Подлежащее сказуемое дополнение союз и дополнение

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

О чем эта статья:

1 класс, 2 класс

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

  • Луна ярко (что делает?) светит.
  • На улице (что делается?)светлеет.
  • Цветок (каков?) красив.
  • Фрейд — (кто он?) психолог.

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Дополнение как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения дополнения.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия.

Прямое дополнение – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Косвенное дополнение – это дополнение, выраженное существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 83-85

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012, с. 117

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015, с. 161

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008, с. 321-324

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007, с. 259

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса.

Мы уже изучили грамматическую основу предложения – подлежащее, сказуемое.

В предложениях, кроме подлежащего и сказуемого, бывают ещё второстепенные члены предложения.

Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Условные обозначения второстепенных членов:

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнение выражается именем существительным и местоимением. Присоединяется дополнение к членам предложения, выраженным глаголом, так как именно действие чаще всего требует пояснения.

Мой брат радуется подарку.

В этом предложении подлежащее – «брат», сказуемое – «радуется». Задаём вопрос: радуется чему? Подарку. «Подарку» – дополнение, выраженное именем существительным, подчёркиваем пунктирной линией.

Автобус привёз нас.

В этом предложении подлежащее – «автобус», сказуемое – «привёз». Задаём вопрос: привёз кого? Нас. «Нас» – дополнение, выраженное местоимением, подчёркиваем пунктирной линией.

Дополнение бывает прямое и косвенное. Если дополнение относится к переходному глаголу, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым.

Косвенные дополнения – это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

Письмо брату мальчик пишет карандашом.

В этом предложении подлежащее мальчик (подчёркиваем одной чертой), сказуемое пишет (подчёркиваем двумя чертами). Задаём вопросы: пишет что?письмо; чем?карандашом; кому?брату. Это дополнения, выраженные именами существительными, подчёркиваем пунктирной линией. Теперь посмотрим, в форме каких падежей употреблены эти существительные. Слово письмо – в винительном падеже без предлога, следовательно, это прямое дополнение. Слово карандашом – в творительном падеже, следовательно, это косвенное дополнение. Слово брату – в дательном падеже, следовательно, это тоже косвенное дополнение.

Очень важно не спутать подлежащее с прямым дополнением. Это может произойти из-за совпадения форм именительного и винительного падежей. Разграничить эти члены предложения поможет смысловой анализ. Подлежащее обозначает действующее лицо (предмет), а дополнение обозначает лицо (предмет), на которое действие переходит. (Можно сказать, что дополнение «страдает» от действия, которое совершает подлежащее.)

Песочный замок разбил прилив.

Мы понимаем, что замок не может разбить прилив, а вот прилив очень просто может повредить замок. Следовательно, в этом предложении подлежащее прилив выражено именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а замок – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Пыль поднимает смерч.

Мы знаем, что пыль – это мелкие твёрдые частицы. Пыль сама по себе не может поднимать что-либо. А вот смерч запросто поднимает пыль. Следовательно, смерч – подлежащее, выраженное именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а пыль – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Если случай сложный и подобный анализ применить не получается, помните, что в русском языке на первом месте, как правило, стоит подлежащее.

Рассмотрим следующее предложение.

День сменяет ночь.

По смыслу и день может сменять ночь, и ночь может сменять день. Поэтому на первом месте подлежащее – день, а ночь – дополнение. Если же в предложении поменять местами слова день и ночь (Ночь сменяет день), то подлежащим станет ночь, а день – дополнением.

Итак, подведём итог. Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнения выражаются именем существительным и местоимением.

Дополнение бывает прямое и косвенное.

Теоретический материал для углублённого изучения

Способы выражения прямых и косвенных дополнений

Прямое дополнение выражается существительным в форме винительного падежа без предлога: «накормила щенка».Но оно может быть выражено существительным в форме родительного падежа без предлога, если действие направлено на часть или какое-то количество предмета: «выпью молока».Также формой родительного падежа без предлога выражается прямое дополнение при сказуемом с частицей не: «не видел картины». Прямое дополнение может быть выражено словосочетанием: «купила пару носков».

Косвенное дополнение выражается именем существительным или местоимением в форме косвенных падежей: «увлекаемся спортом».Но могут выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями. Например, «просили спеть» – инфинитив, «добавили к пяти карандашам» – словосочетание, «пригласили мастера на все руки» – фразеологизм.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Проанализируйте предложение и укажите дополнения.

Письмо мне принесла сестра.

Разбор задания. Анализируем предложение. Сказуемое – «принесла». Может ли письмо что-то принести? Нет. Сестра что-то принесла. Принесла «кого?»,«что?». Письмо. «Письмо» – это дополнение. Принесла кому? Мне. Это тоже дополнение.

Перед вами сказуемое с дополнением. Решите, какой тип дополнения представлен: прямое или косвенное. Выделите цветом свой выбор.

Нарвал букет (прямое, косвенное)

Послал за доктором (прямое, косвенное)

Покормил сестрёнку (прямое, косвенное)

Махал руками (прямое, косвенное)

Налил сока (прямое, косвенное)

Писал ручкой (прямое, косвенное)

Разбор задания. В первом предложении грамматическая основа «нарвал». Задаём вопрос: нарвал (что?) букет. «Букет» – дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога, значит, оно прямое. Во втором предложении грамматическая основа – «послал». Послал за кем? за доктором. Дополнение «за доктором» выражено существительным в форме творительного падежа с предлогом. Следовательно, это косвенное дополнение. В третьем предложении сказуемое выражено глаголом «покормил». Задаём вопрос: покормил кого? сестрёнку. Это дополнение выражено существительным в винительном падеже без предлога, значит, оно прямое. В четвёртом предложении сказуемое – «махал». Махал чем? руками. «Руками» – дополнение в родительном падеже без предлога, значит оно косвенное. Налил сока. Налил чего? сока. «Сока» – это прямое дополнение, так как выражено существительным в родительном падеже без предлога. Последнее предложение: «Писал ручкой». Глагол – «писал». Писал чем? Ручкой. «Ручкой» – дополнение в творительном падеже без предлога. Следовательно, дополнение прямое.

Составьте 2 предложения по схеме : Подлежащие сказуемое (союз и) сказуемое дополнение (союз и)дополнение?

Русский язык | 5 — 9 классы

Составьте 2 предложения по схеме : Подлежащие сказуемое (союз и) сказуемое дополнение (союз и)дополнение.

_________ = = = = = = = = = и = = = = = = = = = — — — — — — — — — — и — — — — — — — .

Я разозлился и сломал карандаш и ручку.

Составляет предложения по схемам?

Составляет предложения по схемам.

1. Подлежащее и сказуемое.

2. Подлежащее сказуемое дополнение.

3. Обстоятельство сказуемое определение подлежащее 4.

Подлежащее сказуемое дополнение союз и дополнение.

5. Определения подлежающее сказуемое союз и сказуемое дополнение.

Составить предложения по схеме : 1)подлежащее союз И подлежащее сказуемое предлог ПРО дополнение?

Составить предложения по схеме : 1)подлежащее союз И подлежащее сказуемое предлог ПРО дополнение.

2)подлежащее сказуемое ЧЕРЕЗ дополнение, дополнение.

3) СКВОЗЬ определение дополнение сказуемое подлежащее.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ?

! ! Составить предложения по схеме : 1) Подлежащее союз И подлежащее сказуемое определение обстоятельство.

2) Подлежащее сказуемое , союз А сказуемое.

3) Определение, определение, определение подлежащее сказуемое обстоятельство.

4) Дополнение подлежащее сказуемое дополнение союз И дополнение.

Составить предложение по схеме : подлежащее сказуемое , (союз) чтобы сказуемое?

Составить предложение по схеме : подлежащее сказуемое , (союз) чтобы сказуемое.

Предложение по схеме подлежащее сказуемое союз И сказуемое дополнение определение дополнение?

Предложение по схеме подлежащее сказуемое союз И сказуемое дополнение определение дополнение.

1)составить предложения по схеме : подлежащие, сказуемое союз когда, подлежащие, сказуемое?

1)составить предложения по схеме : подлежащие, сказуемое союз когда, подлежащие, сказуемое.

2)составить предложения по схеме : подлежащие, сказуемое, союз чтобы, сказуемое.

Какое предложение можно составить по схеме : определение подлежащие сказуемое и ( и то союз) сказуемое дополнение?

Какое предложение можно составить по схеме : определение подлежащие сказуемое и ( и то союз) сказуемое дополнение.

Придумайте предложения по данным схемам Подлежащее плюс подлежащее и союз и?

Придумайте предложения по данным схемам Подлежащее плюс подлежащее и союз и.

Это предложение восклицательное.

Сказуемое, плюс сказуемое союз а.

Простое предложение Определение плюс определение союз и.

Восклицательное предложение Дополнение плюс дополнение союз или.

Рассмотрите схемы?

Какие из них соотвествуют рапространнённым а какие нерапространнённым предложжениям.

1) подлежащее сказуемое пунктир с точкой2) подлежащее союз и подлежащее сказуемое3)дополнение союз и дополнение подлежащее сказуемое пунктир4)дополнение подлежащее сказуемое пунктир5)подлежащее сказуемое запятая сказуемое запятая сказуемое

записать предложение с данными схеммами.

Помогите?

Надо составить 1 предложение по схеме [подлежащее, сказуемое], союз (подлежащее, сказуемое), [подлежащее, сказуемое], союз (подлежащее, сказуемое).

На этой странице сайта размещен вопрос Составьте 2 предложения по схеме : Подлежащие сказуемое (союз и) сказуемое дополнение (союз и)дополнение? из категории Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 5 — 9 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7642/conspect/

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/2205991_sostavte-2-predlozenia-po-sheme-podlezasie/