Правописание н нн в суффиксах различных частей речи 10 класс

Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи 11 класс
тест по русскому языку (10 класс)

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал, тест по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи» 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
9pravopisanie_n_i_nn_v_suffiksah_razlichnyh_chastey_rechi.doc75.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

( от существительных)

— ин — ( гус ин ый) н + н

— ан — ( кож ан ый) ( целиН Ный, овчиН Ный)

— ян — ( глин ян ый ) свиной, зелёный,

оловяННый юный, рьяный,

стекляННый румяный, пьяный

деревяННый

ветреный

( от глаголов)

краткое * НЕ

от глаг. несов.в ( вы уче нн ые)

(задача реше н а (какова?), **

несмышлё н ый (смыслить- — ова — — ева —

что делать?)) (марин ованн ый)

*** зав. сл .

*** от глаг. сов.в

раненый

У существительных и наречиях

Столько же Н, сколько и в словах,

от которых они образовались:

песч а н ик, ю н ость, гост и н ица воспита нн ик, родстве нн ик

конопл я н ик н +н

изме н н ик, поле н н ица, дружи н н ик

беше н о (беше н ый) взволнова нн о (взволнова нн ый)

причастия отглагольные прилагательные

Н ! (как и в полной форме)

Статья начитана для записи Девушка музыкальна и начитанна

Они были избалованы судьбой Дети капризны и избалованны

Награда заслужена мастером Победа вполне заслуженна

Молодёжь воспитана на традициях Девушка умна и воспитанна

Комиссия организована вчера Группа организованна и

Нескоше ый луг, заплетё ая коса, книга прочита а , призы завоёва ы , выстрое ая школа, ветре ый день, неезже ые дороги, печё ый в золе.

Зажжё ый костёр, все были пораже ы, гости ый двор, убра ые вещи,

устремлё ый ввысь, стекля ый стакан, сви ой жир, некупле ые книги.

Серебря ы й ковш, решё ая задача, стекля ая колба, броше ая лодка,

краше ое изделие, изда ый роман, балова ый ребёнок, кова ый сундук.

Песча ое дно, мороже ое мясо, нечая ый поступок, тка ый золотом,

полукопчё ая колбаса, ю ое дарование, холсти ая рубаха, сви ой жир.

Смышлё ый ученик, ра ий ра свет, ране ый солдат, глиня ая миска , многогра ый талант, студё ый ключ, строгий таможе ик, беше ый темп.

Овчи ая шапка, деревя ая мебель, гружё ый кирпич м, давно потуше ы,

Цели ые земли, дискуссио ая тема, несея ые травы, бессребре ик.

Гружё ая баржа, пчели ое жало, ветр ая мельница, лома ые прутья, песе ый мотив, неосвещё ый зал, обветре ые руки, посажё ый отец.

Н кем не пуга ый зверь, непроше ый гость, серебря ое кольцо,

Оч рова ый стра ик, долгожда ый новорождё ый, гости ица.

Дли орукий юноша, свежемороже ые овощи, купле ый товар,

свежевыкраше ые стены, дорога дли а, следы пута ы, соле ый суп.

Тиснё ая золотом кожа ая сумка, клее ая обоями, семе ой фонд,

стари ые часы, глина смеша а, нежда ый гость, ударил нечая о.

гружё ая баржа, смышлё ый малыш, варе ые в кастрюле, племя ик,

писа ая акварелью картина, обиже ый ребёнок, ещё не штопа ый.

Шерстя ая кофта, исти ая правда, подли ое произведение искусства,

искусно сдела ые цветы, недюжи ые способности, воща ной лист.

Ране ый в плечо, сушё ые ягоды, собрание прошло организова о,

недоваре ый картофель, ю ый парашютист, увенча ый лаврами,

Отчая ый крик, кова ый мастером, валя ый в муке, беше ый темп,

жема ый жест, ветре ый человек, бара ий бок, ра ее сказа ый.

Волейбольная секция организова а недавно. Ответы ученицы точны и продума ы.

Молодые люди нередко легкомысле ы и неуравновеше ы. Юридически эти претензии не обоснова ы. Лица врачей были серьёзны и озабоче ы. Движения гимнасток легки и увере ы. Все мелочи до конца продума ы. Мы увере ы в своей правоте. Войска были сосредоточе ы на линии фронта. Единственные в семье дети часто капризны и избалова ы.

Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Рассказа(1)ая Петром Ильичом история была явно им выдума(2)а: у него и в помине не было назва(3)ого брата, о котором он так восхище(4)о и взволнова(5)о упоминал.

1) 1,2 2) 3,4,5 3) 2,3 4) 1,2,3,4,5

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Постоя(1)ые внутре(2)ие противоречия терзали душу этого труже(3)ика, муче(4)ика науки, убежде(5)ого только в том, что избра(6)ый им путь верен.

1) 1,2,5,6 2) 3,4,5 3) 4,5,6 4) 2,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В гости(1)ой чи(2)о сидели наряже(3)ые детишки, завороже(4)о смотревшие на хозяйку, чьими руками было выставле(5)о всё это великолепное угощение.

1) 2,3,4 2) 1,2,5 3) 1,5 4) 3,4,5

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Моче(1)ые яблоки особе(2)о вкусны с топлё(3)ным молоком и свежеиспечё(4)ым хлебом.

1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2,3,4 4) 2,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Гранё(1)ые шпили собора были торжестве(2)о устремле(3)ы в небесную высь, и, потрясё(4)ые его красотой, туристы ошеломле(5)о замолчат.

1) 1,3 2) 2,3,5 3) 3,5 4) 1,5

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Урага(1)ый ветер в пусты(2)ых степях Казахстана поднимает бесчисле(3)ое множество семян растений, и они впоследствии будут рассея(4)ы на многие десятки километров от места созревания.

1) 3,4 2) 1,2,3 3) 1,2,4 4) 2,4

7. В каком варианте отвеза правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Сплетё(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме, недавно построе(4)ом из листве(5)ицы.

1) 1,4,5 2) 2,3,5 3) 1,2,5 4) 3,4,5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Изнеже(1)ые барские дочки были набеле(2)ы и напудре(3)ы, наряже(4)ы в платья, присла(5)ые из Парижа, и вывезе(6)ы в большой свет.
1) 1,2,3 2) 1,5,6 3) 1,5 4) 4,5

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Запряжё(1)ые кони беше(2)о храпели и били о мостовую копытами; их пышные гривы были украше(3)ы яркими лентами, вплете(4)ыми накануне конюхом Архипом.

1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,2

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На пустыре за садом валялись разбитые глиня(1)ые кувшины, жестя(2)ые банки, рва(3)ая обувь, полома(4)ая мебель, какие-то спи-ле(5)ые деревья.

1) 3,4,5 2) 4,5 3) 1,2,3 4) 1,4,5

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес-
те которых пишется одна буква Н?

Серебря(1)ая фляжка была наполне(2)а осе(3)ей студе(4)ой водой, вкусной, как драгоце(5)ое выдержа(6)ое вино.

1) 3,4,5 2) 1,3,6 3) 2,3,4 i 4) i 1,2,4 i

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Ребятишки, искре(1)е обрадова(2)ые неожида(3)о богатым уловом, немедле(4)о отправились к сторожке пута(5)ыми тропами.
1) 5 2) 1,4 3-) 2,3 4) 4,5

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Деревушка бала маленькая: несколько рубле(1)ых, давно не кра-ше(2)ых домиков, расположе(3)ых вдоль наезжее(4)ой дороги, по которой проносились груже(5)ые машины.

1) 1,2,5 2) 1,5 3) 3,4 4) 3,4,5

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Приветливый старик в суко(1)ой рубахе с несвойстве(2)ой ему хлопотливостью ставит на стол соле(3)ые огурцы, жаре(4)ую с салом картошку, мочё(5)ую бруснику.

1) 3,5 2) 2,3,4 3) 1,3,4,5 4) 1,2,3,4

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Чайки церемо(1)о сидели на чугу(2)ых шарах, изъеде(3)ых ржавчиной, и беспреста(4)о выхватывали что-то из воды. 1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 2,4 4) 1,3

Ответы Правописание Н и НН в разных частях речи

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание н и нн в разных частях речи», 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 10 классе

Тема: «Правописание Н и НН в различных частях речи»

Повторить правописание Н и НН в различных частях речи, изученное в 5-7-х классах;

Форма урока – урок-обобщение

I. Работа с текстом, создание ситуативной задачи.

Буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавле НН ые тяжкой грудой льда. Ледя Н ые поля придвинулись в самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине величестве НН о стоявшего бора. Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукроще НН ое стоногое чудовище. Передовые льдины столкнулись с торосом. Движение ледя Н ой массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега лома Н ыми очертаниями поднялись новые громады.

Записать первые четыре предложения, графически объяснить постановку знаков препинания.

Докажите, что это текст. (Предложения связаны в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой связаны по смыслу и грамматически. Мысль в тексте закончена.)

Объясните правописание пропущенных орфограмм.

В каких частях речи пропущены данные орфограммы?

Подумайте и определите
– тему урока

цель, которая стоят перед нами?

Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в имени прилагательном и причастии.

II. Работа с теоретическим материалом. стр. 214, упр.327 (Здесь и далее учебник Мурина Л.А., Литвиненко В.М. Учебное пособие для 10-го класса. Минск, Национальный институт образования, 2009)

Вопрос: от каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные?

а) Вспомните правила правописания Н и НН в именах прилагательных.

Образованных от существительных с помощью суф-в
ан -, — ян -, — ин -. Напр .: кожаный, глиняный, лебединый
Искл.: дерев янн ый, олов янн ый, стекл янн ый

В суф-х прилагательных — онн -, — енн — пишется НН
Напр.: станци онн ый, солом енн ый

Запомните: ветреный (день, человек)

В прилагательных, образованных от существительных с основой на — Н-.
Напр . : сте нн ой (стен-а), исти нн ый (истин-а)

В кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько в полных. Напр.: ветре н а (ветре н ый), пусты нн а (пусты нн ый)

III. Отработка материала.Упр.328 (комментируемое письмо)

В прилагательных, образованных от глаголов несов. вида (без приставок) и не имеющих зависимых слов.
Напр .: клёпа н ый (клепать), стира н ый (стирать)

Запомните: смышленый, приданое, названый, незваный, непрошеный.

В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками).
Напр .: перерубленный (перерубить)

Имеющих зависимые слова
Напр .: тушённые (в чем?) в сметане овощи

В прилагательных глагольного происхождения на -ованый, -еваный.
Напр .: рискова нн ый шаг, балова нн ый ребенок, корчева нн ый участок.

Исключения : кованый, жеваный
(- ов , — ев входят в состав корня)

Запомните! Приставка НЕ на правописание Н и НН не влияет.

На доске задание : Груженая баржа (грузить, НСВ) ; разгруженная (разгрузить, CВ с приставкой) баржа; баржа, груженная арбузами (есть зависимие слово); негруженая (приставка НЕ на суффикс не влияет) баржа; неразгруженная ( есть приставка РАЗ) баржа;

Пользуясь второй частью алгоритма настр.214 выбрать и объяснить правописание.

2. Работа с перфокартой.

а) Самостоятельная работа по карточкам.

Устно найти слова на повторяемую орфограмму, объяснить .

Все хорошо под сиянием лунным , всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным , думаю думу свою. (Некрасов) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин.) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов.) Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин.) Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин.) Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сверканием и треском. (Ломоносов) Капитон только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев.)

Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(ветер) молодой человек — ветреный человек

(без ветра) погода — безветренная погода

(вагон) мастер — вагонный мастер

(газифицировать) район — газифицированный район

(пчела) воск — пчелиный воск

(ткать) ковер — тканый ковёр

(имя) фонд — именной фонд

(не ждать) визит — нежданный визит.

Вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Как можете оценить свою работу?

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м — с нн ).

1.Размеша нн ые краски

2.Бесце нн ая вещь

3.Выкраше нн ые лавки

5.Румя н ые лица

6.Племе нн ой скот

7.Сви н ые окорока

8.Некраше н ая ткань

9.Писа н ая красавица

10.Кожа н ый портфель

11.Ветре н ый день

12.Ветря н ой двигатель

13.Безветре нн ый день

14.Рассея нн ый мальчик

15.Нечая нн ая ошибка

2 ст-НН- 1,2,3,6,13,14,15.

V. Домашнее задание: стр.214-215,упр. 334

«Правописание Н и НН в различных частях речи». 10-й класс

Класс: 10

Форма урока – урок-обобщение

ХОД УРОКА

I. Работа с текстом, создание ситуативной задачи. (Слайд 1)

Буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавле..ые тяжкой грудой льда. Ледя. ые поля придвинулись в самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине величестве..о стоявшего бора. Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукроще..ое стоногое чудовище. Передовые льдины столкнулись с торосом. Движение ледя..ой массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега лома..ыми очертаниями поднялись новые громады.

Вопросы по тексту:

  • Докажите, что это текст. (Предложения связаны в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой связаны по смыслу и грамматически. Мысль в тексте закончена.)
  • Объясните правописание пропущенных орфограмм.
  • В каких частях речи пропущены данные орфограммы?
  • Подумайте и определите
    – тему урока (Слайд 2)
    – задачи, которые стоят перед нами?
  • Задачи урока: (Слайд 3)

  • Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в имени прилагательном, наречии, причастии.
  • Систематизировать знания о правописании Н и НН в различных частях речи;
  • Готовиться к сдаче ЕГЭ.
  • Учиться применять полученные знания на практике.
  • II. Работа с теоретическим материалом.

    Вопрос: от каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные?

    а) Вспомните правила правописания Н и НН в именах прилагательных.

    в именах прилагательных

    • Образованных от существительных с помощью суф-в
      ан-, —ян-, —ин -. Напр.: кожаный, глиняный, лебединый
      Искл.: деревянный, оловянный, стеклянный

  • В суф-х прилагательных —онн-, —енн— пишется НН
    Напр.: станционный, соломенный
  • Запомните: ветреный (день, человек)

  • В прилагательных, образованных от существительных с основой на —Н-.
    Напр.: стенной (стен-а), истинный (истин-а)
  • В кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько в полных. Напр.: ветрена (ветреный), пустынна (пустынный)
  • в именах сущ-х

    • В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе.
      Напр.: путаник (путаный), избранник (избранный)

    Н и НН в наречиях

    • В наречиях на —о (-е) пишется столько -Н-, сколько и в прилагательном, от которого данное наречие образовано.
      Напр.: интересно (интересный), умышленно (умышленный)

    Слова записаны на доске: юный, румяный, зеленый, единый, свиной, бараний?

    Вопрос: сколько Н и почему напишем в словах

    -НН-

    • В прилагательных, образованных от глаголов несов. вида (без приставок) и не имеющих зависимых слов.
      Напр.: клёпаный (клепать), стираный (стирать)

    Запомните: смышленый, приданое, названый, незваный, непрошеный.

    • В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками).
      Напр.: перерубленный (перерубить)
    • Имеющих зависимые слова
      Напр.: тушённые (в чем?) в сметане овощи
    • В прилагательных глагольного происхождения на -ованый, -еваный.
      Напр.: рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

    Исключения: кованый, жеваный
    (-ов, —ев входят в состав корня)

    Запомните! Приставка НЕ на правописание Н и НН не влияет.

    III. Отработка материала.

    1. Словарная диктовка.

    Задание: объяснить правописание Н и НН.

    Груженая баржа; разгруженная баржа; баржа, груженная арбузами; негруженая баржа; неразгруженная баржа; вскипяченная вода; некипяченая вода; выкрашенный пол; не6крашеный пол; запутанная история; путаный ответ; жареные грибы; гусь, жаренный в масле, поджаренные пирожки.

    2. Работа с перфокартой.

    а) Самостоятельная работа по карточкам.

    Смеша .. ый лес
    Рискова .. ый поступок
    Вкусное мороже .. ое
    Ране .. ый в голову солдат
    Карти .. ая галерея
    Песча .. ая отмель
    Богатое прида .. ое
    Краше .. ая в мастерской шерсть
    Серебря ..ый перстень

    Негашё .. ая известь
    Были .. ый богатырь
    Оловя ..ый солдатик
    Варё ..ая колбаса
    Купле .. ые в кредит товары
    Ветре ..ый человек
    Незва .. ый гость
    Нежда ..ый визит товарища
    Румя ..ый мальчуган

    б) Самопроверка. (Слайд 8)

    Учитель: – Кто не сделал ошибок?

    – В написании каких слов вы засомневались?

    3. Готовимся к ЕГЭ (Слайд 9)

    а) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН”?

    1. Цветы можно поливать кипяче..ой водой.
    2. На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей.
    3. Улица блистала, устла..ая снежным ковром.
    4. Низина утонула в тума..ой дымке.

    б) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется Н”?

    1. Законы природы неизме..ы.
    2. Окно было завеше..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак.
    3. Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьезное дело.
    4. Иные говорят мудре..о, а мысли скудные.

    в) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несов. вида, пишется Н”?

    1. Медвежата были рожде..ы в неволе и легко поддавались дрессировке.
    2. Полирова..ая мебель красива, но не практична.
    3. Издалека виден позолочё..ый купол колокольни Ивана Великого.
    4. На воща..ых дощечках писали заостренными палочками.

    г) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

    1) 1, 2; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 1, 3.

    д) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

    1) 1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3.

    Задание: осуществить взаимопроверку работ (Слайд 10)

    4. Записать предложения, объяснить написание.

    Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Некрасов) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин.) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов.) Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин.) Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин.) Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сходственным сверканием и треском. (Ломоносов) Капитон только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев.)

    5. Творческая работа (сочинение-миниатюра с заданным началом) (Слайд 11)

    Петербург Достоевского

    Раскольников медленно, как бы в нерешительности шел по улицам Петербурга. Он болезненно морщился и находился в напряженном состоянии, похожем на ипохондрию.

    А между тем город жил своей жизнью…

    Задание: составить текст, опираясь на изученные главы романа “Преступление и наказание”, в которых Достоевский описывает Петербург. При этом в тексте обязательно употребить слова с изучаемыми орфограммами.

    Пейзажи в романе “Преступление и наказание”:

    Ч. 1, гл.1 (“отвратительный и грязный колорит” городского дня);
    Ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины)
    Ч. 2, гл. 2 (великолепная панорама Петербурга)
    Ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург)
    Ч. 5, гл. 5 (вид из окна Раскольникова)
    Ч.6, гл. 6 (грозный вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова)

    IV. Итог урока. (Слайд 13)

    а) Вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Какие из них остались нереализованными?
    б) Оценки


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temupravopisanie-n-i-nn-v-raznih-chastyah-rechi-klass-1289684.html

    http://urok.1sept.ru/articles/629005