Схожу на следующей остановке лексическая ошибка

Схожу на следующей остановке лексическая ошибка

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 122
  • КНИГИ 656 753
  • СЕРИИ 25 140
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 613 285

Книга Е. В. Язовицкого «Говорите правильно» завоевавшая всеобщее признание, посвящена эстетике русской речи. Она написана для учащихся старших классов. Популярность ее определяется глубиной содержания, увлекательностью формы и специальной системой, позволяющей в сравнительно короткий срок овладевать культурой устной речи.

Юные читатели найдут в ней разнообразный материал, связанный с лексическим, грамматическим и стилистическим выражением мысли. Естественно, что перед ними встанет вопрос: «Как работать с этим материалом, чтобы усвоить его и с успехом применить на практике?» Думается, что здесь наиболее правильным будет прием повторного чтения и закрепления необходимых сведений и навыков.

Так, например, учащиеся, которым учителя советуют расширить словарный запас и сделать речь более точной и выразительной, обратятся прежде всего к краткому словарю синонимов русского языка и постараются усвоить слова и выражения, смысловые и эмоциональные оттенки которых были им раньше неизвестны.

Большое количество ошибок в постановке грамматического ударения заставит некоторых еще раз внимательно перечитать статью «Ударение в русском литературном языке» и основательно потрудиться над приложенным к ней справочником. Те. у кого «хромает» дикция или произношение, начнут с главы: «Техника речи», и им понадобится немало времени, чтобы привести свой речевой аппарат в такое состояние, когда дикционная, или произносительная, ошибка станет невозможной.

Серьезную работу над второй главой книги придется проделать тем, у кого в речи наблюдается большое количество лексических, грамматических или стилистических ошибок. Обратившись к этой главе, они сначала найдут и усвоят тот раздел, в котором говорится об ошибках, чаще всего отмечаемых учителями (неправильное употребление слов и словосочетаний, неправильное употребление глаголов, прилагательных, местоимений, неправильное употребление падежей, искажение синтаксических конструкций и т. д.).

Юные ораторы, выступающие в классе или на школьных собраниях с докладами, сообщениями или устными рефератами, кроме работы над статьей «Секрет успеха», посвященной ораторскому искусству, обратятся к разделу фразеологии и отыщут там крылатые слова, пословицы и поговорки, способствующие более яркому и эмоциональному выражению мысли. Если же материала, представленного в этом разделе, окажется недостаточно для осуществления поставленной задачи, желающие смогут найти его в рекомендуемых словарях и справочниках.

О богатстве русского языка и о культуре речи

Великий русский язык — один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говоривший или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.

Писатели, ученые, общественные деятели высоко ценили достоинства русского языка, Вот что писал, например, М. В. Ломоносов: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Замечательные свойства русской речи подметил Н. В. Гоголь: «Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы , кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Безграничная любовь к родному языку, страстное желание сохранить и приумножить его богатства звучат в обращении И. С. Тургенева будущим поколениям русских людей: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский видели в русском языке отражение высоких моральных и духовных сил нашего народа.

А. М. Горький считал русский язык могучим орудием культуры. «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, — писал он, — есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней».

М. И. Калинин, обращаясь к выпускникам средних школ, говорил: «Прежде всего вы должны знать русский язык. Ведь нет такой науки, которую вам придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний».

Русский язык имеет огромное международное значение. Советские ученые, писатели, журналисты выступают на русском языке перед делегатами конгрессов и конференций. Русский язык изучают трудящиеся зарубежных стран, чтобы больше знать о строительстве коммунизма, о достижениях советской науки и техники, чтобы иметь возможность читать в подлинниках произведения русских писателей и поэтов. Русский язык оказывает большое влияние на другие европейские языки. Такие слова, как Совет, колхоз, спутник, Восток, Восход, Молния и многие другие, не переводятся, а произносятся по-русски.

Отражая все стороны советской действительности: новые формы общественной жизни, новое миропонимание, новый социалистический уклад,— современный русский язык и литература способствуют расширению кругозора советских людей, развивают в них творческие способности, эстетические чувства и художественный вкус.

Писатели, ученые, общественные деятели не только ценили и любили русский язык, но и совершенствовали его, обогащая новыми словами, словосочетаниями и фразеологическими оборотами. Все это во многом способствовало созданию русского литературного языка.

Русский литературный язык — величайшее достижение речевой культуры народа. Обработанный мастерами, точный и гибкий, он представляет собой высшую форму общенародного языка и служит могучим средством общения в науке, в технике, в искусстве — во всех областях нашей богатой и разнообразной жизни. Он обязателен для школы, для театра, для радио, для кино. Ни одна книга, ни один журнал, ни одна газета не могут быть выпущены в свет, если они написаны вопреки законам русского литературного языка. Сила и могущество литературного языка — в сознательном, любовном отношении к нему всех образованных и культурных людей, охраняющих его от всякого рода искажений и наслоений.

Русский литературный язык служит единым средством выражения мыслей и чувств, средством общения между людьми. В него входит все богатство речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Однако в словарный состав литературного языка отбирается не все, чем располагает общенародный язык. Условно за пределами литературного языка остаются:

1) некоторые слова и выражения, характерные для какого-либо говора и непонятные людям, живущим в тех местах, где этот говор неизвестен;

2) жаргонная лексика — особые слова и выражения, свойственные различным группировкам прошлого (купцам, ремесленникам, церковникам и др.);

3) так называемые арготические слова и выражения, присущие языку воров, картежников, шулеров и аферистов;

4) бранные (нецензурные) слова и выражения.

Факультативное занятие «Коммуникативные качества речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Фак. занятие 11.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Коммуникативные качества речи Заговори, чтобы я тебя увидел. Древний мудрец Заговорить – себя отворить. Народная поговорка

Языковой паспорт человека

Коммуникативные качества речи: правильность; точность; чистота; богатство и разнообразие; уместность; ясность; выразительность; понятность.

Точность речи Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, необходимо употреблять слова так, чтобы при каждом слове вызывались у всех соответствующие и точные понятия. Л.Н. Толстой

Задание 1. Подберите слово (На катере) — Вы на следующей пристани …? (В автобусе, троллейбусе, трамвае) — Вы на следующей остановке …? выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться Вы на следующей пристани сходите? Вы на следующей остановке выходите?

Понятность речи Кто хочет писать собственно для того, чтобы его не понимали, тот может спокойно молчать. М.М. Сперанский

Задание 1. Запишите «по-русски» слова: Бартер – Вакансия – Дотация – Игнорировать – Лимитировать – Менталитет – Превалировать – Рейтинг – Табу – Форум – товарообмен свободное место пособие на покрытие убытков не замечать ограничивать склад ума, образ мыслей и поведения преобладать показатель популярности запрет широкое, представительное собрание

Чистота речи Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой

Так сказать, как бы, некоторым образом и т.д. Выборы, они показали. А этот, как его, вернулся. Хочу сказать следующее. Он в общем и целом с работой справился. Прибор совсем готов к применению. Ну, я точно не могу сказать. Я должен вот сказать вам.

Тавтология: Авторский стиль – это стиль автора. Плеоназм: Моя автобиография. Народно-поэтическая окраска: всякая всячина, горе горькое, есть поедом, грусть-тоска, путь-дороженька. Афористичность: «Победителю ученику от побежденного учителя» В. Жуковский. Комизм: «Позвольте этого не позволить» Н.В. Гоголь.

Задание 3. Найдите лексические ошибки и отредактируйте предложения: На этой фирме есть свободная вакансия. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов. Сообщить о плохом инциденте. В чём состоит главная суть вопроса? Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ. Он преподнес мне памятный сувенир.

Задание 3. Найдите лексические ошибки и отредактируйте предложения: На этой фирме есть свободная вакансия. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов. Сообщить о плохом инциденте. В чём состоит главная суть вопроса? Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ. Он преподнес мне памятный сувенир.

Богатство и разнообразие речи Для всего, существующего в природе, — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке великое множество хороших слов и названий. К.Г. Паустовский

В.И. Даль «Словарь живого великорусского языка – 200 тысяч слов. А.С. Пушкин – 21 тысяча слов С.А. Есенин – 19 тысяч слов Словарь современного человека – 7-13 тысяч слов С.И. Ожегов «Словарь русского языка – 57 тысяч слов. Д.Н. Ушаков «Толковый словарь русского языка – 90 тысяч слов. Н.В. Гоголь «Мёртвые души» – 10 тысяч слов И. Ильф и Е. Петров «12 стульев» (Эллочка-«людоедка» – 30 слов

Задание 4. Определите значение слов: 1 вариант – слово «язык»; 2 вариант – слово «земля». Обратимся к словарю !

Выразительность речи Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи. Н.В. Гоголь

Средства художественной выразительности Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику (золотая осень). Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой на основании общих признаков (лес рук, темная личность). Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт). Сравнение – уподобление одного предмета другому (заплачет, как дитя). Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов («Ты и убогая, ты и обильная..»). Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа («А судьи кто?»)

Задание 5. Найдите средства художественной выразительности, использованные в стихотворении: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом… С.А. Есенин

Часто бывает, что нас неприятно удивляют или расхолаживают строки, в общем умны и вполне на месте… А причина нередко в том, что строки эти грешат против правил языка. Вольтер

Какую мысль ты уносишь с сегодняшнего занятия? Над каким вопросом есть смысл подумать ещё?

Гаснет усталая словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь, людское чудо- Не скудела в наши дни. В.С. Шефнер

Спасибо за работу!

Выбранный для просмотра документ Факультативное занятие по русскому языку.docx

Факультативное занятие по русскому языку

«Коммуникативные качества речи»

— познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи;

— развивать умения выражать свои мысли, находить нужное слово;

— воспитывать потребность в формировании правильной и содержательной речи.

Оборудование: мультимедийная презентация, «Словарь русского языка» С. Ожегова, Ф Шопен «Нежность», карточки с заданиями.

Эпиграфы: Заговори, чтобы я тебя увидел.

Заговорить – себя отворить.

Обратимся к эпиграфам. Как вы их понимаете?

Так о чем мы будем сегодня вести речь? (Коммуникативные качества речи).

А что такое речь? (Способ говорить)

А качество? (Основные признаки, которые отличают один предмет от другого)

А как вы понимаете слово «коммуникация» (Общение)

Так как вы понимаете «Коммуникативные качества речи»?

А какие цели стоят перед вами?

Теперь начнем их реализовывать.

Как красив человек, который умеет говорить! Правильная речь – это умение владеть нормами языка. Культура речи вырабатывает навыки отбора и управления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

-Что такое паспорт? (Документ, удостоверяющий личность; Сопроводительный документ прибора)

— А что такое языковой паспорт говорящего? (Паспорт говорящего – это впечатление, которое человек создает о себе своей речью)

— Как вы думаете, что можно определить по речи человека? (Его пол, возраст, профессию, место рождения и место жительства, национальность, образование, а главное – уровень воспитанности).

Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни. По профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить профессию человека. Учёные установили, что по голосу можно даже узнать приблизительный рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на котором во многом основан успех их поимки. Сейчас имеются компьютерные программы – анализаторы голоса, позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст, телосложение и даже овал лица человека, который звонит по телефону.

Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только “откроет рот” — отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.

Работа над “полировкой” своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен помнить о её важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.

Разумеется, оратору необходимо работать над своим языком. Речь оратора находится в центре внимания слушателей, они замечают любые неточности, ошибки, неудачные словоупотребления. Каждый оратор должен работать над культурой своей речи: слушатели, заметив речевые ошибки выступающего, сразу начинают ему меньше доверять. Можно говорить о коммуникативных качествах речи оратора, т.е. о таких признаках речи, которые обязательно должны быть присущи выступающему публично. Выделяют такие коммуникативные качества речи:

— правильность (владение нормами литературного языка);

— точность (проявляется в использовании слов в полном соответствии с их значением);

— чистота (отсутствие в речи лишних слов);

— богатство и разнообразие (лексика оратора);

— уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории);

— ясность (обеспечивает адекватное понимание сказанного);

— выразительность (воздействие на эмоции и чувства аудитории);

— понятность (ограничение использования слов, находящихся на периферии словарного состава языка).

Если речь оратора может быть охарактеризована как имеющая перечисленные коммуникативные качества, то можно с большей долей уверенности сказать, что она будет эффективна.

Давайте остановимся на некоторых из них.

Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, необходимо употреблять слова так, чтобы при каждом слове вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Ситуация 1. В русском языке есть глаголы выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Как вы думаете, они отличаются по значению? Тогда как правильно спросить:

(На катере) Вы следующей пристани …?

(В автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей остановке …?

Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Следовательно, на пристани сходят. В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход и выход (задняя и передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят.

Для того, чтобы речь было точной, необходимо соблюдать несколько правил:

— слова должны быть употреблены в присущих их языковых значениях;

— нужно обращать внимание на сочетаемость слов.

Кто хочет писать собственно для того, чтобы его не понимали, тот может спокойно молчать.

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требования понятности. Общепонятость языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно: необходимость использования слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. Рекомендуется не использовать лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением.

Задание. Запишите «по-русски» иностранные слова:

Вакансия – свободное место

Дотация – пособие на покрытие убытков

Игнорировать – не замечать

Менталитет – склад ума, образ мыслей и поведения

Рейтинг – показатель популярности

Форум – широкое, представительное собрание, съезд

Большую роль в овладении иностранной лексикой может оказать постоянная работа со словарями.

— Нужно ли употреблять иностранные слова в нашей речи?

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-паразитов, слов-сорняков, которые не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью.

Журналист А. Суконцев в одном из своих фельетонов описал такую ситуацию:

Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции.

— Ну, как, — спросил я, — понравилось?

Он молча положил передо мной листок бумаги, весь испещрённый крестиками и кружочками.

— Крестик – это слово «значит», а кружочек – «так сказать».

Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось.

Сообщение учащегося. Употребление «слов-паразитов» несовместимо с культурой речи. К таковым относятся:

— употребление ненужных вводных слов и конструкций (так сказать, как бы, некоторым образом и т.д.);

— неуместное использование местоимений и близких к нему слов (Выборы, они показали; А этот, как его , вернулся; Хочу сказать следующее ).

— неуместное употребление наречий, частиц: здесь, совсем, в общем и целом, вообще и т.д. (Он в общем и целом с работой справился; Прибор совсем готов к применению).

— лишние служебные слова, междометия: вот, ну, также ( Ну, я точно не могу сказать; Я должен вот сказать вам).

Засоряют нашу речь и лексические повторы (тавтология и плеоназм).

Тавтология – повторение тождественных по смыслу слов, удвоение понятия (Авторский стиль – это стиль автора).

Плеоназм – излишество, многословие, выражение, содержащее одинаковые по значению слова, неоправданная избыточность (Моя авто биография).

В этих случаях следует говорить о лексических ошибках, которых необходимо избегать. Однако тавтология и плеоназм как стилистические приёмы в авторских вариантах могут усиливать эмоциональность речи:

Ряд тавтологических сочетаний и плеоназмов сохраняют народно-поэтическую окраску (всякая всячина, горе горькое, есть поедом, грусть-тоска, путь-дороженька);

Тавтологический повтор может придавать высказыванию особенную значительность, афористичность («Победителю ученику от побеждённого учителя» В. Жуковский);

Тавтология может выступать как средство создания комизма («Позвольте этого не позволить» Н.В. Гоголь).

Задание. Редактирование предложений:

На этой фирме есть свободная вакансия. (П)

Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов. (Т)

В чём же состоит главная суть вопроса? (П)

Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ. (Т)

Он преподнёс мне памятный сувенир . (П)

— Вы любите слушать музыку для души? Давайте немного отдохнем и насладимся звуками красивой мелодии, которую вы слышали неоднократно, но даже не задумывались, кто автор. А написал её великий польский композитор Фредерик Шопен, и называется она «Нежность).

— В нескольких предложениях расскажите о своём настроении при прослушивании красивой классической музыки.

Богатство и разнообразие речи

Для всего, существующего в природе, — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Сообщение учащегося. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — около 90 тысяч, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. А каким может быть словарный запас одного человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч слов, по подсчётам других – 11-13 тысяч. Сопоставьте эти данные со словарём мастеров художественного слова: А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах около 21 тысячи слов, С. Есенин – 18890 слов, У. Шекспир – примерно 15 тысяч, Н.В. Гоголь в произведении «Мёртвые души» — около10 тысяч слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Напр., Эллочка-«людоедка», героиня романа «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, обходилась всего тридцатью словами.

Слово учителя. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью, т.е. его многозначностью.

Задание. Определить значение слов:

1 вариант – «язык»;

2 вариант – «земля».

(Проверка по толковому словарю)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.

В науке нет единого определения понятия «выразительность речи». Ученые считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Вспомним основные виды изобразительно-выразительных средств

Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику (золотая осень).

Метафора – скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общих признаков (лес рук, темная личность).

Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт).

Сравнение – уподобление одного предмета другому (заплачет, как дитя).

Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов («Ты и убогая, ты и обильная..»).

Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении (Преданья старины глубокой).

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа («А судьи кто?»)

Задание. Найдите средства художественной выразительности, использованные С. Есениным в стихотворении:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чём.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом…

«Часто бывает, что нас неприятно удивляют или расхолаживают строки, в общем умны и вполне на месте… А причины нередко в том, что строки эти грешат против правил языка», — писал Вольтер.

Чтобы добиться правильности, точности, выразительности речи, необходимо изучать языковые нормы и уметь их применять, т.е. постоянно работать над своей речевой культурой.

— Какое слово, мысль ты уносишь с сегодняшнего урока?

— Над каким вопросом есть смысл подумать ещё?

Спасибо за работу на уроке.

Гаснет усталая словесность,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо-

Не скудела в наши дни.

Много слов на земле. Есть дневные слова —

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.


источники:

http://infourok.ru/fakultativnoe-zanyatie-kommunikativnie-kachestva-rechi-2509534.html

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/