Сакко и ванцетти как правильно ударение

Фонетический разбор «сакко и ванцетти»

Фонетический разбор «сакко»:

«Сакко»

Характеристики звуков

Фонетический разбор «ванцетти»:

«Ванцетти»

Характеристики звуков

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор «сакко и ванцетти»

Фонетический разбор «сакко и ванцетти»

Значение «сакко и ванцетти»

Карточка «сакко и ванцетти»

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Сакко и Ванцетти: кто эти люди?

Громкое дело Сакко и Ванцетти. Кто это такие? Кто эти люди? И почему они вошли в историю печальным образом?

Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти – рабочие итальянского происхождения, которые проживали в США на момент событий. Известны как участники движения за права рабочих.

В общих чертах

Никола Сакко приехал в США, когда ему было 17 лет. Долгое время он работал на фабрике по производству обуви в качестве закройщика. Бартоломео Ванцетти родился в крестьянской семье и оказался в США в 13 лет. Первое время он работал в булочных мальчиком на побегушках, а потом нанимался в каменоломни чернорабочим. После этого в основном был занят продажей рыбы, но как таковой работы у него не было.

И Сакко, и Ванцетти получили известность на всю Америку в 1920 году, когда их обвинили в убийстве охранников и кассира на фабрике обуви в городе Саут-Брейнтри.

Судебные процессы по обвинению проходили в Плимуте – американском городе в штате Массачусетс. Решение было принято судом присяжных. У обвинения были слабые доказательства, да и некоторые показания явно указывали на непричастность обвиняемых к делу, но вердикт вынесен – оба виновны и приговорены к смертной казни.

Все ходатайства, которые подавали в суд, отклонялись, а само исполнение казни осуществили 23 августа 1927 года – их обоих казнили на электрическом стуле.

Долгое время спустя после казни многие пытались добиться того, чтобы дело двух осужденных рабочих пересмотрели. Эта история получила такой широкий резонанс, что в мире образ Сакко и Ванцетти стали использовать как нелепый символ беззакония.

Только в 1977 году Майкл Дукакис, будучи губернатором Массачусетса, выступил с официальным заявлением – Сакко и Ванцетти осудили несправедливо.

Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти. Источник – writing.upenn.edu

До ареста

С 1917 по 1920 года в США шли бесконечные забастовки. Политики настаивали, чтобы полиция проявляла жестокость для подавления рабочих движений. Именно так и задержали 38-летнего итальянца Андреа Сальседо .

Разгоняя очередной митинг, полиция схватила мужчину, а уже через несколько дней у полицейского участка лежал труп Сальседо. Очевидцы выдвигали разные версии, по одной из которых полицейские столкнули мужчину с седьмого этажа здания. По другой версии Андреа Сальседо выбросился сам, так как уже не мог терпеть издевательств над собой.

Рабочие возмутились еще больше. Чтобы выяснить причины смерти простого работяги, Сакко и Ванцетти принялись расследовать дело. Они пытались найти доказательства причастности полицейских к смерти Сальседо, чтобы подтвердить, что те замучили его по указке властей, в том числе, по приказу губернатора Фуллера .

В мае 1920 года в Бостоне планировался митинг, где Ванцетти должен был разоблачить полицию и подтвердить причастность властей к смерти Сальседо. Но его и Сакко схватили и арестовали на основании подозрений в убийстве.

В каких преступлениях обвиняли рабочих

Первый эпизод

24 декабря 1919 года. По небольшому массачусетскому городку Бриджуотеру ехал грузовик, который вел Эрл Грейвс. Рядом с ним сидел Бенджамин Боуль, а в кузове расположился Альфред Кокс.

Все трое работали на фабрике обуви и везли туда зарплату рабочим. Вдруг на дороге появился автомобиль, окна у него были плотно зашторены. Машина остановилась, выскочили трое с карабином и пистолетами. У одного из них были усы и черное пальто.

После непродолжительной перестрелки нападавшие скрылись. Шофер Грейвс видел их достаточно близко и заявил, что это точно были итальянцы. Марка авто никому не запомнилась – то ли «хадсон», то ли «бьюик». Шеф полиции Стюарт как раз вспомнил, что за месяц до этого недалеко от места перестрелки угнали «бьюик», так что это могло быть и не совпадением вовсе.

А еще у шефа был тайный осведомитель, который подтвердил – покушение произвели итальянцы, которые скрывались в развалившемся дома поодаль от Бриджуотера. Согласно теории, нападавшие могли оставить именно там «бьюик» и вернуться в город уже на трамвае.

Второй эпизод

15 апреля 1920 года. Саут-Брейнтри. Обувная фабрика Слейтера и Морриля. 3 часа дня. На здешнего кассира напали и отобрали металлический чемоданчик. Их было двое – они забрали деньги и уехали восвояси, направившись к железнодорожному переезду.

На их беду смотритель опустил шлагбаум, дожидаясь поезда, но как только автомобиль с нападавшими подъехал, оттуда показался некто с пистолетом и прикрикнул смотрителю, чтобы тот быстро поднимал шлагбаум. Машина проехала и направилась в сторону Броктона.

Именно это нападение использовали для обвинения Сакко и Ванцетти.

Как проходил суд

Полиция усердно допрашивала 50 человек. Свидетели говорили разное: то машина черная, то зеленая; то грязная, то чистая. Иногда говорили, что машин было больше, чем одна. Иногда описания бандитов кардинально расходились: свидетелям виделись то брюнеты, то блондины, то в шляпах, то без них.

Из показаний полицейские пришли к выводу, что всего было 5 нападавших, из которых трое ожидали в машине, а двое выполняли всю работу. Поскольку многие указывали на итальянцев, полиция рассматривала в первую очередь именно их. Так и арестовали анархистов и участников рабочего движения Сакко и Ванцетти.

Обыск привел к тому, что у Сакко нашли пистолет, а у Ванцетти – пули 32-го калибра. При задержании оба солгали, что у них нет оружия и именно это им потом сильно подпортит репутацию на суде. Тем временем, на момент ареста полиция имела на Сакко и Ванцетти совсем немного – только это оружие и пули.

Арестованные и закованные в наручники Ванцетти и Сакко. 1923 год. Источник Boston Public Library. Неизвестный автор.

По первому эпизоду привлекли Ванцетти. Суд состоялся 22 июня 1920 года в Примуте. Судья Тэйер вел процесс, а обвинением руководил прокурор Кацман.

Свидетели противоречили друг другу и наговаривали на подозреваемого. Например, некая свидетельница утверждала, что именно Ванцетти был за рулем, хотя на самом деле водить он не умел. Один из потерпевших рассказывал про одну марку авто, а потом говорил про другую.

Был некий торговец газетами, который распознал в Ванцетти особую иностранную манеру бегать, но в чем именно она проявлялась, так и не смог сказать.

Судья счел достаточно убедительным доказательство того, что рядом с найденным автомобилем, который обнаружили полицейские в лесу, в канаве лежали револьверные гильзы. Они были того же калибра, что и пули Ванцетти. Не было никаких доказательств того, что эти гильзы имели отношение к делу, но значения это не возымело.

Кроме того, сам Ванцетти представил алиби, а оно оказалось ложным. И когда он снова представил новое алиби, ему уже никто не поверил.

По словам прокурора, мотив преступления – добыча денег для организации беспорядков в городе. Ванцетти дали 14 лет.

Чтобы вызволить Бартоломео Ванцетти, его друзья наняли адвоката Фреда Мура . Благодаря именно этому адвокату, дело было так хорошо освещено и стало по-настоящему громким. И с его руки обвинения Сакко во втором эпизоде тоже стали известными в общенациональном масштабе.

Фред Мур делал упор на то, что прямые улики отсутствуют, а суд отказывается учитывать показания соотечественников подсудимого. В итоге Ванцетти в глазах общественности стал жертвой полицейского самоуправства и предубежденного отношения к мигрантам. Газеты пестрили снимками Ванцетти на скамье подсудимых, а улицы собирали митинги в его поддержку.

Второй эпизод начали рассматривать 31 мая 1921 года, вплоть до лета – 14 июля. Прокурор и судья те же. Процесс шел по такому же сценарию – спутавшиеся показания, отсутствие доказательной базы, а то, что говорили на первом процессе тут же переиначивалось для второго.

Сакко уличили во лжесвидетельствовании – сначала он говорил, что был на работе, а потом выяснилось, что это не так. И несмотря на то, что потом нашлись свидетели, подтвердившие, что Сакко был в консульстве, чтобы оформить документы, никто это не учел.

Многие также подтверждали, что и Ванцетти был далек от места преступления – он торговал рыбой и люди, покупавшие у него, это доказывали. Алиби было железным, но то, что все они оказались анархистами и итальянцами, лишало их слова какого-либо веса.

Решающий довод в пользу обвинения подсудимых – пули, оружие и гильзы в канаве. Полиция не смогла доказать, что стреляли именно из этого оружия, но это тоже не учитывалось.

Дело рассматривали 6 недель и наконец вынесли приговор – смертная казнь обоим.

После вынесения приговора

То, что приговор был явно неправосудным, стало очевидным для всех. Настолько, чтобы вызвать резонанс в Штатах и по всему миру. Чтобы защитить осужденных, устраивали комитеты, требовали пересмотреть дело, искали новых свидетелей.

Объявился даже некий Селестино Мадейрос , которого задержали по другому делу, а он признался, что был замешан в деле в Саут-Брейнтри и подтвердил, что ни Сакко, ни Ванцетти не было там. Но в пересмотре все равно отказали.

Наконец, защита обратилась в Верховный суд США, чтобы отстранить судью Тэйра. Прошение отклонили 5 апреля.

Демонстрации и мятежи проходили в Бостоне, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Осло, Копенгагене, Санта-Фе, Мехико, Москве, Йоханнесбурге, Монтевидео. Сотни тысяч телеграмм отправляли губернатору Фуллеру, который мог отменить приговор для этих двух рабочих. Среди отправлявших телеграммы был даже Эйнштейн, а еще экономист Хансен. Взбунтовавшиеся брали тюрьму Чарльстоуна штурмом. Взрывали бомбы. Папа римский Пий XI призывал к помилованию, а отец Сакко даже умолял о помощи Муссолини.

Акция протеста в Лондоне, 1921 г. Источник: Public Domain

Все было тщетно. Ночью, с 22 на 23 августа 1927 года Сакко, Ванцетти и Мадейроса казнили на электрическом стуле.

Как проходила казнь

22 августа к Сакко пустили попрощаться жену, за несколько дней до этого он попрощался с сыном, увидев его на несколько часов. К Ванцетти допустили сестру Луидзе, которая приехала из Италии.

Первым казнили Сакко. Это произошло в 00:19 23 августа. Его последними словами были:

Ванцетти попал на стул в 00:26 со словами:

После их казни комитет по спасению опубликовал их письмо прощания:

Ванцетти также адресовал письмо для сына Сакко – Данте. Он писал мальчику:

Похороны знаменитых рабочих состоялись 28 августа 1927 года в Бостоне, в одном из рабочих кварталов. Никто из владельцев публичных помещений не решился предоставить площадь для траурного митинга, поэтому процессия прошла под открытым небом. Попрощаться пришли тысячи людей. Прах Сакко оставили в Бостоне, а прах Ванцетти отправили на следующий день в Нью-Йорк.

Секретаря комитета защиты по делу Сакко и Ванцетти приговорили к 1 году тюремного заключения за речь, которую он произнес над прахом во время похорон.

29 августа в рабочем квартале в Нью-Йорке выставили посмертные маски казненных и их фото. Тысячи рабочих пришли к почетному караулу.

Как позже исследовали обстоятельства дела

Вопрос законности и обоснованности обвинительного приговора был актуален много лет после. Несмотря на то, были ли виновны Сакко и Ванцетти, суд не смог доказать их виновность должным образом.

Расследованием вплотную занялся Френсис Рассел – американский писатель. Он досконально и с особой скрупулезностью изучил дело рабочих прежде, чем написать о них книгу. Рассел пришел к выводу, что Ванцетти точно не был виновен, а вот причастность Сакко была возможна.

Лидер итальянских анархистов Карло Треска как-то сказал, что Сакко был виновен, но не Ванцетти.

В 1961 году провели экспертизу пуль, которые были на месте преступления. По итогам экспертизы выяснилось, что один из кассиров в Саут-Брейнтри был убит из пистолета, который полицейские изъяли у Сакко. Подмену оружия по сей день считают маловероятной.

Френсису Расселу также удалось выяснить, что в период второго процесса защита просила о том, чтобы разделить дела двух рабочих. В этом случае Ванцетти можно было бы оправдать, но он сам отказался от такого разделения, сказав, что не бросит друга в беде.

Прошло 50 лет с тех пор, как состоялась казнь. В тот же день, 23 августа, но уже 1977 года губернатор Майкл Дукакис выступил с официальным заявлением, сказав, что Сакко и Ванцетти прошли через несправедливый суд и их имена нужно очистить от позора. Всех, кто выступал на стороне обвинения, губернатор назвал предубежденными к иностранцам. С тех пор 23 августа объявлен Днем памяти Сакко и Ванцетти.

Постер к фильму о Сакко и Ванцетти 1971 года

Еще один американский писатель-социалист Эптон Синклер интересовался этим делом и поддерживал Сакко и Ванцетти. Он осветил свое видение в романе «Бостон». Там он счел обвинения правительства подставными, а само дело окрашенным в политический контекст. Тем не менее, пока он писал роман, его отношение к происходящему менялось.

В частности, Синклер утверждает, что общался тет-а-тет с адвокатом обвиняемых Фредом Муром и тот признался ему, что сфабриковал для них алиби, а они сами действительно виновны. Тут же Синклер телеграфировал издателю, что отказывается писать роман, но по пути домой передумал – противоречия все еще оставались, например, сами обвиняемые никогда не признавались Фреду Муру в вооруженном нападении и убийстве. К тому же, адвокат не внушал особого доверия писателю – Фред Мур был известен своим пристрастием к наркотикам. Сомнения как «за», так и «против» обвиняемых у писателя остались до последнего.

Теперь вы знаете, кто это такие – Сакко и Ванцетти и откуда эти люди. Как видите, история утаивает от нас много информации, которую мы никогда не узнаем наверняка. Налет политических козней и борьба капитализма с социализмом смешались с дискриминацией новых мигрантов в США начала XX века.

Сакко и ванцетти как правильно ударение

Двое итальянцев обвинялись в убийстве кассира и двух охранников обувной фабрики в г. Саус-Брейнтри. За что впоследствии были казнены. Они обвинялись в том, что в 1919 году в г. Бриджуотер совершили нападение на грузовик, который вез зарплату на обувную фабрику Альфред Кокс, а также в том, что совершили подобное преступление в 1920 году, убив при этом бухгалтера и охранника. Главным доказательством следствия являлось то, что Сакко и Ванцетти нужны были деньги для проведения политической кампании группой анархистов, к которой принадлежали двое обвиняемых. Как и многие левые радикалы, Сакко и Ванцетти были против Первой мировой войны. Они приняли участие в митингах и в 1917 году, когда Соединенные Штаты вступили в войну, они бежали в Мексику вместе с тем, чтобы избежать призыва в армию Соединенных Штатов. Когда война кончилась, Сакко и Ванцетти вернулись в Соединенные Штаты. Факт уклонения от призыва также упоминался в ходе расследования. Процесс длился довольно долго – 7 недель. Было опрошено около 50 человек. Даже несмотря на то, что были предъявлены доказательства невиновности итальянцев, суд не принял их, ссылаясь на то, что эти доказательства были фальсифицированы итальянскими иммигрантами. Судебный процесс был тяжелым испытанием для них, поскольку плохое знание английского языка также давало о себе знать. 14 июля 1921 года оба мужчины были признаны виновными в убийстве первой степени и приговорены к смертной казне на электрическом стуле. Дело получило большую огласку, вследствие чего прошло много митингов и выступлений по всему миру.

В 1925 году португальский иммигрант Селестино Мадейрос признался, что тоже был в банде, ограбившей грузовик. Также он назвал еще четырех человек, принимавших участие в данном нападении. Тем не менее, следствие не было возобновлено. Среди активистов движения в защиту обвиняемых были такие видные фигуры как Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Бертран Рассел, Джон Дос Пассос и многие другие. К лету 1927 года было ясно, что дело Сакко и Ванцетти закрыто и не будет возобновлено расследование, а следовательно – итальянцы будут однозначно казнены. За несколько дней до казни, Ванцетти сказал журналистам фразу, которая вошла в историю: «Если бы не случилось то, что случилось, я бы умер незаметным, никому неизвестным, неудачником. Но теперь мы не неудачники. Это наше дело, это наш триумф. Мы никогда и не мечтали сделать столь много во имя терпимости, справедливости, для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. Наши слова, наши жизни, наша боль — все это ничто! А вот лиши нас жизни, жизни доброго обувщика и разносчика рыбы — это все! Это последнее мгновение принадлежит нам — его агония и есть наша победа». 23 августа 1927 года, в день исполнения смертного приговора более 250000 человек приняли участие в молчаливой демонстрации в Бостоне, в знак протеста. Спустя 50 лет, 23 августа 1977 года, Майкл Дукакис – губернатор Массачусетса признал Сакко и Ванцетти невиновными.

Позднейшие исследования обстоятельств дела писателем Френсисом Расселом признали, что Сакко мог быть причастен к преступлению, приведя как доказательство слова итальянских анархистов о том, что Сакко – виновен, а Ванцетти – нет. Позднее, была проведена экспертиза, которая подтвердила данное предположение, поскольку пули с места происшествия были выпущены из того же пистолета, который был изъят у Сакко, хотя вариант подмены оружия полицией тоже вероятен. Также Рассел установил, что была возможность разделить дела обвиняемых, что дало бы больше шансов Ванцетти для оправдания. Тем не менее, Ванцетти отказался.

Данное судебное дело было одним из самых несправедливых и неправосудных. Суд использовал специально отобранных присяжных, лжесвидетели и подкупленные эксперты приговорили невинных людей к смерти. Тем не менее, это дало толчок к международному бунту против несправедливости. В США 23 августа принято считать «днем памяти Ванцетти и Сакко», его отмечают в память убийства двух невиновных людей, несправедливости судей и во имя дела борьбы с этой самой несправедливостью.


источники:

http://istoria-mira.ru/lichnosti/sakko-i-vancetti/

http://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/177-sakko-i-vantsetti