Правописание прописной и строчной буквы упражнения

ЗАНЯТИЕ № 10

1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ.

1.1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

Прописная буква в названиях исторически событий и эпох,

геологических периодов, знаменательных дат

С прописной буквы пишутся:

1) названия исторических событий и эпох (в составных названиях–все собственные имена):

П етровская эпоха( но : допетровская эпоха);

Д ревний Рим (но: древний Рим — город);

2) названия съездов, конгрессов, конференций:

В семирный конгресс профсоюзов;

3) названия революционных праздников, знаменательных дат:

М еждународный женский день (8 Марта, Восьмое марта);

4) все слова в названиях особо знаменательных дат:

***После числительного, обозначенного цифрой или словом, сохраняется написание в прописной буквы: VIII В сесоюзный съезд кинематографистов;

Второй Всесоюзный кинофестиваль

1) названия исторических эпох, событий и геологических периодов, не являющиеся именами собственными:

2) названия неофициального характера:

день открытых дверей;

месячник безопасности движения

Прописная буква в названиях

организаций, учреждений

С прописной буквы пишутся:

1) все слова (кроме служебных и слова партия) в названиях высших партийных, правительственных, государственных, профсоюзных организаций и учреждений, а также в названиях важнейших международных организаций:

К оммунистическая партия Российской Федерации;

М инистерство иностранных дел;

2) названия научных учреждений, учебных заведений и учреждений культуры:

К урский государственный педагогический

университет; Дом учителя;

К урский драмтеатр имени А.С.Пушкина;

3) первое слово и начальное слово той части названия, которая употребляется как то же название:

Г осударственный исторический музей

Г осударственная Третьяковская галерея

4) названия торговых и промышленных предприятий и фирм: типография » Курская правда»;

кондитерская фабрика » Большевик»;

ПРОПИСНАЯ БУКВА В НАИМЕНОВАНИЯХ
ДОЛЖНОСТЕЙ И ЗВАНИЙ

С ПРОПИСНОЙ БУКВЫ

ПИШЕТСЯ

СО СТРОЧНОЙ БУКВЫ

Первое слово (и все собственные имена) в наименованиях высших должностей и высших почетных званий в России:

Г енеральный прокурор России;

П редседатель правительства России.

Первое слово в наименованиях различных должностей и званий в России, а также в наименованиях титулов, должностей и званий в зарубежных странах и международных организациях:

п резидент Академии наук;

н ародный артист России;

г енеральный секретарь ООН.

Объясните употребление прописных букв.

1. В середине лета по Десне закипали сенокосы. По всему берегу на много верст возникали временные селища с теми же, по своим деревням, названиями: Меловое, Сухой Колодец, Полыновка.

2. Становища назывались не так сурово: Лужки, Доброводье, Поречное или какие-нибудь Лебяжьи Капустичи.

3. Иногда в луга наведывался доброводенский председатель Павел Чепурин.

4. Анфиска прошла берегом вверх по реке и в полуверсте вышла на свою делянку.

5. Витька тут же нырнул под зонты морковника и побежал под ним.

6. Приехал я в МТС, только малость огляделся, меня через пару лет – в колхоз.

7. Был я недавно в своем Борисоглебске…

(Е.Носов. Шумит луговая овсяница.)

1. Россия категорически отказалась признать за Японией какое-либо правовое основание на посылку войск в Корею.

2. Начал лейтенант Юрасовский, тот самый, который явился с небольшим опозданием.

3. Его коллега в Лондоне Халси открыто заявил, что нынешний кабинет в Токио желает войны с Россией.

4. Поздравлять приезжал сам адмирал Макаров, а затем всех пригласили на обед в Зимний дворец.

5. В Морском корпусе собираются выпустить гардемаринскую роту.

6. Штабные в Кронштадте уверены, что Макаров тоже рвется в Порт-Артур.

7. Дома у него лежала книга Макарова «Ермак во льдах», вышедшая три года назад.

8. Южную линию занимали крейсера первого ранга – «Баян», «Диана», «Паллада» и «Аскольд».

9. На море крейсировали эскадры Франции, Англии, США и Голландии.

(А.Харитановский. Господа офицеры!)

Спишите. Вставьте буквы, прописные или строчные. Объясните их правописание.

1. Здесь же, позади рва, были всего-навсего дальние подступы к (М,м)оскве, так называемый четвертый эшелон.

2. (А,а)лексей отозвал в сторону своего помощника и отделенных и слово в слово передал им приказ командира.

3. В (Р,р)акитное мы шли не по дороге, а по полю, так захотела мать.

4. Из реки меня выловили под (Ч,ч)ерным логом.

5. Телега была не видна, и тот, кто сидел в ней, не думал объезжать «(В,в)олгу».

1. Станция (Б,б)айкал обозначилась грандиозными арочными сооружениями.

2. (Я,я)пония провожала «(П,п)амять (А,а)зова» без прощального салюта.

3. Даже награждение (А,а)лександром III принца (Г,г)еоргия медалью «(З,з)а спасение утопающих» походило на насмешку.

4. Поезд пришел в (М,м)укден точно по расписанию.

5. Сколько лет находимся на берегах (Т,т)ихого океана и даже не пытаемся войти в гущу проблем.

6. «(С,с)терегущий», миновав основание (Т,т) игрового (Х,х)воста, повернул к (А,а) дмиральской набережной, к причалу управления порта.

1. В (Р,р)оссию въехали со стороны (О,о)рши.

2. Одолжил у (З,з)инаиды надорогу, прилетаю в (М,м)агадан – (В,в)алерки нет, в рейс ушел аж под (А,а)ляску, под американские воды.

3. (С,с)авоня объявлялся на острове с первыми теплоходами.

4. И даже иной раз пробовал тягаться с самим «(М,м)етеором» на подводных крыльях, набегающим в здешние шхеры с туристами из (П,п) етрозаводска.

5. Коров у (А,а)нисьи было три: (Р,р)омашка, (З,з)инка и (Л,л)ада.

6. Все они были отменно загорелые, будто только что приехали сюда с самого южного берега (К,к)рыма.

7. Нас подобрали в (М,м)азурских болотах, промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой (Б,б)алтики.

Перепишите, расставив знаки препинания.

1. Устин начал было еще о чем-то рассказывать но Валерка все поглядывал на деревню все вострил в ту сторону уши по всему было видно что ему теперь не больно интересно слушать старика и Устин сдержанно похекав в кулак замолчал (Нос.)

2. Кто-то вспомнил что сегодня наши играют на кубок с испанцами и что теперь не удастся посмотреть потому что игру будут транслировать в семь (Нос.)

3. Сергеев оставил на мостике старшего офицера и чтобы сбыть гнетущее настроение спустился на палубу обошел боевые посты заглянул в кают-компанию (Хар.)

4. Человек этот по всей видимости уже давно дожидался трамвая потому что нетерпеливо пританцовывал постукивая друг о друга галошами из камерной резины которые среди рыболовов именовались бахилами (Нос.)

5. Было хорошо от всего виденного и слышанного от того что сгорел редакционный дом и на его месте строился новый что день по-прежнему был как крашеное яйцо что на пригретой гривке по которой убегали дети пробивались пятачки лопушника и над ним с чуть различимым звоном толклись комариные столбы (Вор.)

6. Когда старик ударял топором фуражка подпрыгивала и повисала то на правом то на левом ухе и каждый раз он водворял ее на макушку привычным и каким-то незаметно спорым поддевом ручки топора (Вор.)

7. Лошади были белые кованые на передок это ты видел когда схватил свекловину и сбежал в кювет на то самое место где лежишь сейчас и смотришь в небо (Вор.)

8. Когда были сданы все дела подписаны надлежащие бумаги переданы новому хозяину ключи от сейфа и ничего больше не оставалось делать как уйти восвояси Федор Андреевич попросил секретаршу никого не пускать к себе в кабинет (Нос.)

9. Медля уходить из кабинета куда не было уже ему возврата но и не зная что делать Федор Андреевич машинально потянулся к пластмассовому стаканчику набитому будто колчан новыми заточенными карандашами (Нос.)

10. Тогда он обязательно задумается над тем куда исчезает из мира то что потрясло когда-то все корешки его души колокольный звон в росистом утре слово привета радость открытия ощущение вкуса незрелого яблока впервые увиденная завязь ореха теплая бархатная пыль на руке о крыльев упорхнувшей бабочки (Вор.)

11. Мне не помнится чтобы там стояли зимы я унес оттуда никогда не потухающее солнце речку тугой перегуд шмелей в акации запах повилики и мяты в чужих садах и огородах (Вор.)

Проанализируйте сложные предложения с различными типами связи, определите эти типы связи. Расставьте знаки препинания.

1. Евсейке этой зимой минул десятый год и ходит он в четвертый класс который помещается на втором этаже фетовского особняка (Нос.)

2. Всю долгую жизнь тополь тянется к солнцу он протягивает ветви на восток чтобы встретить светило в самые первые мгновения как только оно покажется над краем земли (Нос.)

3. Если бы я мог знать что смотрю на Тоню не отрываясь я бы устыдился (Нос.)

4. Я просто забыл что я тоже есть в этой комнате я гляжу на нее так как смотришь на огонь или звезды (Нос.)

5. Она стояла внизу до тех пор пока я не спускался на землю и я спускался из сказочной своей страны где ближе облака и птицы небо и солнце откуда далеко и широко видно где сердце стучит совсем не так как на нашем дворе истоптанном курами бабки Степанихи (Нос.)

6. Я лежал на задке саней закутанный в казенный тулуп а он все время шел пешком нещадно бил лошадь и ругался дорогу развезло и на проталинах земля курилась теплым туманом (Вор.)

7. Я видел это и падал на спину потому что на меня заваливались снопы тресты я тащил их на себя обеими руками (Вор.)

8. На том месте где когда-то стоял редакционный домишко плотники возводили стропила на новом срубе и мне не пришлось сигналить и вылезать из машины (Вор.)

9. Когда я снова увидел Васюкова месяца над предворотней будкой уже не было и колонна пленных почти не различалась (Вор.)

10. Мне было жарко и хотелось пить но снег не падал ветер улегся и небо расчистилось и над кружевом проволочного забора рдело закатное солнце с двумя радужными столбами по бокам (Вор.)

11. В колонне наших не было пяди свободного пространства потому что люди двигались навалясь на плечи и спины друг другу и мы с Васюковым пристроились сбоку (Вор.)

12. Уцелевший в петлице кубарь сразу прилип к щеке и я сместил его к губам чтоб он оттаял (Вор.)

13. Васюков раскосо взглянул на меня а я отвернул воротник чтобы виднелся кубарь но в нашу сторону никто уже не смотрел потому что мы отошли на свое прежнее место (Вор.)

14. Только потом я понял почему тогда не оглянулся в недрах души я не верил тому что увидел (Вор.)

Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию.

Со стороны Медведовки к Ракитному кто-то ехал на телеге а я стоял на самой дороге и посторониться мне было некуда справа и слева к ее колеям подступали зеленя. Можно было проехать только вперед, к ветряку на выгон и там пропустить подводу но я решил стоять там где стоял: мне хватало ветряка издали. Я сидел в машине и в отражательное зеркало следил за приближающейся подводой она ведь не забуксует если и объедет. Я видел только лошадь – муругую, статную и сытую. Телега была не видна и тот кто сидел в ней не думал объезжать «Волгу».

(К.Воробьев. Почем в ракитном радости.)

Пока я дремал откуда-то набежавший ветер расслоил на западе тучи и к длинной в полнеба щели прильнул немигающий глаз солнца будто желая подсмотреть стоит ли ему завтра сиять или спрятаться еще на денек? Его золотистые лучи-ресницы простерлись над мокрой, озябшей землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски. Вспыхнула бегучим пламенем придорожная лесополоса рассыпанной ртутью дождевых капель засверкал широкий луг а за ним на той стороне, на крутом косогоре, пожаром загорелись окна большого особняка.

Выпишите из произведений Е.Носова, К.Воробьева, А.Харитановского, Н.Асеева 7 сложных многочленных конструкций и разберите их, построив схемы предложений.

Спишите, расставьте знаки препинания. Проанализируйте многочленные сложные предложения с разными видами связи. Определите основной вид связи, установите количество предикативных единиц, виды отношений между ними, определите средства связи (союзы, союзные слова, соотношение видовременных форм глагола и др.). Разберите предложения, составьте схемы предложений.

1. Гляжу я нету на русской земле которая хлеб родит нету ничего приветнее для души когда деревенская кузница гомонит молотками (Нос.)

2. Варьке было немножко грустно что все эти превращения происходят не с нею самой и что если бы в клуб пошла она Варька то никому до этого не было бы дела (Нос.)

3. Огонек то исчезал то опять вспыхивал и Варька сначала подумала что кто-то идет лугом и курит и лишь когда он вскинулся ясным высоким пламенем она поняла что разжигали костер (Нос.)

4. Бескозырку мне не было жалко но я смотрел на свои сандалии потому что она заглядывала мне в лицо и от этого я не мог ничего говорить (Нос.)

Сейчас Вам будет предложен диктант
«Во второй половине XIX века. »
Для начала нажмите кнопку Воспроизвести

Конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему «Употребление прописных и строчных букев»

Тема урока: «Употребление прописных и строчных букв»
Цель урока: вспомнить основные правила употребления прописных букв;

уметь объяснять их написание в тексте; формировать умение
употребления прописных букв; способствовать
формированию навыков постановки кавычек в собственных
наименованиях.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Содержание урока
I . Организационный момент.
II . Лингвистическая разминка.
1. Восстановите орфографичесский облик слов.
[л’эф], [роф], [лош], [уш], [й’ула], [каз’ба]
Лев, ров, ложь, уж, юла, косьба.
Один ученик выполняет задание на доске, остальные — в тетрадях.
2. Выполните фонетический разбор слов юла, лед
Два ученика выполняют задание на доске, остальные — в тетрадях.

III . Формулирование темы и цели урока.
Прочитайте стихотворение. Вдумываясь в смысл стихотворения, выберите прописную или строчную букву.
Слайд 1
Вот ива у дорожки,
А на ветвях — (с,С)ерёжки.
А почему — не (с,С)ашки?
А почему — не (м,М)ашки?
Вот камешки под нами,
Омытые волнами.
Их называют (г,Г)алькой,
А почему — не (в,В)алькой?
А почему — не (д,Д)ашкой?
Не (п,П)ашкой,
Не (мМ)ашкой?
А. Шибаев
— А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
— Запишите тему урока в тетрадь.
Слайд 2
Употребление прописных и строчных букв.

— А какие цели нашего урока. (Запомнить основные правила употребления прописных букв; уметь объяснять их написание в тексте)
IV . Актуализация знаний.
Слайд 3
1. На слайде (прописными буквами): ТАНЮША, ПОДРУГА, ПОМОЩНИК, ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН, КИНОТЕАТР, СТРАНА, «РОДИНА», РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КНИГА, «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО», РЯЗАНЬ, РАЙОН, ФРАНЦИЯ, ГОРОД.
— Разделите слова на две группы (1, 2), запишите слова с прописной или строчной буквы.
Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.
— Какие две группы слов у нас получились? (Имена собственные и нарицательные).
— Как они отличаются на письме? Какие случаи употребления прописных букв вы вспомнили?
— Объясните, какую роль в тексте выполняют прописные буквы? Как они пишутся в прозаическом и стихотворном тексте?
2. Упр. 83, стр. 116 — 117.

V . Изучение нового материала.
1. Прочитайте теоретический материал на стр. 116, 117 и , опираясь на него,
дополните тремя примерами каждый пункт тезисного плана.
Слайд 4
Дополните тремя примерами каждый пункт тезисного плана.
1. С прописной буквы пишутся все слова в:
1) именах, отчествах, фамилиях людей: _________________________
2) кличках животных: ________________________________________
2. С прописной буквы пишется первое слово в:
1) названиях праздников: _____________________________________
2) названиях областей, краёв, районов: __________________________

2. Прочитайте рубрику «Лингвистическая кладовая» на стр. 118 и выполните упр. 85, 86 (1, 2).

3. Упр. 89, стр. 120.

VI . Закрепление материала.
1. Слайд 5
С каждым словом запишите по два предложения так, чтобы в одном это слово было нарицательным существительным, а во втором — собственным.
ЛЕВ, НАПОЛЕОН, ОРЁЛ, КРАСНАЯ ШАПОЧКА.

2. Слайд 6
По данным фотографиям запишите слова. Объясните, какие слова и почему вы написали с большой буквы.
Собственные имена лиц Праздники
(Фотографии Петра I , Пушкина, Путина; Новый год, День знаний, 8 Марта,
23 Февраля
Памятники Исторические события
Московский Кремль, Памятник Бородинское сражение, Вел. Отеч.
Есенину, война

3. Самостоятельная работа. Карточка 1 (см. Приложение)
Выберите прописную или строчную букву в написаниях.
1. В село (Р,р)акитное мы шли не по дороге, а по полю, так захотела мать.
2. Все они были отменно загорелые, будто только что приехали сюда с самого южного берега (К,к)рыма. 3. Коров у (А,а)нисьи было три: (Р,р)омашка, (М,м)алинка и (Л,л)ада. 4. Реформы (П,п)етра (П,п)ервого ускорили экономическое развитие (Р,р)оссии. 5. Школа находится на (П,п)лощади (П,п)обеды. 6. В (Р,р)еспублике (Т,т)аджикистан будет проведён фестиваль народной музыки.

VII . Подведение итогов.
— Итак, ребята, наш урок заканчивается.

— Чему мы научились сегодня на уроке?

VIII . Домашнее задание.
§ 14, стр. 116 — 117, упр. 90, стр. 121.

Урок в 10 классе. Прописная и строчная буквы.

Презентация к уроку по теме «Прописная и строчная буквы». 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе. Прописная и строчная буквы.»

Употребление прописной и строчной букв

С прописной буквы пишутся

  • собственные имена (личные, литературные, мифологические, географические), прозвища, псевдонимы, клички животных, сложные фамилии:

Гамлет , Гаргантюа , Плюшкин , Мекка , Хиросима ,

Черёмушки , Козьма Прутков , князь Владимир Красное

Солнышко , собака Джим , Салтыков-Щедрин ;

2) названия действующих лиц в произведениях художественной литературы, даже если эти названия обычно имеют нарицательное значение:

Сокол (М. Горький), Снегурочка (А. Островский);

3) названия периодических изданий, литературных произведений, заводов и др. (причем эти названия заключаются в кавычки):

газета «Правда», журнал «Лиза», поэма

«Медный всадник», завод «Красный

4) названия, связанные с религией (при этом

учитываются традиционные для церковно-религиозных текстов написания):

Господь , Бог Отец , Богородица , Матерь

Божия , Библия , Священное Писание ,

Рождество , Святые Дары , Воскресение Хри-

5) названия исторических эпох:

Реформация , Возрождение , Проторенессанс ;

6) географические и другие наименования, образованные по словообразовательным моделям нарицательных слов:

Подмосковье, Поволжье, Орловщина, Подкаменная

Тунгуска, Водовзводная башня,

7) собственные имена (личные, мифологические, географические) в составе устойчивых словосочетаний:

закон Бойля — Мариотта, бином Ньютона, клятва

Гиппократа, двуликий Янус, между Сциллой и

Харибдой, перейти Рубикон, куда Макар телят не

гонял, по Цельсию, по шкале Рихтера

8) составные наименования (географические, астрономические,названия исторических лиц, мифологических и литературных персонажей, исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников, организаций и учреждений, государств и государственных объединений), включающие в свой состав нарицательные имена (в том числе употребляемые не в собственном прямом значении):

Москва-река, Средиземное море, Сергиев Посад, шос-

се Энтузиастов, Великая Китайская стена, Золотая

Орда, Иван Царевич, Млечный Путь, Петр Великий,

Средние века, Первая мировая война, Куликовская

битва, Тайная вечеря, Новый год, Организация

Объединённых Наций, Федеральное

9) составные наименования с повторяющимися первыми компонентами типа Государственный, Международный, Всемирный, Всероссийский, Московский, Центральный, Дом, День,

Музей, а также Северо-, Южно- : Всероссийская федерация волейбола, Государственный Кремлёвский дворец, Дом творчества ( но: дом Романовых ) ,

Дом Правительства, День Конституции, Музей частных коллекций, Южно-Атлантический антициклон

10) аббревиатуры, употребляющиеся в

словарных единиц и имеющие

нарицательный смысл: ГЭС, ЭВМ, СПИД,

а также сложные слова и составные наи-

менования с аббревиатурными

МГД-генератор, микроГЭС, мини-ЭВМ

11) названия государственных

официальных должностей и почётных

званий: Герой России, Президент Российской Федерации

(но: президент — генеральный директор, премьер-министр ),

Генеральный консул (но: генерал-прокурор, генерал-фельдмаршал ),

Генеральный секретарь ООН (но: генеральный секретарь партии, движения );

12) названия орденов:

орден Мужества ( Андрея Первозванного, Славы,

Почётного легиона, Красной Звезды );

названия знаков отличия, выделяемые кавычками:

медаль «За отвагу», «В память 850-летия Москвы» ;

13) названия видов и сортов растений, овощей, фруктов, цветов в специальной литературе

крыжовник Слава Никольская, малина Мальборо,

тюльпан Чёрный принц .

В текстах, не перегруженных названиями сортов

растений, фруктов и т. д., эти названия заключаются в

кавычки и пишутся со строчной буквы: клубника

«виктория», георгин «светлана», озимая рожь

Со строчной буквы пишутся

1) производные от собственных имён:

а) прилагательные от географических и

астрономических названий: карагандинский,

пензенский, окский, юпитерианский ;

б) прилагательные от названий организаций,

учреждений, обществ и т. п., в том числе

аббревиатурных: ооновский, уралмашевский,

в) названия жителей населённых пунктов и стран:

ростовчане, туляки, боливийцы, лосанджелесцы ;

г) названия членов организаций, группировок, обществ,

философских и других течений:

кагэбэшник, ницшеанец, спартаковец, меньшевик ;

а так же слова типа маниловщина, обломовщина;

2) названия марок средств передвижения в

боинг, жигули, мерседес, линкольн

(но: машина «Волга», самолет ТУ-134, лайнер

3) имена собственные, полностью перешедшие

Он настоящий геркулес (т. е. силач);

4) общепринятые названия цветов, плодов:

анютины глазки , иван-да-марья , белый налив .

«Одним словом». Замените выражение именем собственным или нарицательным.

  • Самое длинное строение на границе

Китая.2) Вечный город.

3) Самое большое водное пространство

мира. 4) Страна восходящего солнца.

5) Самое высокое здание в Москве

6) Известные «сладкие» фабрики в

Москве. 7) Главная площадь России.

8) Водная жемчужина Сибири.

9) Объединение нескольких бывших союзных республик. 10) Официальный титул главы нашего государства. 11) Праздник, отмечаемый в честь окончания Великой Отечественной войны.

12) Праздник, отмечаемый12 апреля. 13) Награда, учреждённая в честь юбилея Москвы Б. Н. Ельциным Указом от 26 февраля 1997 года. 14) Международная премия, присуждённая И. Бунину, Б. Пастернаку, М. Шолохову, А. Солженицыну, И. Бродскому за выдающиеся заслуги в

области литературы. 15) Свод основных законов нашего государства. 16) Наиболее известный советский танк периода войны1941–1945 годов.

17) Вооружённые силы нашей страны.

18) Первый советский космический корабль. Фамилия, имя, отчество первого космонавта.

19) Народный герой войны 1612 года и опера, написанная в его честь Ф. Глинкой.

20) Русский и иностранный любимый новогодний персонаж.

21) Марка самого распространённого отечественного автомобиля.

22) Организация, контролирующая автотранспорт.

23) Кличка собаки известного советского актёра; стихотворение С.Есенина, посвящённое этой собаке.

Ключ к упражнению «Одним словом»

Великая Китайская стена; Рим; Тихий океан; Япония;

Останкинская телебашня; Кондитерская фабрика им.

Бабаева, Кондитерская фабрика «Ударница»,

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь»; Красная

площадь; озеро Байкал;

Содружество Независимых Государств (СНГ);

Президент Российской Федерации; День Победы; День

космонавтики; медаль«В память 850-летия Москвы»;

Нобелевская премия; Конституция Российской

Федерации; танк Т-34; Российская армия; «Восток-2»,

Юрий Алексеевич Гагарин;

Иван Сусанин, опера «Иван Сусанин» (первоначальное

название — «Жизнь за царя»); Дед Мороз, Санта

Клаус; автомобиль «Жигули»;

ГАИ; Джим, стихотворение «Собаке Качалова».

Укажите новое значение слов, если приводимые ниже слова будут написаны с прописной буквы

ампер, возрождение, галифе, земля,

луна, наполеон, новый (год), октябрь,

рентген, форд, ом.

Перепишите, заменяя, где нужно, заключённые в скобки строчные буквы прописными.

1)Не утратил своего значения и для наших дней знаменитый (д)алев словарь.

2)Забавно было смотреть на (м)уркиных котят.

3)Незабываемо прекрасны (т)ургеневские стихотворения в прозе.

4)У многих из нас имеется своя (а)хиллесова пята.

5)Одним из лучших советских баснописцев был Демьян (б)едный.

6)К сожалению, (р)ентген показал перелом кости.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-dlya-5-klassa-na-temu-upotreblenie-propisnyh-i-strochnyh-bukev-4567050.html

http://multiurok.ru/files/urok-v-10-klasse-propisnaia-i-strochnaia-bukvy.html