Правописание гласных после ц 10 класс

Правила правописания гласных после буквы Ц в словах

Правописание гласных после Ц в русском языке

В русском языке «Ц» всегда является твердым звуком, поэтому сочетания ЦИ/ЦЫ произносятся одинаково — [цы]. Из-за этого встает вопрос, какую букву нужно писать на месте пропусков, например, в словах рекомендац..я, ресниц. ц..пленок, дисц..плинированный и т.д.

Особенности, основные правила, таблица

Гласные И, Ы после Ц

В какой части слова находится сомнительная гласная? — вопрос, который нужно задать перед написанием орфограммы. Алгоритм ее определения:

  1. Если орфограмма находится в корне, то пишем букву И.

Исключения: ЦЫПЛЕНОК, ЦЫГАН, ЦЫКНУТЬ, ЦЫПОЧКИ, ЦЫЦ.

2. «И» пишется в существительных в Именительном падеже на -ЦИЯ, -ЦИЙ, -ЦИЗМ, -ЦИСТ. Здесь же глагол «музицировать».

3. Если орфограмма находится в окончании или суффиксе, пишется Ы.

Примеры: специфика, цирк, цинга, цифра, вакцина, цивилизация, циклон, революция; Цицерон, Цирцея, Цинциннати.

Слова-исключения: цыган, цыпленок, цыц, цыкать, цыпочки (и производные от них, типа цыпка, цып-цып и так далее).

Существительные в И.П. на -ЦИЯ.

Скептицизм, акация, лекция, организация, нацист, медицина, публицист. + Глагол «МУЗИЦИРОВАТЬ»

В окончаниях существительных и прилагательных.

Огурцы, синицы, проводницы, молодцы, стрельцы, столицы, Люберцы; бледнолицый.

В аббревиатурах, а также после первой части сложных слов

Пример: блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

ЫН — суффикс притяжательных прилагательных.

Пример: лисицын, царицын.

Тот же принцип в написании географических названий на −цын, −цыно: Царицын, Голицыно.

В русских фамилиях постановка гласной определяется в соответствии с регистрацией в официальных документах.

Синицын, но Вицин; Солженицын, но Ельцин.

Гласные Е, Ё, О после Ц

Принцип определения гласных:

  1. Ё после Ц не пишется!
  2. О — только под ударением (не имеет значения, на какую часть слова оно падает: может быть как в корне, так и в окончании); Е — в безударном положении: лицо, овцой, отцов, облицовка. Но: целый, прицел.
  3. После Ц возможна постановка О в безударном положении:
  • в слове цо́кот и родственных, типа цокотуха;
  • в некоторых заимствованных словах: герцогиня, герцог, скерцо, палаццо, меццо.

Гласные А, Я, У, Ю, Э после Ц

  1. Поскольку Ц является твердым звуком, то после него пишутся гласные среднего или заднего ряда. Это А, У, Е. Цапля, цаца, цуцик, целый.
  2. Гласные Ю и Я могут стоять только в иноязычных именах собственных (а именно географических названиях, фамилиях), например: Цюрих, Цюрюпа, Свенцяны, Цявловский.
  3. Э пишется после Ц только в особых случаях:
  • в аббревиатурах: ЦЭЛТ (цветная электронно лучевая трубка), ЦЭМ (Центроэлектромонтаж — название треста);
  • в корне после первых частей сложных слов, начинающихся с буквы Э: спецэкспортер, спецэлектрод, спецэффект.

Примеры упражнений с ответами

Вставьте пропущенные гласные в словах.

Лиц..вой нерв, бледное лиц. о полнолиц..х детях, марганц..вка, красные рубц. глянц..вый, с хитрец..й, плоскогубц. герц..гиня, операц..я, мудрые индейц. ц..трусовые растения, встать на ц..почки, танц..вщица, нарц..сс, пац..ент, куц..й хвост, ц..тата, дефиц..т, фиксац..я, ц..ганенок, ц..кнуть зубом, палацц. ц..пки на руках.

Лицевой нерв, бледное лицо, о полнолицых детях, марганцовка, красные рубцы, глянцевый, с хитрецой, плоскогубцы, герцогиня, операция, мудрые индейцы, цитрусовые растения, встать на цыпочки, танцовщица, нарцисс, пациент, куцый хвост, цитата, дефицит, фиксация, цыганенок, цыкнуть зубом, палаццо, цыпки на руках.

Вставьте пропущенные гласные в предложениях.

  1. Ему были интересны только ц..ркуляры.
  2. Ц..фры крутились в его голове даже ночью.
  3. Вышла бабка кормить ц..плят и стала ласково звать: «Ц..па, ц..па».
  4. Лошади храпели и ц..кали подковами.
  5. Я до упаду люблю танц..вать.
  6. По сторонам тропинок рос сухой ц..корий.
  7. От Баренц..ва до Черного моря.
  8. Черные глаза с хитрец..й.
  9. История ц..клична.
  10. Я опустил ц..новку и задремал.
  11. Краснолиц..е музыканты стояли полукругом.
  12. Бойц.. повернули к месту.
  13. Какое значение это имеет в конц.. конц..в?
  14. Его внимание привлекла смуглая ц..ганка.

Ответы: циркуляры, цифры, цыплят, цыпа, цокали, танцевать, цикорий, Баренцева, с хитрецой, циклична, циновка, краснолицые, бойцы, в конце концов, цыганка.

Объясните правописание гласных.

Овцой, пальцев, сердцем, цеце, цаца, герцогиня, курицей, облицовка, сердце, цап-царап, унция.

Открытый урок в 10 классе

Урок русского языка в 10 «А» классе по теме:

«Употребление гласных после Ц».

(учебник «Русский язык» 10-11 кл. Гольцова Н.Г. и др)

Тип урока – комбинированный урок.

I. Обучающие цели.

1. Систематизировать знания о правописании гласных после Ц в разных

Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в

практике письма орфограммы, связанные с правописанием гласных после Ц.

3. Совершенствовать орфографические навыки.

4. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме

II. Развивающие цели.

1. Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2. Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-

следственные связи, систематизировать, обобщать.

3. Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,

понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов

III. Воспитывающие цели.

1. Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной

2. Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

пониманию значения орфографической грамотности.

По источникам знаний: наглядный,

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

применение умений и способов деятельности.

1.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь! Сегодня на уроке присутствуют учителя нашей школы. Прошу вас на уроке не отвлекаться, вспомнить изученный материал 5-9 классов, настроиться на насыщенную, интенсивную работу и не забываем, что мы готовимся к ЕГЭ. Итак, начнём. Откроем тетради и запишем дату Десятое декабря. Классная работа.

. Расставьте ударения в словах, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы, объясните выбор О-Е после шипящих в суффиксах.

Алыч…вый, душ…нка, дымоч…к, жеребеноч…к, зародыш…вый, пуш…к, неуклюж…, звоноч…к, девч…нка, ландыш…вый, малыш…к, свеж…, пастуш…нок, кармаш…к, грош…вый, гребеш…к, цыпленоч…к, сбереж…нный.( 2 уч работают за доской) Шестерикова Полина, Иванов Даниил

-взаимопроверка, итоги, отработка ошибок.

Оцените себя. Критерии вы знаете.

2 . Повторение изученного. Слайд №1

Карточка №1 Бледное лиц. с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц. сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц. герц..гиня, мудрые индейц. ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц. бац..лла, встать на ц..почки , у границ. куц..й хвост, вкусные леденц.. , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вальный, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц. ц..пки на руках.

— Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание (вставляем буквы и объясняем написание). Просьба, слова, которые выделены сиреневым цветом затранскрибировать

-Давайте проверим: правильно ли мы выполнили задание №2 Слайд №3 Не забудьте оценить себя!

Бледное лицо, с бледным лицом, полнолицего ребёнка, о полнолицых детях, лицевать [л’ицы э вáт’], лицевой нерв, перелицевать, перелицовывать, с рубцом, зарубцеваться, красные рубцы, сланцевый [слáнцэвыj], глянцевый, с глянцем, с хрипотцой [хр’ипатцój], с хитрецой, мясцо [м’и э сцó], бегать трусцой, марганцовка, с марганцем, интермеццо, герцогиня, мудрые индейцы, , цитрусовые растения, нарцисс, пациент, плоскогубцы, бацилла, встать на цыпочки [цы́пач’к’и], у границы, куцый хвост, вкусные леденцы [л’ид’и э нцы́], ], операция [ап’и э рáцыjа], свинцевать, под оконцем, цитата, дефицит, братья-близнецы, танцевальный, фиксация, цыганёнок [цыган’óнак], герцогиня, цыкнуть зубом, окольцованный, палаццо, цыпки на руках.

-Скажите,пожалуйста, какие орфограммы – буквы встретились в словах?(ответы)

— Ребята., что повторили? Предположите. Какой теме будет посвящён урок.(учащиеся предполагают , что урок будет посвящён правописанию гласных после Ц) . Тема урока : « Употребление гласных после Ц»

-Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока, ЗАЧЕМ в 10 классе мы обращаемся к данной теме? (учащиеся определяют цель урока -систематизировать знания по теме, закрепить навык написания)

3 Целеполагание. Актуализация знаний.

— Какие вы помните правила, относящиеся к правописанию гласных в словах (ребята вспоминают правила, вспоминают о правилах употребления гласных в корне, после шипящих после Ц)

4. Работа с учебником.

-Ребята. Обратимся к теории в нашем учебнике.

-Изучите 22 параграф. Сделайте вывод, какие гласные пишутся после Ц

-Это трудная для вас тема? Какие могут возникнуть трудности?(ответы ребят)

5.Практическая работа. Упражнение 112.Спишит слова, вставляя пропущенные буквы. Меняемся тетрадями, работа в парах

Авиация, апробация, бледнолицый, гарцевать, герцогиня, грация, инициалы, инцидент, марципан, на цыпочках, палаццо, панцирь, пунцовый, сердцем, целлофан, цеце, пальтецо, глянцевый,, рыльце, цилиндр, цыган, циновка, цирк, куницын, целиком, лицевой, цунами, образцовый, цитадель, цитрус, цитата, цистерна, циферблат, шницель, шприцом, энциклопедия.

6. Подведение итогов урока.

-Что мы сегодня с Вами повторили? Над чем ещё надо поработать? Поставьте себе оценку за работу на уроке

Рефлексия. Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

На уроке мне было (интересно / скучно).

Тема урока для меня (полезна / бесполезна).

Урок мне показался (коротким /длинным).

За урок я (устал / не устал).

Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

Домашнее задание. Параграф 22, упражнение 113(по вариантам), подготовиться к контрольному диктанту.

2. Гласные э, ю, я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.).

2. В суффиксах слов, например: демонстрац и я, электрифиц и ровать, электрифиц и рованный .

4. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: куц ы й, куц ы м, куц ы ми .

2. Буква о после ц пишется под ударением (независимо от того, на какую часть слова – корень, суффикс, окончание – оно падает); буква ев безударном положении .

Ср.: цо́коль, танцо́р, кольцо́ – танцева́ть, кольцево́й, блю́дце.

в некоторых заимствованных словах: герцог, герцогиня, палаццо, с керцо, меццо

Карточка №1 Бледное лиц. с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях , лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц. сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц. герц..гиня, мудрые индейц. ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц. бац..лла, встать на ц..почки , у границ. куц..й хвост, вкусные леденц.. , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вальный, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц. ц..пки на руках.

— Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание (вставляем буквы и объясняем написание). Слова, выделенные жирным цветом затранскрибировать

Карточка №1 Бледное лиц. с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях , лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц. сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц. герц..гиня, мудрые индейц. ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц. бац..лла, встать на ц..почки , у границ. куц..й хвост, вкусные леденц.. , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вальный, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц. ц..пки на руках.

— Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание (вставляем буквы и объясняем написание). Слова, выделенные жирным цветом затранскрибировать

Карточка №1 Бледное лиц. с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях , лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц. сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц. герц..гиня, мудрые индейц. ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц. бац..лла, встать на ц..почки , у границ. куц..й хвост, вкусные леденц.. , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вальный, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц. ц..пки на руках.

— Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание (вставляем буквы и объясняем написание). Слова, выделенные жирным цветом затранскрибировать

Рефлексия. Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

На уроке мне было (интересно / скучно).

Тема урока для меня (полезна / бесполезна).

Урок мне показался (коротким /длинным).

За урок я (устал / не устал).

Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

Рефлексия. Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

На уроке мне было (интересно / скучно).

Тема урока для меня (полезна / бесполезна).

Урок мне показался (коротким /длинным).

За урок я (устал / не устал).

Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

Рефлексия. Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

На уроке мне было (интересно / скучно).

Тема урока для меня (полезна / бесполезна).

Урок мне показался (коротким /длинным).

За урок я (устал / не устал).

Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

1.13. Правописание гласных после Ц

В древнерусском языке звук [ц] был мягким. В дальнейшем в литературном языке он отвердел. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквой ц , звук [ц] произносится твёрдо.

Ци нга [цынга́], Цю рих [Цу́р’их].

Разнообразие написаний гласных после ц объясняется историческими причинами.

1.13.1. Гласные А, Я, У, Ю, Е, Э после Ц

1. После ц пишутся гласные а, у, е .

Ц а пля, ц у гом, ц е лый.

2. Гласные э, ю, я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.).

Цю рих, Ця вловский, Цю рюпа, Ко цю бинский.

1.13.2. Гласные И, Ы после Ц

Пишется ИПишется Ы
1. В корнях слов, например: панц и рь, ц и нга, дефиц и т, Сиц и лия, Ц и церон.1. В корнях слов-исключений: ц ы ган, ц ы плёнок, ц ы ц, на ц ы почках и в родственных словах (ц ы ганить, ц ы кнуть, ц ы пки и др.), а также в некоторых именах собственных: Ц ы бин, Харц ы зск.
2. В суффиксах слов, например: демонстрац и я, электрифиц и ровать, электрифиц и рованный.2. В суффиксе прилагательных -ын , например: птиц ы н, цариц ы н.
3. В некоторых именах собственных на -цин , например: Виц и н, Циц и н.3. В именах собственных на -цын , например: Синиц ы н, Лисиц ы н.
4. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: куц ы й, куц ы м, куц ы ми.

1.13.3. Гласные Е, Ё, О после Ц

1. Буква ё после ц не пишется.

2. Буква о после ц пишется под ударением (независимо от того, на какую часть слова – корень, суффикс, окончание – оно падает); буква е – в безударном положении.

Ср.: цо́коль, танцо́р, кольцо́ – танцева́ть, кольцево́й, блю́дце.

3. В безударном положении буква о после ц пишется:

в родственных с цо́кот словах: цокотуха, цокотать;

в некоторых заимствованных словах: герцог, герцогиня, палаццо, скерцо, меццо.


источники:

http://infourok.ru/otkrytyj-urok-v-10-klasse-4035487.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/639-113_pravopisanie_glasnyh_posle_c.html