Потерпеть потери лексическая ошибка

Ответы для студентов

Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:

Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.

Для подготовки ответов были использованы:

  • толковые словари;
  • юридические словари;
  • этимологические словари;
  • правовые системы (Консультант +, Гарант);
  • учебные пособия и книги;
  • курсы лекций;
  • энциклопедии;
  • личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.

Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:

ПСИХОЛОГИЯФИЛОСОФИЯ
ЭКОНОМИКАЭТИКА
РИМСКОЕ ПРАВОМУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОТРУДОВОЕ ПРАВО
УГОЛОВНОЕ ПРАВОАДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ИНФОРМАТИКАЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИКОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВАСЕМЕЙНОЕ ПРАВО
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВАИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВОИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.

Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.

Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!

Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!

Типичные ошибки в словоупотреблении (памятка)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Как здорово, что Вы предложили нашему вниманию эту таблицу) Мне думается, что ознакомиться с её содержанием будет полезно всем) СПАСИБО.

Всегда пожалуйста, мне такие таблицы временами попадаются)

Мой любимый пример:

«Благодаря буре наш корабль затонул»

«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа» Антон Чехов

Спасибо, интересные примеры, но скорее для изучающих русский, а не для носителей языка.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Не знаю, думаю, интересно это не только иностранцам)

Ваши стихи? Звучные)

Моя хроническая ошибка — это написание предлога «Несмотря» раздельно с «не», как деепричастие)

У многих) Я со школы помню: «несмотря на» и «невзирая на» слитно, так как исключения.

Полезно, но 8, 10, 12 — неоправданно. Чем плохо слово специфический? 10 — почему нет? 12 — нелогично в обычной ситуации, но если героя сжигают на костре или пытают калёным железом, потерять сознание не так уж и плохо)

Ну, правила, как правило, рассчитаны на обычные ситуации)

Спасибо, посмеялась от души! Хотя, возможно, так же ошибаюсь))) Сохранила картинку)))

Да не за что, обращайтесь!))

Не морочьте людям головы. Многое зависит от стиля изложения и от особенностей персонажа, если текст используется в качестве прямой речи. Когда персонаж с двумя классами образования изъясняется как профессиональный филолог, это выглядит гораздо хуже

По таблице есть возражения: п.6 правильнее и проще было бы «Для обучения студентов в вузе необходимы. «. Поскольку работают в нем не только преподаватели. С другой стороны, вообще где-нибудь преподаватели низкого класса — нужны? п.8 вообще не согласна. Слова «специфический» и «особый» довольно существенно различаются по смыслу. И если уж говорить о прилагательных, то автору явно виднее, какой оттенок смысла он имел в виду. Другой вопрос, что значение слова должно быть правильным.

Хлебинская Г.Ф. Заслуженный учитель РФ (рус.язык и литература) со стажем 50 лет, канд.пед. наук — ещё не мастер слова. Учитель. Методист. Для школьников. Не в вузе, не для филологов, не для журналистов. Не писатель худ.лит.

Просто допускать школьные ошибки в произведениях — нехорошо. Но когда авторам об этом пишут, некоторые весьма резво (и резко) огрызаются.

Фразеологизированным выражениям. Для выполнения задания используйте фразеологические словари

Раздел 1.

Язык, Речь, Общение.

Тема 1. Орфоэпическая норма.

Задание 1. Расставьте ударения в следующих существительных.

1. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свёкла, статуя, ходатайство, щавель.

2. Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.

3. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.

4. Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис.

Задание 2. Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры.

Бальмонт Константин- поэт;

Иванов Александр- художник;

Иванов Всеволод- писатель;

Искандер Фазиль- писатель;

Конёнков Сергей- скульптор;

Кустодиев Борис- художник;

Лажечников Иван- писатель;

Лысенко Николай- композитор;

Лысенко Трофим- биолог;

Майков Аполлон- поэт;

Новиков Николай- русский просветитель;

Новиков Анатолий- композитор;

Ожегов Сергей- языковед;

Обухова Надежда- певица;

Одоевский Владимир- писатель;

Задание 3. От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения.

Бант (банта), бинт (бинта), герб (герба), дверь (двери), гуляш (гуляша), гусь (гуся), жезл (жезла), клок (клока), ксёндз (ксендза), торт (торта), унт (унта), ясли (яслей).

Задание 4.Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения.

Отметьте нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.

1. Нормативные ударения: Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен, феномен (в разных значениях).

Допустимые ударения: Дискант, кета, партер (омограф), ломоть, компас (специальное), прикус (специальное).

Устаревающие: каталог, кета, компас, мышление.

Стилистически окрашенные: ровня (просторечное).

2. Нормативные ударения: Августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.

Допустимые ударения: Августовский, заснежённый, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый (спец,).

Устаревающие: безудержный, великовозрастный, девичий, мизерный, окровавленный, флейтовый.

Стилистически окрашенные: окровавлённый (поэтич).

Задание 5. От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Броня – бронировать, бронированный

Броня– бронировать, бронированный

Бронза – бронзировать, бронзированный

Копия – копировать, копированный

Марка – маркировать, маркированный

Маска – маскировать, маскированный

Пломба – пломбировать, пломбированный

Премия – премировать, премированный

Задание 6. Расставьте ударение в прилагательных. Если возможны варианты, укажите их.

1. Безудержный, единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоценённый, одновременный, тигровый.

2. Госпитальный, гербовый, давнишний, искристый, каменноугольный, мизерный, украинский, юродивый.

Задание 7. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

Белый – бел, бела, бело, белы, белее . Глупый –глуп, глупа, глупо, глупы, глупее.

Дорогой – дорог, дорога, дороги, дороже. Естественный – естественен, естественна, естественно, естественны, естественнее.

Здоровый – здоров, здорова, здорово, здоровы, здоровее. Красный – красен, красна, красно, красны, краснее. Красивый – красив, красива, красиво, красивы, красивее.

Круглый – кругл, кругла, кругло, круглы, круглее. Лёгкий – легок, легка, легко, легки, легче. Острый – остер, остра, остро, остры, острее. Полный – полон, полна, полно, полны, полнее. Сильный – силен, сильна, сильно, сильны, сильнее. Смешной – смешон, смешна, смешно, смешны, смешнее. Смелый – смел, смела, смело, смелы, смелее. Тяжёлый – тяжел, тяжела, тяжело, тяжелы, тяжелее. Хитрый – хитер, хитра, хитро, хитры, хитрее. Чёткий – четок, четка, четко, четки, четче. Ясный – ясен, ясна, ясно, ясны, яснее.

Задание 8. Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударения.

Браться – брался, бралась, бралось, брались.

взвиться – взвился, взвилась, взвилось, взвились.

взяться – взялся, взялась, взялось, взялись.

влиться – влился, влилась, влилось, влились.

гнаться – гнался, гналась, гналось, гнались.

даться – дался, далась, далось, дались.

драться – дрался, дралась, дралось, дрались.

заняться – занялся, занялась, занялось, занялись.

зваться – звался, звалась, звалось, звались.

оторваться – оторвался, оторвалась, оторвалось, оторвались.

подняться – поднялся, поднялась, поднялось, поднялись.

подраться – подрался, подралась, подралось, подрались.

приняться – принялся, принялась, принялось, принялись.

прорваться – прорвался, прорвалась, прорвалось, прорвались.

родиться – родился, родилась, родилось, родились.

сорваться – сорвался, сорвалась, сорвалось, сорвались.

Задание 9. Какие звуки ([o] или [э]) произносятся под ударением в следующих словах? Затранскрибируйте эти слова.

Безнад[д`][о]жный, бл[л`][й`][`о]клый, гренад[д`][й`][`э]р, ж[й`][`о]лчь, никч[ч`][о]мный, обл[л`][о]кший, обн[н`][о]сший, одновр[и]м[й`][`э]нный, одноим[м`][о]нный, план[н`][о]р, побл[л`][о]кший, подс[c`][й`][`э]кший, предр[р`][й`][`э]кший, пре[й`][`э]мник, разноврем[м`][й`][‘э]нность, расс[с`][о]дланный, старь[й`][о]вщик, тет[т`][й`][`э]рка, местоим[м`][й`][‘э]нный, ман[н`][о]вр, бел[б`][й`][‘э]сый, реш[ш][й`][‘э]тчатый, атл[л`][й`][‘э]т, быти[й`][`э], оп[п`][й`][‘э]ка, зат[т`][о]кший, остри[й`][о],

Задание для лабораторных работ.

Задание 1. Определите значение следующих слов. Составьте словосочетание.

1. Абонемент1.Право пользования чем-либо в течение определенного срока 2. разг. Документ, подтверждающий такое право. абонемент.

Абонент – Лицо, пользующееся абонементом, имеющее право на пользование чем-нибудь по абонементу. Абонент Ростелекома.

Аксиома – Исходное положение, принимаемое без доказательств и лежащее в основе доказательств истинности других положений. Принять за аксиому.

Апостроф – Надстрочный знак в виде запятой (обращенной в сторону или назад), обычно обозначающий пропуск гласной буквы. Поставить апостроф.

Ассоциация – Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности. Образовать ассоциацию.

Баллотироваться— Выдвигать свою кандидатуру на выборах. Баллотироваться в президенты.

Декларация – Официальное или торжественное заявление. Выступить с декларацией.

Дилемма – 1. Сочетание суждений, умозаключений с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего. 2. Положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен. Стоять перед сложной дилеммой.

Дубликат – Второй экземпляр документа, копия, заменяющая самый подлинник. Дубликат аттестата.

Коммюнике – Официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения. Выступить с коммюнике.

Компетентный –Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-н. области. Компетентный специалист.

Лексикон – 1. Словарь. 2. Запас слов, лексика (книжн.). Бедный лексикон.

Меморандум – Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-л. вопрос. Вручить меморандум.

Мораторий – Устанавливаемая правительством отсрочка выполнения обязательств на определённый срок или на время действия каких-н. чрезвычайных обстоятельств. Объявить мораторий.

Невежа – Грубый, невоспитанный человек. Деревенский невежа.

Невежда – Необразованный, несведущий человек; неуч. Круглый невежда.

Обаяние –Притягательная сила, исходящая от кого-либо, чего-либо; очарование. Противиться обаянию.

Обоняние – Одно из внешних чувств человека и животного способность воспринимать и различать запахи. Великолепное обоняние.

Огульный –Недостаточно обоснованный, поверхностный. Огульные обвинения.

Острастка– Строгое предупреждение или наказание как урок на будущее. Дать острастку.

Парадокс – Мнение, положение, резко расходящиеся с общепринятым, противоречащие здравому смыслу. Логический парадокс.

Плеяда — Группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления. Пушкинская плеяда поэтов.

Подоплека – Скрытая, тайная причина чего-либо. Подоплека ссоры.

Постскриптум –Приписка в конце письма после подписи, обозначаемая обычно буквами P. S. Сообщить в постскриптуме.

Прецедент – Случай в прошлом, служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. Судебный прецедент.

Приоритет – Первенство по времени в научном открытии, изобретении, исследовании и т.п. Научный приоритет.

Ратификация – Утверждение высшим органом государственной власти международного договора, придающее ему юридическую силу. Объявить о ратификации.

Скрупулезный – Чрезвычайно тщательный, точный до мелочей. Скрупулезный анализ.

Эстетика – Ученье или теория об изящном, об изяществе в художествах.

Этика – Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Материалистическая этика. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-либо. общественной или профессиональной группы.

Эффективный – Приводящий к нужным результатам; результативный. Необычайно эффективный.

Эффектный – Производящий сильное впечатление, эффект. Эффектная демонстрация.

Задание 3. С данными словами паронимами составьте словосочетания.

1. Бережный уход – например: бережливый человек,

· веский довод– весомый вклад (но может быть в перен. знач. Весомый аргумент)

· выборный орган – выборочный метод

· драматический спектакль — драматичный жест

· жилищная проблема– жилой фонд

· мифическое существо – мифичный герой

· основание университета, каменное основание – основа слова

· особый взгляд – особенный случай

· подменить документ – изменить мнение

· Представить собеседников – предоставить услугу

· Романтичный вечер – романтический герой

Задание 4. Объясните различие между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них.

Факт – Действительное событие, явление, то, что произошло в действительности. Исторический факт

Фактор — Движущая сила, причина какого-нибудь процесса, или влияющие на эти процессы условия. Человеческий фактор.

Проблемный – Заключающий в себе проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-нибудь проблемы. Проблемная статья.

Проблематичный — 1. Предположительный, ещё не являющийся решением проблемы. Проблематичный вывод. 2. Маловероятный, сомнительный. Проблематичное суждение.

Стилевой – Свойственный стилю, характерный для него. Стилевой прием.

Стилистический – относящийся к стилистике, т.е. к изучению особенностей языка и стиля произведений художественной литературы, выразительных средств языка. Стилистические особенности.

Сытый – Наевшийся, вполне утоливший свой голод. Сытое брюхо.

Сытный — Хорошо насыщающий, утоляющий голод. Сытный обед.

Методичный – Следующий установленному плану, придерживающийся в своем поведении точно выработанных правил, аккуратной систематичности и размеренности. Методичный работник.

Методический — Относящийся к методике. Методическая наука .2.Строго последовательный, систематичный, точно следующий плану; Методичный обыск.

Статичный – Такой, в котором нет движения, действия, развития. Статичная поза.

Статический — Рассматривающий внутреннее соотношение явлений в отрыве от их развития, движения. Статический метод.

Командированный – Тот, кто направлен в командировку или находится в командировке. Командированный сотрудник.

Командировочный — Относящийся к командировке. Командировочные расходы.

Одеть – Облечь кого-то в какую-нибудь одежду. Одеть ребенка

Надеть — Натянуть, надвинуть что-либо на кого-либо, что-либо, покрывая, облекая, прилаживая. Надеть. на ребёнка шубу. Облечь себя, одеться, обуться во что-либо; приладить что-либо на себе. Надеть пальто.

Целый – неповрежденный, неиспорченный; Остался целым. Весь без изъятия, полный. Целый день.

Цельный — Не составной, состоящий сплошь из чего-нибудь одного. Цельная мачта

Абонент – Лицо, пользующееся абонементом, имеющее право на пользование чем-нибудь по абонементу. Абонент телефонной сети..

Абонемент — 1.Право пользования чем-либо в течение определенного срока 2. разг. Документ, подтверждающий такое право. Абонемент в бассейн..

Боязно – Страшно, вызывает опасения. В лес идти ночью боязно.

Боязливо — Отличаясь боязнью; робко, пугливо. Боязливо оглядываясь.

Неприглядный – Не обладающий привлекательной внешностью, невзрачный, плохой. Неприглядная внешность.

Непроглядный — Такой темный или густой, плотный, что ничего нельзя разглядеть; Непроглядная тьма.

Осудить – Признать виновным, приговорить к какому-нибудь наказанию, вынести обвинительный приговор кому-нибудь. Выразить неодобрение кому-либо, чему-либо; счесть дурным, плохим. Осудить нечестный поступок.

Обсудить — Рассмотреть, проанализировать, обдумывая, высказывая мнение. Обсудить проблему.

Цветной – Окрашенный в какой-нибудь цвет, не черный и не белый. Цветная фотография.

Цветовой — Свойственный цвету, характерный для него. Связанный с восприятием цвета. Цветовая слепота.

Фасонный – Сделанный по определённому фасону, по определённой форме. Фасонная отливка

Фасонистый — Вычурного фасона, с претензиями, с форсом, с претензией на шик. Любящий форсить, фасонить. Фасонистая девица.

Нетерпимый – Недопустимый, такой, с существованием которого нельзя примириться, которого нельзя терпеть. Нетерпимое положение

Нестерпимый — Такой, что его трудно, невозможно терпеть, перенести; невыносимый. Нестерпимая боль

Личный – Принадлежащий данному лицу, находящийся в пользовании данного лица. Личная собственность.

Личностный — Свойственный личности, характерный для неё. Личностный рост.

Глинистый – С примесью глины; изобилующий глиной. Глинистая почва.

Глиняный – Состоящий, сделанный из глины. Глиняная посуда.

Задание 5. Все слова разделите на две группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый — масляный.

Масленый:взгляд, глаза, голос, слова, улыбка, речь, лицо, руки, пятно, полотенце.

Масляный:краска, лак, лампа, бумага, бак, пленка, портрет, пятно, картина, запах, лужа, лампа, пейзаж.

Задание 7. В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.

1. Половина игры уже прошла. 2. Все дети сильно обрадовались. 3. Внеклассная работа хорошо влияет на развитие детей. 4. Этот актер давно заслужил любовь зрителей. 5. Было выполнено большое количество заданий. 6. Ученики проявили интерес к выставке школьных поделок.

Задание 8. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких в результате незнания истинного значения слова.

Намеренное нарушение лексической сочетаемости: живой труп, обыкновенное чудо, отменный негодяй, очевидное — невероятное,

Непреднамеренное нарушение: три единственные дочери, большая или меньшая половина, зайтись детским легким смехом, облокотиться спиной, сломать стеклянную вазу, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь, страшная красавица.

Задание 9. Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье силы.

1. Одержать успехи = одержать победу + достигать успеха.

2. Оказать внимание = оказать помощь + уделить внимание.

3. Поставить вечер, концерт = поставить спектакль + устроить вечер, концерт.

4. Потерпеть потери = потерпеть неудачу + понести потери.

5. Поднять тост = поднять бокал + произнести тост.

6. Играет значение = играет роль + имеет значение.

7. Оказать вред = оказать воздействие + причинить вред.

8. Брать, взять ставку на что-нибудь =

9. Занять звание чемпиона = занять первое место + получить (заслужить) звание чемпиона

10. Защитить степень = защитить докторскую диссертацию + получить степень.

11. Производить воздействие = производить действие + оказать воздействие.

12. Возглавить идеи = возглавить людей + излагать (выдвигать, придумывать) идеи.

Задание 10. С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) составьте словосочетания и отметьте смысловые и стилистические различия.

1. Натуральный цвет (Соответствующий природе вещей, действительности, нефальсифицированный)

Естественный свет (Связанный с природой, климатом, земной поверхностью какой-либо местности, с её фауной и флорой. Связанный с явлениями природы или с изучением природы и её основных законов.)

2. фальшивый документ – (Поддельный, ненастоящий)

искусственный жемчуг (Не природный, сделанный наподобие подлинного)

антагонистический, вибрировать, дискутировать.

  1. Демонстрировать кинофильм, несогласие (показывать наглядным образом, вообще обнаруживать, намеренно, подчеркнуто выражать.)

Показывать направление (предъявлять, давать видеть, являть.)

дистанция, оптимистический, индифферентный, монолитный.

Задание 13. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О биографии я рассказывал во вступительной статье.

2. В институте разработаны новые методики и решения по этой проблеме.

3. Больной был немедленно госпитализирован.

4. Фирма объявила о вакансии главного бухгалтера.

5. До сих пор неизвестно, кто автор этого уникального произведения.

6. Уже в начале творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны.

7. Между природой и человеком уже не существует значительной разницы.

8. Роман «Евгений Онегин» — одно из сложных пушкинских произведений.

9. У нее были большие глаза.

10. Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.

11. Необходимо реалистично оценить наши экономические шансы.

Задание 14. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

I. Допустимые: информационное сообщение, экспонаты выставки, вечерняя серенада, травматическое повреждение, народный фольклор.

Избыточные: свободная вакансия, прейскурант цен, хронометраж времени, для проформа.

Допустимые: монументальный памятник, по профессии, габаритные размеры, демобилизация из армии.

Избыточные: биография жизни, мизерные мелочи, ведущий лидер, коллега внутренний интерьер, движущий лейтмотив.

Допустимые: реальная действительность, период времени, странный парадокс, ответная контратака, мемориал памяти.

Избыточные: необычный феномен, огромная махина, прогрессировать вперед, временной цейтнот.

Задание 15. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова синонимы русского происхождения.

Абитуриент— человек, поступающий в вуз. (Поступающий).

Кампания – совокупность военных операций, действий. (Поход).

Кворум — Число участников собрания, заседания, достаточное для признания его правомочности. (Наименьшее число)

Меморандум – Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-л. вопрос. (Выступление, предложение)

Гипертрофированный – Чрезмерно развившийся, избыточный (Преувеличенный)

Лояльный – Держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального отношения к кому-либо, чему-либо. (благонамеренный, благонадежный)

Одиозный – Вызывающий крайне отрицательное отношение к себе (неприятный, противный)

Позитивный – 1. Положительный. 2.Основанный на опыте, на фактах, реальный. (хороший; утвердительный, определенный)

Утилитарный – Имеющий практическое применение; прикладной. (полезный)

Альтруизм – Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами (бескорыстие, самоотверженность)

Апелляция – Обжалование решения суда в более высокой судебной инстанции с целью пересмотра дела. (обращение, жалоба)

Апогей – Высшая ступень, наивысший расцвет чего-либо (вершина, предел)

Манкировать – Небрежное отношение к кому-либо, чему-либо (пренебрежение, уклонение)

Тарифицировать – Устанавливать тариф, а также ставки обложения или размеры оплаты в зависимости от квалификации, от характера работы. (устанавливать цену, оценивать)

Задание 16. Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже

фразеологизированным выражениям. Для выполнения задания используйте фразеологические словари.

1. Просторечная стилистическая окраска (с яркой эмоционально-экспрессивной окраской):

Держи карман шире – напрасно ждешь, не получишь;

Валять дурака – Притворяться не понимающим чего-либо. Бездельничать, заниматься пустяками.

Задать баню – Выругать, выпороть, наказать,

Типун на язык – Недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует

Нелегкая дернула – Неизвестно зачем вздумалось кому-либо сделать что-либо. О том, чего не следовало делать, что сделано напрасно или неуместно.

В ус не дуть – Не обращать никакого внимания на что-либо, ни о чем не беспокоиться.

Разговорная стилистическая окраска:

Рукой подать – Очень близко, совсем рядом.

Ума не приложить – Не в состоянии понять что-либо, сообразить, догадаться о чем-либо.

Море по колено – Ничто не страшно для кого-либо; все нипочём кому-либо.

Кот наплакал – Очень мало (об очень малом количестве кого-либо или чего-либо).

Умыть руки – Отмежеваться, снять с себя ответственность, устраниться.

Шевелить мозгами – Думать, размышлять о чём-либо.

Ломать голову – Напряженно, усиленно думать, стараясь понять что-либо; решать какой-либо трудный вопрос.

Попасть впросак – Из-за незнания чего-либо оказываться в неприятном, неловком, невыгодном для себя положении; ошибаться.

С коломенскую версту – рослый, высокорослый.

Тертый калач – Об опытном, бывалом человеке, которого трудно обмануть.

Средь бела дня – Днём, при ясном дневном свете.

Ничтоже сумняшеся – Не задумываясь, не сомневаясь, без колебания.

Положа руку на сердце – Совершенно искренне, чистосердечно, откровенно.

Тяжелый на подъем – О человеке, с трудом, с неохотой отправляющемся куда-либо, принимающемся за что-либо.

Книжная фразеология:

Между Сциллой и Харибдой – В таком положении, когда опасность угрожает с двух сторон.

Ахиллесова пята – Самая слабая, уязвимая (нередко единственная) сторона кого-либо.

Сизифов труд – Тяжёлая, бесконечная и бесплодная работа

Общеупотребительной фразеология:

С одной стороны с другой стороны – о двойственной ситуации

Железная дорога – колейная металлическая дорога

Официально-деловая стилистическая окраска:

Иметь место – происходить, случиться, состояться.

Марионеточное правительство – правительство, не выражающее воли своей страны, а действующее по негласной указке какого-нибудь иностранного государства.

Единовременное пособие – пособие, выдаваемое один раз, по определенному случаю.

Фиктивный капитал – капитал, который сам по себе не создает доход, а лишь способствует перераспределению дохода.

Научная фразеология:

Прямой угол –геометрическая фигура, образованная двумя перпендикулярными лучами, исходящими из одной точки.

ТЕМА 5. Морфологическая норма.

Задание 1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите:

Например: трамвайное депо; старый рояль, смешная фамилия, хрустальное бра, мокрая мышь, сладкий картофель, черный кофе, стальной рельс, грязный тюль, молодежное кафе, модная туфля, африканский какаду, старый шимпанзе, драповое пальто, Каширское шоссе, Московское метро, больная мозоль, табель учета, душное купе, горячее какао, пыльное пианино, французское меню, свободное такси, театральное фойе, старинное бюро, глупое пари, строгое жюри, плохое кино.

Задание 2. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь – ж.р.; вышибала – м.р.; вертушка – ж.р.; жертва – ж.р.; запевала – общ. род — голосистый запевала; лиса – ж.р.; коллега – м.р.; марионетка – ж.р.; мазила – общ. род — спортсмен мазила; невежда – общ. род — вечный невежда; недотрога – общ. род, маленькая недотрога ; недоучка – общ. род – богатый недоучка; писака – общ. род – беспринципный писака; старшина – м.р., стрекоза – ж.р., судья – м.р., тамада – м.р., тряпка – ж.р., тупица – общ. род – безнадежный тупица, умница – общ. род. большая умница; ябеда – общ. род, противный ябеда; лакомка – общ. род, ужасный лакомка; выскочка – общ. род – наглый выскочка.

Задание 4. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

1. Например: Африканский жираф; бескрайняя степь, соломенный скирд, маленькая неряха, наливное яблоко, резной ставень, резная ставня, резиновая присоска, мокрая шинель, памятная медаль, олений унт, белый гусь, черная клавиша, кружевная манжета, театральный занавес, новый староста, лексическая идиома, расстроенный рояль, взорванный рельс, рваная босоножка, старое пожарище, капитанский погон, небольшая бандероль, ротный запевала, рябиновая гроздь, новый санаторий, новый ботфорт, полный зал, собачий шампунь, больная мозоль, противный плакса, строгий судья, гребной бот.

Задание 5. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия.

Балерина, гонщица — гонщик, доярка — дояр, массажистка — массажист, маникюрша, санитарка — санитар, секретарша — секретарь, сиделка, солистка — солист, студентка — студент, телеграфистка — телеграфист, ткачиха — ткач, чемпионка — чемпион.

Задание 6. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У него, у меня, у них, у неё;

Навстречу мне, навстречу ему, навстречу ей, навстречу им;

Выше него, выше неё, выше меня;

Благодаря ему, благодаря ей, благодаря им, благодаря нам, благодаря вам;

За ним, за ней, за тобой, за мной;

К нему, к ней, к ним, к нам;

Из-за него, из-за неё, из-за них, из-за вас, из-за нас;

Вслед за ним, вслед за ней, вслед за ними, вслед за вами.

Задание 7. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать – капает, каплет (не каплет — прост. шутл. нет причин спешить, беспокоиться; ещё успеется).


источники:

http://author.today/post/137291

http://lektsii.org/3-90398.html