Распределите предложения по типу лексической ошибки

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 6. Лексические ошибки. Как выполнить задание № 6? РЕКОМЕНДАЦИИ.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 6.

Лексические ошибки.

Как выполнить задание № 6? РЕКОМЕНДАЦИИ.

Разберём типы лексических ошибок.

  • Самой простой ошибкой являются случаи, когда употребляются слова с близким, даже само собой разумеющимся значением: холодное мороженое, мокрая вода
  • Плеоназм. Следующий тип ошибок связан с тем, что употребляются близкие по смыслу слова , то есть имеющие примерно одно и то же: главная суть, прейскурант цен, истинная правда, чернеющая темнота, своя автобиография, первая премьера, импортировались из-за рубежа, необычный феномен, яблочная шарлотка, жаркий зной, богатая роскошь, убит насмерть, маленькие малыши, обратный бумеранг, светловолосая блондинка, народный фольклор.
  • Лексическая несочетаемость. Могут быть даны предложения, в которых какие-то слова просто не подходят по смыслу: совершенно мёртвый.
  • Одновременное использование слов или словосочетаний, имеющих одинаковое значение, поэтому что — то является лишним: без слов, молча; после сна, спросонья; потупили опущенные головы; всю, с начала до конца
  • Тавтология. Неверно, если рядом находятся однокоренные слова: существует, существенный; цветущие цветы; рассказанное сказание.

Алгоритм выполнения задания № 6.

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Если необходимо найти лишнее слово, то найдите его и выпишите.
  • Если нужно найти неправильно употреблённое слово , то подумайте, какое слово нужно употребить вместо данного, запишите это слово.

Примеры задания № 6.

Пример № 1.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В театре была постановка первой премьеры спектакля по рассказам М. Зощенко.

Ответ: первой

Пояснение:

«Премьера» — это первый показ чего-либо, поэтому слово «первой» в данном случае будет лишним.

Пример № 2.

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Необходимо стремиться к повышению кругозора, идти в ногу со временем.

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Проверочная работа по русскому языку на тему «Виды лексических ошибок» (10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверочная работа по теме «Виды лексических ошибок» В-1

1 . Приносим извинения за предоставленные неудобства.

2. Опасения врачей не оправдались.

3. Андрей Болконский добровольно ушел на фронт.

4. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.

5. На картине И. Репина изображены запорожские казаки, отправляющие месседж турецкому султану.

6. Первая премьера спектакля состоится в начале декабря.
7. Он стремился воедино соединить несоединимое.

Проверочная работа по теме «Виды лексических ошибок» В-2

1. Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.

2 . Вы не подскажете , как пройти к театру оперы и балета?

3. Лиза была домработницей в доме Фамусовых

4. Эта победа сыграла большое значение в моей жизни.

5. Я вчера на балу была. Такой фужер произвела !

6. Я не могу подтвердить утверждение Базарова о том, что природа – мастерская…

7. Товар этот достаточно давно импортировался из-за рубежа.

1. Приносим извинения за предоставленные неудобства.

2. Опасения врачей не оправдались.

3. Андрей Болконский добровольно ушел на фронт .

4. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.

5. На картине И. Репина изображены запорожские казаки, отправляющие месседж турецкому султану.

6. Первая премьера спектакля состоится в начале декабря.
7. Он стремился воедино соединить несоединимое.

Нарушение лексической сочетаемости

Незнание лексического значения слова

1. Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.

2 . Вы не подскажете , как пройти к театру оперы и балета?

3. Лиза была домработницей в доме Фамусовых

4. Эта победа сыграла большое значение в моей жизни.

5. Я вчера на балу была. Такой фужер произвела !

6. Я не могу подтвердить утверждение Базарова о том, что природа – мастерская…

7. Товар этот достаточно давно импортировался из-за рубежа .

Нарушение лексической сочетаемости

Незнание лексического значения слова

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 799 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 342 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 340 человек из 67 регионов

  • Кякова Татьяна КонстантиновнаНаписать 2355 08.12.2018

Номер материала: ДБ-286311

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.12.2018 2138
    29.11.2018 237
    23.11.2018 766
    22.11.2018 2437
    14.11.2018 460
    26.10.2018 184
    24.10.2018 677
    24.10.2018 346

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-na-temu-vidi-leksicheskih-oshibok-klass-3431523.html