Правописание пол с существительными 6 класс

Написание пол-, полу- со словами

Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное написание.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих случаях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

Примеры

  • пол- и гры
  • пол- у част­ка
  • пол- э тажа
  • пол- а вто­бу­са
  • пол- о чка
  • пол- я щика;

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го падежа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му правилу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной буквы:

Слитное написание слов с пол-

В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слитно.

Понаблюдаем:

Пол- пишется раздельно

Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • пол чай­ной ложки;
  • пол мор­ско­го побережья;
  • пол ябло­не­во­го сада;
  • пол соч­но­го арбуза;
  • пол город­ской окраины;
  • пол жиз­нен­ной дороги;
  • пол седь­мо­го класса.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное напи­са­ниеДефисное напи­са­ниеРаздельное напи­са­ние
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме «л»:

пол м ину­ты,
пол б ага­жаКорень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на «л»:

пол- л иста,
пол- а рбу­за,Между пол и сло­вом есть определение:

пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого НовгородаПрисоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го слова:

пол-Москвы,
пол-АфрикиПрисоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слитно:

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слитно:

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:Правописание пол-,полу-, с существительными

Цели: 1) Формировать навыки самонаправленности в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы;

2) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;

3) совершенствовать умения в написании сложных слов с пол/полу;

4) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;

5)развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

6) обучение чуткому и внимательному отношению к слову, уважительному отношению к лексическим запасам языка, любви к родному языку.

Опорные схемы, таблицы, учебник, листы с рабочими материалами для учащихся.

-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть.

Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)

-Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и продолжим добывать новые знания.

-Запишите число в рабочие тетради.

Оставьте одну строчку!(Для темы)

Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания упр

Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.

3. Образуйте от данных существительных однокоренные слова:

1) –ОК/ЕК: пастух, орех ,жук, луг, рог –уменьшительно-ласкательное значение

2) –ОНОК: волк, заяц, мышь, верблюд

3) –ОНК-: река, бумага,душа,книга- пренебрежительное значение

— Каково значение суффиксов?

— Каким способом образованы существительные?

— Расскажите друг другу, когда после шипящих в суффиксе существительных пишутся гласные О/Е.

4. Работа с текстом

1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выскочил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок. 4)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.

1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми, подчеркните их.

2.Укажите номер сложного предложения. Подчеркните грамматическую основу

3. Постройте схему 1 предложения.

Укажите количество букв, звуков в словах: осень , грибная;

Выпишите слова на изучаемую орфограмму. Взаимопроверка

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Так как мы на последних уроках изучали правописание суффиксов, т.е. образовывали новые слова, скажите, какой раздел мы изучаем (Словообразование)

-Что изучает словообразование?(Словообразование –это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова)

-Какие способы словообразования вы знаете?

-Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный.

-А неморфемные способы?

-Вы многое уже знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.

Предположите дальнейший путь её изучения.

Я пришел из школы:

На столе оставлен

И на сковородке

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.

-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста?

-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)

-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).

2.-Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).

1) познакомиться ещё с одним способом образования сложных слов

2) формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;

3) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;

4 ) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;

-Таким образом, сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, научимся правильно писать слова с пол- и полу-

Вы готовы к новым знаниям?

4. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.

-А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? ( Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется слитно, в других – через дефис).

— Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании).

Какова же тема сегодняшнего урока?

Запись темы в тетрадь и на доску.: «Правописание слов с пол- и полу-».

Пол – Европы прошагали, полземли , этот день мы приближали, как могли.

Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему полсердца , полсилы .

Широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень , улыбнулась и засверкала росой.

Полдороги Владик и Толя бежали молча.

Полдома было ярко освещено.

Муму съела полтарелки и отошла.

В нее (Волгу) смотрелось пол-России .

У бассейна уже собрались пол-лагеря .

В тетрадь помощницу Искл.: поллитровка

Таблица на экране

Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:

Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.

Перед Л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ (любому ясно)
Отделяется чертой.

Пол…дня, пол…лица, пол…Москвы, полу…финальный, пол…ящика, пол… ведра,

Пол…стакана, пол… тарелки, полу…месяц, пол…России, пол…арбуза, пол…лагеря.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади

( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дрем о та, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала.

3) Приём из технологии критического мышления:

«Верно-неверно» (на слайде)

Пол (шины) пишется через дефис? НЕТ

Полу(остров) пишется через дефис? НЕТ

3.Слово пол(буханки) пишется слитно? Да

4.Слово пол (лампы) пишется раздельно? Нет

5.Пол(урока) пишется раздельно. НЕТ

6.Полу(бокс) пишется слитно? ДА

7.Пол(ужина) пишется с дефисом? ДА

8. Пол (Казахстана) пишется раздельно ? Нет

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

-Какова тема нашего урока?

-Какие цели вы поставили в начале урока?

-Достигли ли мы целей урока?

-Понравилась ли вам тема, упражнения урока? Стали ли вы немножечко мудрее?

. Домашнее задание(на выбор)

2)Подобрать слова по теме для словарного диктанта?

3)В интернете узнать происхождение корней –ПОЛ и ПОЛУ-

Если останется время

Проводится игра «Найди лишнее слов о»

Петя ушиб колено ноги.

Собрание будет в конце декабря месяца.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Путешественники ослабли от недоедания пищи.

В мае 25 числа мы закончим учебный год.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Бородина Татьяна ВладимировнаНаписать 612 10.02.2020

Номер материала: ДБ-989579

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.02.2020 58
    11.02.2020 19
    11.02.2020 49
    11.02.2020 43
    11.02.2020 21
    11.02.2020 26
    11.02.2020 28
    11.02.2020 29

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.

Запомните примеры и объяснения:

ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.

ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.

ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.

ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.

ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.

Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.

Вот шествие по улице идет,
и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)

Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)

Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)

Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)

Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)

Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

…Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.

…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести — шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)

Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)

Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)

Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)

Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)

Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой ,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)

Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).


источники:

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-na-temu-pravopisanie-pol-polu-s-sushestvitelnymi-4132471.html

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64