Правописание детская школа искусств

Поиск ответа

Всего найдено: 186

Вопрос № 308721

Здравствуйте. А в Написании «им. Маршала Говорова Л.А.» или любого другого маршала или генерала т.д., всегда после им. звание пишется с заглавной буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Большую букву в названии должности, профессии, звания и под. после слова имени или сокращения им. пишут только в географических названиях. Ср.: улица имени Академика В. Н. Челомея, улица имени Генерала А. П. Белобородова, но завод имени академика В. П. Филатова, школа № 627 имени генерала Д. Д. Лелюшенко.

Вопрос № 308717

Добрый день, какой знак ставится в выражении «Алексеевская начальная школа — детский сад»? Нужно тире с пробелами?

Ответ справочной службы русского языка

Нужно поставить тире (длинную черточку) с пробелами.

Вопрос № 308452

Скажите, как пишутся слова экомаркет, экомагазин, эко-уход, эко- школа

Ответ справочной службы русского языка

Слова с первой частью эко— пишутся слитно: экомаркет, экомагазин, экоуход, эко школа .

Вопрос № 308300

Здравствуйте как правильно переводятся фамилии Macivor, Macenroy?

Ответ справочной службы русского языка

Вам помогут следующие справочники: Гиляревский Р. С., Старостин Б. А. Иностранные имена и названия в русском тексте. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа , 1985; Практическая транскрипция фамильно-именных групп / Под ред. Р. С. Гиляревского. — М.: Физматлит, 2004.

Вопрос № 308054

Здравствуйте! Почему в названиях » Школа -студия МХАТ», «4-я студия МХАТ» звуковая аббревиатура не склоняется? Это правильно? Когда тексте встречается МХАТ и в этих названиях без окончаний, и отдельно в разных падежах с окончаниями, это бросается в глаза, единообразия нет, кажется, что где-то ошибка. Как быть?

Ответ справочной службы русского языка

Л. К. Граудина, В. А. Ицкович и Л. П. Катлинская в «Словаре грамматических вариантов русского языка» (М., 2008) отмечают, что аббревиатуры ВАК, ГОСТ, МХАТ, ВГИК, ТЮЗ, СПИД, ОМОН в настоящее время практически употребляются как цельнооформленные склоняемые слова и лишь в редких случаях как несклоняемые аббревиатуры. Единообразия действительно нет.

Вопрос № 307991

Вальдорфская школа — с заглавной буквы или со строчной?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 307964

Здравствуйте! В социальных центрах обслуживания населения существуют так называемые Школы третьего возраста, где занимаются пенсионеры. Скажите пожалуйста, как правильно писать «активисты школы третьего возраста» (по аналогии с общеобразовательной школой) или » активисты Школы третьего возраста»?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание школа третьего возраста можно использовать как описательный оборот, называющий тип организации (ср: музыкальная школа , спортивная школа ), а можно как название. В первом случае все буквы строчные, во втором нужно писать с прописной слово Школа .

Вопрос № 307686

Наименование одной из школ г. Москвы в уставных документах и на официальном сайте написано следующим образом: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы » Школа № 2129″ имени Героя Советского Союза П.И. Романова. На мое замечание, что кавычки должны стоять после слова «Романова» из Департамента образования г. Москвы получен ответ, что «требований об употреблении кавычек в наименовании образовательной организации действующим законодательством не установлено» и никаких изменений в написание наименования этой школы до сих пор не внесено. Правильно ли написано наименование школы 2129?

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы в том, что кавычки употреблены неудачно. Если их и ставить, то закрыть нужно после фамилии. Однако при употреблении названия не в юридических документах в форме школа № 2129 имени Героя Советского Союза П.И. Романова кавычки не нужны вообще.

Ответ департамента образования тоже верен: нормы употребления кавычек не устанавливаются законодательно. Как записали название в уставе, так и будет оно воспроизводиться во всех документах. Чтобы изменить название, нужно произвести сложные юридические действия, на это нужна добрая воля руководителя организации и его руководства. Изменение даже только кавычек в названии влечет за собой множество юридических проблем, поэтому обычно названия сохраняют в том виде, в котором они уже закреплены.

Вопрос № 307595

Корректна ли точка после «Не возражаю»? Или здесь может стоять только запятая? — Не возражаю. — Игорь посмотрел на кадровичку. — Оформляйте, Мариночка.

Ответ справочной службы русского языка

Точка правильна. Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы, ср.:

— Скорей, загорелась школа ! — И он побежал по домам будить людей.

Вопрос № 307002

Уважаемая «Грамота»! С прописной или строчной буквы следует писать слово «городская» в названии Г(г)ородская клиническая больница №2?

Ответ справочной службы русского языка

В таких названиях должна употребляться строчная буква (ср.: школа № 415, детский сад № 25).

Вопрос № 306517

Здравствуйте! Правильно ли написание слов скейт- школа , роллер- школа ?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 305902

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу употребления кавычек в названиях станций. Я всегда думала, что они обязательны, а тут узнала, что якобы в названии станций метро и МЦД их нужно ставить (метро «Комсомольская», «Нахабино»), а в названий железнодорожных станций — нет. Мне это кажется странным. При перечислении тогда будет выглядеть: станция «Одинцово» (МЦД), станция Голицыно (не МЦД), станция «Кунцево» (МЦД)? Есть справочник, где это зафиксировано, можете подсказать? Заранее спасибо. С уважением, Наталья.

Ответ справочной службы русского языка

Написание названий железнодорожных станций и станций метрополитена было регламентировано давно. В полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина сформулировано правило:

« В названиях железнодорожных станций, вокзалов, аэропортов и т. п. с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых обозначений, напр.: станция Москва-Пассажирская, Казанский вокзал, аэропорты Шереметьево, Внуково.

Названия станций метро, остановок наземного городского транспорта заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах); с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово таких названий, а также все те слова, которые пишутся с прописной буквы в составе соответствующих топонимов, напр.: станции метро «Александровский сад», «Октябрьское Поле», «Проспект Мира»; остановки «Никитские Ворота», «Улица Лесная», » Школа «, «Детская поликлиника» » (§ 175).

Эта норма сформировалась вследствие того, что названия железнодорожных станций часто совпадают с названиями населенных пунктов, указывая одновременно и на станции и на населенные пункты, имена которых в кавычки не заключаются. Условных названий, которые по общему правилу можно было бы писать в кавычках, немного.

Большинство названий станций метро условны, часто они образуются от названий внутригородских объектов. Такие названия удобнее писать в кавычках. (Подробнее о кавычках в названиях железнодорожных станций и станций метро можно прочитать в статье В. М. Пахомова «Не забудь… станция Луговая»).

Когда появилась сеть МЦД, возник вопрос о кавычках в названиях станций. Было принято написание в кавычках по аналогии со станциями метро.

Вопрос № 305850

Доброго времени суток! В статье про оформление прямой речи этого я не нашла, поэтому пишу вам. Пожалуйста, помогите разрешить вот такой вопрос: возможно ли, что при прямой речи (в диалоге перед словами автора) ставится точка? Если да, то при каких обстоятельствах? Я слышала, что если слова автора не связаны с репликой, то ставится точка. К примеру: — Как грустно мне. — Василий, погрузившись в мысли, снял с плеч пиджак. Я не уверена, что точно оформила мысль, но надеюсь, вы меня поняли. Пожалуйста, расскажите обо всех условиях, при которых после прямой речи ставится точка и слова автора начинаются с заглавной буквы.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно справочнику Д. Э. Розенталя, это возможно в одном случае.

Если слова автора, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они пишутся с прописной буквы:

— Скорей, загорелась школа ! — И он побежал по домам будить людей.

Вопрос № 305520

Здравствуйте! Вопрос № 304845 «Здравствуйте, нужно ли здесь тире? Советские телевизоры теперь арт-объект.»Ответ справочной службы русского языка: Постановка тире не требуется. Вы же даете выдержки из словарей: Орфографический словарь арт, -а [изменено, ср. РОС 2012: арт, -а (искусство)] арт- и авиаудары, -ов арт… — первая часть сложных слов (сокр.: артиллерийский), пишется слитно арт-… – первая часть сложных слов в знач. «художественный, относящийся к искусству», пишется через дефис Большой толковый словарь 1. АРТ. Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость чего-л. к артиллерии; артиллерийский. Артбаза, артдивизион, артогонь, артполк, артустановка, арт школа . 2. АРТ. Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость чего-л. к искусству. Артлото, арт-нуво (одно из направлений современного искусства), артцензура. 3. -АРТ, -а; м. Вторая часть сложных слов. Означет искусство того направления, которое указано в первой части. Поп-арт, соц-арт. Кажется, что в ваших ответах и в словарях есть противоречия. Так как же правильно: артобъект или арт-объект ?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 304845 был о тире в предложении, а не о дефисе между частями слова. Тире между подлежащим телевизоры и сказуемым арт-объекты ставить не нужно, так как между ними стоит наречие теперь.

Противоречия между словарями живого языка неизбежны. Язык меняется, и вслед за ним постепенно меняются и словарные рекомендации. Новые языковые явления могут на начальном этапе фиксироваться по-разному, в зависимости от общих научно-методологических установок авторов словарей.

Слова с частью арт стали активно пополнять лексический фонд русского языка недавно. Написание некоторых из них еще не вполне устоялось. На письме нужно следовать рекомендациям академического «Русского орфографического словаря». Он фиксирует: арт-объект.

Вопрос № 305176

Здравствуйте! С прописной или строчной буквы пишутся названия научных, художественных школ (как направлений): т(Т)артуско-московская школа семиотики, м(М)осковская архитектурная школа , п(П)сковская школа зодчества? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В правилах орфографии прямых указаний нет. Однако в словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?» зафиксированы названия некоторых художественных и научных школ со строчной буквы (барбизонская школа жи­вописи, венецианская шко­ла живописи, владимиро-суздальская школа (зодчества и иконописи) и др.). На эти написания можно опираться как на прецедентные.

Поиск ответа

Всего найдено: 17

Вопрос № 305902

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу употребления кавычек в названиях станций. Я всегда думала, что они обязательны, а тут узнала, что якобы в названии станций метро и МЦД их нужно ставить (метро «Комсомольская», «Нахабино»), а в названий железнодорожных станций — нет. Мне это кажется странным. При перечислении тогда будет выглядеть: станция «Одинцово» (МЦД), станция Голицыно (не МЦД), станция «Кунцево» (МЦД)? Есть справочник, где это зафиксировано, можете подсказать? Заранее спасибо. С уважением, Наталья.

Ответ справочной службы русского языка

Написание названий железнодорожных станций и станций метрополитена было регламентировано давно. В полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина сформулировано правило:

« В названиях железнодорожных станций, вокзалов, аэропортов и т. п. с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых обозначений, напр.: станция Москва-Пассажирская, Казанский вокзал, аэропорты Шереметьево, Внуково.

Названия станций метро, остановок наземного городского транспорта заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах); с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово таких названий, а также все те слова, которые пишутся с прописной буквы в составе соответствующих топонимов, напр.: станции метро «Александровский сад», «Октябрьское Поле», «Проспект Мира»; остановки «Никитские Ворота», «Улица Лесная», «Школа», » Детская поликлиника» » (§ 175).

Эта норма сформировалась вследствие того, что названия железнодорожных станций часто совпадают с названиями населенных пунктов, указывая одновременно и на станции и на населенные пункты, имена которых в кавычки не заключаются. Условных названий, которые по общему правилу можно было бы писать в кавычках, немного.

Большинство названий станций метро условны, часто они образуются от названий внутригородских объектов. Такие названия удобнее писать в кавычках. (Подробнее о кавычках в названиях железнодорожных станций и станций метро можно прочитать в статье В. М. Пахомова «Не забудь… станция Луговая»).

Когда появилась сеть МЦД, возник вопрос о кавычках в названиях станций. Было принято написание в кавычках по аналогии со станциями метро.

Вопрос № 300182

Как пишется (не) детская серьезность?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 300100

Скажите, пожалуйста, может ли слово семечко употребляться в женском роде? Например, детская организация «Золотая семечка» или масло «Золотая семечка»?

Ответ справочной службы русского языка

Слово семечка уместно только в разговорной речи. Это указано в словарях.

Вопрос № 294359

Дополнение к вопросу 294358 Поэтому когда говорят: хочу молиться своими словами, то тут либо простая детская молитва, либо это то, о чем Христос говорит, что так молятся язычники. Нужна ли запятая перед словом «когда»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 288948

Как правильно пишется Для вас работают (или работает): зона буккроссинга, читальный зал под открытым небом, детская площадка, аквагрим.

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: Для вас работает. Однако эта рекомендация не носит категорического характера.

Вопрос № 279475

Добрый день! Интересует, есть ли официальный (или юридический) словарь терминов, в котором можно было бы достоверно узнать значение термина » детская организация»? С уважением, Валентина. Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 276510

Как правильно:
о(О)бластная специализированная ка детская школа-интернат.

Ответ справочной службы русского языка

С прописной (большой) буквы пишется первое слово официального названия организации. Если слово областная начинает собой полное официальное название, оно пишется с прописной.

Вопрос № 273111

Здравствуйте. Пожалуйста, исправьте ответ на вопрос № 273059! Не представляю, в каком контексте можно использовать слово «юбки-карандаши» (то есть юбки модели или вида «карандаш»). Например: все женщины были одеты в юбки-карандаши? Нелепо. Вспомните, у Розенталя: все присутствующие опустили головУ. Отсюда: все женщины были одеты в юбку-карандаш (у каждой женщины ОДНА юбка). Или: в нашем магазине предлагается много юбок модели «карандаш» (но не «юбок-карандашей!» Карандаш нельзя надеть как юбку). Да, предложения следует построить получше, и сделала бы это, так как считаю обязательным подумать, прежде чем что-то написать или сказать в эфире, но очень волнуюсь, ведь этим ответом дается зеленый свет полному кошмару: детская и материнская смертностИ, на их РодинАХ, не исключено вскоре и «головной и спинной мозгИ». Спасибо за вашу работу и за понимание критики

Ответ справочной службы русского языка

Мы говорим не о выборе формы единственного или множественного числа существительного, а о склонении компонентов составного слова. Части сложносоставных наименований юбка-карандаш, платье-футляр согласуются в падеже и числе, поэтому в форме винительного падежа ед. числа верно: юбку-карандаш. Но: в нашем магазине продаются юбки-карандаши (а в соседнем, зоологическом, – рыбы-молоты).

Вопрос № 272924

Как будет правильно согласовать «Дубай» в предложении: «Поездка в страну Кидзанию в Дубай» или «Поездка в страну Кидзанию в ДубаЕ»?

P.S. Кидзания — это вымышленная детская страна, находится в Дубае.

Ответ справочной службы русского языка

Допустимы оба варианта, ошибки не будет.

Вопрос № 264969

Как употребить в предложениях прямое и переносное значение слова — школа

Ответ справочной службы русского языка

ШК О ЛА, -ы; ж. [от греч. schole]
1.
Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения; здание, в котором помещается это заведение. Начальная, средняя ш. Пойти, поступить, ходить в школу. Ученик, воспитанник, выпускник школы. Кончить, окончить школу. Работать учителем в школе. Директор новой школы. Здание, классы, туалеты школы. Строить пятиэтажную кирпичную школу. Математическая, английская, французская школа
(с углублённым преподаванием какого-л. предмета или ряда предметов, например, математики, английского языка и т.п.).
2. только ед.
Система общего образования, совокупность соответствующих учреждений и учебных заведений. Отделение школы от церкви. Традиции русской школы. Место и роль школы в стране.
3. чего или какая.
Учебное заведение, училище, курсы и т.п., где даются специальные знания, профессиональные навыки. Музыкальная ш. Ш. танцев. Лётная, фельдшерская ш. Ш. прапорщиков. Детская спортивная ш. Вечерняя, художественная ш. для детей и взрослых. Высшая ш.
(система высшего специального образования; общее название для высших учебных заведений).
4. только ед.
Система приёмов, обязательных упражнений, видов работ при изучении чего-л., при овладении каким-л. мастерством, искусством. Начальная ш. игры на фортепиано. Композиция и натюрморт входят в школу. Никак не сдать школу. Откатать школу (разг.; в фигурном катании).
5. чего или какая.
Приобретение знаний, выучки, опыта; сами знания, выучка, опыт. Пройти тяжёлую трудовую школу. Иметь за плечами хорошую, превосходную школу. У вас плохая ш. графики. Служба в армии — это суровая ш. Ш. жизни. Ш. спорта.
6.
Направление, течение в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т.п., обладающее характерными свойствами, методами, приёмами. Позиционная шахматная ш. Искусство делится на школы. Различные литературные школы. Новая ш. физиков. Писатели карамзинской школы. Геохимическая ш. Вернадского. Создать свою школу в науке.
7. С.-х.
Питомник, где выращивают растения (сеянцы или саженцы) до посадки на постоянное место. о лка, -и; ж. Пренебр. (6 зн.). Шк о льный (см.).

Вопрос № 248505

Здравствуйте, Грамота.ру!
В Швеции и в Финляндии есть очень популярная детская сказка о Муми-троллях. Может вы знаете как правильно пишется это имя и надо ли его писать в предложении с большой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Имя сказочного персонажа пишется так: Муми-тролль.

Вопрос № 238628

Уважаемая ГРАМОТА! Помогите разобраться в ситуации.
Название учреждения, согласно приказа о создании и свидетельства о регистрации, – Муниципальное учреждение здравоохранения « Детская стоматологическая поликлиника»
В уставе учреждения дословно закреплено:
«Полное наименование учреждения: «Муниципальное учреждение здравоохранения « Детская стоматологическая поликлиника»
Следует ли по смыслу данного предложения считать первые кавычки, которые открываются сразу после двоеточия, частью официального наименования учреждения, или же это знаки препинания, выделяющие обособленный оборот, стоящий после двоеточия, не являющиеся частью наименования?
Заранее спасибо! Киселев Денис.

Ответ справочной службы русского языка

Следует считать частью официального наименования.

Вопрос № 235204

Здравствуйте, уважаемая редакция! Подскажите, пожалуйста,»первый концерт пройдет в бишкекской детской средней школе искусств № 4″ — слово «детской» надо писать с маленькой буквы (как название учреждения) или с маленькой? И еще: «управление культуры мэрии», здесь тоже — «управление» с маленькой буквы или с большой? Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Правильное написание: _бишкекская детская средняя школа искусств № 4, управление культуры мэрии_ (последнее сочетание несколько двусмысленно).

Вопрос № 232634

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как правильно написать » детская -юношеская спортивная школа» или «детскоюношеская. «,спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _детско-юношеская спортивная школа_.

Вопрос № 230372

Нужна ли запятая: Красноярская детская железная дорога — самая первая(,) построенная в РСФСР. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая не требуется.

Детские школы искусств в системе современного дополнительного образования: традиции и поиски направленной деятельности Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабина С.В.

В статье отражена социокультурная роль системы дополнительного образования детей. На примере опыта конкретных образовательных учреждений в области культуры и искусств показаны тенденции и приоритетные направления в развитии детских школ искусств на современном этапе. Более подробно освещен опыт работы научно-методических центров ДШИ, опыт реализации образовательных , творческих , издательских проектов , а также сотрудничество разных организаций в создании открытого образования для совместного обучения и воспитания детей с разными возможностями здоровья.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабина С.В.

CHILDREN»S ART SCHOOL IN THE MODERN SYSTEM OF EXTENDED EDUCATION: TRADITIONAL VIEW AND SEARCH FOR STRATEGIES

The paper focuses on the social and cultural impact of the extended education. Several educational institutions serve to illustrate modern art schools’ guiding lines and policies. The author dwells upon particular experience of some art schools, their implementation of educational, creative, publishing projects , as well as collaboration of different institutions for the sake of cooperative teaching children with different health possibilities.

Текст научной работы на тему «Детские школы искусств в системе современного дополнительного образования: традиции и поиски направленной деятельности»

ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ПОИСКИ НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CHILDREN’S ART SCHOOL IN THE MODERN SYSTEM

OF EXTENDED EDUCATION: TRADITIONAL VIEW AND SEARCH FOR STRATEGIES

С.В. Сабина Детская школа искусств №11 (Россия, Самара)

S.V. Sabina Children’s Art School №11 (Russia, Samara)

В статье отражена социокультурная роль системы дополнительного образования детей. На примере опыта конкретных образовательных учреждений в области культуры и искусств показаны тенденции и приоритетные направления в развитии детских школ искусств на современном этапе. Более подробно освещен опыт работы научно-методических центров ДШИ, опыт реализации образовательных, творческих, издательских проектов, а также сотрудничество разных организаций в создании открытого образования для совместного обучения и воспитания детей с разными возможностями здоровья.

The paper focuses on the social and cultural impact of the extended education. Several educational institutions serve to illustrate modern art schools’ guiding lines and policies. The author dwells upon particular experience of some art schools, their implementation of educational, creative, publishing projects, as well as collaboration of different institutions for the sake of cooperative teaching children with different health possibilities.

Ключевые слова: социокультурный контекст образования; научно-методические центры; образовательные; творческие; издательские проекты.

Keywords: social and cultural context of education; scientific and methodological centers; educational projects; creative projects; publishing projects.

Дополнительное образование детей, продолжая традиции внешкольного образования, заложенные в работах педагогов XIX-XX вв. (В.П. Вахтеров, П.Ф. Лес-гафт, Е.Н. Медынский, В.И. Чарнолуский, С.Т. Шацкий, А.Г. Асмолов, А.К. Бруд-нов, О.С. Газман, Е.Б. Евладова, М.Б. Коваль, Л.Г. Логинова, Л.А. Николаева), ориентировано на социальные запросы и одновременно призвано «удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей» [1, с. 2]. В Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается, что «мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза» [2].

Возросшая социокультурная роль дополнительного образования, выраженная в необходимости развития человече-Поволжский педагогический вестник. 2015. №4(9)

ского потенциала, популяризации среди детей и молодежи образовательной и творческой деятельности, актуализирует поиск новых механизмов и направлений, в том числе в деятельности детских школ искусств (ДШИ).

Изучение истории становления внешкольного (дополнительного) образования показало, что художественно-эстетические, творческие детские объединения на всех этапах развития системы занимали значительное место. Так, в 1918 г. по инициативе рабочих Путилов-ского завода была организована художественная школа, в которой дети обучались музыке, танцам, рисованию. Школа стала одним из первых государственных внешкольных учреждений. В колонии «Бодрая жизнь», созданной С.Т. Шацким и В.Н. Шацкой, воспитанники и взрослые пели в четырехголосном хоре, сочиняли и разыгрывали собственные пьесы, устраивали массовые праздничные представления. В 1920 г. Был создан Государствен-

ный театр для детей (позднее Детский театр под руководством Н.И. Сац), ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева (1937 г.) и другие творческие детские коллективы. С 1935 г. стали проводиться детские фестивали искусств. С внешкольными учреждениями в разные годы сотрудничали Е.Б. Вахтангов (1883-1922), А.Б. Гольденвейзер (1875-1961), И.О. Дунаевский, К.Н. Игумнов (1873-1948), И.Е. Репин (1844-1930), Л.В. Собинов (1872-1934) и другие деятели искусства.

И сегодня школы искусств, музыкальные школы, хоровые студии, детские хореографические ансамбли и другие формы художественного воспитания являются наиболее значимыми в системе дополнительного образования.

Детские школы искусств — уникальное явление в мировой педагогической практике, основа системы российского музыкального, художественного образования. В ДШИ создаются условия для реализации важнейших социокультурных функций в двух направлениях: 1) профессиональное самоопределение музыкально одаренных детей в процессе сложившейся в России трехступенчатой подготовки кадров отрасли культуры и искусства (детская школа искусств — музыкальное училище — творческий вуз); 2) приобщение к искусству «наибольшего количества детей и молодежи» [3].

Как учреждение системы дополнительного образования детские школы искусств обладают всеми ее конкурентными преимуществами: свободный личностный выбор детьми образовательной области и характера деятельности, базирующийся на добровольности, доступности и много-профильности; построение индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе вариативности содержания и форм работы; практическая направленность и творческий характер деятельности субъектов дополнительного образования; адаптивность к возникающим изменениям.

Деятельность детских школ искусств на современном этапе определяется новыми законодательными и нормативно-правовыми документами, прежде всего Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273, в котором говорится о реализации

в области искусств двух типов дополнительных общеобразовательных программ: предпрофессиональных и общеразвиваю-щих (статья 83). В процессе модернизации отечественной системы дополнительного образования детей и подготовки педагогов дополнительного образования (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, В.П. Голованов, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, Т.И. Руднева, М.О. Чеков, А.И. Щетинская и др.) была разработана Концепция развития дополнительного образования детей, направленная на «превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства» [2].

Необходимость воплощения в жизнь «миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству. » [2] стала для детских школ искусств ориентиром в поисках новых направлений, содержания и форм деятельности, а также в развитии традиционных образовательных моделей.

Сегодня детские школы искусств все чаще становятся научно-методическими центрами, экспериментальными площадками, которые объединяют специалистов для решения актуальных проблем. Разработка своего особого направления в работе дает возможность каждой школе «иметь свое лицо», собственный тренд. Примером может служить региональный центр традиционной культуры «Златая Русь», который много лет функционирует на базе Детской школы искусств №11 г.о. Самара. Свою деятельность он осуществляет по нескольким направлениям:

— изучение, сохранение и развитие традиционной русской народной культуры;

— интеграция и сотрудничество в сохранении и популяризации традиционной музыкально-сценической культуры;

— развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодёжи;

— повышение профессионализма преподавателей, руководителей детских и юношеских творческих коллективов;

— популяризация традиционной культуры в современных социокультурных условиях.

Благодаря деятельности центра проходит ежегодный Региональный фестиваль «Русский праздник», объединяющий фольклорные детско-юношеские коллективы в едином театрализованном действе, посвященном празднику народного календаря: Святки, Масленица, Сороки -встреча весны, День памяти Святого Георгия Победоносца, праздник Семёна Ле-топроводца, Осенины, Параскева Пятница (Льняница), Кузьминки, Покровские посиделки, Никола Зимний.

Еще одной визитной карточкой центра «Златая Русь» стал региональный фольклорный фестиваль солистов и творческих коллективов образовательных учреждений искусств и культуры «Волжская мозаика», благодаря которому до полутора тысяч участников из разных городов и районов Самарской области приобретают ценный опыт социокультурной, художественно-творческой, музыкально-исполнительской деятельности. Особое значение придается сохранению традиций, отражающих культурное своеобразие Поволжского региона.

Для преподавателей и руководителей фольклорных ансамблей на базе Центра проводятся научно-практические конференции, консультации, обучающие семинары, мастер-классы, организуются экспозиции народных костюмов и произведений декоративно-прикладного творчества, издается программно-методическая литература. К 165-летию образования Самарской губернии приурочено издание хрестоматии педагогического репертуара для детских фольклорных ансамблей «Через Волгу досточка. ». В нее вошли как широко известные песни, так и уникальный репертуар — результат работы авторов по сбору, расшифровке и творческому воплощению аутентичного материала.

Еще одним значимым направлением в деятельности ДШИ стало инициирование и реализация образовательных и творческих проектов, в том числе межшкольных, межведомственных:

— Детская музыкальная школа №9 имени Г.В. Беляева г.о. Самара много лет реализует проект по изучению и популяризации творчества самарских композиторов, а также региональный проект, направленный на совершенствование профессионального концертмейстерского мастерства;

— межрегиональный образовательный проект ДШИ №8 «Радуга» г.о. Самара «Педагог — педагогу» нацелен на повышение квалификации преподавателей музыкальных дисциплин;

— на базе Детской музыкальной школы № 19 создан детско-юношеский симфонический оркестр, участниками которого стали учащиеся музыкальных отделений ДШИ Самары.

Широкую известность получил Межрегиональный издательский проект «С Отечеством — сквозь века», осуществляемый в рамках Фестиваля детского и юношеского творчества «Маэстро марш».

Одно из условий успешной деятельности образовательного учреждения — готовность своевременно реагировать на требования времени и социума. Детские школы искусств, обладая такими особенностями как открытость и адаптивность к возникающим изменениям, имеют возможность функционировать как разноуровневая система, индивидуализирующая образовательный маршрут каждого ребенка и участвующая в разрешении социально-педагогических противоречий (кризис семьи, разные категории учащихся, дети с ограниченными возможностями здоровья и др.). Примером может служить долгосрочный проект «Воспитание сердца», осуществляемый коллективом Детской школы искусств №11 городского округа Самара. Одна из идей проекта -обобщение опыта 30-летнего сотрудничества с коррекционным образовательным учреждением школой-интернатом №17 III и IV видов, в которой обучаются дети с нарушением зрения. В рамках проекта, включенного в план реализации муниципальной программы «Самара — детям: мы разные — мы равные» на 2013-2017 годы1, проводится ежегодный Городской форум

1 Постановление Администрации г.о. Самара от 18.06.2012 №713.

по проблемам совместного обучения и воспитания детей с разными возможностями здоровья.

Форум стал инновационной площадкой для отработки новых форм межведомственного взаимодействия, сотрудничества учреждений дополнительного образования, общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, учреждений культуры (театров, библиотек), общественных организаций, педагогического вуза по созданию открытого общества, обеспечивающего равный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию, к ценностям культуры. Начиная с 2012 года, проведены:

— Городской открытый концерт «Мы вместе!»;

— региональная научно-практическая конференция «Создание доступной развивающей среды в образовательном учреждении как условие целостного воспитания личности, гражданина, человека культуры»;

— научно-практический семинар «Художественное образование: безбарьерная среда общения, творчества, развития»;

— круглый стол для родителей воспитанников школы-интерната; инклюзивные уроки по музыкальным дисциплинам и воспитательные мероприятия с использованием арт-терапевтических методик.

Традиционным стало участие в проекте преподавателей и студентов факультета культуры и искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, которое осуществляется в форме экскурсий, бесед с преподавателями музыкальных дисциплин, воспитателями, психологом школы-интерната, совместного с детьми просмотра спектаклей, выполнения творческих работ.

Особое назначение системы дополнительного образования детей, обновление образовательных установок и технологий предъявляет высокие требования к педагогу. Среди них умения: 1) организовывать деятельность детей с учетом меняющихся социальных и педагогических условий на основе гуманистических под-

ходов и применения современных технологий; 2) осмысливать и развивать накопленный с начала XX в. уникальный опыт внешкольных учреждений; 3) реализовы-вать педагогические функции (диагностическую, развивающую, психолого-педагогической поддержки профессионально-личностного самоопределения учащихся, самообразования и самореализации и др.); 4) осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками образовательного процесса на основе диалога и сотворчества.

Педагогический процесс в детской школе искусств является наиболее ярким отражением взаимопроникновения культуры и образования, вписанных в жизнь общества. Особенности жизнедеятельности ДШИ диктуют не столько спецификацию подготовки педагога, сколько его универсальность, широту, мобильность. Важно понимать, что профессионально-личностное развитие преподавателя -процесс глубоко внутренний, который необходимо рассматривать в контексте осознания педагогом себя, своего места и в профессиональном пространстве, и в социуме. На профессиональное самосознание педагога, по мнению А.И. Смоляр влияет ряд объективных факторов, одним из источников которых «следует считать социокультурный контекст образования, создаваемый культурой как формой жизнедеятельности человека, культурной средой, социальной ситуацией (статус образования в обществе, престиж профессии, отношение к ней значимых Других и др.); противоречия и тенденции развития общества» [4, с. 74].

Педагоги музыкальных образовательных учреждений часто сталкиваются с необходимостью поддержать развитие способностей ребенка, помочь ему в решении психологических и исполнительских проблем. Стратегия педагогической поддержки (О.С. Газман и др.) в ДШИ предполагает, что проблема рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка — стать успешным настолько, насколько он сможет, для педагога — оказать поддержку этим возможностям.

1. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. 1996. №31. — С. 2-3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р).

3. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 гг. (утверждена министром культуры РФ 29.12.2014).

4. Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития. — Самара: ПГСГА, 2013. — 356 с.

5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. 1997. №9. — С. 6-8.

6. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: Новый учебник, 2003 — 320 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».


источники:

http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

http://cyberleninka.ru/article/n/detskie-shkoly-iskusstv-v-sisteme-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-traditsii-i-poiski-napravlennoy-deyatelnosti