Ржу не могу правописание

“Не могу” или “немогу” – как правильно?

Чтобы понять, как корректно пишется: “не могу” или “немогу”, вспомним одно простое правило, которое известно нам со школьной скамьи.

Как пишется правильно: “не могу” или “немогу”?

Речь идет о глаголе первого лица, единственного числа, настоящего времени, употребляющемся с местоимением «я». Он выражает отсутствие возможности выполнить чью-либо просьбу, задание или участвовать в каком-либо мероприятии.

Единственно правильный вариант согласно орфографическим нормам – написание в два слова – “не могу”.

Какое правило применяется?

Правило написания отрицательной частицы «не» с глаголами – это самое известное правило из школьной программы обучения русскому языку. Согласно этому правилу «НЕ» с глаголами всегда пишется раздельно.

Примеры предложений

Закрепим пройденный материал при помощи следующих примеров:

  1. Я не могу понять, кто из вас прав, а кто виноват.
  2. Больше не могу и не хочу терпеть твои капризы, улетаю завтра за границу, чтобы отдохнуть от постоянных проблем.
  3. Не могу выполнить в срок задание, не успеваю из-за болезни.
  4. Я не могу это сделать, ведь это подло и мерзко – обвинять человека, предъявляя ложные доказательства.

Как неправильно писать

Ошибочное написание – «немогу», «не магу» или «немагу».

Поиск ответа

Всего найдено: 18

Вопрос № 283472

Здравствуйте! Нужно ли ставить запятую перед словом благодаря. Например, во фразе » . запущены новые линии резиносмешения благодаря которым.. .». Я училась в школе в 70-е, и нас учили (если я верно помню) в таких случаях ставить запятые. Но мой молодой начальник считает, что ни в каких случаях перед словом благодаря запятая не ставится. Рассудите нас, пожалуйста. Здесь на сайте я не могу найти ответа на этот вопрос.

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном Вами примере запятая обязательна: ...запущены новые линии резиносмешения, благодаря которым. Но она ставится не потому, что дальше следует слово благодаря, а потому, что здесь проходит граница между главным и придаточным предложением.

Вопрос № 280305

Добрый день! Нигде не смогли найти ответа : как правильно — микрозаём или микрозайм?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: заём. Так же пишутся и произносятся все производные: госзаём, еврозаём, микрозаём.

Вопрос № 278068

Здравствуйте! Не смог найти ответа !
Пишется слито или раздельно номер документа, объекта и т.д., например — № 123 или №123.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 268886

Здравствуйте, как образована аббревиатура СМС. Нигде не могу найти ответа . Пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

СМС — сокр. от англ. Short Messaging Service — «служба коротких сообщений».

Вопрос № 266822

Здравствуйте,уважаемая Грамота.РУ.Удивляюсь вашей политики.Почему вы отвечаете на вопросы,на которые легко можно найти ответа ,достаточно открыв книгу?Неужели специалистам такого высокого уровня, легче отвечать на такие легкие вопросы?Вообщем,у меня такой вопрос:сегодня в газете увидел такую фразу»Люблю,не могу!»Разве не корректнее было бы здесь поставить тире?Ведь здесь,на мой взгляд,резкое противопоставление.Всегда,в анологичной конструкции,ставил тире.Напр.:»Ржу-не могу».Надеюсь,все же ответите.Заранее благодарю.С уважением,Сергей.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта можно признать корректными: и с запятой, и с тире.

Вопрос № 257698

Я уже задавал этот вопрос пару дней назад, но не смог найти ответа .
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 256843

Добрый день!
Подскажите, пжл, этимологию фразы «дело спорится».

Заранее спасибо!
Просмотрели все словари, но найти ответа не можем)

Ответ справочной службы русского языка

1. СП О РИТЬСЯ, -рится; безл. кому. Разг.
О наличии желания, охоты спорить. Что-то сегодня не спорится.

2. СП О РИТЬСЯ, -рится; нсв.
Идти успешно, удаваться кому-л. У него в руках любое дело спорится. Работа сегодня не спорится. * Что работаю, всё мне спорится (Кольцов).

Вопрос № 256482

Поискала по словам «ах ты», но не нашла найти ответа на мой вопрос. Нужна ли запятая в предложении «Ах ты моя красавица!»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 252944

Добрый вечер!
К сожалению, не смогла найти ответа на свой вопрос, поэтому повторюсь.
Как правильно сказать: «мы не едим клубничнОЕ вареньЕ» или «мы не едим клубничнОГО вареньЯ»?
Заранее признательна.

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: мы не едим клубничное варенье .

Вопрос № 240978

Здравствуйте!
Я Вам отправила 22 мая вопрос, но что-то не могу найти ответа . Решила еще раз спросить (просто очень интересно и принципиально) Как правильно написать: «. мотивированного отказа о приемке работ в течении или в течение 3-х дней со дня получения Акта». Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 239123

Здравствуйте. Извините, за то, что повторяю вопрос, просто не могу найти ответа , возможно, что он просто потерялся..
Возможно ли употребление в русском языку слова ВЗИМУ?
Как производное от слова ВЗИМАТЬ. Нет ли в русском или церковно-славянском языке слова, от которого это слово могло бы быть образовано: взять, взъять и тп.. Спасибо Извините.

Ответ справочной службы русского языка

Грамматическая форма взиму в русском литературном языка не употребляется. Форма первого лица глаг. взимать — взимаю .

Вопрос № 238921

Нигде не могу найти ответа на вопрос как правильно пишется и читается: риелтор, риэлтер, риелтер или риэлтэр? А также как читается и пишется множественное число этого слова? Каждый пишет как хочет. А как правильно? И почему? Благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: риелтор [иэ], мн. число – риелторы . Правописание слов можно проверять в наших электронных словарях (набрать в окне «Проверка слова» ри*лтор).

Вопрос № 236318

Прошу прощения, если обращаюсь со своим вопросом не по адресу. Но, к сожалению, я нигде не смог найти ответа на вопрос: «Сколько слов в русском языке»? Везде указано, что около 200 000 наиболее употребляемых. А каким может быть общее количество?
По следующей ссылке http://new.5ballov.ru/news/newsline/2006/04/19/52207 удалось узнать, что по современным исследованиям в английском языке насчитывается порядка миллиона слов. Возможно и в отношении русского языка проводились в последнее время подобные исследования. Заранее спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Для того чтобы посчитать количество слов, нужно определить «границы» языка, ведь кроме литературной (фиксируемой словарями) лексики существют: диалекты, жаргоны, авторские (окказиональные) слова, и, наконец, такие слова, которые говорящие образуют по регулярным словообразовательным моделям (например: пятидесятидвухкилометровый ). Так что более-менее объективно «считать» слова можно только по словникам словарей литературного языка.

Вопрос № 232183

скажите пожалуйста,как правильно произносить слово «типса» во мн. числе: «типс» или «типсов»? Например: большое кол-во типс или типсов. Слово ин. происхождения употребляется в значении «верхняя почка чайного листа» Нигде не могу найти ответа ,помогите.

Ответ справочной службы русского языка

Форма единственного числа: _типс_; форма множественного числа родительного падежа: _типсов_.

Вопрос № 223388

Добрый день! Прошу прощения, но вынужден высказать своё мнение о неудобстве, связанным с вашей поисковой системой. Несколько дней назад задал вам вопрос (с пометкой уведомление по E-mail) но не могу найти ответа на него, уведомление не поступало. А при поиске выдается очень большое количество вопросов. Просмотреть которые займет много времени, к сожалению которым я не располагаю. Может быть имеет смысл вам ввести графу в поисковике «поиск по имени». Извините, но я задам свой вопрос снова. «Пройдя по коридору, осторожно ступая, приблизился к одним из четырёх дверей, толкнул их,… открылись.» или «Пройдя по коридору, осторожно ступая, приблизился к одной из четырёх дверей, толкнул их,… открылись.» Какое предложение является более корректным.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _приблизился к одной из четырех дверей, толкнул её. _

«Немогу» или «не могу» — как правильно писать?

Часть речи

Чтобы определить, как пишется «не могу» — раздельно или слитно, необходимо для начала разобраться с тем, с какой частью речи приходится иметь дело. Для этого рекомендуется взять пример употребления слова в предложении, после чего провести синтаксический разбор конструкции, то есть определить ее главные и второстепенные члены. После этого останется лишь задать вопрос от основного слова к зависимому и посмотреть на ту роль, которую выполняет слово.

Вот небольшое предложение, в котором находится интересующая конструкция: Неужели ты не понимаешь, что я не могу поделиться своими знаниями, поскольку мне запрещено их обсуждать. Разбор предложения важно проводить по определенной инструкции, чтобы не допустить распространенных ошибок. Особенно актуально использовать алгоритм для тех, кто обучается в средних классах школы:

  • Найти главные члены предложения, то есть подлежащее и сказуемое.
  • Задать от них вопросы ко второстепенным членам и определить зависимые слова.
  • Посмотреть на роль, которую выполняет интересующая конструкция в тексте.

В данном случае предложение сложное, поскольку состоит из трех грамматических основ: «ты не понимаешь», «я не могу поделиться» и «мне запрещено обсуждать». Однако особое внимание следует обратить лишь на вторую, поскольку именно в ней находится интересующее слово. О чем говорится в предложении? В предложении говорится обо мне. Я что не могу сделать? Не могу поделиться — перед читателем составное сказуемое.

Как известно, сказуемые бывают довольно часто выражены глаголами — частью речи, которая обозначает действие предмета. В данном случае в роли предмета выступает местоимение «я». Если кто-то спросит о том, что делает главный член, то можно ответить: «не может что-то сделать».

Сказуемое состоит из двух неразрывно связанных глаголов, начальная форма первого из которых — «мочь» — отвечает на вопрос «что делать?» Весьма непривычно, но правильно.

Если же вместо вопроса «что делать?» задать вопрос «что сделать?», то получится следующее — «смочь». Ну а во фразе «я не смогу» люди почему-то не совершают так много ошибок. Хотя казалось бы, что глаголы просто отличаются друг от друга приставкой «с», которая никак не влияет на слитное и раздельное написание конструкции с отрицательной частицей «не». Уже на этом этапе можно делать кое-какие выводы.

Правописание «не» с глаголами

Чтобы определить, как пишется слово «не могу» — вместе или раздельно, необходимо вспомнить правила, которые обычно и отвечают на все вопросы. Однако с глаголами дела обстоят довольно просто. Орфографический словарь гласит, что эта часть речи с «не» пишется раздельно во всех случаях, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются: ненавидеть, нездоровится, негодовать, недоумевать и так далее. То же самое касается и других форм, которые образованы от этих конструкций — я недоумеваю, она ненавидит, ему нездоровится, оно негодует.

Чтобы определить, может ли глагол употребляться без отрицательной частицы, достаточно просто попробовать употребить глагол без приставки. К примеру, слов «здоровится» или «годовать» попросту не существует в русском языке. В этом можно убедиться, заглянув в справочник по орфографии или просто прислушавшись к голосу интуиции. Как правило, шестое чувство не обманывает, поскольку оно основано на тех случаях, когда человек сталкивался с чем-то подобным на письме. Ну а такие необычные глаголы в текстах попадаются довольно редко.

То ли дело «немогу» — слово, которое можно часто написать с ошибкой в социальной сети, тем самым вводя собеседника в заблуждение. Иногда ситуация доходит до абсурда и люди начинают употреблять совсем уж необычные формы глагола:

И это действительно лишь самые безобидные примеры, которые можно встретить.

Казалось бы, что правило слитного и раздельного написания глагола с «не» крайне простое и забыть его невозможно. Однако именно из-за того, что многие люди попросту не могут правильно определить часть речи или видят, как их друзья ошибочно определяют слова в тексте, происходит вот такая путаница.

Кто знает, вполне возможно, в скором времени в интернете начнет обсуждаться что-то еще более абсурдное. А пока лишь остается надеяться на, что этого не произойдет.

С чего все началось

Но не могли же люди в конце концов просто взять и в один день начать писать глагол неправильно? Должны же были найтись личности, которые бы сказали, что правильно «не можется», а не «неможется». Безусловно, они были. Однако нарастающий «недуг» вокруг глагола «не могу» был куда сильнее здравого смысла. А началось все (барабанная дробь) со всеми любимых мемчиков и довольно популярного лемура, под которым красовалась надпись «ржунимагу».

Со временем это буквенная каша стала чем-то вроде хэштега, по которому люди начинали искать сообщества и видеоролики. Дошло даже до того, что кое-кто стал использовать слово в тексте.

Однако даже ученик начальных классов поймет, что это слово написано с ошибками. Вот только далеко не все люди осознавали, что сразу с двумя, а не с одной. Кто-то просто начал подписывать картинки фразой «ржу немогу», думая, что такое словосочетание является правильным. Со временем в умах тысяч людей сложился стереотип, что «немогу» — единственно правильная форма глагола.

Справедливости ради стоит отметить, что такая тенденция сохраняется до сих пор, но в значительно меньшем количестве. Хотя никто не застрахован от того, что кто-нибудь захочет выложить очередную смешную картинку со словом «ржунимагу» и все начнётся снова.

Упражнения для закрепления

Чтобы в будущем не ошибиться в слитном и раздельном написании «не» с различными частями речи, рекомендуется прямо сейчас вооружиться листком бумаги и ручкой и сделать несколько упражнений, которые помогут закрепить полученные знания. Достаточно просто выписать предложения, написав глаголы с «не» слитно или раздельно. Вот это самое упражнение:

  • У меня (не) может (не) получаться столь простая задача, ведь я готов подойти к решению вопроса со всей ответственностью.
  • (Не) заметить ошибку в тексте — вполне нормально для ученика, не стоит от этого (не) доумевать.
  • Мне сегодня (не) здоровится, поэтому отмечать день рождения я (не) пойду.
  • Я никак (не) пойму, почему вы (не) надумали себе ничего дурного, после того как узнали правду.
  • (Не) приехать, потому что (не) уметь водить — железный аргумент, (не) поспоришь.
  • Если (не) давать детям карманных денег с самого рождения, то они не будут (не) годовать по этому поводу вовсе.
  • У меня (не) имеется компьютера, через который я мог бы перевести средства, так что я физически (не) могу этого сделать.
  • Эта игра меня уже совсем (не) радует, более того, я начинаю ее (не) навидеть.

Если выполнять хотя бы по 8 таких упражнений каждый день, то уже через неделю у ученика выработается интуиция, которая будет напоминать ему, как правильно писать глаголы с «не». Само собой, в литературе можно найти и более сложные примеры, однако лучше всего начать с них, поскольку вряд ли они будут часто употреблять в тексте слова, находящиеся в старой форме.

Алгоритм для самопроверки

Чтобы наверняка быть уверенным в том, что слово с «не» написано правильно, можно воспользоваться определенной инструкцией, которой обычно руководствуются еще ученики в школах. Однако после выпуска она, конечно же, обычно забывается, после чего люди совершают банальные ошибки. Чтобы этого не происходило, рекомендуется проводить разбор интересующих конструкций по следующим пунктам:

  • Найти главные члены предложения. Но не стоит забывать о том, что далеко не всегда подлежащие и сказуемые могут быть представлены в виде одного слова. Иногда они бывают составными, поэтому важно обращать внимание на роль каждого слова в предложении и на то, можно ли опустить ту или иную конструкцию без вреда для текста.
  • Найти второстепенные члены предложения. Делать это необходимо в первую очередь для того, чтобы не ошибиться в определении главных конструкций. Ведь если какой-то из глаголов попросту «зависнет» в тексте, то можно будет поймать себя на ошибке, что он не был включен в часть составного сказуемого.
  • Задать от главного слова вопросы к второстепенным, а также посмотреть на ту роль, которую они выполняют в предложении, а также их формы, которые изменяются по родам, числам и склоняются по падежам. К примеру, глаголы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» и обозначают действие предмета, о чем можно убедиться, вчитавшись в смысл текста.
  • Попробовать убрать приставку «не» от слова. В некоторых случаях глаголы не употребляются без нее и звучат довольно глупо и непривычно. Если сделать это не удается, то слово должно писаться слитно. Во всех остальных случаях важно помнить, что «не» с глаголами пишется отдельно.

Ну и дабы закрепить все знания на практике, можно разобрать пример из предыдущего раздела, используя определенный алгоритм. Взять хотя бы последнюю конструкцию:

  • Главные члены предложения «игра не радует» и «я начинаю ненавидеть» — предложение сложное. Кроме того, второе сказуемое является составным, поскольку отделить один глагол от другого нельзя.
  • Конструкция осложнена небольшими дополнениями и даже одной вводной частью, которая выделяется на письме. Определить это довольно легко — достаточно просто задать вопрос от главных слов к зависимым.
  • Также с помощью вопроса можно определить то, что сказуемое с частицей «не» выражено именно глаголом, поскольку оно отвечает на вопрос «что делать?» — начинаю ненавидеть.
  • Глагол «радует» может употребляться без отрицательной частицы «не». А вот слова «навидеть» в русском языке попросту не существует.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первый глагол пишется с «не» раздельно, а второй — вместе. Выполняя упражнения согласно этому алгоритму, можно научиться выполнять подобные задания без ошибок.

Интуитивный подход

Помнят ли профессиональные писатели правила, которым их учили еще в школьные годы? Возможно, некоторые и помнят. Однако большинство все-таки позабыло слова, сказанные в учебниках по русскому языку. Как же они продолжают писать огромные тексты без единой ошибки? Все дело в интуиции, которая выработана настолько сильно, что подсказывает человеку, как правильно писать те или иные слова, даже не задумываясь о том, почему так, а не иначе.

Чтобы научиться подобному навыку, придется разобрать довольно много примеров с употреблением глаголов на письме. Кроме того, рекомендуется больше читать и стараться разобрать каждое предложение по описанному ранее алгоритму. Сначала могут возникать вопросы и сомнения, но со временем мозг начнет запоминать важные данные и человек обзаведется так называемой интуицией.

Таким образом, вопрос о том, как правильно пишется «не могу», является очень многогранным, но в то же время крайне простым. Люди стали совершать ошибку в написании глагола по собственной неосмотрительности. Возможно, свою роль также сыграл и стадный инстинкт. Как бы то ни было, человек, который любит русский язык и хочет писать грамотно, не должен совершать таких банальных ошибок. Особенно это касается тех, кто планирует связать в дальнейшем свою жизнь с писательством, в котором умение писать слова правильно ценится гораздо выше, чем знание различных правил.


источники:

http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0

http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/nemogu-ili-ne-mogu.html