Пользоваться результатами труда товарища бесчестно подлежащее и сказуемое

Урок + презентация по русскому языку для 8 класса «Способы выражения подлежащего»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Тема урока: «Способы выражения подлежащего»

1. расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения;

2. развитие орфографической зоркости;

3. развитие умения самостоятельно работать, применять знания и умения на практике,

стимулировать учебную активность учащихся;

4. осознание ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Методические приемы: повторение пройденного материала, объяснение учителя, словарная работа, беседа по вопросам, работа с таблицей, задание с последующей самопроверкой, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, тренировочный тест.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал-карточки, презентации: «Подлежащее и способы его выражения», «Этимология слов», демонстрационные печатные пособия, мультимедийные обучающие программы, УМК.

I . 1.Организационный момент.

2. Словарная работа.

Задание: графически объясните орфограмму-гласную в корне.

Преодолеть, сметана, обоняние, благодарить, скорлупа, близнецы, убедить, совершить, сметана.

Учитель : Какие слова вызвали у вас затруднения (подбор проверочных слов)? Возможно, таблица №1 поможет вам в этом.(слайд №2)

Внимательно изучите таблицу. Объясните, какое отношение она имеет к вопросу о правописании безударных гласных в корнях слова.

От баять («говорить»); обаять («оговорить, околдовать словами»)

От сметать («сгребать в кучу»; букв.: «собранное, снятое молоко»)

От верх (букв.: «поднять вверх», «довести до конца»)

От дол («низкое место» обозначало «перейти долину»)

Учитель : Сохранилась ли в современном русском языке связь между словами первого и третьего столбиков?

Как эта связь отражена в написании слов? Помогают ли исторические объяснения происхождения слов понять, почему мы в слове пишем ту или иную букву.

2.Комплексный анализ текста (раздаточный материал — тексты с заданиями).Комментарии и пояснения обучающихся.(слайд №3)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

1. Выразительно вслух прочитайте стихотворение. Какое настроение передает автор? Какими языковыми средствами это достигается?

2. Проведите фонетический анализ первых пяти строчек стихотворения. Установите, какие согласные звуки настойчиво повторяются? Как это согласуется с названием стихотворения и его содержанием? Можно ли утверждать, что автор использовал прием звукописи? (Звукопись-изобразительный художественный прием, построенный на повторе звуков)

3. Выпишите глаголы и деепричастия, с помощью которых автор рисует быстро меняющуюся картину природы во время грозы.

4. В последней строфе стихотворения использованы имена героев древнегреческих мифов: Зевс – верховный бог, царь и отец богов и людей; Геба – богиня юности, дочь Зевса и Геры. Геба часто изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и золотой чашей в руке; иногда её рисовали кормящей Зевсова орла.

Учитывая эту информацию, объясните, какой поэтический образ изображаемого явления природы создаётся в последней строфе стихотворения.

5. Объясните происхождение и значение слова громокипящий. Как вы полагаете, это авторское слово? Зачем оно создано поэтом?

6. Найдите грамматическую основу первого предложения.

II . Изучение нового материала (приглашение на дискуссию)

Учитель : А велика ли премудрость – найти грамматическую основу предложения?

В нее входит сказуемое и подлежащее, известные вам с начальной школы. «Это совсем не трудно», — скажут многие из вас.

Посмотрите, так ли это. Выпишите грамматические основы предложений. (слайд №4)

Из окошечка резкого

И у него гостей бывает в доме много,

Тебя по шерсти бархатной потрогать

Не мог он ямба от хорея,

Учитель: Что происходит, когда неверно найдена грамматическая основа предложения? (Простые предложения ошибочно принимаются за сложные, а в сложных неправильно оценивается количество частей, что приводит к ошибкам в постановке знаков препинания: их оказывается больше или меньше, чем нужно). Последствия этого описаны в стихотворении о знаках препинания.

Из –за вас карают строго

Тех, кто ставит слишком много

Или мало запятых.

У некоторых из вас встречаются такие ошибки: где-то не оказалось подлежащего, где-то «потерялось» сказуемое, где-то вместо подлежащего подчеркнуто дополнение.

Учитель: Сегодня мы будем изучать тему « Способы выражения подлежащего»

Учитель: Постарайтесь «не заблудиться» между подлежащим и дополнением предложения.(запись под диктовку)

1.Дерево червь изнутри точит.

2.Расстояние преодолевает конь, препятствия преодолевает воля.

Учитель : Проследите за тем, как именно вы шли к подлежащему, и поймете, что вас «вело» сказуемое. Иначе и не может быть, потому что только подлежащее называет тот предмет,о котором рассказывает сказуемое.

Задание : Найдите подлежащее в предложениях и определите какой частью речью оно выражено. (Самостоятельная работа. Обучающиеся работают по карточкам).

1.Утопающий хватается за соломинку.(Пословица)

2.Пользоваться результатами труда товарища бесчестно.(В.Сухомлинский)

3.Один … не поднимет простое пятивершковое бревно.(В.Маяковский)

4.Все идут теперь в палаты. (А.С.Пушкин)

5.Вновь «сегодня» настало с утра и уже не вернется «вчера». (С.Маршак)

6.Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая добрая душа.(Н.В.Гоголь)

Учитель: Проверим правильность выполнения. (слайд №5).

Учитель: Какими частями речи может быть выражено подлежащее? (Самыми разными, если они отвечают на вопросы кто? что?, заданные от сказуемого. Те, кто упускает это из виду, рискуют «не узнать при встрече» большое количество подлежащих, а в результате не увидеть блоки и «потерять» некоторые знаки препинания).

Какие же именно подлежащие чаще всего не узнаются при встрече? Как правило, ими оказываются местоимения, не относящиеся к разряду личных: вопросительные и относительные (кто, что), указательные (та,те,тот), отрицательные (никто, ничто), неопределенные (кто-то, некто) и т.д.

Задание: Найдите грамматические основы предложений, расставьте знаки препинания в предложениях. (Запись под диктовку)

1)Тот, кто обуздал гнев, победил сильного врага.

2)Лишь тот, кто ночью переправлялся через реку, оценит ясный день.

3)Никто не забыт, ничто не забыто

4)Мне позвонил некто.

Учитель: Подлежащее может быть выражено сочетанием слов. Работа с интерактивной доской. (слайд №6)

1)А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят.

Здесь подлежащее состоит из семи слов, оно заняло две стихотворные строчки.

Теперь попробуйте самостоятельно обнаружить такие подлежащие. Но будьте бдительны! В примерах, с которыми вы сейчас будете работать, много «ловушек»:

2)И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных.

3)Меня окружат тысячи удивительных глаз…

И протянутся ко мне тысячи теплых ладошек.

4)Большое и светлое чувство наполнило душу.

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Учитель : Обратите внимание на 4 и 5 предложения. Что общего между ними? (слово «большое»):определим синтаксическую роль(4-определение, 5-подлежащее).Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переходом слова в существительное).

Сделаем вывод : место подлежащего может занять любая часть речи и единицы синтаксиса.

III . Закрепление нового материала.

Работа с таблицей «Способы выражения подлежащего» (слайд №7)

Комментарии и пояснения обучающихся ( работа с интерактивной доской

Правда воздух, без которого дышать нельзя. (И.С.Тургенев)

Смелый к победе стремится. (А.Сурков)

Я грамотей и стихотворец. (А.С.Пушкина)

Семеро одного не ждут.

Читать -значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (К.Федин))

Побеждают только верящие .(М.Горький)

Завтра наступит завтра.

Служебные части речи

В воздухе прокатилось « ура».

сущ. в им.пад.+сущ. в тв.пад

Отец с сыном шли впереди.

мест.+ сущ. в род.пад

Кое-кто из студентов не был на лекции.

Мы с ним сидели за одной партой.

Числ. +сущ. в род.пад

У костра сидели три мальчика.

неопределенно-качественное слово(несколько,большинство, много,мало)+ сущ. в род.пад

Несколько человек стояли около класса. Большинство учащихся справились с тестами успешно.

Как мало нас от битвы уцелело! (А.С.Пушкин)

Злые языки страшнее пистолета. (А.Грибоедов)

Сделаем вывод: Место подлежащего может занять любая часть речи, а также единицы синтаксиса.

I V. Тренировочный тест .(слайды№8-10)

1.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях?

1.Писать о лесах-любимое мое занятие. (В.Чивилихин)

2.Оба мокрые от пота.(А.Новиков-Прибой).

3.Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы.(М. Пришвин)

4.Один крестится и прощается с народом. (В.Солоухин)

5.Ноша была легкая и теплая. (Г.Гребнев)

6.Гулявшие в коридоре остановились и, следя за огоньками, аплодировали мастерству.(Г.Матвеев)

а) имя существительное

2.Определите способ выражения подлежащего.

1.)Два охотника шуршат листвою под ногами.(А.Новиков-Прибой)

2)Часом, не проходили здесь мальчик с собакой?(В.Железников)

3)Капитан открывает скрытую портьерой дверь (Ю.Клеменчеков)

4)Из боковой двери вышло множество маленьких людей.(А.Погорельский)

5)Снизу он и впрямь был похож на темно-зеленого жука.(Г.Гребнев)

6)И вдруг из глухой ночной тьмы, почти над самым ометом, возникла вереница гусей.(Е.Пермитин)

7)На крыльцо вышла бабка с мальчиком.(В.Железников)

3.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием.

1) Мы с приятелем замечательно живем.

2)Присутствующие выразили недоумение по поводу происходящего.

3)Отец часто задерживался допоздна.

4)Трудящиеся вышли на демонстрацию.

4.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

1)Все утомились за день до изнеможения.

2)Нам не надо плохо о нём думать.

3)На столе лежали его любимые вещи.

4)Не только сегодня ,но и завтра можно будет придти на этот концерт.

5.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено глаголом.

1)Наступило наконец пятнадцатое мая.

2)Любить-значит жить жизнью того, кого любишь.

3)Лиса семерых волков проведет.

4)Цену назвали сразу.

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным

1)Набрали полную корзину грибов.

2)Что-то будто придержало Извекова.

3)Антон-ученик нашего класса.

4)В его фигуре было что-то беспомощное.

Ответы на вопросы.

  1. Что такое подлежащее?
  2. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  3. Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных?

4. У кого есть вопросы по теме урока?

5. Что у вас вызвало затруднение?

VI . Домашнее задание:

2.Выписать 7-8 предложений из художественного произведения с разными способами выра-

Спишите предложения, подчёркивая подлежащие и указывая, чем они выражены. Расставьте недостающие знаки препинания,

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,075
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Помогите пожалуйста 1?

Русский язык | 5 — 9 классы

Помогите пожалуйста 1.

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

2. Он едва удостоил бедную девушку беглым и равнодушным взглядом.

3. Это «если бы» отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось.

4. Поймать ерша или окуня — это такое блаженство.

5. Наступило, наконец, пятнадцатое мая.

6. Почему случилось это?

7. Там много ласточек летало.

8. Вновь «сегодня» настало с утра, и уже не вернется «вчера».

9. Вначале ночи озарилась небес далеких сторона.

10. Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят.

11. Сны безотчетны, ярки краски.

12. Кто — то из художников назвал Дионисия Моцартом русской живописи.

13. Пользоваться результатами труда товарища бесчестно.

14. Мы с ним лежали на песке у громадного камня.

15. Меня окружат тысячи удивленных глаз, и протянутся ко мне тысячи теплых ладошек.

Найти сложные предложения.

Больше не нашла.

Найти главные части речи в предложении И ТРИДЦАТЬ ВИТЯЗЕЙ ПРЕКРАСНЫХ ЧРЕДОЙ ИЗ ВОД ВЫХОДЯТ ЯСНЫХ?

Найти главные части речи в предложении И ТРИДЦАТЬ ВИТЯЗЕЙ ПРЕКРАСНЫХ ЧРЕДОЙ ИЗ ВОД ВЫХОДЯТ ЯСНЫХ!

Схема предложения?

Поймать ерша или окуня — это такое блаженство.

Найти подлежащее и сказуемое, указать чем они выражены И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных?

Найти подлежащее и сказуемое, указать чем они выражены И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

2. Он едва удостоил бедную девушку беглым и равнодушным взглядом.

3. Это «если бы» отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось.

4. Поймать ерша или окуня — это такое блаженство.

5. Наступило, наконец, пятнадцатое мая.

6. Почему случилось это?

7. Там много ласточек летало.

8. Вновь «сегодня» настало с утра, и уже не вернется «вчера».

9. Вначале ночи озарилась небес далеких сторона.

10. Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят.

11. Сны безотчетны, ярки краски.

12. Кто — то из художников назвал Дионисия Моцартом русской живописи.

13. Пользоваться результатами труда товарища бесчестно.

14. Мы с ним лежали на песке у громадного камня.

15. Меня окружат тысячи удивленных глаз, и протянутся ко мне тысячи теплых ладошек.

Ребят, пожалуйста, не могу разобраться, подлежащее я нашел?

Ребят, пожалуйста, не могу разобраться, подлежащее я нашел!

Прошу написать чем выражено подлежащее и найдите от какого слова зависит подлежащее пример :

«Кто — то назвал Дионисия Моцартом русской живописи» назвал — глагол, от него мы задаем вопрос кто?

Отвечаем кто — то и выражено слово кто — то местоимением.

1. Каждый из нас станет(кто?

) на самом краю площади.

) «если бы» отнесённое или к прошедшему, к невозможному , сбылось.

3. Мы с ним лежали(кто?

) на песке у громадного камня.

4. Однажды, Верховное Существо вздумало(кто?

) задать великий пир в своих лазоревых чертогах.

Является ли это предложение сложным?

Является ли это предложение сложным?

Если да, то определите основы предложений Когда с берега, остывшего за ночь, ступаешь в воду, она ласкает тебя теплой водой.

УАЖИТЕ ЧЕМ ВЫРАЖЕНЫ ПОДЛЕЖАЩИЕ ?

УАЖИТЕ ЧЕМ ВЫРАЖЕНЫ ПОДЛЕЖАЩИЕ ?

1. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

2. Он едва удостоил бедную девушку беглым и равнодушным взглядом.

3. Это «если бы» отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось.

4. Поймать ерша или окуня — это такое блаженство.

5. Наступило, наконец, пятнадцатое мая.

6. Почему случилось это?

7. Там много ласточек летало.

8. Вновь «сегодня» настало с утра, и уже не вернется «вчера».

9. Вначале ночи озарилась небес далеких сторона.

10. Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят.

11. Сны безотчетны, ярки краски.

12. Кто — то из художников назвал Дионисия Моцартом русской живописи.

13. Пользоваться результатами труда товарища бесчестно.

14. Мы с ним лежали на песке у громадного камня.

15. Меня окружат тысячи удивленных глаз, и протянутся ко мне тысячи теплых ладошек.

Какое подлежащее в тексте : 1?

Какое подлежащее в тексте : 1.

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.

2. Входят семь богатырей.

3. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных.

Спишите, подчеркивая подлежащее и сказуемое 1 Три девицы под окном Пряли поздно вечером 2 И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных 3 Входят семь богатырей?

Спишите, подчеркивая подлежащее и сказуемое 1 Три девицы под окном Пряли поздно вечером 2 И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных 3 Входят семь богатырей.

Где подлежащее и сказуемое в предложении : И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных?

Где подлежащее и сказуемое в предложении : И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

Найдите предложение с несогласованным определением?

Найдите предложение с несогласованным определением.

1) По сторонам дороги росли кудрявые дубы.

2) Стояла осень в солнце и туманах.

3) И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4) Люблю дымок спалённой жнивы.

На этой странице находится вопрос Помогите пожалуйста 1?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

РАССВЕТЕ : 3 слога (ра — ссве — те) ; ударение падает на 2 — ой слог (рассве́те) ; 8 б. , 7 зв. Р [р] — согласный, парн. Твёрдый, непарн. Звонкий, сонорный ; а [а] — гласный, безударный ; с [с] — согласный, твёрдый, глухой, парный ; с [ — ] — в [..

Ответ : Слово ведь может быть союзом и частицей. 1. Союз с причинным значением, употребляется в СПП, указывает на причину того, о чём говорится в главной части СПП : Саша поможет тебе с домашним заданием, ведь он прекрасно знает математику. 2. Част..

— вод — II — вод — — вож(д) — ( — воз — / — вез — / — вес(тʲ) — / — вед — ? ) Корневая морфема. Общее значениеИмеющий отношение к вождению. Родственные словаСуществительные — вод — По этому слово водные является производным.

Моя мама самая красивая женщина. Мой папа умный и лучший мужик.

Девочка была маленького роста Все было запорошено белым снегом.

А какое задание именно.

Учимся координировать движения, ходить, говорить, есть. Учимся взаимодействовать с семьей и товарищами по играм. Узнаем много интересного об этой планете и много других вещей, которые отделяют пятилетнего ребенка от новорожденного. От пяти до деся..

Ждать 1спр помнить 2спр.

Федор Кулаков изобрел язык, в котором нет ни звуков, ни букв, ни правил правописания. Вместо существительных Федор употребляет пинки. Глаголы в этом языке заменяются тумаками, а вместо прилагательных изобретатель пользуется подзатыльниками. Федор ..

Я очень люблю мороженое, но мне всегда становится холодно от него.


источники:

http://www.soloby.ru/761112/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%87%D1%91%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D1%82%D0%B5-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/2293391_pomogite-pozalujsta-1/