КАС, КОС – правила правописания
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 213.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 213.
В данной статье рассмотрим правило кас – кос, приведем примеры и укажем алгоритм действия для того, чтобы правильно написать нужную букву в чередующихся корнях.
Определение
Кас – кос – это корни с чередующимися гласными.
Гласные а – о в чередующихся корнях кас – кос нельзя проверить ударением.
При написании чередующейся гласной в корне нельзя воспользоваться следующим орфографическим правилом: в безударном слоге пишется та буква, которая выступает под ударением в форме этого слова или родственном слове.
Нужно отличать корни с чередованием кас – кос от омонимичных корней ( коса, косить, косо, искоса).
Чередующиеся корни кос – кас могут нести в себе следующие общие лексические значения: «дотрагиваться до чего-либо»; «затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему»; «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным».
Правило
Правописание в корне слова с чередованием кас – кос зависит от наличия или отсутствия суффикса.
Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется гласная а.
Если после корня отсутствует суффикс -а-, то в корне пишется гласная о.
Исключения в данном правиле отсутствуют.
Примеры
Приведем конкретные примеры на данное правило с объяснением причин написания той или иной гласной в корне:
- касаться (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
- коснуться (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-),
- прикасаюсь (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
- прикоснуться (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-),
- соприкасаться (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
- прикосновение (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-);
- касательная (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-);
- соприкосновение (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-).
Алгоритм действий
Чтобы правильно написать гласную в корне кас – кос, нужно пользоваться следующим алгоритмом:
- Выделить корень и убедиться, что он несет в себе нужное значение.
- Вспомнить, от чего зависит написание корней кос – кас.
- Проверить, есть ли после корня с чередующейся гласной суффикс -а-.
Что мы узнали?
Кас – кос – это корни с чередующимися гласными, которые нужно отличать от омонимичных корней ( коса, косить, косо, искосо). Чередующиеся корни кос – кас могут нести в себе следующие общие лексические значения: «дотрагиваться до чего-либо»; «затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему»; «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным». Гласные а – о в чередующихся корнях нельзя проверить ударением. Правописание в корне слова с чередованием кас – кос зависит от наличия или отсутствия суффикса: если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется гласная а; если после корня отсутствует суффикс -а-, то в корне пишется гласная о.
Таблица «Корни с чередующимися гласными»
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Сводная таблица корней с чередованием гласных (правила, примеры, исключения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka._korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Корни с чередующимися гласными А / О
1. Зависимость от ударения
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .
Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.
Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .
З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.
З о ревать, з о рянка.
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .
Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.
Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны
2. Зависимость от конечных согласных корня
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .
Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.
а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический ).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой ).
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .
Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.
Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Перед г пишется а , перед ж пишется о .
Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .
К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.
4. Зависимость от значения
Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).
Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.
Корни с чередующимися гласными И / Е
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .
Заб и р а ть – заб е ру.
Выж и г а ть – выж е гший.
Заст и л а ть – пост е лить.
Бл и ст а ть – бл е стеть.
Ум и р а ть – ум е реть.
Ст и р а ть – ст е реть.
Разд и р а ть – разд е рёт.
Зап и р а ть – зап е реть.
Выч и т а ть – выч е ты.
Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.
1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.
В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и .
М и р, м и рный, усм и рять.
В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е .
М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.
2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .
П и р, п и ровать.
Чередование A(Я) / им(ин)
Корни с чередованием а(я) / им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .
Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас.
Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы «Чередование гласных А-О в корнях слов». Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло.
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.
Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.
Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.
Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод.
Таблица чередующихся гласных в корне слова с примерами
Корень | Правило | Примеры |
-Г А Р- -Г О Р- |