6.2. Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова
Одной из самых распространённых речевых лексических ошибок является употребление слова в несвойственном ему значении вследствие незнания значения слова.
Например, в школьном сочинении есть такая фраза: Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты. В данном контексте слово репродукция не может быть употреблено, поскольку оно означает «картина, рисунок, воспроизведенные посредством печати».
Такого рода лексические ошибки можно встретить не только в разговорной речи или в школьных сочинениях, но и в печати, теле- и радиопередачах, даже в научных текстах и официальных документах.
Наиболее часто в неправильном значении употребляются заимствованные (иноязычные) слова, термины, а также слова ограниченного употребления.
Например, в предложении: Повторилось прошлогоднее единоборство двух команд за высшую награду, лишь с несколько измененным составом дуэта – ошибочно использовано иноязычное слово дуэт, поскольку оно может обозначать двух исполнителей, двух участников спортивного соревнования только в том случае, если они действуют совместно, а в данном случае речь идёт о противоборстве.
Частотность данного типа ошибок проявляется и в том, что они становятся основой для многих анекдотов, например:
Анка подходит к Петьке:
– Я вчера на балу была. Такой фужер произвела!
– Дура, не фужер, а – фураж!
– Сам дурак. Пойдем, у Василь Ивановича спросим.
Подходят к Василию Ивановичу.
– Слушай, Василь Иванович: как правильно сказать – фужер или фураж?
– Ребята, знаете: я в этом деле не копенгаген.
Очень часто понятийная неточность связана с ошибочным употреблением слов из пассивного словарного состава – устаревших слов и слов, недавно вошедших в состав лексики русского языка.
В состав устаревших слов входят историзмы и архаизмы. Историзмы – это устаревшие слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех предметов, явлений, которые они обозначали.
Например, в современном русском языке историзмами являются слова, называющие такие виды средневекового оружия, как палица, арбалет. К этому пласту лексики относятся и слова, обозначающие социальные группы прошлого, такие как опричник, фрейлина, урядник, квартальный.
Утрата явления приводит к постепенной утрате слова. Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке, но они могут употребляться в художественных произведениях или в специальных текстах.
Архаизмы – это устаревшие слова, которые заменяются в современном русском языке другими, с тем же значением.
Например, архаизму выя соответствует слово из активного словарного состава – шея, архаизму лицедей – актёр, местоимению сей – местоимение этот.
В текстах достаточно часто встречается неуместное использование устаревшей лексики (представьте нелепость в устном бытовом общении фразы: У меня выя затекла и очи слезятся), а также неправильное употребление таких слов в связи с полным незнанием или неточным знанием их значения.
Например, в одной из телепередач ведущий произнёс такую фразу: Я даже не буду комментировать эти обвинения в адрес нашего канала, сиречь они кажутся мне абсолютно вздорными. В данном случае использование архаизма сиречь недопустимо, поскольку этот союз имеет значение не «потому что», а «то есть».
Подобные ошибки достаточно частотны и при употреблении неологизмов, то есть слов, недавно вошедших в язык, созданных обычно для обозначения новых предметов, явлений. Так, в последние десятилетия изменилась экономическая, политическая ситуация в нашей стране. Это привело к появлению большого числа неологизмов. Их активно используют не только специалисты, но и публицисты, к сожалению, далеко не всегда достаточно образованные.
Например, пожилая женщина, выражая недовольство тем, как одеваются современные звёзды эстрады, говорит корреспонденту: Раньше все красиво одевались, а сейчас все в каких-то гимнастёрках, хакеры что ли? В данном случае следует обратить внимание на явное незнание значения слова хакер – 1) «программист высокого класса, способный работать в машинных кодах и хорошо знающий операционные системы компьютеров, что позволяет ему вносить изменения в программы, не имеющие документации»; 2) «программист, занимающийся поиском незаконных способов преодоления систем защиты данных». Здесь существительное хакер неправомерно связывается с созвучным иноязычным словом хаки – «плотная ткань серовато-зелёного с коричневым оттенком цвета, а также форменная одежда из этой ткани (обычно у военных)».
В последнее время вышло достаточно большое количество словарей иноязычных слов, толковых словарей, отражающих изменения в словарном составе русского языка в конце ХХ–начале ХХI века. Поэтому при затруднении или сомнении не поленитесь и проверьте значение малознакомого слова по этим словарям.
Тестовые задания по русскому языку «Стартовый контроль» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Стартовый контроль по русскому языку 8-й КЛАСС
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) ЛгАла; 2) клАла;
3) пролИла; 4) порвАла.
А2. Найдите предложение с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
1) Побывать на вернисаже картин известного художника.
2) Сегодня в театре аншлаг.
3) Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.
4) Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.
А3. В каком слове пишется и?
1) В прославивш_м автора романе;
2) с сильно бьющ_мся сердцем;
3) в побледневш_м небе;
4) на качающ_мся пароме.
А4. В каком слове пишется буква я?
1) Пол_щие дачники; 2) недорого сто_щие книги;
3) бре_щий полет; 4) леч_щий врач
А5. На месте каких цифр необходимы запятые?
Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в переполненной комнате (3) не обращая ни на кого внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей наверх (6) и не спеша открыла дверь.
1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.
А6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Читая текст учебника,
1) не отвлекайтесь; 2) каждая фраза должна обдумываться;
3) необходим словарь; 4) это займет не меньше часа.
А7. Укажите предложение, в котором границы (вертикали) причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены).
1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору каменных глыб | осторожно въезжали на мост.
2) Собранная с деревьев листва | закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным блеском | сквозило голубизной.
4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.
А8. В каком предложении не нужно ставить тире?
1) Геология это наука о строении, составе, истории земной коры.
2) Лень и трусость самые дурные пороки.
3) Льды как льды, пустыни как пустыни.
4) У войны короткий путь, у любви далекий.
А9. В каком словосочетании не пишется слитно?
1) (Не)проснувшийся город; 2) (не)заживающая долго рана;
3) работа (не)проделана; 4) (не)смыкая глаз.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) Раста_вший снег; 2) застав_вший отступить;
3) разве_ли сомнения; 4) ла_л на незнакомца.
А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?
1) Свернуть направ_; 2) глядеть искос_;
3) наесться досыт_; 4) отмыть добел_.
А12. В каком слове на месте пропуска пишется буква н?
1) На улице безветре_о; 2) поступать ветре_о;
3) студентка сосредоточе_а и внимательна; 4) не раз чита_ая книга..
Прочитайте текст и выполните задания В1–В3, С1.
(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? ( Д.С. Лихачев . )
В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.
В2. Из группы предложений под номерами 1–4 выберите номер безличного предложения.
В3. Из группы предложений под номерами 4–7 выберите номер предложения с вводным словом.
не торопясь, сообразуясь
Ответы к заданиям в 8 классе
Стартовый контроль по русскому языку 10 класс
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
$1 1) нормировАть 2) прИбыв 3) нет кОнусов 4) зАгодя
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употребляется неверно?
$1 1) На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии наук.
$1 2) Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.
$1 3) Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.
$1 4) В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени наша команда готовилась к восхождению на гору.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
$1 1) С тремястами новобранцами $1 2) Жареные тетерева
$1 3) Ихние друзья $1 4) Лягте на кушетку
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Решая экзаменационные задачи,
$1 1) от учеников потребуется доскональное знание программы.
$1 2) вам понадобятся транспортир и калькулятор.
$1 3) будьте внимательны при записи ответа.
$1 4) главное внимание должно быть уделено аргументации ответов.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
$1 1) Туристам, любящим путешествовать по Южной Америке и при этом ни разу не бывавшим в Перу, понравится предложение нашей фирмы.
$1 2) Для церкви Святого Сикста в Пьяченце Рафаэль создаёт самое совершенное своё творение – картину «Сикстинскую Мадонну».
$1 3) Те, кто хорошо напишет все текущие контрольные работы, будут освобождены от экзамена.
$1 4) Вопреки ожиданиям главнокомандующего, враг отказался сдать крепость без боя.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
$1 1) На следующее утро экипаж наш был уже в крепости Сен-Мартен, которая находилась за сто верст от замка графа.
$1 2) Я увидел необходимость переменить тему разговора, который мог бы закончиться для меня невыгодным образом.
$1 3) Весь гарнизон ждал новостей из крепости, которую мятежники осадили неделю назад.
$1 4) Каротин, который содержится в моркови, очень полезен для зрения.
Прочитайте текст и выполните задания А7 – А 12.
(1)…(2)Во время цунами необычно высокие волны прибоя неожиданно появляются на побережье при опускании, поднятии или изменении дна океана. (3)Такие нарушения поверхности дна происходят одновременно на большой территории и являются результатом не только землетрясений и извержений подводных вулканов, но и обвалов больших участков суши в океан, подводных сдвигов, оползней. (4)Однако, по многочисленным наблюдениям, в 95% случаев цунами возникают вследствие сильных подземных землетрясений. (5)Сам факт регистрации подобного землетрясения уже несёт информацию о возможном цунами. (6)…детальная обработка сейсмических данных о землетрясении позволяет определить координаты его эпицентра и магнитуду, возможность возникновения цунами с опасной высотой волны.
А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
$1 1) Все стихийные бедствия нарушают привычный уклад жизни.
$1 2) По мере уменьшения глубины океана скорость движения и размеры волны уменьшаются.
$1 3) К наиболее опасным морским геологическим явлениям природного происхождения относятся цунами.
$1 4) Магнитуда землетрясения – величина, характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
$1 1) Наоборот, $1 2) Более того,
$1 3) Чтобы $1 4) Несмотря на это,
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложениятекста?
$1 1) Позволяет определить координаты (предложение 6)
$1 2) Такие нарушения происходят (предложение 3)
$1 3) Волны неожиданно появляются (предложение 2)
$1 4) Факт несёт информацию (предложение 5)
А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложениятекста.
$1 1) Сложное бессоюзное $1 2) Простое осложненное
$1 3) сложносочиненное $1 4) Сложное с сочинительной и бессоюзной связью между частями
А11. Укажите предложение, в котором есть производный предлог.
$1 1) 4 2) 6 3) 5 4) 3
А12. Укажите значение слова ДНО (ДНА) в предложении 3.
$1 1) Нижняя часть углубления, выемки $1 2) Низ, основание сосуда, вместилища
$1 3) Грунт под водой водоёма $1 4) Верхняя часть твёрдого головного убора
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
При посещении охотничьего замка туристам понравились стари(1)ые гобелены в центральном зале, а также великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на которых изображе(4)ы были прежние владельцы.
$1 1) 1, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 3 4) 2
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
$1 1) Спл..чённый, доск..нально, покл..нение $1 2) Оч..ровать, препод..ватель, выг..реть
$1 3) Г..ристый, ч..столюбие, землетр..сение $1 4) Подтв..рдить, ут..пический, бл..стательный
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
$1 1) Пр..берегать, пр..обладать, пр..неприятный $1 2) Под..тожить, прд..стория, сверх..нтересный
$1 3) Ни..провергать, ра..считывать, не..говорчивый $1 4) Над..едливый, из..бразить, поз..быть
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
$1 1) Расплат..шься, угнета..мый $1 2) Бре..шься, прикле..вший
$1 3) Раска..шься, упорядоч..нный $1 4) Пристро..шь, атаку..мый
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
$1 1) А, Б, В 2) А, Г 3) Б, В, Г 4) А, В
Ответы к заданиям по русскому языку для 10 класса
Тест по теме «Лексика.Фразеология.Орфография»,9 класс
Данный материал позволяет проверить знания учащихся 9 классов по темам , изученным с 5-8 класс.
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Лексика.Фразеология.Орфография»,9 класс»
Лексика. Фразеология. Орфография.
1.Укажите неверное утверждение.
а) С течением времени лексические значения слов могут изменяться.
б) Антонимы обязательно относятся к одной части речи.
в ) Омонимы- слова, противоположные по лексическому значению.
г) Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.
2.Найдите синонимические пары:
а) воззрения- предположения;
б) потворство- либерализм;
в) лицемерный- ошибочный;
г) негласный- тайный;
е) судьба- фортуна.
3.Выберите пары антонимов:
а) ложный- истинный; г) рутина- истина;
б) оптимист- труженик; д) симпатия- хвала;
в) заносчивый- скромный; е) экспорт- импорт.
4.Укажите слово, составные части которого имеют значения «жизнь» и «учение»:
а) география; г) биография;
б) биология; д) экология;
в) философия; е) астрономия.
5.найдите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
а) Сообщи в газету о свободных вакансиях.
б) Мы вернулись в родные пенаты.
в ) Плеяда великих поэтов прошлого века.
г) Оплатите услуги строго по прейскуранту.
6.Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов:
а) коричневый платок; г) карий чулок;
б) степенный автомобиль; д) степенный человек;
в) пахать землю; е) пахать воду
7.Найдите предложения с фразеологизмами.
а) К 10 часам утра караул , одетый с иголочки ,вышел из казармы.
б) Партизан, словно иголка в стогу сена, затерялся в лесу .
в ) Мать искала иголку в запутанных нитках.
г) Он сидел как на иголках: ему уже давно пора было идти домой.
8.Укажите фразеологизмы со значением «быстро бежать»
а) не покладая рук; г) сломя голову;
б) до седьмого пота; д) во все лопатки;
в) выбиться из сил; е) на всех парусах.
9. Найдите однокоренные слова к слову РАСТИ
а) возвращение; г) рослый;
б) возраст; д) вращаюсь;
в) выращивать; е) расточка.
10. Укажите слова с буквой О в корне.
http://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-startoviy-kontrol-klass-419638.html
http://multiurok.ru/files/tiest-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia-orfoghrafi.html