При перкуссии выявлены сухие хрипы лексическая ошибка

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ: «Лексико-фразеологические нормы» дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

на заседании ЦМК зам. директора по УР

________________ Корнева Н. М.

протокол № _____ ________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ:

дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен:

-владеть лексико-фразеологическими нормами.

-лексические и фразеологические единицы языка;

-лексические и фразеологические нормы;

-происхождение, строение и значение фразеологизмов.

«Культура общения медицинской сестры», «Особенности отношений среднего медицинского работника и пациента при различных заболеваниях»

Распределение часов по теме:

1.Учебно-методическая карта №­­1

5. Информационное обеспечение темы:

Воителева Т.М. .Русский язык и культура речи метод. реком. .М.: «Академия» 2008

Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2008. – 448 с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 1

1. Тема: Лексико-фразеологические нормы.

2. Продолжительность занятия: 180 мин

Уч.цель: способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения.

Воспит.цель: воспитывать речевую культуру, коммуникабельность, грамотность.

Развивающая цель: развивать у студентов внимание, наблюдательность, нестандартность мышления, активизировать познавательную деятельность.

4. После изучения темы студент должен знать: основные типы лексических и лексико-фразеологических норм русского литературного языка;

5. Методы обучения: репродуктивный; проблемно-поисковой, игровой.

Воителева Т.М. .Русский язык и культура речи метод. реком. .М.: «Академия» 2008

Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2008. – 448 с.

Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности», календарно-тематический план, мультимедийная презентация.

Записать тему, цели занятия в тетрадь.

Ознакомиться с оснащением занятия и литературой.

Ознакомиться с теоретическим материалом по теме: «Лексико-фразеологические нормы» (Приложение №1,7).

Законспектировать основные вопросы. (Приложение №1,7).

Используя помощь преподавателя, закрепить изученный материал (Приложение №2-6,8).

Записать домашнее задание к следующему практическому занятию.

Самостоятельная работа студентов.

Председатель ЦМК ______________

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Лексико-фразеологические нормы»

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ , как правило связаны с незнанием и не разграничением паронимов, незнанием правил лексической сочетаемости и лексического значения слов. В связи с этим выделяются следующие типы нестилистических ЛЕКСИЧЕСКИХ норм/ошибок:1. СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Паронимы — это слова, сходные, похожие по звучанию, но совершенно различные по значению. Например:

практичный и практический

эффектный и эффективный

искусный и искусственный

геройский и героический

элементный и элементарный

дождливая и дождевая

Лексическая ошибка смешения паронимов будет, например, в таких фразах:

«В магазине продавали недорогую практическую обувь».

«Игрушка была сделана из жёлтого искусного меха».

«На ней было красное эффективное платье».

2. НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ . Сочетание слов не должно противоречить смыслу соединяемых понятий. Например : «Родители построили на даче высоченный домик (маленький домище)». «Вчера я оперировал великолепнейшую опухоль».

3. НЕЗНАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА. Например: «ОРВИ — это заболевание желудочно-кишечного тракта ».

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ в основном связаны с незнанием особенностей: функциональных стилей русского языка и особенностей лексики.

Выделяют следующие типы лексико-стилистических ошибок:

ПЛЕОНАЗМЫ. Это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (например: человек двадцать людей) или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого (например: своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе, памятные сувениры, главная суть, броский эффект, коренной абориген, маршрут движения).

ТАВТОЛОГИЯ. Это повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла, либо употребление лишних однокоренных слов (образное изображение, жители живут, больные болеют, неотложная экстренная помощь).

НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ. Например : Ленский — ухажер Ольги.

НЕМОТИВИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫСОКОЙ КНИЖНОЙ ЛЕКСИКИ. Например: Она 20 лет трудилась на посту санитарки.

УВЛЕЧЕНИЕ ТЕРМИНАМИ И КНИЖНОЙ ЛЕКСИКОЙ . Например: В моменты социальных катаклизмов иллюзорные покровы догм, наброшенные на реальность, истончаются и бытие предстаёт во всей своей полноте.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАНЦЕЛЯРИЗМОВ В ЧУЖОМ КОНТЕКСТЕ.

Например: оборот «ввиду отсутствия» при разговоре с больным является неуместным: Ввиду отсутствия участкового врача обратитесь к дежурному.

РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ В ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ. Например: Мальчик проявляет большой интерес к биологии и анатомии (интересуется).

АНАХРОНИЗМЫ. Неправильное соотнесение событий с явлениями времени. Например: Молчалин работает у Фамусова (служит).

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Задание № 1 Максимальная оценка — 2 балла

1.Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А. Лексические ошибки;

Б. Лексико-стилистические ошибки.

нарушение лексической сочетаемости;

незнание лексического значения слова;

немотивированное использование высокой книжной лексики.

Эталон: А — 2) 4) 6); Б — 1) 3) 5) 7) 8).

2.Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла;

неуместное употребление стилистически окрашенной лексики;

употребление лишних однокоренных слов;

немотивированное использование высокой книжной лексики;

повторение слов, частично или полностью совпадающих по значению;

использование канцеляризмов в чуждом контексте;

оборот речи, в котором значение одного слова уже входит в состав другого.

Задание № 2 Максимальная оценка — 1 балл

Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.

Пример нарушения нормы

Решимость его выступления удивила всех

Пример нарушения нормы

Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую.

Использование канцеляризмов в чуждом контексте

Они работали как самые отъявленные специалисты.

Увлечение терминами и книжной лексикой

Наши воины совершили много геройских подвигов.

Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.

В предложенных предложениях найти ошибки и проанализировать их по следующей схеме.

Учащиеся работали по заданиям, данным преподавателем.

Хочется особенно отметить дует двух тромбонов.

Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

Увлечения терминами и книжной лексикой

С таким шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

Увлечение книжной лексикой и терминами

И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка.

Сочинение по картине «Бурлаки на Волге»: Один бурлак набивает трубку порохом из цветастого кисета.

Незнание лексического значения слова.

Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

Больной Петров в армии не служил, так как был забронирован.

Незнание лексического значения слова.

За двадцатилетний труд на

посту заведующего терапевт

отделением, доктор Петров был предоставлен к награде.

высокой книжной лексики.

Задание № 3 Максимальная оценка — 4 балла

Есть ли в следующих словосочетаниях лексико-стилистические ошибки? Если есть, то исправьте их.

озабочен оценками за четверть;

обеспокоен оценками за четверть;

более двух суток времени ;

более двух суток;

принять сторону забастовщиков;

принять сторону забастовщиков;

трудиться на посту главврача поликлиники;

занимать пост главврача поликлиники;

психически больной человек.

Задание № 4 Максимальная оценка — 2 балла

Устраните лексические ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов, в следующих предложениях:

Две недели пролежал с гриппом в поликлинике.

Две недели пролежал с гриппом дома.

У моего соседа онкология.

У моего соседа онкологическое заболевание.

При пальпации выявлены сухие хрипы.

При аускультации выявлены сухие хрипы.

Пациенту был прописан аспирин по одной таблетке внутривенно 2 раза в день.

Пациенту был прописан аспирин по 1 таблетке 2 раза в день внутрь.

Задание № 5 Максимальная оценка — 3 балла

Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:

В сочинении ученика много дефектов .

В сочинении ученика много ошибок .

Школьная футбольная команда потерпела фиаско .

Школьная футбольная команда потерпела поражение .

На концерте превалировали вокальные номера.

На концерте преобладали вокальные номера.

Во время интервала между занятиями в аудиторию вошёл директор.

Во время перерыва между занятиями в аудиторию вошёл директор.

Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.

Хозяин решил подарить своему гостю старые часы.

Мой бой-френд пригласил меня в кино.

Мой друг пригласил меня в кино.

I . Проверка домашнего задания.

1) Устно проверяются заданные предложения.

2) Преподаватель выборочно проверяет тетради.

2.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Фразеологические нормы». Фразеологизмами (или фразеологическими оборотами) называются устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например: БРОСИТЬСЯ ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).

В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее, целостное значение такого оборота совершенно не вытекает из значений составляющих его элементов, например: «заморить червячка» (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить – «голодом довести до смерти» и слова червячок – «маленький червяк»). Это фразеологические сращения.

Вторую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу («уединиться», отчётливо видно переносное значение этого сочетания; в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу). Такие обороты называются – фразеологические единства.

Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово «закадычный» употребляется только со словами «друг», «приятель»), расквасить нос («расквасить» употребляется со словами «нос», «лицо», «губа»), плакать навзрыд (слово «навзрыд» употребляется только со словом «плакать»). Такие обороты называются – фразеологические сочетания.

1. Пользуясь «Школьным фразеологическим словарем русского языка» В.П. Жукова, А.В. Жукова, объясните значение выражений:

Из огня да в полымя. Не в коня корм. Бить баклуши. Рыльце в пуху. Навострить лыжи. Дело в шляпе. Чудеса в решете. Курам на смех. Где раки зимуют. Медвежий угол. Петь дифирамбы. Как с гуся вода. Играть первую скрипку. Не в бровь, а в глаз.

2. Прочитайте. Объясните значение фразеологических оборотов. Укажите, какие из них являются фразеологическими сращениями, какие – единствами, какие – сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, кануть в лету, претворять в жизнь, медвежья услуга, подводить итоги, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, сломя голову, ахиллесова пята, держать порох сухим.

3. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов. Перепишите, исправляя эти ошибки.

а) Правда, заключенная в стихах поэта, бьет в лицо.

б) «Песня о Буревестнике» сыграла большое революционное значение.

в) У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

г) Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

д) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

е) После приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.

ж) По словам Чацкого, « дым отечества всем сладок и приятен».

4. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

Придумайте несколько связных предложений (4-5) с лексическими и лексико-статистическими ошибками на медицинскую тематику. Составьте 5-7 предложений, используя медицинские фразеологизмы.

1. А) Заброшенный дом одиноко стоял на краю села.

Б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, мчатся пассажирские, раз в сутки проносится скорый.

В) Глубина темного леса пугала детей, которые во мраке потеряли дорогу.

Г) Все учащиеся своевременно выполнили домашнее задание.

Д) Следует отметить в работе следующий недостаток: тема раскрыта неполно.

Е) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в снежном убранстве.

Ж) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен пламенем.

2. А) В сочинении ученика много недостатков.

Б) Школьная футбольная команда потерпела поражение.

В) На концерте были преимущественно вокальные номера.

Г) После долгих споров договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье.

Д) Во время перемены между занятиями в аудиторию вошел директор. Е) Хозяин решил подарить своему гостю старые часы.

3. А) Мальчики оказались в огненном кольце, но они не растерялись.

Б) Районы засушливых земель изменились до неузнаваемости.

В) Пострадавшие от наводнения передали привет пограничникам, самоотверженно спасавшим их имущество.

Г) Предварительный план имеет большое значение при написании сочинения.

Д) В романе отсутствует ясно выраженная сюжетная линия.

Е) Большую роль в спортивной закалке имеет длительная тренировка, выдержка, упорство.

Ж) В новом поселке построены прекрасные благоустроенные дома.

З) Появление волка было так неожиданно, что охотник на минуту растерялся.

И) Щенок ел с такой жадностью, что скоро еда в тарелке кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

К) На протяжении нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.

Лексические ошибки : 2?

Русский язык | 10 — 11 классы

Лексические ошибки : 2.

При перкуссии выявлены сухие хрипы.

3. Проведенная эндоскопия осложнилась конъюнктивитом.

5. и сделали пациенту эвтаназию.

4. Пациенту были рекомендованы витамины, прогулки на свежем воздухе, то есть физиотерапия.

В предложениях которые ты написал(а) нет ошибок.

Сочениние миниатюра?

Cочените диалог врача и пациента.

Составить предложение со словами операция, пациент?

Составить предложение со словами операция, пациент.

Как правильно пациент или пацыент?

Как правильно пациент или пацыент.

Фонетический разбор слова «пациент»?

Фонетический разбор слова «пациент».

Звуко буквенный разбор слова пациент?

Звуко буквенный разбор слова пациент.

Придложения со словами операция и пациент?

Придложения со словами операция и пациент.

Диалог врач дерматолог и пациент?

Диалог врач дерматолог и пациент.

Помогите?

4) Проведенная эндоскопия осложнилась конъюктивитом.

5). и сделали пациенту эвтаназию.

6) Пациенту были рекомендованы витамины, прогулки на свежем воздухе, то есть физиотерапия.

Предложения со словами операция и пациент?

Предложения со словами операция и пациент.

Диалог врач — пациент плиз?

Диалог врач — пациент плиз.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Лексические ошибки : 2?. Вопрос соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Бонус, вендинг, винтаж, дедлайн, дресс — код, мерчендайзер, клинер, копирайтер, коуч, менеджер, паттерн, слоган, стартап, супервайзер, тренд, франчайзи, фрик, фейк, хедлайнер, вернисаж, брифинг, брокер, дистрибьютор, депортация, дивиденд, импичмент, ..

В саду хрустнула ветка, а в роще снова загукала выпь. Ветер подхватывает лёгкие, липкие паутинки и паучки летят по воздуху на кончике паутинок. Ветер не шумит кроной и птицы не щебечут. Сад был густой и ветвистый, но листья уже опали. Солнце уже ..

СмотрИшь, — 2 л , 2 спр верим — 1 лицо, 2 спр , знаете, — 2 лицо , 1 спр прячешь, — 2 лицо . 1 спр видите, — 2 л , 2 спр дышит, — 3 л , 2 спр держи — 2 лицо , 2 спр.

Апробировать маркетинг опробовать новую модель роспись потолка подпись в договоре практический практичный помощник праздничный цвет.

Дорогая Мария Васильевна, варенье для сладкоежки, дождливые деньки, коробка из под овощей, птенцы в гнезде, зелень для борща, родные места, тепличные цветы, золотые украшения, гордиться братишкой, деревья в саду, заводская столовая.

Дорогая Мария Васильевна, варенье для сладкоежки, дождливые деньки, коробка из — под овощей, птенцы в гнезде, зелень для борща, родные места, тепличные цветы, золотые украшения, гордиться братишкой, деревья в саду, заводская столовая.

3) О песнЕ, на стройкЕ, в республикЕ.

Руче´й – ру — чей, 2 слога р — [ р ] – согл. , непарн. Звонк. , тв. У — [ у ] – гласн. , безуд. Ч — [ ч’] – согл. , непарн. Глух. , мягк. Е — [ э´] – гласн. , уд. Й — [ й’] – согл. , непарн. Звонк. , мягк. ___ 5 букв, 5 звуков.

Колючек — слово в родительном падеже, первого склонения (т. К. слово колючка заканчивается на а).

Рифма — вот что делает стих красивым, но главное не забывать, что только смысл наделит его чувствами. По статистике, каждый третий человек ленив, но почему — то мы всегда относим себя либо к первому, либо ко второму. Человек может красиво говорить.

Хронический и острый бронхит: чем опасна болезнь и как её лечить

Бронхит – это патологическое состояние, при котором развивается воспаление бронхов. В свою очередь, бронхи – это пути, которые проводят воздух от трахеи к тканям легких, согревают воздушный поток, увлажняют и очищают его. Находятся они в нижней части трахеи и представляют собой две крупных ветви.

Болезнь вызывает воспаление слизистой оболочки или всей толщи бронхиальных стенок. Начинается чрезмерное выделение слизи, затрудняется дыхание. Организм пытается самостоятельно вывести лишнюю слизь, поэтому появляется сильный мучительный кашель. Патология может переходить из кратковременной острой в продолжительную хроническую форму, поэтому требует комплексного незамедлительного лечения.

Острый бронхит

Развивается в подавляющем большинстве случаев и представляет собой распространенное осложнение острой респираторной инфекции. Зачастую диагностируется у детей, так как они более восприимчивы к подобным инфекциям.

При остром поражении бронхов происходит размножение условно-патогенной микрофлоры. Слизистая меняет свою структуру, развивается поражение верхних слоев и стенок бронхов. Формируется отек слизистой, эпителиальные клетки отторгаются организмом, появляются инфильтраты на подслизистом слое. Процессы сопровождаются тяжелым продолжительным кашлем, который может сохраняться даже после излечения пациента.

Острая форма лечится в течение 3-4 недель. На протяжении этого времени восстанавливается структура и функции бронхов. При правильной и своевременной терапии прогноз благоприятный.

Хронический бронхит

При хроническом бронхите кашель с выделением мокроты наблюдается на протяжении не менее двух лет в течение трех месяцев ежегодно. При этом важно исключить наличие других причин кашля.

Такая форма чаще возникает у взрослых, так как формируется только при длительном раздражении бронхов. Причиной раздражения может быть не только многократно перенесенное острое заболевание, но и сигаретный дым, газы, пыль, химические испарения и прочие отрицательные факторы.

Продолжительное воздействие на слизистую бронхов неблагоприятных факторов вызывает изменения в слизистой, постепенное повышение выделения мокроты. Существенно снижается способность бронхов проводить воздух, а вентиляция легких нарушается.

Формы хронического бронхита

В зависимости от характера воспалительных процессов выделяют:

  • гнойный бронхит – сопровождается кашлем с выделением гнойной мокроты;
  • катаральный – выделения носят слизистый характер.

С учетом наличия нарушения проходимости (обструкции) дыхательных путей бронхит может быть:

  • обструктивный – сопровождается отеком бронхов, который усложняет дыхание и утяжеляет течение болезни;
  • необструктивный – заболевание, которое не сопровождается отеком и нарушением проходимости дыхательных путей.

По причинам развития болезни выделяют:

  • инфекционный – возникает в результате попадания в организм инфекций, вирусов, бактерий;
  • ингаляционный – представляет собой результат воздействия химических веществ на дыхательные пути (в эту же группу относится и бронхит у курильщиков);
  • смешанный – развивается под действием нескольких причин (например, вирусные и химические предпосылки).

Причины заболевания

При острой и хронической формах причины развития патологического состояния бронхов несколько отличаются.

Острый бронхит в 90% случаев формируется в результате попадания в организм вирусной инфекции: гриппа, аденовируса, респираторно-синцитиального, коревого или коклюшного вируса, а также прочих возбудителей. Реже болезнь становится результатом бактериального поражения стафилококком, стрептококком, пневмококком и др.

Среди прочих факторов, которые способствуют развитию острой формы болезни:

  • постоянное пребывание в помещении со слишком сухим, сырым или горячим воздухом;
  • аллергическая предрасположенность;
  • регулярное вдыхание пыли, вредных химических веществ (аммиака, хлора, кислот, сероводорода и др.);
  • вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем;
  • хронические инфекционные болезни носоглотки (синуситы, тонзиллиты, аденоидиты и др.);
  • застойные процессы в легких и в малом круге кровообращения, вызванные сердечно-сосудистой недостаточностью;
  • врожденные отклонения в работе бронхов и легких.

При хронической форме основной причиной развития признано курение. У курильщиков болезнь диагностируют в 2-5 раз чаще, чем у некурящих людей. Табачный дым наносит вред как при активном, так и при пассивном курении.

Среди прочих предпосылок развития хронической формы – повторно перенесенные и частые острые бронхиты, ОРВИ, пневмонии, болезни носоглотки. Инфекционная составляющая в таких условиях усугубляет уже имеющееся поражение бронхов.

Симптомы бронхита

Признаки патологии отличаются в зависимости от острой или хронической формы течения болезни:

Острая формаХроническая форма
  • низкий грудной кашель;
  • сухой кашель с трудноотделяемой мокротой, который усиливается по ночам в начале развития болезни;
  • отхождение мокроты и появление влажных хрипов через 2-3 дня течения заболевания;
  • боль в области грудной клетки и мышц пресса в результате частых приступов кашля;
  • общие признаки острой респираторной инфекции;
  • повышенная температура.
  • продолжительный кашель, который длится не менее нескольких месяцев в течение двух и более лет подряд;
  • влажный характер кашля;
  • преимущественно утренние приступы кашля;
  • усиление кашля в сырую и холодную погоду, затихание приступов в теплое врем года;
  • гнойная мокрота;
  • слабость, быстрая утомляемость;
  • одышка, которая появляется даже при незначительных физических нагрузках;
  • потливость по ночам;
  • астматические проявления.

Осложнения

Острый бронхит может провоцировать осложнение в виде бронхопневмонии – инфекционно-воспалительного процесса, который поражает легкие, вызывает лихорадку, сухой кашель, общую слабость.

Бесконтрольное прогрессирование хронического заболевания приводит к регулярным острым пневмониям и со временем переходит в обструктивную болезнь легких. При этом сужается просвет и отекает слизистая дыхательных путей, частично разрушаются легочные ткани.

Хронический бронхит также может стать причиной развития легочной гипертензии, сердечно-легочной недостаточности, эмфиземы легких, бронхоэктатичской болезни, пневмонии и ряда других опасных заболеваний.

Когда стоит обратиться к врачу

Крайне важно не пускать болезнь на самотек. К врачу нужно обращаться при появлении первых симптомов возможного бронхиального поражения: кашля, повышенной температуры, недомогания. Врач проведет диагностику, укажет, как и чем лечить бронхит и кашель, а дальнейшая терапия пройдет в домашних условиях под контролем доктора. В большинстве случаев патология не требует госпитализации.

Бесконтрольное течение острой болезни в большинстве случаев приводит к усугублению симптоматики, повторному развитию заболевания, переходу в хроническую болезнь и формированию осложнений.

Чтобы определить болезнь и изучить степень поражения бронхов, необходима комплексная диагностика пациента и изучение клинической картины. Этим занимается терапевт или педиатр, который назначает необходимые для диагностики обследования. При необходимости он направляет пациента на консультации к пульмонологу и другим смежным специалистам.

Если по результатам опроса и осмотра у врача появились подозрения на бронхит или другие схожие болезни, назначаются дополнительные обследования:

  • расширенный клинический анализ крови – позволяет определить состояние организма, выявить наличие воспалительных процессов;
  • лабораторный анализ мокроты – выявляет возбудитель болезни, определяет чувствительность патогена к разным типам антибиотиков;
  • рентгенография – помогает выявить нарушения в легких, грудной полости, дыхательных путях, сердце;
  • спирометрия – определяет объем воздуха в легких, позволяет обнаружить скрытые патологии.

Среди возможных дополнительных исследований: эхокардиография, электрокардиография, бронхография и др.

Лечение

Терапия бронхита носит комплексный характер, так как преследует цель избавить организм от инфекции, восстановить проходимость бронхов, устранить усугубляющие болезнь факторы.

В первые дни острой фазы необходимо придерживаться постельного режима, много пить, соблюдать молочно-растительную диету. Крайне важно отказаться от курения и поддерживать влажность воздуха в помещении, где находится больной, на уровне 40-60%.

Медикаментозная терапия острой стадии cводится к приему препаратов, которые облегчают симптомы и предотвращают развитие осложнений. Для этого используют:

  • Противокашлевые средства. Блокируют кашлевой рефлекс, снижают интенсивность кашля. Принимают их до тех пор, пока кашель не станет влажным и не появится мокрота.
  • Бронходилататоры. Лекарства, которые расширяют просвет легких. Нужны при наличии изнуряющего кашля, при котором не отходят мокроты. Могут использоваться в формате ингаляций.
  • Отхаркивающие средства, муколитики, бронхолитики. Улучшают отхождение мокроты, восстанавливают эпителий бронхов.
  • Противовоспалительные препараты. Используют при наличии выраженного воспаления в дыхательных путях. Снимают отек, боли, повышенную температуру.
  • Антибиотики. Необходимы в том случае, если существует высокий риск развития осложнений.

Важную роль играет физиотерапия. Улучшить состояние пациента помогает лечебная гимнастика, физиотерапия, вибрационный массаж.

Хроническая форма заболевания требует продолжительного лечения как при обострении, так и во время ремиссии. Схема терапии предусматривает прием перечисленных препаратов по назначению врача, а также интенсивную программу легочной реабилитации, которая помогает снизить проявления болезни.

Максимально важно устранить из жизни пациента причину, которая спровоцировала развитие хронического бронхита, вести здоровый образ жизни, укреплять иммунитет и правильно питаться.

Профилактика бронхита

Профилактика легочных заболеваний – это комплексный и систематический процесс, цель которого – укрепить защитные силы организма и минимизировать воздействие факторов риска. Для этого необходимо в первую очередь отказаться от курения, защищать легкие от пыли, вредных химических соединений, слишком горячего или сухого воздуха. В рамках профилактики важно своевременно лечить хронические инфекции, предотвращать аллергические реакции и обязательно обращаться к врачу при первых признаках заболевания, проходить ежегодную вакцинацию от гриппа и пневмонии.


источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/5437069_leksiceskie-osibki-2/

http://www.med157.ru/articles/hronicheskij-bronhit