Сегодня очень прекрасный день лексическая ошибка

Задание №6 ЕГЭ по русскому языку 2020 (теория и практика)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Мини-сборник необходимой теории и практики для подготовки выполнения задания №6 ЕГЭ по русскому языку на тему «Лексические нормы русского языка».

Скачать:

ВложениеРазмер
zadanie_6_ege._teoriya_i_praktika.docx29.6 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ЕГЭ 2020, Лексические нормы русского языка, задание №6

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость . Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб , черствый человек , но не черствый тор т или черствый друг . Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать значение развитию спорта.

Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

  1. Такой, который трудно сломать, разбить ( крепкая ткань, веревка ).
  2. Сильный духом, непоколебимый ( крепкий духом старик ).
  3. Здоровый, сильный ( крепкий организм ).
  4. Надежный ( крепкая дружба, любовь ).
  5. Достигающий сильной степени ( крепкий мороз, ветер ).
  6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий ( крепкий чай, табак ).
  7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть . Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность . Но невозможно сочетание крепкая жара . Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо . Это один из видов тропов – оксюморон.

2. Смешение паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению ( останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга ( иллюстрированный и иллюстративный . Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал ) .

  1. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении). Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана

Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

Многословие.

В речи встречаются различные виды многословия .

  1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица»).

Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм). Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

  1. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу . Хоккеисты предприняли ответную контратаку. ( Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

  1. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).
  2. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. ). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

– немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания ( В кабинете висели портреты >русские писатели ).

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

  • слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня
  • одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников
  • разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню
  • несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на

которой написали, за что его повесили . причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу

« Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь » можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

1.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.

5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В своей диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

«Дальнейшее совместное сотрудничество наших стран будет развиваться», ─ сказал на встрече президент.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Он хорошо разбирался в тонких нюансах промышленного строительства.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Промышленная индустрия развивается всё стремительнее — наш город превращается в крупный экономический центр.

12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В такой благоприятной среде могли возникать различные всевозможные микроорганизмы.

13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Петька стал бойко рассказывать вслух, как ему удалось поймать щуку размером с него самого.

14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.

15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Миновали те грустные времена, когда поиск нужного слова сопровождался длительной работой с огромными объемами сведений, информации.

Лексические нормы русского языка

Презентация сопровождает урок повторения лексических норм русского языка. Напрывлена на подготовку к выполнению тестовой части ЕГЭ по русскому языку. Содержит примеры для анализа и самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы русского языка»

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Константин Георгиевич Паустовский – писатель

Спишите, расставьте ударение в словах:

Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать,

каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать,

звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный

Премиров а ть гр а ждане, гражданство, доб ы ча, балов а ть,

катал о г, ход а тайство, крас и вее, ср е дствами, коп и ровать,

звон я т, гр у шевый, т о рты, ч е рпать, эксп е рт, доц е нт, прад е довский,, развит о й, возрастн о й, великов о зрастный

Орфоэпические (произносительные) нормы связаны со звуковой стороной литературной речи, ее произношением.

Орфографические нормы связаны с правильным написанием слов.

Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания

Лексические нормы – это правила использования слов в соответствии с их значением и особенностями лексической сочетаемости. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.

Фразеологические нормы регулируют употребление фразеогизмов в соотвествии с их значением

Словообразовательные нормы требуют соблюдения правил сочетания морфем и образования слов в соответствии с законами языка.

Грамматические нормы связаны с использованием морфологических форм разных частей речи (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы)

Стилистические нормы регулируют употребление речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения в зависимости от контекста и речевой ситуации

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ .

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ .

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов.

В читальный зал в одежде не входить!

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова « ИОНЫЧ » РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ .

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова « Ионыч » говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял ПИДЖАК , засучил рукава и принялся за работу.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту , что ЕГО предположение оказалось правильным.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

ПРИМЕРЫ С РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ

1.С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.

2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе.

3.Трилогия Ю.Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции.

4.На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда.

5.Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет.

6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.

7.Магазин «Богатырь» я обошел быстро.

8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

  • Сегодня выдался очень прекрасный день.
  • Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей.
  • На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности.
  • У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля.
  • Прейскурант цен вывешен на доске.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный — ароматический, банковый — банковский, встать — стать, значение – значимость, оплатить — уплатить, освоить — усвоить; эскалатор — экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

2. Тавтология и плеоназм.

Тавтология — повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм — многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово — народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

3. Речевая недостаточность

Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово «себя»).

4. Нарушение лексической сочетаемости , например, можно сказать — «неминуемый крах», но нельзя – «неминуемый успех», можно сказать – «ближайшее будущее», но нельзя – » ближайшее прошлое».

5. Нарушение единства стиля

Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.

1) играет значение — имеет значение

2) имеет роль — играет роль

3) львиная часть — львиная доля, большая часть

4) приподнять занавес над этой историей — приподнять завесу

5) проходит красной линией — проходит красной нитью

6) качество желает много лучшего — оставляет желать много лучшего

7) пускать туман в глаза — напустить туману, пускать пыль в глаза

8) показывать образец другим — показывать пример, служить образцом

9) поднять тост — поднять бокал, провозгласить тост

10) тратить нервы — тратить силы, трепать нервы, портить нервы

11) одержать успехи — одержать победу, добиться успехов

12) пока суть да дело — пока суд да дело

13) скрипя сердцем — скрепя сердце

14) придавать внимание — придавать значение, уделять внимание

15) производить воздействие — производить действие, оказывать воздействие

16) внушать сомнения — внушать опасения, вызывать сомнение

17) заслужить известность — добиться известности

18) имеет интерес для нас — имеет значение, представляет интерес

19) уморил червячка – заморил червячка

20) чаша терпения лопнула — переполнить чашу терпения, терпение лопнуло

1) играет значение — имеет значение

2) имеет роль — играет роль

3) львиная часть — львиная доля, большая часть

4) приподнять занавес над этой историей — приподнять завесу

5) проходит красной линией — проходит красной нитью

6) качество желает много лучшего — оставляет желать много лучшего

7) пускать туман в глаза — напустить туману, пускать пыль в глаза

8) показывать образец другим — показывать пример, служить образцом

9) поднять тост — поднять бокал, провозгласить тост

10) тратить нервы — тратить силы, трепать нервы, портить нервы

11) одержать успехи — одержать победу, добиться успехов

12) пока суть да дело — пока суд да дело

13) скрипя сердцем — скрепя сердце

14) придавать внимание — придавать значение, уделять внимание

15) производить воздействие — производить действие, оказывать воздействие

16) внушать сомнения — внушать опасения, вызывать сомнение

17) заслужить известность — добиться известности

18) имеет интерес для нас — имеет значение, представляет интерес

19) уморил червячка – заморил червячка

20) чаша терпения лопнула — переполнить чашу терпения, терпение лопнуло

Объясните, за счёт чего создаётся комический эффект в предложениях приведённых ниже.

1. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.

2. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю.

3. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребёнка копию снять!

4. Капитанша рассказала, что Швабрин был переведён сюда за самоубийство.

5. Старинные часы она заложила в амбар.

6. — Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего о нем о его благе, а потом уже — о другом.

7. Тренер получил от команды прекрасный подарок пять голов!

8. Одно из самых сильных впечатлений детства экскаватор в московском метро.

9. У гроба умирающего поэта студенты поклялись сохранять верность идеалам свободы и справедливости.

Упражнение 2 Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию.

1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом.

2. Лес — это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого.

3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение.

4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.

5. Гостям города были вручены памятные сувениры.

6. На предприятии нет свободных вакансий.

7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция.

8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания.

9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини.

10. Через неделю состоится первая премьера оперы.

11. Выпускники училища трудоустроены на работу.

Укажите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Сын его работал подпольщиком.

2. Нужно учиться строить предложения так, чтобы мысль была выражена полно, точно и благозвучно.

3. Надо было возводить разрушенное хозяйство.

4. В марте завод принял три десятка рабочих.

5. Дождливая осень. Без устали моросит мелкий дождь.

6. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности

7. После войны произошёл Варшавский договор.

8 Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время.

9. Единогласно все воскликнули: «Давно пора!»

РУСТЬЮТОРС

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2022. Лексическая ошибка. Теория и практика

Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Содержание:

↑ Формулировка задания

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.

Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)

↑ Алгоритм выполнения задания 6

↑ Теория. Типы речевых ошибок.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки).Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

↑ Плеоназм

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

↑ Тавтология

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

↑ Нарушение лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.

↑ Ошибки в употреблении фразеологизмов

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело . ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

↑ Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

↑ Алогизмы

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

↑ Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.


источники:

http://multiurok.ru/files/leksicheskie-normy-russkogo-iazyka.html

http://rustutors.ru/egeteoriya/1139-zadanie-6.html