Преклонном саду лексическая ошибка

Преклонном саду лексическая ошибка

Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.

Внимательно прочитайте предложения, найдите среди словосочетаний устойчивые словосочетания и определите, в каком словосочетании использовано неподходящее по смыслу или по стилю слово.

В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.

Нет словосочетания «преклонный сад», правильно: старый сад, то есть, в данном предложении «старом».

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 6. Теория и практика

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как легко выполнить

Умное лицо – это еще не признак ума.

Все глупости в мире совершаются именно с этим

Улыбайтесь господа, улыбайтесь.
из к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»

Формулировка 1: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

Формулировка 2: замените неверно употребленное слово

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.»

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Алгоритм выполнения задания 6

Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки). Обычно это

а) Повторы : плеоназм и тавтология: молодой юноша, вернулся обратно, водная акватория. Поможет словарь плеоназмов .

б) Лексическая несовместимость : облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение

в) Но встречаются искажения фразеологизмов (устойчивых сочетаний): «львиная часть» вместо «львиная доля», «играет большое значение» вместо «играет роль». Эту ошибку тяжелее исправить. Вам в помощь словарь фразеологизмов.

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

Если усвоите 5, 6, 7 и 8 задание, смело можете идти редактором или корректором!

Нарушение лексических норм в 6 задании

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление .

Автор использует художественные особенности (вместо средства ).

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный

Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Словарик плеоназмов и тавтологии

Плеоназмы — словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.

Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.

активная деятельность
антагонистическая борьба
ареал
обитания

большое человеческое спасибо

взаимо отношения между супругами

Цыбулько Вариант 21 ЕГЭ-2018-русский.

Тест + ответы к части 1 + информация о тексте части 2 КИМ из пособия `ЕГЭ 2018. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов` (под ред. И.П. Цыбулько) .

Просмотр содержимого документа
«Цыбулько Вариант 21 ЕГЭ-2018-русский.»

Вариант 21. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 -3

(1)В теле большинства беспозвоночных и всех позвоночных животных и человека есть мышцы, которые играют основную роль в осуществлении двигательных актов. (2)Функциональные свойства различных мышц неодинаковы. (3) гладкие мышцы отличаются от поперечнополосатых меньшей скоростью протекания процессов возбуждения, более замедленным сокращением.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов основан на способности электрического тока вызывать нагрев проводника, по которому он течёт, и об этом знают даже самые нерадивые школьники.

2) Существуют материалы, при прохождении через которые электрический ток приобретает высокую плотность, не охлаждая при этом сам проводник.

3) Школьники знают, что удивительные материалы — сверхпроводники — не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур.

4) В природе существуют материалы, которые не имеют при охлаждении электрического сопротивления и, таким образом, не нагреваются даже при огромных значениях плотности протекающего по ним электрического тока, — сверхпроводники.

5) Сверхпроводники — это материалы, не имеющие электрического сопротивления даже при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом не нагреется.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

В соответствии с этим

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

2) Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

3) Собрание документов по какому-нибудь вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

4) Тканьёвое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье,

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

цемЕнт облЕгчить определЁнный занятА отозвалАсь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

ПРОДУКТОВЫЙ склад был хорошо оборудован.

В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ пользу.

Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ПЯТИСОТ страниц

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении сложного предложения

1) Сначала я подумал, что это один из кредиторов, но вскоре понял: передо мной не столько опасность, как неприятная обязанность вести долгие разговоры.

2) Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда останется в его памяти.

3) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

4) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.

5) Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, что неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ.

6) Одной из острых экологических проблем является изменение климата на Земле, происходящее в результате так называемого парникового эффекта.

7) Астров, герой чеховской пьесы «Дядя Ваня», говорит, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

8) Сюжет поэмы «Мёртвых душ» был подсказан Н. В. Гоголю А. С. Пушкиным.

9) В сатирическом журнале «Живописец», который Н. И. Новиков стал издавать в 1772 году, осуждались не только пороки частных лиц, но и недостатки управления государством.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, далеко (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМ человеком.

Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.

Домашним животным (НЕ)ЧЕГО было опасаться людей.

Трухлявая сосна (НЕ)УДЕРЖАЛАСЬ под напором ветра и рухнула.

Представленный на обсуждение вопрос (НЕ)РАЗРАБОТАН в должной мере.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (ВО)ВРЕМЯ спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

В (ТО)ЖЕ время роль гуманитарных наук велика (ПО)ТОМУ, что именно слово может объединить людей.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж — широкий, с прекрасно изображё(3)ым высоким голубым небом.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

3) Накануне всю ночь дул сильный ветер и наутро пригнал холодную морось и низкие облака.

4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

5) Вечереет и в густой синеве неба сверкают всполохи зарницы.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять залятая(-ые).

Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.

Прочитайте текст и выполните задания 21 -26

(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич ИгнатОвич — учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.

(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым — то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и ИгнатОвич напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Гнатович же сам приохотил нас к другому обращению.

(16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.

—(17)Господин учитель, — сказал он громко, весь красный и дерзкий. — (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…

(20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.

—(21)Что в таком случае… Вы сами баран…

(22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках ИгнатОвич, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:

—Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…

(26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…

— (32)Свинство, брат! — сказал кто-то.

—(33)Пусть жалуется в совет, — угрюмо ответил Заруцкий.

(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.

—(35)И пожалуется! — сказал кто-то.

—(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?

(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.

(42)На следующий урок химии ИгнатОвич явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневши лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.

— (47)Господин учитель… — с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.

—(50)Я… прошлый раз… — начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он закончил:

(52)И сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у ИгнатОвича посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и свободно:

—Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл.

(55)Инцидент был исчерпан. (56)В первый еще раз такое столкновение разрешилось таким образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и — почти бессознательно — собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из «старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся межд. новым учителем и классом, осталась.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Стремясь перекричать класс и понимая, что ему не удаётся это сделать, учитель химии оскорбил учеников.

2) Учитель химии Владимир Васильевич Игнатович получил университетское образование.

3) Одноклассники Заруцкого не одобрили его поступка по отношению к учителю химии.

4) Заруцкий принёс учителю свои извинения, потому что побоялся, что тот пожалуется в совет.

5) Разрешение конфликта привело к возникновению определённой симпатии во взаимоотношениях класса с учителем.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-5 представлено описание.

2) В предложениях 12-15 представлено рассуждение.

3) Предложения 27-28 содержат повествование.

4) Предложение 38 содержит аргументированный ответ на вопрос, сформулированный в предложении 37.

5) В предложениях 39-41 содержится описание.

23. Из предложений 32-35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Создавая образ учителя химии Владимира Васильевича Игнатовича, автор использует синтаксическое средство — (А)___ (в предложениях 3, 6) и троп — (Б)___ («как будто детские» в предложении 4, «как профессор, читающий лекцию» в предложении 6). Отношение одноклассников Заруцкого к его поступку и их оценку дальнейшего развития событий выражают лексическое средство — (В)___ («свинство» в предложении 32, «спустит» в предложении 37), а также восклицательные предложения, использованные в такой форме речи, как (Г)___ (предложения 32—33, 35—37)».


источники:

http://infourok.ru/podgotovka-k-ege-po-russkomu-yazyku-zadanie-6-teoriya-i-praktika-4405194.html

http://multiurok.ru/index.php/files/tsybul-ko-variant-21-iege-2018-russkii.html