Подлежащее и сказуемое
Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.
Что такое подлежащее и сказуемое в предложении, начинают знакомить ребят со 2 класса.
Чтобы понять, какие члены предложения — это подлежащее и сказуемое, определим, как слова составляют предложение.
Подлежащее — главный член предложения
Предложение — это не просто набор слов, а определенным образом сгруппированные единицы речи, которые все вместе составляют законченное сообщение о ком-то или о чем-то.
Это отдельные слова, которые каждое само по себе что-то обозначают, но существуют самостоятельно, не связаны друг с другом.
А это уже организованная система слов, которая передает нам сведения о том, что на небе взошло солнце. Эти слова, расположенные в определенном порядке и произнесенные с повествовательной интонацией, выражают законченную мысль. Это предложение. Предложение может состоять из одного или нескольких слов.
Сравним:
Пришла зима. На дворе очень холодно.
Каждое предложение строится по определенным законам. В нем слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В предложении имеются такие члены предложения, вокруг которых группируются остальные слова. Такие слова составляют смысловой центр предложения. Это главные члены предложения. Они имеют свои названия:
Подлежащее называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Этот главный член предложения обозначает предмет, который сам совершает действие.
Предмет, который обозначается подлежащим, может быть одушевленным и неодушевленным. Одушевленный предмет отвечает на вопрос кто? Неодушевленный предмет отвечает на вопрос что?
В предложении подлежащее подчеркивается одной прямой линией.
Отыщем и подчеркнем подлежащее в предложениях:
Что такое сказуемое?
Подлежащее обычно поясняется другим главным членом предложения, который называется словом «сказуемое».
Сказуемое сообщает то, что сказано в предложении о подлежащем. Оно обозначает, что делает предмет, какое действие он производит или в каком состоянии находится.
(Что?) Солнце (что сделало?) встало из-за леса.
(Кто?) Сестра (что с ней происходит?) болеет .
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми линиями.
Подлежащее и сказуемое — это основа предложения. Эти главные члены дружны между собой. Они равноправны и иногда совпадают в некоторых грамматических формах (число, род).
(Кто?) Мальчик (что сделал?) смастерил самолётик (ед. ч., м. р.)
(Кто?) Дети (что сделали?) пришли в зоопарк (мн. ч.)
Подлежащее и сказуемое составляют главную мысль в предложении. Остальные члены предложения только дополняют, уточняют её.
Если в сообщении только два главных члена предложения, то это нераспространенное предложение.
Если в предложении имеются другие члены, кроме подлежащего и сказуемого, такое предложение является распространенным.
Из-за леса надвигается грозовая туча .
Сказка о подлежащем и сказуемом
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения
Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.
Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.
Главные члены — грамматическая основа предложения
Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.
Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.
Каждое предложение строится по нескольким правилам:
- слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
- в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
- члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
- не должны повторяться одни и те же слова.
Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.
Способы выражения подлежащих
Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.
Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.
Способов выражения подлежащих существует множество, например:
- Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
- Белка грызет орехи .
- Числительное:
- Двенадцать не делится на пять .
- Местоимение:
- Я учусь в школе.
- Мы пошли в кинотеатр.
- Инфинитив:
- Курить — здоровью вредить!
- Прилагательное или причастие:
- Взрослые вышли во двор.
- Вошедший не закрыл за собой дверь.
- Наречие:
- Завтра наступило неожиданно .
- Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
- Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
- Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
- Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
- Несколько мужчин сняли головные уборы .
- Что-то страшное летало в темноте .
- Мама с ребенком гуляли на детской площадке .
Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.
В чаще леса послышалось «ау» .
«Но» — противительный союз.
Особенности выражения сказуемых
Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.
Сказуемое отвечает на вопросы:
Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?
Сказуемое чаще всего бывает глаголом:
Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.
Но может выражаться и другими частями речи.
- Кратким прилагательным:
- Эта девушка очень скромна .
- Существительным:
- Москва — столица России .
- Числительным:
- Трижды три — девять .
- Наречием:
- Днём — весна . Вечером — осень .
Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.
Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):
- Вышел месяц из тумана .
- Дайте мне вон ту книгу .
- Осенью я пойду в школу .
Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:
- Вчера папа начал красить забор .
- Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .
Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:
- Ребенок был похож на папу .
- Слово — серебро , молчание — золото .
- Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .
Знаки препинания между членами предложения
В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».
- Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
- Наши дети — наша радость!
- Вода — источник жизни на Земле.
- Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
- Движение — это жизнь!
- Чтение — вот лучшее учение!
- Оба члена предложения — инфинитивы:
- Много читать — больше знать!
- Править страной — трудиться ежечасно .
- Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
- Изучать законы мироздания — удел избранных .
- Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
- Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
- Пять на десять — пятьдесят .
- Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .
Как подчеркиваются главные члены предложения
Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:
- прочесть предложение, уяснить его содержание;
- найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
- задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
- подчеркнуть найденные члены предложения.
Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .
Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием
Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:
Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.
Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.
Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения
Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.
В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:
К зиме заяц меняет серую шубу на белую.
Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .
Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .
Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях
- На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
- Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
- Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
- Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
- Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
- Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.
Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.
Доклад » Главные члены предложения»
Главные члены предложения
это главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Имя существительное в И.п.
Местоимение в И.п.
Прилагательное в роли существительного в И.п.
Бородатый оглянулся. Домашние искренне радовались гостям.
Причастие в роли существительного в И.п.
Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову.
Неопределенная форма глагола.
Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное.
Твои завтра мне надоели.
По лесу разносилось «ау».
Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня.
Семь пятниц на неделе у ленивого.
У него золотые руки.
Брат с сестрой вернулись порознь.
Прошло три года. У меня много работы.
Несколько человек отошли в сторону. Куча вещей скопилась в углу.
Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе.
Следует иметь в виду, что иногда принимают за подлежащее приложение . В предложении Кот Васька запрыгнул на стол подлежащее – кот, Васька – приложение ( кот какой? Васька ).
Правила согласования подлежащего и сказуемого.
При подлежащем, выраженном собирательным существительным <ряд, большинство, меньшинство, часть и пр.) в сочетании с существительным в род. пад., а также сочетанием количественного числительного и неопределенного местоимения (несколько) с существительным в род. пад., предпочтительнее сказуемое ставить во мн. ч., если речь идет о предметах одушевленных, и в ед. ч., если подлежащее — предмет неодушевленный. (Большинство учеников отлично справились с заданием. Ряд домов стоял в конце деревни. Десять бойцов бросились в атаку. Несколько женщин ходили по площадке.)
При числительных два, три, четыре сказуемые стоят во мн. ч. (Три книги лежали на полке.)
При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемые стоят в ед. ч. (В ряду стояла тысяча книг.)
При слове все глагол стоит во мн. ч. (Все три всадника ехали молча.)
При словах много, мало, немного, немало глагол стоит в ед. ч. (К месту сбора шло много народу.)
Сложносокращенное слово, состоящее из букв, надо расшифровать, найти главное слово, определить его род, после чего согласовать со сказуемым. (МГУ объявил новый набор студентов. Университет — муж. род.)
это главный член предложения, который зависит только от подлежащего, обозначает его признак или действие и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Глагол в форме одного из наклонений
Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы/ пусть читает эту книгу.
А шапка бац прямо на пол.
Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.
Повторение глагольной формы
Я иду, иду, а до леса еще далеко.
Повторение глагольной формы с частицей ТАК
Вот уж ты сказал так сказал.
Повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого
Он сам спать не спит и другим не дает.
Я жду не дождусь весны.
Смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой
А он возьми да и скажи.
А он знай себе распевает.
Два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели
Я пойду погуляю в саду.
Глагол с частицей БЫЛО, вносящей значение несостоявшегося действия
Я собрался было в кино, но не пошел.
Конструкция со значением интенсивности действия
Он только и делает, что спит.
Ты опять делаешь из мухи слона .
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ =
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА + НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Глаголы со значением
начала (начать, начинать, стать)
конца (перестать, переставать, кончать, кончить)
желательности ( хотеть, захотеть, желать, пожелать, собираться)
возможности (мочь, смочь, уметь, суметь)
должен, рад, готов, обязан, способен, намерен
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ =
ГЛАГОЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ (имя существительное, прилагательное,
числительное и др., кроме глагола)
глаголы делаться, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, жить, сидеть.
Способы выражения именной части составного сказуемого
Имя существительное в и. п. или т. п.
и краткое прилагательное
Краткое страдательное причастие
Уроки выучены. Все будет сделано вовремя.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ НАХОЖДЕНИЯ СКАЗУЕМОГО
В простых предложениях сложно найти сказуемое, в состав которого входят два глагола, например: Я люблю помогать бабушке. Может показаться, что сочетание слов люблю помогать — составное глагольное сказуемое. Однако сказуемое в данном предложении простое глагольное — люблю. Слово помогать — косвенное дополнение: люблю (что?) помогать. Для большей наглядности можно заменить глагол помогать на существительное, например: люблю (что?) конфеты.
Особое внимание следует уделять предложениям, в состав которых входит глагол быть.
Сопоставим три предложения: У них был необычный праздник; Он будет учиться в медицинском институте; Он будет юристом. В первом предложении глагол был является простым глагольным сказуемым при подлежащем праздник. Во втором предложении сказуемое будет учиться тоже является простым глагольным; глагол будет образует форму будущего времени изъявительного наклонения. Нужно учитывать, что глагол быть никогда не является вспомогательным глаголом в составном глагольном сказуемом. В третьем предложении сказуемое будет юристом составное именное. Глагол-связка будет выражает грамматическое значение будущего времени, основное же лексическое значение заключено в существительном юрист. Если перевести предложение в план настоящего времени, получится Он юрист.
http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/podlezhaschee-i-skazuemoe-glavnye-chleny-predlozheniya.html
http://infourok.ru/doklad-glavnie-chleni-predlozheniya-3200018.html