое под­черк­нем дву­мя пря­мы­ми линиями.

    «Ветер кру­жит» — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, кото­рую состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

    Второстепенные члены предложения

    Кроме глав­ных чле­нов, в пред­ло­же­нии мож­но ука­зать вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения:

    Второстепенные чле­ны так назы­ва­ют­ся, пото­му что они пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и зави­сят от них. Посмотрим, есть в пред­ло­же­нии сло­во, свя­зан­ное с подлежащим:

    Слово «осен­ний» обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и зави­сит от под­ле­жа­ще­го «ветер». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Определение под­чер­ки­ва­ем вол­ни­стой линией.

    Далее поищем сло­ва, пояс­ня­ю­щие сказуемое.

    Слово «листья» обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым «кру­жит». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния допол­не­ние, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. В отли­чие от под­ле­жа­ще­го в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа допол­не­ние отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния под­черк­нем пунк­тир­ной линией.

    Слово «в воз­ду­хе» обо­зна­ча­ет место дей­ствия. Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство места. Оно выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным с пред­ло­гом. Обстоятельство под­черк­нем пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду штрихами.

    В этом пред­ло­же­нии у допол­не­ния «листья» так­же име­ет­ся зави­си­мое слово:

    Это опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Подчеркиваем этот вто­ро­сте­пен­ный член вол­ни­стой линией.

    В резуль­та­те раз­бо­ра глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния долж­ны быть под­черк­ну­ты соот­вет­ству­ю­щи­ми линиями.

    Осенний ветер кру­жит жёл­тые листья в воз­ду­хе .

    Отметим, что в этом пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны. Такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

    Если в пред­ло­же­нии есть толь­ко глав­ные чле­ны, это нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

    Итак, что­бы пра­виль­но выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния, после­до­ва­тель­но дей­ству­ем по плану:

    1. выде­лим под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое (грам­ма­ти­че­скую основу);
    2. от под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос к определению;
    3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим вопро­сы к допол­не­нию и обстоятельству;
    4. под­черк­нем каж­дый член пред­ло­же­ния и ука­жем часть речи.

    У каж­до­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния име­ют­ся пояс­ня­ю­щие их вто­ро­сте­пен­ные члены.

    От под­ле­жа­ще­го нель­зя задать вопрос к допол­не­нию или обстоятельству.

    Приведем при­ме­ры пись­мен­но­го раз­бо­ра по чле­нам предложения.

    Примеры письменного разбора по членам предложения

    Дети соби­ра­ют зем­ля­ни­ку на лес­ной полян­ке .

    В небе про­ле­тел сереб­ри­стый само­лёт .

    Миша гуля­ет с рыжей соба­кой в пар­ке .

    Шустрый воро­бей гром­ко чири­ка­ет на вет­ке .

    Голуби быст­ро скле­ва­ли хлеб­ные крош­ки .

    Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/russian/grammaticheskaya-osnova-predlozheniya

    http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/razbor-po-chlenam-predlozheniya.html