Правописание кас кос таблица

КАС, КОС – правила правописания

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 213.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 213.

В данной статье рассмотрим правило кас – кос, приведем примеры и укажем алгоритм действия для того, чтобы правильно написать нужную букву в чередующихся корнях.

Определение

Кас – кос – это корни с чередующимися гласными.

Гласные а – о в чередующихся корнях кас – кос нельзя проверить ударением.

При написании чередующейся гласной в корне нельзя воспользоваться следующим орфографическим правилом: в безударном слоге пишется та буква, которая выступает под ударением в форме этого слова или родственном слове.

Нужно отличать корни с чередованием кас – кос от омонимичных корней ( коса, косить, косо, искоса).

Чередующиеся корни кос – кас могут нести в себе следующие общие лексические значения: «дотрагиваться до чего-либо»; «затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему»; «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным».

Правило

Правописание в корне слова с чередованием кас – кос зависит от наличия или отсутствия суффикса.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется гласная а.

Если после корня отсутствует суффикс -а-, то в корне пишется гласная о.

Исключения в данном правиле отсутствуют.

Примеры

Приведем конкретные примеры на данное правило с объяснением причин написания той или иной гласной в корне:

  • касаться (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
  • коснуться (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-),
  • прикасаюсь (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
  • прикоснуться (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-),
  • соприкасаться (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
  • прикосновение (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-);
  • касательная (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-);
  • соприкосновение (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-).

Алгоритм действий

Чтобы правильно написать гласную в корне кас – кос, нужно пользоваться следующим алгоритмом:

  • Выделить корень и убедиться, что он несет в себе нужное значение.
  • Вспомнить, от чего зависит написание корней кос – кас.
  • Проверить, есть ли после корня с чередующейся гласной суффикс -а-.

Что мы узнали?

Кас – кос – это корни с чередующимися гласными, которые нужно отличать от омонимичных корней ( коса, косить, косо, искосо). Чередующиеся корни кос – кас могут нести в себе следующие общие лексические значения: «дотрагиваться до чего-либо»; «затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему»; «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным». Гласные а – о в чередующихся корнях нельзя проверить ударением. Правописание в корне слова с чередованием кас – кос зависит от наличия или отсутствия суффикса: если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется гласная а; если после корня отсутствует суффикс -а-, то в корне пишется гласная о.

Таблица «Корни с чередующимися гласными»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Сводная таблица корней с чередованием гласных (правила, примеры, исключения).

Скачать:

ВложениеРазмер
pamyatka._korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .

Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.

Приг а рь, изг а рь, выг а рки.

Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.

Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .

З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.

З о ревать, з о рянка.

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .

Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.

Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .

Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.

а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический ).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой ).

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .

Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.

Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.

Перед г пишется а , перед ж пишется о .

Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .

К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».

Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).

Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».

Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).

Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

Заб и р а ть – заб е ру.

Выж и г а ть – выж е гший.

Заст и л а ть – пост е лить.

Бл и ст а ть – бл е стеть.

Ум и р а ть – ум е реть.

Ст и р а ть – ст е реть.

Разд и р а ть – разд е рёт.

Зап и р а ть – зап е реть.

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и .

М и р, м и рный, усм и рять.

В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е .

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

П и р, п и ровать.

Чередование A(Я) / им(ин)

Корни с чередованием а(я) / им(ин)

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .

Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас.

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы «Чередование гласных А-О в корнях слов». Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло.

Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.

Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.

Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.

Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод.

Таблица чередующихся гласных в корне слова с примерами

Чередующиеся гласные в корне слова

Под ударением пишется А ,
без ударения — О

Важно: корни с чередованием О и А -ГОР- / -ГАР- имеют значение, связанное с огнём, ожогом например: гореть, загорать, загар.

Заг а́ р, уг а́ р
Заг о ре́ть, уг о ре́ть
(исключение: выгарки, изгарь, пригарь)


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/13/tablitsa-korni-s-chereduyushchimisya-glasnymi

http://worldtable.info/grammatika/tablica-chereduyuschihsja-glasnyh-v-korne-slo.html

КореньПравилоПримеры
-Г А Р-
-Г О Р-