Родной родственник ошибка лексическая

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

10 самых распространенных лексических ошибок учащихся

Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами

Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.

Условное обозначениеТип ошибкиПояснениеПримеры
IОрфографическаяОшибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании.Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался).
VПунктуационнаяОшибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен).Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.)
ГГрамматическаяОшибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам).Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд).
РРечеваяОшибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология.Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены).
ССтилистическаяИспользование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки.И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся).
ZНарушение абзацного членения текстаТекст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще.
ФФактическаяИскажено содержание текста (при написании изложения, сочинения)Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее).
ЛЛогическаяОшибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию.Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.)
Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.)

Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются.

Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Азбучные истины

Учебники

Интернет-олимпиада «Родной русский» (2002)

Интернет-олимпиада по русскому языку для стран СНГ и Балтии (2004)

Первая SMS-олимпиада по русскому языку (2004)

Вторая SMS-олимпиада по русскому языку (2004)

Международная интернет-олимпиада «Интерактивный русский» (2007)

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Интернет-олимпиада «Родной русский» (2002)

I тур. Задание № 2

2.1. В каких предложениях слово свой – лишнее, а в каких – необходимо? Ответ обоснуйте.

  1. Русская литература прошла длительный путь своего развития.

Комментарий. По правилам русской грамматики возвратное местоимение свой относится к слову, называющему производителя соответствующего действия. В предложении слово свой избыточно, так как назван только один производитель действия (литература).

  1. Вдруг Софья теряет свое сознание.

Комментарий. Глагол терять имеет значение «утрачивать частично или полностью присущие кому-нибудь качества, свойства, состояния»: терять сон, терять зрение, терять совесть, терять равновесие. Уже в самом лексическом значении этого глагола заключен компонент «присущий кому-нибудь», терять свое сознание – плеоназм. Ср. также неправильные: терять чужое сознание, терять чужое равновесие и под. Таким образом, в предложении Вдруг Софья теряет свое сознание слово свой избыточно.

  1. Во время летних каникул он мог целями днями заниматься своей историей.

Комментарий. Уместность или избыточность слова свой в этом предложении зависит того, в каком значении употреблено слово история . Если история в значении «наука о развитии какой-нибудь области природы, знания, такой учебный предмет», то свой – неуместно, так как история не может принадлежать кому-нибудь. Если история в значении «происшествие, событие» (разг.), то употребление свой оправдано, здесь слово свой будет употреблено в значении «своеобразный, свойственный только чему-нибудь одному, данному».

  1. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст.

Комментарий. Употребление слова свой уместно, производитель действия в этом предложении – минерал, записывать здесь употреблено образно. Если бы слово свой отсутствовало, то предложение могло быть понято так: минерал записывает чей-то возраст.

  1. Прохожий снял свою шляпу и поклонился.

Комментарий. В этом предложении один производитель действия – прохожий, он снимает шляпу. Слово свой избыточно, так как других «действующих лиц» в предложении нет. Кроме того, понятно, что прохожий снял шляпу, для того чтобы поклониться.

  1. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

Комментарий. Употребление слова свой в первом случае – на фоне своего класса – уместно, во втором случае слово свой может быть опущено, так как очевидно, что речь идет о тех, кто учится вместе с Петровым. Следует также сказать, что вместо однокурсников было бы более корректно с точки зрения лексической употребить слово одноклассники или однакашники .

Всего ответов – 141.

2.2. Укажите, какие слова в предложениях избыточны. Ответ обоснуйте.

Комментарий. Это задание предполагало, что участники олимпиады должны знать о плеоназмах. Плеоназм – оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям, или такие, в которых значение одного слова входит в состав другого. Например: свободная вакансия – вакансия – незанятая, незамещенная, свободная должность; то есть значение слова вакансия уже содержит компонент «свободный». Плеоназмы – довольно частая лексическая ошибка.

  1. Гектар – единица земельной площади, равная 10 000 квадратных метров. В предложении Площадь этого виноградника – около пяти квадратных гектаров избыточно слово квадратных . Правильно: Площадь этого виноградника – около пяти гектаров .
  2. Наносить визиты – делать визиты, посетить кого-нибудь. В предложении Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости избыточно слово в гости . Возможен вариант ходить в гости , в таком случае избыточно словосочетание наносить визиты: Богатые дворяне ходили друг к другу в гости .
  3. Резать в безличном употреблении – о звуке: неприятно действовать на слух. В предложении Ошибки чтеца неприятно режут слух избыточно слово неприятно . Правильно: Ошибки чтеца режут слух .
  4. Территориальный – относящийся к территории. Расположить – разместить в каком-нибудь месте. В предложении Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе избыточно слово территориально .

Всего ответов – 143.

Каждый правильный ответ – 1 балл, каждое корректное обоснование – 1 балл.

Елена Нойхаус (Германия)

2.1.

  1. Русская литература прошла длительный путь развития. «Свой» следует опустить. Можно пройти длительный путь своего развития, а не чужого. Это ясно из ситуации.
  2. Вдруг Софья теряет сознание. Здесь употребление «свой» излишне, нельзя упасть в обморок и потерять чужое, т. е. не своё сознание.
  3. Во время летних каникул он мог целями днями заниматься своей историей. Здесь употребление «свой» оправдано: значение «исходящий от самого себя».
  4. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст. Здесь употребление «свой» оправдано: значение «свойственный себе».
  5. Прохожий снял шляпу и поклонился. Здесь употребление «свой» излишне, из ситуации понятно, что прохожий снял свою шляпу, а не чужую.
  6. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников. Здесь употребление «свой» оправдано: значение «относящийся к себе как члену какого-то коллектива, общности; связанный отношениями родства или общим местом работы, социальным положением, взглядами, вкусами и т. п.»

2.2.

  1. Площадь этого виноградника – около пяти гектаров. Гектар – единица земельной площади, равная 10 000 квадратных метров. Квадратных гектаров не существует. «Квадратных» – избыточно.
  2. Богатые дворяне наносили друг другу визиты. Наносить визит = уже имеет значение «посещать кого-л., приходить в гости». «В гости» – избыточно.
  3. Ошибки чтеца режут слух. «Резать слух» уже заключает в себе отрицательное значение, поэтому «неприятно» здесь излишне.
  4. Основная часть поставщиков расположена в одном с вами районе. «Находиться в одном районе» значит «располагаться на одной и той же территории». Употребление «территориально» здесь излишне.

Кристина Москаленко (Литва)

2.1.

  1. Русская литература прошла длительный путь своего развития. Можно оставить, просто тогда это слово будет показывать что путь у русской литературы был особенный, хотя путь чужого развития, по логике, пройти она и не могла, если только по этому пути. В общем и целом – уместно.
  2. Вдруг Софья теряет сознание. Сознание – это свойство человека определять своё отношение к действительности, то есть в значении слова уже вложено что-то «своё», поэтому употребив это местоимение со словом сознание, получаем тавтологию.
  3. Во время летних каникул он мог целями днями заниматься своей историей. Здесь это слово уместно и даже необходимо, так как является уточняющим , так же можно расценить его присутствие как показатель того, что лексика предложения близка к разговорной.
  4. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст. Здесь слово СВОЙ является необходимым определением, без него не будет ясным чей же всё-таки возраст он записывает, ведь можно записывать и возраст земли или пробегающих мимо горных животных.
  5. Прохожий снял шляпу и поклонился. Так как снять чью-то чужую шляпу, вроде как, невозможно, то слово СВОЮ следует убрать.
  6. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников. Формы слова СВОЙ в этом предложении чётко очерчивают границы того круга, в котором имел место быть узнаваемым и уважаемым этот самый Антон, а если проще, то являются определениями, необходимыми для передачи точного смысла. Антон мог бы пользоваться авторитетом и среди Васиных, Митиных, Жениных однокурсников, не в силу каких-то необходимых для этого курса качеств, а потому, что он такой замечательный человек. Похожим образом дело обстоит и с классом.

2.2.

  1. Площадь этого виноградника – около пяти квадратных гектаров. Понятие гектар уже включает в себя значение квадратов, поэтому предложению следует выглядеть так: площадь этого виноградника – около пяти гектаров.
  2. Богатые дворяне наносили друг другу визиты. Нанести визит – посетить не важно с какой целью, а в гости то есть в домашней обстановке. Так как визит уже включает в себя это значение, то гости тут совершенно не нужны.
  3. Ошибки чтеца режут слух. Одно из значений слова резать, именно то, в котором оно употреблено, гласит – производить неприятное впечатление чем-то резким, то есть употребив слово неприятно, мы получим совсем ненужный, так называемый, плеоназм
  4. Основная часть поставщиков расположена в одном с вами районе. Конечно же абстрактно располагаться можно и во времени, но всё-таки располагаться должно что-то, а что-то уже занимает какое-то пространство, но так как у нас это всего лишь поставщики, то они уже занимают конкретную территорию, а именно в одном с нами районе. В значение слова располагаться уже заключён смысл занимать территорию, то есть само слово здесь не нужно.

Наталья Эккер (Эстония)

2.1. В каких предложениях слово свой – избыточно, а в каких – уместно? Ответ обоснуйте.

  1. Русская литература прошла длительный путь своего развития. Слово своего – избыточно, т. к. чужой путь пройти нельзя. Если убрать слово «свой», то полностью сохраняется однозначность фразы.
  2. Вдруг Софья теряет свое сознание. Свое – избыточно, т. к. человек может потерять только свое сознание. При удалении этого слова смысл предложения сохраняется.
  3. Во время летних каникул он мог целыми днями заниматься своей историей. Своей – уместно, т. к. история может быть чьей угодно, а не только своей. При удалении слова «своей» исчезает однозначность высказывания: можно заниматься русской историей и т. д. Однако, если в данном предложении под историей подразумевается школьный предмет, то тогда употребление слова «своей» избыточно.
  4. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст. Сам минерал – избыточно, т. к. при удалении из предложения слова «сам», смысл предложения не меняется.
    Самом себе – уместно, т. к. «сам собой» и его производные являются устойчивыми выражениями.
    Свой возраст – уместно, т. к. при удалении слова «свой» появляется неоднозначность восприятия предложения: возраст может быть чей-то другой.
  5. Прохожий снял свою шляпу и поклонился. Свою – избыточно, т. к. при приветствии никогда не снимают шляпу с другого человека, а только свою. При удалении слова «свою» полностью сохраняется смысл и однозначность предложения.
  6. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников. Своего класса – уместно, т. к. выделяться можно на фоне любого класса. Если это слово убрать, то появляется неоднозначность.
    Своих однокурсников – избыточно, т. к. слово «однокурсники» уже подразумевает определенность, при удалении слова «своих» сохраняется точный смысл предложения.

2.2.

  1. Площадь этого виноградника – около пяти квадратных гектаров.
    Квадратных – избыточно, т.к. гектар – единица измерения площади.
  2. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. В гости – избыточно, т. к. визит и есть поход в гости.
  3. Ошибки чтеца неприятно режут слух. Неприятно – избыточно, т. к. словосочетание «резать слух» подразумевает неприятное воздействие.
  4. Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе. Территориально – избыточное слово, т. к. в районе можно располагаться только территориально. При удалении слова «территориально» смысл предложения полностью сохраняется.

Антон Благовещенский (Украина)

2.1.

  1. Слово «своего» избыточно, поскольку очевидно, что путь развития у литературы свой, а не, скажем, математики.
  2. Здесь слово «свое» тоже избыточно – сложно, знаете ли, потерять чужое сознание. Да и не встречалось мне никогда подобное словосочетание в литературе. Разве что в юмористической.
  3. Тут слово «своей» применительно к истории, наверное, все же уместно. Если взвесить все «за» и «против», получается, что «он мог заниматься своей историей» подразумевает, например, «своей любимой историей» – такое выражение встречается.
  4. Слово «свой» уместно в данном случае – из элементарных соображений. Потому что минерал записывает свой возраст, а не чей-то там. Это надо уточнить.
  5. Наверное, уместно употребление слово «свой» по отношению к шляпе. По крайней мере, мне встречалось такое. Впрочем, можно обойтись и без него.
  6. Избыточно, по моему мнению, второе употребление слова «свой» – по отношению к однокурсникам, поскольку уже было подчеркнуто, что класс был «свой». Стало быть, и однокурсники «свои».

2.2.

  1. Насколько мне известно, гектар – это единица площади, а не длины. Потому слово «квадратных» избыточно.
  2. Избыточны слова «в гости», ибо словосочетание «наносить визит» уже подразумевает «приходить в гости».
  3. «Неприятно» является явно избыточным – словосочетание «резать слух» уже подразумевает то, что звук (или речь) неприятен.
  4. Избыточным является слово «территориально», поскольку очевидно, что «расположение в одном районе» уже говорит о территориальной близости.

Viktoria A. (Россия)

2.1

  1. Слово СВОЙ лишнее. Соображения такие: подлежащее и сказуемое четко выраженные, ясно, что литература прошла путь СВОЕГО развития, так как пройти путь ЧУЖОГО развития она попросту не могла.
  2. Логическая несостыковка – слово свой явно лишнее, так как нельзя потерять ЧЬЁ-ТО сознание.
  3. СВОЙ стоит на своем законном месте 🙂 Ибо он занимался именно своей историей, а не историей КПСС, в примеру. Есть логическое обоснование.
  4. Предложение нецелесообразно с точки зрения смысла. Излишнее употребление слов СВОЙ, САМ. Изменила бы предложение так: Иногда минерал записывает на себе свой возраст. Или, что на мой взгляд будет звучать симпатичнее, коренным образом изменила предложение, сохранив смысл.
  5. СВОЙ – закономерно, так как прохожий мог снять шляпу и с другого человека. Но с точки зрения «красивости» предложения – это слово лишнее.
  6. В первом случае употребление СВОЙ логично, так как надо уточнить, в какой именно среде Антон выделялся. Во втором случае – Свой излишне, так как слово ОДНОКУРСНИКИ и так уже указывает на принадлежность.

2.2

  1. Лишнее слово – «квадратных», так как слово ГЕКТАР точно характеризует меру. Неоправданная тавтология.
  2. Либо «наносили друг другу визиты», либо «ездили в гости». Семантика слова «визит» позволяет не употреблять «гости».
  3. Потенциальные семы слов «режет слух» и «неприятно» одинаковы. «Приятно» резать слух невозможно. Оставить: «режут слух»
  4. Слово район уже указывает на место дислокации, поэтому слово «территориально» можно удалить.

Kate Loy (Россия)

2.1

  1. Русская литература прошла длительный путь развития.
    Слово «свой» в данном случае избыточно, т. к. его отсутствие не изменяет смысла предложения. Если предположить, что слово «свой» было употреблено для конкретизации, то можно доказать отсутствие необходимости таковой функции в данном предложении:
    «литература прошла путь развития общества» – очевидна речевая ошибка.
  2. Вдруг Софья теряет сознание. Слово «свой» здесь излишне. Одно из значений слова «сознание» в словаре Ожегова: состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах. Потеря данной способности может произойти только у человека, обладающего ею. Иными словами, потерять чужое сознание невозможно.
  3. Во время летних каникул он мог целыми днями заниматься (своей) историей.
    Уместность слова определяется стилем речи. В данном случае слово «свой» является показателем разговорного стиля. Используя слово «свой» в качестве определения, говорящий отмечает увлеченность героя историей.
  4. Иногда минерал на самом себе записывает свой возраст.
    Т. к. «на самом себе» указывает обращенность действия на самого производителя действия, местоимения «сам» перед подлежащим не требуется. Слово «свой» перед словом «возраст» уместно, т. к. является уточнением к дополнению и еще раз подчеркивает самостоятельность процесса.
  5. Прохожий снял свою шляпу и поклонился.
    В данном случае слово «свой» уместно, т. к. при его отсутствии смысл предложения будет зависеть от контекста.
  6. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.
    В обоих случаях слово «свой» уместно, т. к. выполняет смыслоразличительную функцию, при его замене предложение меняет свой смысл. Например: Антон пользовался большим авторитетом среди моих однокурсников.

2.2

  1. Площадь этого виноградника – около пяти гектаров.
    Слово «квадратных» избыточно, т. к. гектар – это единица земельной площади, равная 10 000 квадратных метров.
  2. Богатые дворяне наносили друг другу визиты.
    «В гости» является избыточным, т. к. выражения «нанести визит» и «сходить в гости» синонимичны.
  3. Ошибки чтеца режут слух.
    Слово «неприятно» избыточно, т. к. оно уже заключено в значении выражения «резать слух» – неприятно звучать.
  4. Основная часть поставщиков расположена в одном с вами районе.
    Основное значение слова «район» – некая территориальная единица, потому нет необходимости употреблять слово «территориально», т. е. указывать дважды на один и тот же обобщающий признак.

Ванда Котикова (Россия)

2.1.

  • В первом предложении слово «свой» является избыточным, поскольку из контекста ясно, что литература проходила именно свой путь развития, а не путь развития, к примеру, общества.
  • Во втором предложении слово «свое» явно оказывается лишним, т.к. выражние «потерять сознание» является устойчивым сочетанием, синонимичным по значению словосочетанию «упасть в обморок», а никто не скажет, что «она упала в свой обморок».
  • В третьем предложении слово «своей» может быть как лишним (если имеется в виду история как школьный предмет, а ребенок все лето готовится к переэкзаменовке), так и абсолютно необходимым, если речь идет о какой-либо истории, приключившейся с ероем предложения.
  • В четвертом предложении слово «свой» уместно, поскольку минерал мог бы записывать на себе и чей-нибудь еще возраст, например, соседней породы.
  • В пятом предложении слово «свой» избыточно, поскольку снятие шляпы является жестом, заменяющим приветствие, естественно, что в этом случае никто не будет снимать шляпу соседа.
  • Наконец, в шестом предложении слово «своих» является лишним, поскольку слово «однокурсник» уже имеет в себе сему «обучающийся вместе с кем-то», то же относится и к слову «своего», но, на мой взгляд, оно может быть использовано как усиление.

2.2.

  • В первом примере лишним является слово «квадратных», поскольку слово «площадь» уже подразумевает измерение в квадратных единицах.
  • Во втором примере избыточным является сочетание «в гости», поскольку «наносить визит» и означает поход в гости.
  • В третьем предложении лишним является слово «неприятно», т. к. фразеосочетние «резать слух» означает «быть неприятным для слуха».
  • В четвертом случае лишним оказывается слово «территориально», поскольку далее идет фраза «в одном районе с вами», а это и есть территориальное членение.

Денис Локтев (Франция)

2.1.

  1. Уместно: литература могла пройти длительный путь развития чего-либо ещё (к примеру, жанрового своеобразия).
  2. Избыточно: Софья не могла потерять чужого сознания.
  3. Уместно: речь, по-видимому, идёт о истории, создаваемой персонажем. В этом случае слово «свой» нужно, чтобы избежать двусмысленности.
  4. Слово «свой» уместно. Речь не идёт о чём-то широкоизвестном, поэтому конкретизация необходима.
  5. Избыточно. Читатель мыслит достаточно логично, чтобы понять, что прохожий вряд ли стал бы снимать чужую шляпу и кланяться.
  6. В первом случае «своего» уместно: «класс» – слово многозначное, «своего класса» помогает конкретезировать: речь идёт об учениках одного класса. Во втором скучае «своих» избыточно: после его исключения смысл предложения не меняется.

2.2.

  1. Слово «квадратных» неверно: «Гектар – единица площади в метрической системе мер, применяемая для измерений земельных участков. 1 га равен площади квадрата со стороной 100 м.» (БСЭ)
  2. «в гости» избыточно: «нанести визит» и «приехать в гости» обозначают одно и то же понятие.
  3. «неприятно» избыточно: резать слух приятно нельзя.
  4. «территориально» избыточно: говоря о районе, автор в достаточной степени определяет, о каком именно расположении идёт речь.

Николай Сергеевич Перов (Россия)

2.1.
В задании 2.1 уместность использования слова «свой» зависит от контекста.

  1. Если в тексте подразумевается развитие различных сторон, например, общественной морали, культуры, грамотности и т.п., то слово «своего» уместно, в остальных случаях оно избыточно.
  2. Если речь идет о фантастическом романе, в котором, например, сознания людей записывают на какой-либо носитель, то Софья могла иметь много чужих сознаний на носителях, а потеряла свое. В остальных случаях местоимение «свое» излишне.
  3. Если из предыдущего текста ясно, что «ОН» любит историю, но у него нет возможности заниматься во время учебного года, то слово «своей» излишне. Если речь идет о том, что человек попал в историю, но не мог с ней разобраться раньше, то использование слова «своей» уместно. Возможно также использование слова «своей» для передачи эмоциональной окраски отношения говорящего: «своей ЛЮБИМОЙ историей», «своей ПРОТИВНОЙ историей».
  4. Если речь идет о минерале, то слово «свой» излишне. Если речь идет, например, о ракушке, которую нашли в минерале, и возраст которой надо определить, то слово «свой» уместно.
  5. Если по контексту в наличии всего одна шляпа, или речь идет о приветствии, то слово «свою» излишне. Однако, в случае, когда речь идет о большом количестве шляп, среди которых возможен выбор, слово «свою» уместно. Например:
    Рекламная компания. На улице стоят манекены в шляпах. Зазывающий, обращаясь к прохожему, предлагает ему снять шляпу с манекена и найти под ней сувенир. А прохожий снимает свою и говорит, что ему этого не надо.
  6. Если речь идет про Антона, то слово «своих» излишне. Если речь идет, например, о его сестре и ее однокурсниках, на встречу с которыми сестра пришла с Антоном, то слово «своих» уместно.

Laura Arutunian (Armenia)

2.1.

  1. Предложение построено правильно.
  2. Не верно. Понятно, что чье-то сознание потерять не возможно.
  3. Не верно. Можно заниматься историей, то есть изучать историю, но не понятно что означает заниматься «своей историей»
  4. Первое слово «сам» не уместно в данном предложении.
  5. Не верно. Слово «свою» не уместно, поскольку вряд ли прохожему вздумается снимать чью-либо шляпу.
  6. Второе слово «своих» не уместно, так как понятно,что пользоваться авторитетом можно лишь в своем кругу (где тебя хорошо знают).

2.2

  1. Слово квадратных (на мой взгляд) избыточно, так как 1 Гектар – составляет 10000 квадратных км.
  2. Дополнение «в гости» лишнее, потому что словосочетание «нанести визит» уже означает поход в гости.
  3. Слово «неприятно» лишнее, поскольку «приятно резать слух» не возможно.
  4. Слово «территориально» не уместно в данном предложении, если уже указано расположение в одном районе.

Елена Спивак (США)

2.1.

  1. В предложении слово «свой» избыточно. Возвратное местоимение «свой» относится к лицу, производящему действие. Так как «литература» – единственное лицо в предложении, по смыслу понятно, что «свой» относится к «литературе».
  2. В предложении слово «свой» избыточно. Возвратное местоимение «свой» относится к лицу, производящему действие. В этом предложении по смыслу ясно, что «свое» относится к Софье. Так же «потерять сознание» – это устоявшийся оборот, и можно потерять только свое сознание, но нельзя потерять чье-либо сознание.
  3. Здесь возможны варианты. «История» не относится к герою, поэтому можно не употреблять «свой». В данном случае будет иметься в виду история как предмет изучения. Если же слово «свой» оставить в предложении, то мы получим несколько иное значение. Наличие «свой» прибавляет оттенок недовольства или пренебрежения со стороны автора. Таким образом, в зависимости от смысла «свой» можно считать избыточным или уместным.
  4. Минералы могут записывать не только свой возраст на себе, но и возраст, например, растений. Поэтому в данном случае «свой» уместно в предложении.
  5. В предложении слово «свой» избыточно. Возвратное местоимение «свой» относится к лицу, производящему действие. В предложении только одно действующее лицо – прохожий. По смыслу мы понимаем, что он снял свою шляпу.
  6. В данном предложении используется два слова «свой». Первое слово «свой» уместно, так как оно указывает на то, что Антон Петров выделялся именно на фоне своего класса. Второе слово «свой» избыточно. По смыслу понятно, что речь идет об однокурсниках Петрова. Петров – единственное действующее лицо в этом предложении, и слово «однокурсники» может относится только к его однокурсникам. Лучше сказать так: «Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди однокурсников».

2.2.

  1. Так как «гектар» это единица площади, прилагательное «квадратных» избыточно в предложении. Лучше сказать так: «Площадь этого виноградника – около пяти гектаров».
  2. Словосочетание «в гости» избыточно в предложении. Словосочетание «наносить визиты» означает «посетить кого-либо в качестве гостя». «Идти в гости» имеет значение «направляться куда-либо в качестве гостя». Слово «визит», употребленное в предложении, указывает на то, что дворяне ходили в гости. Лучше сказать: «Богатые дворяне наносили друг другу визиты».
  3. Слово «неприятно» избыточно в предложении. Словосочетание «резать слух» означает «производить неприятное впечатление чем-нибудь резким». Оно несет негативную коннотацию и подразумевает под собой неприятное воздействие на слух. Таким образом, «ошибки чтеца» являются неприятными для слуха. Предложение лучше звучит так: «Ошибки чтеца режут слух».
  4. Слово «территориально» избыточно в предложении. Слово «расположена» и обстоятельство места «в одном с вами районе» уже указывает на то, что речь идет о территориальном расположении. Лучше сказать: «Основная часть поставщиков расположена в одном с вами районе».


источники:

http://rusresh.ru/10-samyh-rasprostranennyh-leksicheskih-oshibok-uchashhihsya.html

http://gramota.ru/class/olimpic/contest02/35_35