Правописание ни и не 10 класс

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Содержание:

Отрицательные частицы с одними частями речи выступают как словообразовательные, т.е. становятся приставками, образуя новые слова, с другими пишутся всегда отдельно. Сначала надо разобраться, какую частицу выбрать – НЕ или НИ.

НЕ или НИ

Обе частицы называются отрицательными, но НЕ обычно обозначает само отрицание, а НИ в большинстве случаев усиливает отрицание. Выбор частицы зависит от того, в каком предложении, простом или сложном, она употреблена, и от того значения, которое привносит в текст или речь.

Отрицательная частица НЕ в предложениях с одной грамматической основой имеет значение:

  1. Отрицания. Относясь к самостоятельной части речи, отрицает значение этого слова:
    • Не буду, не знал, не раскрытый вовремя, не выдержав, не больнее, не та дверь и пр.
  2. Утверждение. Достигается двойным отрицанием, т.е. повторением частицы:
    • Не мог не признать = признал.
  3. Утверждение в предложениях с вопросительной или восклицательной интонацией и обобщающим значением:
    • Чего она только не узнала за это время (узнала всё или очень многое).

Отрицательная частица НИ в простых предложениях- усилитель отрицания, а в придаточных сложных обозначает утверждение в сочетании с наречиями и местоимениями:

  • НЕ надо НИ воды, НИ хлеба;
  • Помогал каждому, кто бы НИ обратился (помогал всем).

Всегда слитно

НЕ всегда пишется слитно, если:

  1. Употребление слова без отрицательной приставки невозможно (нелепый, невмоготу, несдобровать – не употребляются без приставки НЕ).
  2. Речь идет о глаголе (деепричастии) с приставкой НЕДО- и образованном от глагола существительном. Убедиться, что в слове эта приставка легко, если возможна замена приставки на ПЕРЕ-, если при этом смысл меняется на противоположный

НЕДОкрутил сальто – ПЕРЕкрутил сальто;

НЕДОсыпал песок в раствор – ПЕРЕсыпал песок в раствор.

Всегда раздельно

Всегда, кроме случаев, описанных в предыдущем пункте, раздельно пишут частицу НЕ со следующими словами:

  1. Глаголы, деепричастия – не знал, не зная, не узнав.
  2. Причастия в кратк. форме – не закончен, не разбит.
  3. Наречия не на О,Е (кроме отрицательных) – не досиня, не нараспашку.
  4. Любые слова, в составе которых дефис – не по-взрослому, не по-детски.
  5. Числительные – не восемь, не восьмой.
  6. Прилагательное в сравнительной степени сравнения – стал не чище, был не грязнее.
  7. Сочетание «Отрицательные местоимения и наречия с НИ + НЕ+» – ничуть не грязный, нисколько не удивительный.
  8. Сочетание со словами-делителями (совсем, вовсе, отнюдь, далеко) – далеко не уверенный.
  9. Категория состояния – ему было не жарко.
  10. Слова лучший (худший), больший (меньший) – не худший день, не меньший успех.

Для раздельного употребления НЕ в перечисленных ситуациях не требуется знание правил – надо запомнить, что в этих случаях НЕ всегда частица.

Есть варианты – применяем правило

Одни и те же слова пишутся с НЕ слитно или раздельно. Выбрать правильный вариант помогут правила, разный для частей речи:

Часть речи

Раздельно

Слитно

Примеры

Если есть противопоставление – антоним или сочетание с союзом а. Слово с не не заменяется синонимом.

Нет противопоставления, а слово с не заменяется близким по значению.

Не тихое озерцо, а бурная река. Не мелкий пруд – глубокое озеро. Неглубокое озерцо (мелкое).

Причастия в полн. форме

Если входит в оборот (есть зависимые слова (ЗС)

Одиночное, кроме слов-усилителей – чрезвычайно, абсолютно, совершенно, очень, крайне

Еще не прочитанная повесть (ЗС)

Совершенно непонятая тема (усилитель)

Невыученный урок (без зав.слов)

Не к кому обратиться, не за чем идти

Некому рассказать, нечем поделиться.

Трудные случаи употребления частиц надо запомнить:

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Конспект урока по русскому языку на тему «Частицы НЕ и НИ» (10 класс)

Частицы НЕ и НИ. Значение и употребление.

Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм “Правописание частиц / НЕ и НИ с разными частями речи”, изученных в 5-9-х классах.

— умение обучающихся различать значения частиц НЕ и НИ;

— умение обучающихся обосновывать свой выбор при решении орфографических задач.

— развитие логического мышления (формирование умения создавать алгоритм деятельности, работать по алгоритму);

— формирование коммуникативных навыков (устные высказывания с обобщением);

-поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

-воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока : комбинированный урок.

Оргмомент . Приветствие. Запись даты и вида работы. (1 мин)

Повторение изученного. Слитное и раздельное написание НЕ. (5-6 мин)

О какой части речи мы говорили с вами на прошлых двух уроках? (частица)

Правописанию какой частицы был посвящен прошлый урок? (Не)

От чего в первую очередь зависит правописание частицы не? (от части речи)

Словарная работа (1 чел у доски) 4-5 мин

Несмотря на плохую погоду

Не встреченный хозяйкой гость

Не готов отвечать

Далеко не радостные новости

Няня недосмотрела за ребенком.

Мы с вами вспомнили, в каких случаях частица НЕ пишется слитно, а в каких раздельно. Но ведь трудности может вызвать не только слитное и раздельное написание, но и выбор между частицами НЕ и НИ. Целью нашего сегодняшнего урока и будет умение различать на письме эти две частицы. В тетрадях записываем тему:

Актуализация знаний: (8-9 мин)

Давайте запишем предложения и словосочетания и вспомним, для чего служит частица НИ (2-3 мин)

Не умолкала ни на минуту (усиление отрицания)

Куда ни поеду, всюду встречаю друзей (усиление утверждения)

Ни слуху ни духу (в устойчивых сочетаниях) Помним, что знаки препинания внутри подобных сочетаний не ставятся!

Раз мы заговорили об устойчивых сочетаниях, предлагаю вам поработать именно с ними.

Перед вами карточки. (4-5 мин)

Внимательно прочитайте задание:

Закончите фразеологизмы, используя частицу НИ. Составьте предложение с одним из них. Предложение запишите в тетрадь.

Карточка (у всех одинаковые):

Проверка. Слушаем предложения.

Освоение новых знаний: (6-7 мин)

Попробуем разобраться, в чем состоит различие следующих написаний:

НИ РАЗУ и НЕ РАЗ

НЕ ОДИН и НИ ОДИН

Объясните, в чем же смысловая разница? (ни разу — никогда, не раз – много раз. Не один – много, ни один – никто).

Под диктовку запишем предложения (1 чел к доске)

Ни один человек не знал о случившемся

Не один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

Эту вершину пытались покорить не раз.

И ни разу восхождение не было легким.

Закрепление материала (5-6 мин).

Работа в парах по карточкам:

Перейдем к работе в парах

Сидящие на первом варианте выписывают предложения, в которых пропущена буква Е.

Сидящие на втором варианте выписывают предложения, в которых пропущена буква И.

Выполняя это задание, вы можете обсуждать задание, чтобы выяснить, какое предложение кому достанется.

Учтите, что не может быть такого, что предложение записано у двоих учеников за партой.

Куда нИ кинь взор, всюду развалины.

Ощутить себя частичкой мироздания дано нЕ каждому.

Задача нЕ решена.

Нельзя нЕ любоваться закатом.

Гриша не знал нИ правил, нИ формул.

Работа с учебником (если успеваем, у доски 1 чел):

Упражнение 372. (Греков, Чешко)

Предложение 1 записать. Разобраться с правописанием частицы. Выделить грамматическую основу, оставить схему.

Давайте проговорим, в каких же случаях употребляется частица НИ.

В чем же разница между конструкциями НЕ РАЗ и НИ РАЗУ, НЕ ОДИН и НИ ОДИН.

— параграф 63 читать, разбирать примечания,

— упражнение 372 предложения 10-18.

Обратите внимание! Предложения 11, 15, 16 выделить грамм. основы, составить схемы. Выполняем по аналогии с классной работой.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Комбинированный урок (готовился в качестве открытого урока, обычного рабочего, без феерии, песен и плясок)

Повторение орфограммы «Слитное и раздельное написание частицы НЕ»

Актуализация знаний по употреблению частицы НИ.

Работа в парах/по карточкам.

Домашнее задание и последний вид работы в классе по учебнику Грекова и Чешко.

  • Родина Лилия СергеевнаНаписать 1912 27.04.2018

Номер материала: ДБ-1520819

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    27.04.2018 859
    27.04.2018 481
    27.04.2018 238
    27.04.2018 267
    27.04.2018 966
    27.04.2018 1371
    27.04.2018 166
    27.04.2018 102

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения

Содержание статьи:

Краткий видео-обзор статьи:

В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-chastici-ne-i-ni-klass-2941618.html

http://yourwriter.ru/articles/crib/neni/