Шарль луи де секонда барон де монтескье ударение

Словари

Монтескьё Шарль Луи (Montesquieu) (1689-1755), французский просветитель, правовед, философ, писатель. В основном сочинении «О духе законов» (1748), обосновывая различные формы государственного устройства и общественной жизни, исходя из природных (географических и климатических) условий, вслед за Дж. Локком отстаивал принцип разделения властей. Сторонник конституционной монархии по английскому образцу. Выступал против абсолютизма. Автор сатирических произведений («Персидские письма», 1721, и др.).

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи — МОНТЕСКЬЕ́ (Montesquieu) Шарль Луи (1689-1755), французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ). Основные сочинения: «Персидские письма» (1721), «О Духе законов» (1748).

МОНТЕСКЬЕ́ (Montesquieu) Шарль Луи Секонда, барон де Ла Бред (18 января 1689, замок Ла Бред близ Бордо — 10 февраля 1755, Париж), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 вв.

Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15 в. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-05), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 стал адвокатом, в 1714 — советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После смерти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 женился на Жанне де Латирг, в браке с которой имел троих детей.

«Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук — «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.

В 1721 Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. В уста героев «Персидских писем» — Узбека и Рики — Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие.

Шумная литературная слава привлекла Монтескье в столицу. С трудом сложив с себя судейские обязанности и полномочия президента Академии Бордо, он в 1726 перебрался в Париж, периодически наезжая к семье в Бордо и Ла Бред. Он любил столичные салоны за изысканную светскость и ненавидел Версаль за чопорность. В 1728 стал членом Французской Академии, а позднее был избран в Лондонскую и Берлинскую Академии. Из-под его пера выходили как «литературные безделушки», так и сочинения на политико-правовые темы: «Размышления о богатствах Испании»» (1724), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и др.; постепенно созревал замысел обширного трактата по вопросам права.

В 1728-31 Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы — Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление, а деятельность парламента породила уважение к конституционному правлению.

В конце 1748 в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг «Духа законов» шла оживленнейшая полемика.

Книга поразила современников своим стилем: в отличие от авторов тяжеловесных и догматичных трактатов по вопросам права, Монтескье не предлагал никаких готовых схем. Его сочинение приглашало читателя на живописные и «экзотические» прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы (см. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА) в социологии.

Важное место в книге занимала теория форм власти. Предлагая читателям трехчастную схему — «республика-монархия-деспотия», автор не брал на себя роль апологета или судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Поэтому каждое поколение читателей истолковывало «Дух законов» по-своему. Французские парламенты нашли в книге обоснование абсолютной власти короля «посредствующими властями» — привилегированными сословиями, многих привлекла нарисованная Монтескье картина «английской конституции», изложенная им локковская теория «разделения властей» (законодательной, исполнительной и судебной). Наконец, высокая оценка демократии способствовала развитию республиканских идей во Франции и за ее пределами. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований определяют историческое значение «Духа законов» в формировании современной политической культуры.

Последние годы. Смерть

Последние годы Монтескье провел, совершенствуя текст «Духа законов» и «Персидских писем». К концу его жизни полемика вокруг них почти угасла. В 1753 он написал свое последнее произведение «Опыт о вкусе», опубликованное (в 1757) в 7 томе «Энциклопедии». Умер от воспаления легких и погребен в церкви Сен-Сюльпис (могила не сохранилась). Похороны были на редкость скромными: лишь Дидро (см. ДИДРО Дени) сопровождал его гроб.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (Charles-Louis de Secondat, baron de La Brde et de Montesquieu)

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ

(1689-1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. Родился в замке Лабред близ Бордо 18 января 1689 в семье Жака де Секонда, барона де Лабред. Получил образование в коллеже ораторианцев в Жюйи близ Парижа, а затем, как и приличествовало выходцу из парламентского «дворянства мантии», начал изучать право в Бордоском университете и стал адвокатом в 1708. После смерти отца в 1713 Монтескье, известный до этого как де Лабред, получил пост советника (или судьи) в парламенте Бордо. Вскоре он женился, был избран членом Бордоской академии и после смерти дяди в 1716 получил титул барона де Монтескье и наследственный пост заместителя председателя парламента Бордо (до революции парламентом во Франции назывался высший судебный, а не законодательный, как в Англии, орган). Монтескье, однако, мало интересовала карьера профессионального юриста. Позднее он заметил, что его занимали идеи, стоявшие за существующими законами, медленное развитие социальных институтов и принципы права. Поэтому десять лет спустя, в 1726, он с радостью продал свою должность, что вполне соответствовало принятым в то время обычаям. В молодости Монтескье занимался естественнонаучными экспериментами и представил их результаты в Бордоскую академию. Среди них были наблюдения за сокращением тканей животных при охлаждении и их расширением при нагревании. Позднее эти эксперименты легли в основу заключений философа о глубоком влиянии климата на человека и, следовательно, на общественные институты. Завоевав симпатии широкой читающей публики в 1721 живой сатирой на французское общество — Персидскими письмами (Les Lettres persanes), в 1728 Монтескье был избран членом Французской академии (после некоторых колебаний академиков). В том же году он отправился в путешествие по Австрии, Италии, небольшим германским княжествам вдоль Рейна, Голландии. Большое значение имело его пребывание в течение полутора лет в Англии. Здесь он посещал сессии палаты общин, наблюдая с радостным удивлением открытую критику правительственной политики, которая была разрешена оппозиционным партиям в парламенте и газетах. Такая свобода была невозможна при абсолютной монархии в его родной Франции, как и почти везде в мире в то время. Вся жизнь Монтескье была посвящена почти целиком чтению, размышлениям и медленной, тщательной работе над своими сочинениями. В огромной библиотеке в Лабреде он изо дня в день сидел перед камином, читая или медленно диктуя секретарю. Обладая замкнутым характером, позволяя себе открытость лишь среди друзей, Монтескье иногда появлялся в парижских салонах, стоя в стороне и наблюдая за разнообразием человеческих типов. Истощенный многолетними исследованиями и сочинительством, почти слепой от катаракты, однако завоевавший славу и закончивший свой великий труд, Монтескье умер в Париже 10 февраля 1755. Персидские письма были опубликованы в 1721. В них использован взял восточный антураж, который Монтескье позаимствовал из изданного незадолого перед тем перевода Антуаном Галланом Тысячи и одной ночи и из описаний путешествий по Ближнему Востоку Ж.Тавернье и Ж.Шардена. Развлечения сиамца в Париже Ч.Дюфрена привлекли внимание философа к ценному литературному приему — «наблюдениям иностранца». Однако Монтескье превзошел всех своих предшественников. «Напишите мне что-нибудь вроде Персидских писем», взывал некий парижский издатель к молодым авторам. Несмотря на все попытки имитации работы Монтескье, появление Турецких писем, Перувианских писем, Ирокезских писем не имело того успеха, который имели Персидские письма. В своих письмах персидский путешественник описывает разнообразные глупости и недостатки, а также более серьезные политические и религиозные злоупотребления во Франции 18 в. Чужеземцы поражаются тому, что французам представляется естественным порядком вещей. Зачастую остроумие и ирония Монтескье превращаются в злую сатиру. Он уже научился писать в характерной энергичной и лаконичной манере. «Дворянство дают только за сидение в кресле», — пишет перс Рика, издеваясь над модным бездельем европейской аристократии (Письмо 78). «Великий аристократ — это человек, лицезрящий короля, разговаривающий с его министрами, а также имеющий предков, долги и пенсии», — пишет Узбек (Письмо 88). В Персидских письмах нападкам подвергаются также религиозные войны, инквизиция, папа римский, абсолютная монархия Людовика XIV и фиаско, которое потерпел Джон Лоу в проведении т.н. плана Миссисипи. Монтескье, заметил Вольтер, «сам мыслит и заставляет мыслить других». Размышления о причинах величия и падения римлян (Considrations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur dcadence, 1734, исправленное издание в 1748) — небольшая, но очень важная для творчества Монтескье книга. Ключевым словом в ее длинном названии является «причины». Почему Рим возвысился, почему он в конечном итоге пал? Исторические события имеют свои причины, и изучая их, мы достигнем мудрости, которая позволит избежать ошибок, совершенных в прошлом. О духе законов (De l’esprit des lois, 1748) — труд всей жизни Монтескье, результат более чем двадцати лет чтения, размышлений и неторопливой, тщательной литературной работы. Благодаря этой книге политическая и социальная наука получила художественную форму и стала доступной широкой публике. Что такое законы? «Законы, — утверждает автор в самом начале книги, — в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Таким образом, эти отношения внутренне присущи вещам. Их можно найти и исследовать. Они зависят от типа правления, будь то тирания, монархия или демократия. Они различаются в зависимости от физических особенностей страны, ее холодного, теплого или умеренного климата, размера, характера рельефа — равнинного или гористого, религии, количества населения, манер, норм морали и обычаев ее обитателей. Таким образом, представление об «относительности» человеческих верований и институтов имеет фундаментальное значение для мировоззрения Монтескье. Это подход, согласно которому мир не отличается единообразием. Родная страна не всегда права. Из этого акцента на «относительности» следовали космополитические выводы. Среди любимых идей Монтескье также был принцип разделения власти — законодательной, исполнительной и судебной, который он увидел в действии в Англии. В анализе системы разделения власти и использования принципа балансов и противовесов в правлении Монтескье занимал более ясную и определенную позицию, чем Дж.Локк. В отличие от Локка, он не поддерживал идею о верховенстве законодательной власти. Книга О духе законов попала в «Индекс запрещенных книг» в 1751. Годом раньше вышла блестящая работа Монтескье В защиту «Духа законов» (Dfense de l’Esprit des lois). Персидские письма, признавал итальянский правовед Ч.Беккариа, оказали значительное влияние на его трактат О преступлениях и наказаниях (1764), в котором он выступал против пыток и призывал к более гуманной процедуре судебного разбирательства. Письма несомненно повлияли на форму некоторых изречений Вольтера в Кандиде и других работах. Разумеется, они оказали огромное воздействие на широкую читающую публику. И сегодня они читаются с удовольствием и не без пользы. Размышления о римлянах вдохновили великого английского историка Эдуарда Гиббона на написание Истории упадка и разрушения Римской империи (1776-1788), хотя он и не согласился с некоторыми заключениями философа. Более поздние историки Рима часто шли по пути, уже проложенному Монтескье. О духе законов также стал фундаментальным трудом в области политической мысли. К нему с уважением относились умеренные лидеры начального периода Французской революции, и если бы Людовик XVI оказался более сильным и способным правителем, во Франции могла бы установиться конституционная монархия в духе английского правления. В США книга Монтескье пользовалась популярностью, ее читали на французском и в английских переводах. Это особенно относится к анализу Монтескье английской формы правления. Во время дебатов на конституционном Конвенте в Филадельфии летом 1787 «знаменитый Монтескье» часто цитировался как известный авторитет. По поводу жизненно важного вопроса о разделении власти, писал Джеймс Мэдисон в Федералисте (№ 47), «оракул, с которым обыкновенно справляются, когда речь заходит об этом предмете. это Монтескье. Если он и не имеет приоритета в авторстве этой ценнейшей политической концепции, ему, по крайней мере, принадлежит заслуга в том, что он наиболее действенно ознакомил с нею человечество».

Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955 Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1956

МОНТЕСКЬЁ

  • В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 70-71

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МОНТЕСКЬЁ (Montesquieu) Шарль Луи де Се­кон­да, ба­рон де Ла Бред (18.1.1689, Ла-Бред, близ Бор­до – 10.2.1755, Па­риж), франц. пи­са­тель, фи­ло­соф, один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей франц. Про­све­ще­ния , чл. Франц. ака­де­мии (1728). Вы­хо­дец из гас­кон­ско­го ари­сто­кра­тич. ро­да. По­лу­чил клас­сич. об­ра­зо­ва­ние в кол­ле­же ора­то­ри­ан­цев (окон­чил в 1705), изу­чал пра­во в Бор­до и Па­ри­же. В 1716 по­сле смер­ти дя­ди унас­ле­довал долж­ность ви­це-пре­зи­ден­та пар­ла­мен­та Бор­до, а так­же ти­тул ба­ро­на де Мон­тес­кьё. Бы­ст­ро раз­оча­ро­вав­шись в гос. служ­бе, М. по­свя­тил се­бя за­ня­ти­ям ис­то­ри­ей, пра­вом и ес­те­ст­во­зна­ни­ем. Де­бю­ти­ро­вал в ли­те­ра­ту­ре эпи­сто­ляр­ным ро­ма­ном «Пер­сид­ские пись­ма» («Lettres persanes», 1721; рус. пер. 1789), став­шим од­ной из вер­шин франц. фи­лос. и са­ти­рич. про­зы 18 в. От­да­вая дань гос­под­ство­вав­шей мо­де на вост. эк­зо­тизм, М. изо­бра­зил в ка­че­ст­ве гл. дей­ст­вую­щих лиц пер­сов Уз­бе­ка и Ри­ку, ко­то­рые в сво­их пись­мах с по­зи­ции близ­ко­го к при­ро­де «ес­те­ст­вен­но­го» соз­на­ния кри­ти­че­ски оце­ни­ва­ют франц. ре­аль­ность по­след­них лет цар­ст­во­ва­ния Лю­до­ви­ка XIV с при­су­щи­ми ей па­де­ни­ем нра­вов, уси­ле­ни­ем дес­по­тиз­ма и хан­же­ст­ва. В 1726 М. пе­ре­ехал в Па­риж, где не­на­дол­го по­пал в во­до­во­рот са­лон­ной жиз­ни. Твор­че­ст­во М. «свет­ско­го» пе­рио­да зна­ме­ну­ет­ся ин­те­ре­сом к иг­ри­вым эро­ти­ко-ми­фо­ло­гич. сю­же­там и в це­лом раз­ви­ва­ет­ся в рус­ле ро­ко­ко : про­за­ич. пас­то­ра­ли «Книд­ский храм» («Le temple de Gnide», 1724; рус. пер. 1770), «Пу­те­ше­ст­вие на Па­фос» («Voyage а̀ Paphos», 1727). В 1728, про­дав долж­ность в пар­ла­мен­те Бор­до, М. от­пра­вил­ся в пу­те­ше­ст­вие по Ев­ро­пе, с окт. 1728 по апр. 1731 жил в Анг­лии, где ув­лёк­ся фи­ло­со­фи­ей Дж. Лок­ка и изу­че­ни­ем англ. по­ли­тич. сис­те­мы. Кри­ти­ка ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной еди­но­лич­ной вла­сти со­дер­жит­ся в диа­ло­ге «Сул­ла и Ев­крат» («Sylla et Eucrate», до 1727). Ав­тор трак­та­та «Опыт о вку­се» («Essai sur le goût. », изд. в «Эн­цик­ло­пе­дии» Д. Дид­ро в 1757), в ко­то­ром вы­сту­пил сто­рон­ни­ком клас­си­циз­ма . Дол­гое вре­мя М. вёл днев­ник, его мак­си­мы, афо­риз­мы, за­мет­ки по­смерт­но опуб­ли­ко­ва­ны в сб. «Мыс­ли» («Penseées», изд. в 1899).

    Шарль Луи де Монтескьё

    Биография

    Шарль Луи де Монтескьё — философ, правовед и писатель первой половины 18-го века, основные идеи которого актуальны и в 21-м столетии. Теория политолога о необходимости разделения трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной — использована в конституционном праве многих государств.

    Детство и юность

    Шарль Луи де Секонда, барон де Ля Брэд и де Монтескьё, родился в январе 1689 года в родовом замке, доставшемся матери Франсуазе де Пенель в качестве приданого. Отец мальчика Жан де Секонда был, подобно д’Артаньяну, бедным гасконским дворянином, посвятившим жизнь служению Франции. Родители Шарля Луи на момент рождения сына уже подарили жизнь старшей дочери.

    Мальчик много общался с крестьянскими сверстниками и перенял от них привычку скромно одеваться (что запечатлено на портретах мыслителя) и любовь к острословию, проявившуюся впоследствии при создании афоризмов. Когда Шарлю Луи было 7 лет, мать будущего философа, родившая еще четверых детей, скоропостижно скончалась.

    Вскоре отец определил старшего сына в колледж в Бордо. Хотя заведение числилось при монастыре Жюли, дворянские отпрыски, обучавшиеся в нем, получали преимущественно светское образование. Среди выпускников колледжа — баснописец Жан де Лафонтен и киноактер 20-го века Клод Брассёр, известный российским зрителям по роли отца главной героини в дилогии «Бум».

    В биографии де Монтескьё большую роль сыграла бездетность дяди, после смерти которого 27-летний Шарль Луи унаследовал должность президента парламента. В том же 1716 году молодого чиновника, написавшего статьи «О морских приливах и отливах», «О причинах эха», «О назначении почечных желез» избрали членом научной академии Бордо.

    Книги

    Приоритет в развитии общества философ отдавал биолого-географической среде обитания народов, в частности — климату. Сочинения ученого — предтеча либерализма как государственной идеологии и количественной теории денег.

    В библиографии де Монтескьё особенно значимы 2 произведения — «Персидские письма» и «О духе законов». Первое сочинение — сатира на французское общество, созданное в форме переписки двух вымышленных персов, посетивших страну галлов.

    В фундаментальном исследовании «О духе законов» политолог рекомендовал законодателям не противоречить в указах и распоряжениях духу нации, сформированному под влиянием как материальных факторов, так и обычаев и верований. «Свобода — это право делать все дозволенное законами» — основная идея книги.

    Личная жизнь

    В 26 лет Шарль Луи женился на подобранной дядей невесте — обладательнице большого приданого Жанне де Лартиг. Ни физические недостатки девушки (Жанна хромала), ни ее протестантское вероисповедание не остановили жениха. По закону де Лартиг обязана была перейти в католичество, но невеста отказывалась это сделать. На счастье Шарля Луи священнику, проводившему венчание, не пришло в голову поинтересоваться вероисповеданием новобрачной.


    источники:

    http://bigenc.ru/literature/text/2228773

    http://24smi.org/celebrity/108586-sharl-lui-de-monteskio.html