Силясь побороть слабость она шла вперед лексическая

Стилистическая правка текста
учебно-методическое пособие по русскому языку

Стилистическая правка текста. Материал для занятий по русскому языку, по подготовке к экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Стилистическая правка текста119 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА ТЕКСТА

  1. А.К.Граудина, В.А.Ицкович, А.П.Катлинская. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частично-стилистического словаря вариантов. М.Наука, 1976.
  2. А.Н.Гвоздев. Очерки по стилистике русского языка. М.1956
  3. А.Н.Кожин, О.А.Крылова, В.В.Одинцев. Функциональные типы русской речи. М.,ВШ, 1982
  4. М.Н.Кожина. Стилистика русского языка. М., 1977
  5. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика. М., 1974
  6. Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М.2002
  7. Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь трудностей русского языка. М., 1999
  8. Д.Э.Розенталь. Русский язык.М.,1999
  9. М.П.Сенкевич. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1980

«Стилистическая правка текста»

Упражнение 1. Сравните два описания грозы и определите специфику разных текстов. Отметьте языковые конструкции, специфичные для научного и литературно-художественного текста.

Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды — молнии — сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над

перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром.

Вдруг рванул ветер и . со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром .

Вдруг над самой головой его [Егорушки] со страшным, оглушительным треском разломалось небо. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.

«Тррах! Тах, тах! тах!» — явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым — «Трра. »

. Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дали . По дороге текли лужи и прыгали пузыри. А. П. Чехов «Степь».

Упражнение 2. Отметьте языковые конструкции, специфичные для публицистического текста. Укажите в нем языковые средства, использованные для создания высокого, патетического тона и звучания, отвечающего чувствам гражданина-патриота. Найдите словосочетания книжной речи, изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры), лексические повторы, параллелизм конструкций, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое обращение.

Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины нашей — Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.

Встанем стеной против смертельного врага. Над Москвой нависла угроза.

Настанет час, когда мы перейдем к решающей фазе войны — наступательному удару по германскому фронту. Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас, и немедленно, остановить врага.

Черная тень легла на нашу землю. Вот поняли теперь: что жизнь, на что она мне, когда нет моей родины.

Нет, лучше смерть! Нет,- лучше смерть в бою! Нет, только победа и жизнь.

Красный воин должен одержать победу. Страшнее смерти позор и неволя. Зубами перегрызть хрящ вражеского горла — только так. Ни шагу назад. Ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, лезвиями штыков и яростью гнева разгромить германские полчища.

Родина моя, тебе выпало трудное испы тание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра.

Добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны.

Бессмертная слава погибшим за родину. Бессмертную славу завоюют себе живущие.

А..Н. Толстой «Москве угрожает враг».

Упражнение 3. Отметьте особенность разговорного стиля, который противопоставлен книжным стилям в целом. Обратите внимание на функцию общения, на особенность фонетики (точнее, произношение и интонацию), лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.

Когда отец вошел в палатку, где их поместили, Галинка лежала одна и не спала. Олег Владимирович присел на койку и поцеловал ее.

— Почему ты не спишь, Рыжок? Галинка прижалась к нему и передохнула так громко, будто удерживала плач.

— Я вообще ничего не боюсь,— сказала Галинка и тряхнула головой, как бы откидывая тревожные впечатления вечера.— Я решила, папа! Я буду изыскателем.

— Очень хорошо. Но почему ты так решила? Отец спрашивал серьезно, он никогда не оскорблял ее снисходительностью.

— Потому,— убежденно сказала она,— что они всегда первые. Пришли, поставили палатки и начали.

— Это очень интересная профессия, Галя. Но у нее есть свои неудобства. Тебе почти не придется жить дома.

— А я не хочу жить дома.

(В. Ке т л и н с к а я)

Стилистическое использование фонетических

Упражнение 1 .Неблагозвучность предложения может быть вызвана а) стечением одинаковых слогов, б) повторением свистящих и шипящих согласных, в) употреблением одинаковых слов и т.п. Отметьте в приведенных ниже предложениях случаи немотивированного контекстом нарушения эвфонии, объясните причину явления.

1.Из-за занавески выглядывало девичье лицо. 2.Мы применяем передовые приемы приемки белья. 3.Изображения русских писателей-классиков, изготовленные изостудией, были выполнены безвкусно. 4.Из-за засухи урожай был плохим.5. В введении автор вводит читателя в курс современных проблем биохимии. 6.Вокруг плещутся красные полотнища флагов. 7.Примеров, подобных приведенному, можно привести много. 8.Какая река так широка как Ока?9. Небо, казалось, трескалось от жары. 10.Ночлежка – каменный череп. 11.Пыль лезет в глаза, за воротник, в рот. 12.Они имели с бригадой Котовского свыше полутораста стычек.

Упражнение 2. Найдите внесенные при авторедактировании исправления, улучшающие звуковую организацию речи.

1.Сквозь печальные туманы пробирается луна

Сквозь волнистые туманы пробирается луна(П.)

Всех лучше оценить умеешь ты свой труд.

Всех строже оценить умеешь ты свой труд(П.)

Вот смотри, каких я вам двух сынов привел! И отец с сыном вместо приветствия после давней отлучки , начали преусердно колотить друг друга.

Вот посмотрите, каких я вам молодцев привел!…Начали садить друг другу тумаки и в бока, и поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая(Г.)

Когда его лицо обращалось к Фоме – Фома видел тонкие губы, что-то шептавшие, острый нос, опустившийся к редким усикам,, и эти усики, прыгавшие вверх каждый раз, когда человек улыбался.

Когда его лицо обращалось к Фоме – Фома видел тонкие губы, что-то шептавшие. Острый нос, редкие усики. Эти усики прыгали вверх каждый раз, когда человек улыбался(М.Г.)

На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, охватывающее всю его душу и немного очищавшее ее от житейской скверны.

На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны.(М.Г.)

Стилистическое использование лексико-фразеологических

Упражнение 1. Исправьте ошибки, возникшие в результате немотивированного употребления многозначных слов и омонимов.

1.Режиссер попросил актера вновь повторить свой монолог. 2. Недостаток холодильных агрегатов тормозит выпуск всего торгово-холодильного оборудования. 3. Все эти отличны е качества делают горох и другие бобовые культуры незаменимой культурой.4. Перед металлическими покрытиями изделия должны быть тщательно очищены от ржавчины. 5.Мать попросила дочь выгладить свое платье.6.Закладка опыта должна производиться на специально подобранном участке с известной историей предшественника за 3-4 года.

Упражнение 2. Найдите и устраните приведенные в тексте ошибки в результате смешения паронимов.

1.У нас есть и неполадки, которые сдерживают работу. 2.Крышки одеваются с двух сторон на стартер. 3.После лекции телезрители посмотрели фильм «Мусоргский». 4.История этой семьи могла бы лечь в основание романа. 5. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили. 6. Бригадир исполняет работу вместе с членами бригады. 7. Слово представляется знатной доярке. 8.Этот коллектор брачный. 9.В связи с изложенным нам предоставляется возможным следующий порядок распределения жилплощади. 10. Положение этих молодых людей стало затрудненным. 11.Поэт стоял у источников новой поэзии.

Упражнение 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов. Перестройте предложения.

1.Врач выписал мне несколько процедур. 2. Звери ведут более скрытый образ жизни. 3.Перстревый нож одевают на вторую фалангу среднего пальца руки вязальщицы.4.Мы немедленно предприняли меры к но

рмализации отношений. 5.Для загрузки и разгрузки подложек применяют камеры с обеспыленной средой. 6. Существо данной книги — в ее народности. 7. Испытания производятся в соответствии с ГОСТом. 8. В доме народного творчества объявлен набор учащихся на факультеты хормейстеров, баянистов и режиссуры . 9.В книге даются диктанты для укрепления грамматических знаний. 10.Приспособление предохраняет станочника от травматизма о резцы.

Упражнение 4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неверным употреблением а)синонимов, б)антонимов.

а) 1.В ближайшей перспективе — значительное увеличение выпуска цветных металлов. 2.Лица престарелого возраста должны тщательно следить за своим здоровьем. 3. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 4. В составе команд немало именитых спортсменов, добивавшихся отменных результатов.5.Выгоды от массового производства блюд промышленными методами способствуют их удешевлению. 6.Эпоха, которую мы переживаем, характерна широким применением изделий из металла.

б)1.Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек.2. Он открыто признался о том, что было скрыто от нас. 3. Силясь побороть слабость, она шла вперед.4.Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильные действия. 5.Скромность взяла верх, и но не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 6.Отсутствует наличие стульев.

Упражнение 5. Объясните, чем могут быть вызваны ошибки в составлении текстов с предложенными ниже словами. Предложите свои варианты предложений.

Отдельный, отличаться, обладать, дуэль, показатель, сопровождать, динамика, вынудить, реальность, металл, запирать, дефект, группа.

Упражнение 6. Устраните в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неоправданным пропуском слов.

1.Некоторые руководители ограничивают свою воспитательную работу главным образом прогульщиками, пьяницами, лодырями и др. 2. По мере поедания сена все решетки доярка подвигает к стогу. 3. Много раз предупреждали тунеядца, привлекали за мелкое хулиганство. 4. Плодами своего труда стали пользоваться кто работает на этой земле. 5. Кок имел контакт с дизентерийным, находящимся на борту парохода. 6.5 января на стадионе «Восток» началось первенство области по хоккею с шайбой. 7. Препараты, о которых речь пока еще в эксперименте. 8. Ряд заводов, как турбогенераторный, электромеханического оборудования, сорвали задание по номенклатуре. 9.От каждой закрепленной коровы А.П.Петренко надоила по 1694кг. 10.Эта проблема была решена голосованием палатой представителей в один голос.

Упражнение 7. Запишите, определите, какое из приведенных тавтологических сочетаний закрепилось в языке.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, памятный сувенир.

Упражнение 8. Слова пища, рука, добро, идти употребляются в двух вариантах – высоком и сниженном стиле. Объясните, чем это обусловлено, приведите примеры подобного использования.

Упражнение 9. Запишите предложения, отметьте неудачно образованные неологизмы. Исправьте предложения.

1.Загляд в будущее. 2.Имел место недотоп во многих зданиях. 3.Многие из них стали значкистами «Готов к защите Родины». 4.Он не раз задумывался о причинах низкой читаемости ряда педагогических статей. 5. На завод приехали для проведения исследования охранники труда их московского вуза. 6. Они оказывают на растение великое чудодействие. 7. Это грузчики из нашего цеха. 8.Образовательная подготовка у них различная. 9.О бюллетенщиках был особо поставлен вопрос. 10. Директор поблагодарила школьников и раскрепила их по различным участкам.

Упражнение 10. Запишите предложения, отметьте в них ошибки в употреблении фразеологизмов. Перестройте правильно предложение.

1.Дело осложняется тем, что в конторе поезда всех меряют под одну гребенку. 2. 16 октября утром оккупанты в панике сняли якоря. 3.Оба они словно близнецы капля в каплю похожие друг на друга. 4. Строители сдали производственный корпус с недоделками, и теперь нам приходится собирать плоды. 5.А совсем недавно Семенова хвалили и пели ему фимиамы. 6.И мастер решил положить браку конец навсегда.7. Женившись на крепостной крестьянке, граф низко пал в свете. 8. Я живу в этом городе без году месяц – сказал Николай. 9. И очень хорошо, когда их на этом пути постигает удача. 10. Львиную часть дня занималась она мелкими текущими делами. 11.Недостаточное внимание отводится прополке свеклы. 12. Большой удельный вес занимает эта культура. 13.Чаша терпения лопнула. 14. Федор принялся разделывать дружков по первое число. 15. Результат не замедлил себя ждать.

Упражнение 11. Запишите фразеологизмы, укажите их значения. Приведите примеры верного употребления именно данной единицы в придуманном вами тексте.

Работать засучив рукава – работать в поте лица — работать не покладая рук; приказать долго жить – ноги протянуть – дать дуба; у черта на уличках- рукой подать — в двух шагах.

Упражнение 12. Исправьте приведенные фразеологизмы, запишите в том виде, в каком они закрепились в языке (При работе пользуйтесь фразеологическим словарем). Придумайте предложения.

Взять себе львиную часть, поднять занавес над этой историей, красной линией проходит мысль, качество изделий желает много лучшего, пускать туман в глаза, показывать образец другим, поднять тост, тратить нервы, одержать успехи, пока суть да дело, придавать внимание, производить воздействие, заслужить известность, имеет интерес для нас, борьба охватила широкие массы, результаты не замедлили себя ждать.

Упражнение 1. Выберите из приведенных пар верный (более часто встречающийся) вариант употребления.

а ) авиабаза – авиационная база, автозавод – автомобильный завод, авторучка – автоматическая ручка, агропункт – агрономический пункт, грязелечебница – грязевая лечебница, электрокофемолка – электрическая кофемолка;

б) боеготовность – боевая готовность, ветфельдшер – ветеринарный фельдшер, горсовет – городской совет, госбюджет – государственный бюджет, детсад – детский сад, запчасти – запасные части, партбюро – партийное бюро, стройконтора – строительная кантора;

Упражнение 2. Перепишите, выберите из приведенных пар верный вариант употребления названия жителей населенных пунктов. При работе используйте материалы словаря.

Беловец – беловчанин, дубовцы – дубовчане, камышинец – камышанин, калужец – калужанин, козельцы – козельчане, муромец – муромлянин – муромчанин, пензенец- пензяк – пензячка, петропавловец – петропавловчанин, псковец – псковетянин – псковичанин, самарец – самарянин – самарка, ставрополец – ставропольчанин, тарцы – тарчанин, туляк – тулянин, устюжанец – устюжанин, щелковец – щелковчанин, холмогорец – холмогор, якутцы – якутяне, ярославец – ярославлянин;

Стилистическое использование грамматических

Упражнение 1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных.

1. К завтраку был . подан. кофе с молоком. 2. Покупатель попросил дать ему примерить прав. туфл. . 3. Читальн. зал. библиотеки хорошо проветривается. 4. В табел. отмечается выполненная членами бригады работа. 5. Крыша сарая была покрыта тол. . 6. В магазине продается яблочн. повидл. 7. Лесовоз проезжал по широк. просек. 8. На лицо женщины был. накинут. траурн. вуаль. 9. Стрелочник вовремя заметил, что лопнул. лев. рельс. 1О. Кому приятно, чтобы ему наступили на любим. мозоль?

Упражнение 2. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имен существительных. Запишите верный вариант.

1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. 2. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано Дарвиным. 3. Купите мне пару чулок и две пары носок. 4. Периодически астрономам удается хорошо наблюдать Марса. 5. Совхозный сад занимает свыше ста гектар. 6. Мы находились в самом большом цеху завода. 7. Документы нужно представить к первому августу. 8. Собран большой урожай помидор. 9. Разделите все это на несколько равных доль . 10. Помножьте числителя второй первой дроби на знаменателя.

Упражнение 3. Исправьте и запишите предложения, объясните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.

1. В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к различным социальным средам. 2. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. 3. Партизаны иногда попадали в окружения, но смело вырывались из них. 4. Все цеха завода выполнили производственные планы. 5. Нужно воспитывать у молодежи правильные отношения к явлениям окружающей действительности. 6 Передовые учителя школ района проводят систематический обмен опытами проводимой ими учебно-воспитательной работы. 7. Колхоз имел возможность использовать тракторы и комбайны ближайшей МТС. 8.Родина высоко ценит подвиги своих сыновей. 9. В представлениях героев Чернышевского все было по-другому. 10. Опытные шофера уверенно вели машины, лавируя между пешеходами.

Упражнение 4. Поставьте следующие существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и стилистические различия между ними.

Апельсины, баржи, баклажаны, ботинки, валенки, граммы, гусары, кадеты, колики, мандарины, носки, осетины, партизаны, пригоршни, подмастерья, погоны, помидоры, рельсы, сакли, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, угодья, чулки, яблоки.

Упражнение 5. Просклоняйте приведенные сложносоставные существительные, отметьте примеры колебания грамматических форм. При работе пользуйтесь словарем.

Автомат-закусочная, автомобиль-игрушка, альфа-лучи, антилопа-водяной, бабочка-адмирал, баржа-холодильник, библиотека-музей, вагон-лаборатория, витрина-стенд, завод-лаборатория, камбала-ерш, комната-музей, крем-сода, письмо-открытка, платье-костюм, плащ-палатка, ракета-носитель, столовая кафе, торт-мороженое, школа-интернат, штаб-квартира, ясли-сад.

Упражнение 6. Просклоняйте приведенные существительные, отметьте примеры колебания форм именительного падежа множественного числа. При работе пользуйтесь словарем.

Библиотекарь, бункер, бухгалтер, ветер, возраст, вымпел, договор, дьякон, китель, коллектор, лекарь, ордер, пекарь, писарь, порох, промысел, пудель, сектор, снайпер, столяр, тенор, хлев, шницель, штепсель, якорь, ячмень.

Упражнение 7. Приведенные ниже слова различаются по смыслу. Создайте свои предложения, подтверждающие их разное значение в тексте.

Борова (дымоходы) — боровы (кабаны), корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы (туловища), образа (иконы) — образы (художественно-литературные;, повода (поводья) — поводы (побуждения), пояса (часть одежды) — поясы (географические), пропуска (документы) — пропуски (недосмотры), тока (место молотьбы) — токи (электрические), тона (переливы цвета) — тоны (звуковые), тормоза (приборы) — тормозы (препятствия), учителя (преподаватели) — учители (идейные руководители), хлеба (на корню) — хлебы (печеные), цвета (краски) — цветы (растения), меха (выделанные шкуры) — мехи, (кузнечные), соболя (меха) — соболи (животные), счета (документы) — счёты (прибор, взаимные отношения), сыны (родины) — сыновья (у родителей) и др.

Упражнение 8. Прочитайте предложения, укажите, грамматические средства, которые соответствуют формам одушевленных существительных

Поймал трех рыбок – съел три рыбки; вывести положительный тип – проучить этого типа; найти субъект осуждения – наказать этого субъекта; отогнать истребитель – наградить истребителя танков; чинить счетчик – собрать счетчиков по переписи; наблюдать Марс — проклинать Марса; Видеть в телескоп Нептун – воспевать Нептуна; смотреть на Юпитер – надеяться на Юпитера; надо пригласить и этого старого колпака; этого пня трудно убедить; убрать этого истукана; на кинофестивале можно было увидеть всех звезд экрана; показывать петрушек и марионеток, сотворить себе идола;

Упражнение 9. Прочтите буквенные аббревиатуры, укажите их род. При работе пользуйтесь словарем.

БАН, БАС, ВОЗХ, ВДНХ, ВОФ, ВТЭК, ГУРП, ГЭС, ЖЭК, ООН, ПОВИР, ПНР, ТЭК, УАЗ, ФОРС, ЦУКС, ЭВМ.

Упражнение 9 . Исправьте предложения, объясните ошибки в употребление форм имен прилагательных.

1. Ученик был способный к математике. 2. Подобный ответ бессмысленен. 3. Стихи были удачные и по содержанию и по форме. 4. У мальчика появились и более худшие привычки. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. Комната низкая для такой

мебели. 7. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 8. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 9. Герой рассказа — ученик ремесленного училища. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

Упражнение 10. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении

1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 3. Папанинцы пробыли на льдине 274 суток. 4, Город находится в полутораста километров от областного центра. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.6. Успеваемость в классе составляет 96,5 процентов. 7. Машины стояли у обоих ворот (поставьте это сочетание в именительном падеже). 8. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца. 9. Страна отмечала восемьсотлетие со дня основания

Москвы. 10. В соревнование за отличное качество выпускаемой продукции включилось 243 юношей и девушек.

Упражнение 11. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении местоимений.

1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 2. Сзади его шла нагруженная вещами телега . 3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 6. Больной попросил сестру налить себе воды. 7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

Упражнение 12. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении форм глагола.

1. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 2. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 3. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 4.Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах. 5. Где вы слыхали об этом?. 6. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительно: положении. 7. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. 8. Не махай так сильно руками. 9. Цветок без воды сохнул в вазе.

Упражнение 13. Выберите верную форму глагола, необходимую по условиям контекста. Обоснуйте свой выбор.

1. Вода( капает-каплет) из крана. 2. Нам (машут- махают) платками.3. Вы должны (прочитать-прочесть)эту книгу. 4.Он постепенно (слеп-слепнул) и (чах-чахнул).5. (Откупорьте-откупори) бутылку. 6. Я( мучаюсь-мучусь) весь день.7.Они (заготавливают-заготовляют) солому на зиму. 8.Им (двигает-движет) чувство сострадания. 9.Рыба (мечет-метает) икру. 10. Снег (сыплет-сыпет) весь день.

Упражнение 14. Выберите верную форму прошедшего времени глагола. Приведите свои предложения.

Взмок-взмокнул, заглох-заглохнул, ввергнул- вверг, исчез- исчезнул, возникнул- возник, иссякнул-иссяк, налип-налипнул, обвис-обвиснул, погас-погаснул, отверг-отвергнул, просох-просохнул, прибег- прибегнул, умолк-умолкнул, чахнул-чах, утихнул-утих.

Упражнение 15. Прочитайте, выберите верную повелительную форму глагола, составьте с ними предложения.

Выбрось-выброси, выжарь-выжари, выкраси-выкрась, выложи-выложь, выручи-выручь, выступи-выступь, откупорь-откупори, морщи-морщь, корчи-корчь, топорщи-топорщь, уведоми-уведомь, расчихвости-расчихвость.

Упражнение 16. Составьте предложения с приведенными синонимичными предлогами.

1.Ввиду — вследствие – в силу — в связи с – по причине- благодаря – в результате. 2.О – про- насчет- относительно.3. С помощью – при помощи.4. В меру – по мере. 5. По отношению — в отношении. 6. С целью — в целях.7. Между – меж. 8. Через – сквозь. 9.По – после. 10. По – о( скучать, тосковать). 11. В — на. 12.По –за (при существительных грибы, ягоды). 13. За – над ( наблюдение, контроль). 14. В – за ( последнее время).

Упражнение 17. Исправьте предложения с неверным употреблением служебных слов.

1.Рабочие места слабо освещались, в силу чего имелось много случаев производственного травматизма. 2. Благодаря большому износу опытных рельсов, их стали снимать с пути. 3.Число передовиков увеличилось за счет вновь обученных молодых рабочих. 4.С Алешкой мы как-то не сошлись сразу по моему приходу в цех. 5.Эту частушку девчата сложили по своему колхозу. 6. Мальчик выглядел как бы нездоровым. 7.Производить удары «ударной бабой» следует резко, но сильно. 8.Он ругает нелепые порядки, заведенные на хирургическом отделении. 9. Прошло полмесяца со дня открытия агитпункта в Доме пионеров на заводском поселке. 10.Ряды тружеников пединститута пополнились за чет первокурсников. 11.Благодаря наводнению люди остались без коров. 12. Наряду с нарядно отделанными платьями здесь явно не хватало красивых фасонов шляп.13.Ученый знаком с работой уже существующих вулканических обсерваторий, в частности в Италии, и сам побывал в «пасти дьявола» в виде Везувия.

«Стилистическая правка текста»

1 . Стакан чая – стакан чаю, много народа – много народу . Какая из форм является литературной нормой?

Ответ: – форма на – а

2. В паре пустить бумажного змея – пустить бумажный змей какая из форм является устарелой?

3. Какой набор существительных имеет в родительном падеже множественного числа форму с нулевым окончанием?

гектар, апельсин, мандарин, помидор, томат, рельс;

носок, сапог, валенок, чулок, погон, эполет;

4.У вариантов горфо закрыто – горфо закрыт, РОЭ повысилось – РОЭ повысилась какой является нормативным?

5. Примеры звезда-гигант, кресло- кровать, машина-автомат являются примерами, у которых оба компонента склоняются?

6. В парах чисти – чисть, вычисти – вычисть, нянчи – нянчь какая из форм является нормативной?

7. В конструкциях взмокнув – взмокнувши – взмокши какая является нормативной?

8. В вариантах сам факт- самый факт, само управление – самое управление нормативной является:

Исправьте предложение, укажите характер лексического недочета, перечислите типы ошибок, встреченных вами в задании.

  1. Набросанную сейчас картину лунного неба дополним описанием тех небесных зрелищ, которые называются затмениями.
  1. В Фотокопии или оригинале необходимо подчеркнуть вертикальной чертой на полях те места, откуда взяты в реферат цифровые данные, даты, фамилии и т.д.
  1. Содержание заключительного инструктажа заблаговременно планировать невозможно, так как оно определяется мастером только в течение всего урока и фиксируется для памяти.
  1. Отдельные ткачи недостаточно хорошо ухаживают за основами.
  1. Футболисты строительного отдела сумели переломить игру и уйти с поля победителями.
  1. Остальные спортсмены не были в состоянии составить им конкуренцию и оспаривали только лишь места, начиная с третьего.
  1. Вода приводит в движение в движение мертвую природу и осуществляет развитие живой природы.
  1. Существенную помощь в развитии электроники оказывают математики, логики, электроники и физики твердого тела.
  1. Образование долины Днепра теряется в весьма отдаленном времени.
  1. Перед нами стоял целый ряд вопросов в частности подготовки преподавателей такой ответственной дисциплины, как машиноведение.
  1. От небрежного снаряжения патронов охотники терпят массу разочарований.
  1. Театр дышал творческим изобилием и оплодотворял театральное искусство на долгие годы.
  1. Преподаватели не практиковали проведения письменных работ.
  1. Автор дает в живом и доступном изложении картину жизни великого композитора.
  1. Для использования в кабинете эстетики наиболее приемлемыми являются аппараты с электрически способом воспроизведения записи.
  1. Главной фигурой в активизации учебного процесса является преподаватель.
  1. Выступление классного руководителя Леоновой было посвящено плохому поведению отдельных учеников 5-го «Б» на уроках.
  1. Лицам, склонным к отложению пигмента и формированию пигментных пятен необходимо избегать солнца.
  1. Малина очень требовательна к заправленности почвы удобрениями.
  1. Земляника и клубника заметно отличаются по плодам и внешнему виду самого растения.
  1. Быстрыми темпами увеличиваются мощности аммиака, служащего основным исходным продуктом для производства азотных удобрений.
  1. В книге подробно рассматриваются возможные технические применения плазмы.
  1. Недостаток в литературе по вопросу косметического ухода за кожей побудил нас издать настоящую книгу.
  1. Изображенную здесь картину лунного неба дополним описанием тех небесных явлений, которые называются затмениями.
  2. В фотокопии или оригинале необходимо отметить вертикальной чертой на полях те места, откуда взяты в реферат цифровые данные, даты, фамилии и т.д.
  3. Содержание заключительного инструктажа заблаговременно планировать невозможно, так как оно конкретизируется во время урока.
  4. Некоторые ткачи недостаточно внимательно следят за состоянием основ.
  5. Футболисты строительного отдела добились перелома в игре и ушли с поля победителями.
  6. Остальные спортсмены были не в состоянии конкурировать с ними и оспаривали лишь места, начиная с третьего.
  7. Вода приводит в движение мертвую природу и способствует развитию живой.
  8. Существенную помощь в развитии электроники оказывают математики, специалисты по логике, электронике и по физике твердого тела.
  9. Образование долины Днепра относится к отдаленному времени.
  10. Перед нами стоял ряд вопросов, связанных с подготовкой преподавателей машиноведения.
  11. Небрежное обращение с патронами может привести к большим неприятностям.
  12. В театре все дышало творческим вдохновением, щедро обогащавшим театральное искусство.
  13. Преподаватели не проводили письменных работ.
  14. Автор живо и доступно рассказывает о жизни великого композитора.
  15. В кабинете эстетики лучше всего использовать аппараты с электрическим способом воспроизведения звука.
  16. Преподавателю принадлежит ведущая роль в активизации учебного процесса.
  17. Классный руководитель 5 «Б» т.Леонова говорила о плохом поведении на уроках некоторых учеников своего класса.
  18. Людям, кожа которых склонна к отложению пигмента и образованию пигментных пятен, необходимо избегать солнца.
  19. Почва под малину должна быть хорошо удобрена.
  20. Земляника и клубника отличаются друг от друга плодами и внешним видом самих растений.
  21. Быстрыми темпами растет производство аммиака – основного сырья для получения азотных удобрений.
  22. В книге подробно рассматриваются возможные области технического применения плазмы.
  23. Вопросы косметического ухода за кожей недостаточно освещены в литературе, что побудило нас издать настоящую книгу.

Помогите завтра нужно сдать.
Задание.Выберите нужное слово из стоящих в скобках
1) Свободные экономические зоны, таким образом , могут содействовать (реализации, осуществление, выполнение) стратегических планов России.
2) Средства, получаемые от приватизации и (освобождаемый, высвобождаемый) в результате проведения приватизации, должны быть направлены на ремонт жилья, его приватизацию.
3) Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть ( осуществлены, выполнены)
4) В результате Сооружения этих объектов были( израсходованы. исчерпаны) все имевшиеся свободные денежные Средства в размере 20млн. рублей.

Заданние Устраните ошибки, связанные с неммотивированным использованием антонимов.
1) Силясь побороть слабость, онашла вперед.
2)Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату ,а сошел вниз по ступенькам.
3)Молодой человек вошел в комнату , где сидел старый человек
4)Отсутствует наличие стульев
5) ОН открыто признался в том , что было скрыто от нас
5) Недостоверные факты должны нас настораживать

Олимпиада по русскому языку и литературе для учащихся 8 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГОРОДСКОЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 8 КЛАСС

1. Определите, сколько раз каждый звук слова «тир» встречается в следующей фразе:

Жили-были старик со старухой.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Почти (не)двигающаяся туча; (не)ожиданно ок..залась у г..ризонта; бл..с(?)нула огне..ая нить; смеша..ый лес; проб..рались (на)угад; мгнове..о оз..ряется; (не)решительный, но как(будто) тр..вожный; пока ливень (не)пустился (во)всю.

3. Правильно определен способ образования слова:

1. подчеркивание – подчеркивать;

2. окаменелость – окаменеть;

3. сотрясение – трясти.

4. Из приведенных пар выпишите правильные словоформы:

Выйди – выйдь. Ляг – ляжь. Едь – поезжай. Хочет – хочит. Промок – промокнул. Мурлычет – мырлыкает. Играя – играючи. Двигает – движет.

4 балла (6 баллов)

5. В каких словах пишется буква -о-:

а) р..стение; б) отр..сль; в) р..сточек; г) отв..рить дверь; д) отв..рить грибы; е) п..лить цветы; ж) солнцем п..лимы; з) разг..рается; и) з..ря; к) прик..сается.

6. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация.

7. В приведенных ниже высказываниях найдите лексические ошибки, предложите исправленные варианты.

1. Художник написал портрет на холсте бумаги. 2. Силясь побороть слабость, девушка продвигалась вперед. 3. Советские солдаты прославились еще в Куликовской, Бородинской и Сталинградской битвах. 4. Ребята жили в одном доме, но на различных этажах.

8. Продолжите фразеологизмы, вставив названия животных.

1. Голоден как… 2. Хитер как… 3. Труслив как… 4. Здоров как… 5. Изворотлив как…

6. Надут как… 7. Нем как… 8. Грязен как… 9. Упрям как… 10. Болтлив как…

9. Найдите обобщающее понятия слово, которое синонимично обоим приведенным вариантам.

мелодия (…) побудительная причина

несложный (…) вынужденное бездействие

созревать (…) исполнить песню

инструмент (…) поглощение жидкости (прошедшее время)

10. К каким частям речи относятся слова:

пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых, пятиэтажный.

11. Найдите «лишнее». Прокомментируйте.

Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло. Утро солнечно.

12. Правильно определены морфологические признаки слова в предложении:

1. Глухим темным вечером ( сущ., нариц., неодуш., м.р., II скл., в тв. п., ед. ч.) в дом кто-то постучал.

2. Редко перекликались (несов. в., переход., I спр., в изъяв. накл., мн. ч.) птицы.

3. впереди стояла коленом изогнутая ( прич., страд., прош. вр., сов. в., в им. п., ед. ч., ж.р.) береза.

13. Из приведенных ниже высказываний выпишите все словосочетания. Определите тип связи.

1. Все журналы. 2. Мороз и солнце. 3. Александр Блок. 4. Отчетливо вижу.

5. Изысканная обстановка. 6. Брат и сестра. 7.Ворон – птица зловещая. 8. Симфония пробуждения.

14. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2.Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

15. Отредактируйте отрывок из сочинения ученика, избегая повторов и смыслового однообразия предложений.

Мой родной город – Москва. Москва – очень древний город. Москва была основана в XII веке. Основателем Москвы был русский князь Юрий Долгорукий. В Москве стоит памятник Юрию Долгорукому. Памятник стоит в центре Москвы.

Максимальное количество баллов: 60.

КЛЮЧИ (РУССКИЙ ЯЗЫК, 8 КЛАСС)

1. [т’] – ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз.

2. Почти не двигающаяся туча; неожиданно оказалась у горизонта; блеснула огненная нить; смешанный лес; пробирались наугад; мгновенно озаряется; нерешительный, но как будто тревожный; пока ливень не пустился вовсю.

3. 1; окаменелость от окаменелый; сотрясение от сотрясти.

4. Выйди, ляг, поезжай, хочет, промок, мурлычет, играя, двигает ( промокнул – зависит от ударения; играючи – наречие, допускается – движет: за эти объяснения добавить 2 балла).

6. Перерыв, положение, призыв, предназначение, конец, послесловие, подражание.

7. мотив, знать, простой, спеть, пила.

8. Холсте – листе, силясь – стараясь, советские солдаты – русские воины, различных – разных

9. 1. волк 2. лиса 3. заяц 4. бык 5. уж 6. индюк 7. рыба 8. свинья 9. осел 10. сорока.

10. числ. кол., числ. собир., числ. поряд., сущ., сущ., нареч., нареч., прил.

11. В комнате светло. Не краткая форма прил., а слово категории состояния.

12. 1, 3; глагол, неперех., в прош. вр.

13. 1. – согласование, 4 – примыкание, 5 – согласование, 8 – управление.

ГОРОДСКОЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 8 КЛАСС

1. Какие литературные жанры соответствуют данным определениям?

А. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенная тема – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.

Б. История жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя, этап жизни героя представлен в ряде эпизодов; достаточное количество событий и действующих лиц; часто отмечается хронологическое развитие сюжета и соответствующая композиция.

В. Стихотворение восторженного характера (торжественное) в честь какого-либо лица или события.

Г. Разновидность драматического произведения, в основе – осмеяние общественного и человеческого несовершенства, противоречие (несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного.

Д. Крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором соединены эпическое и лирическое начала; повествование об исторических событиях и событиях жизни героя раскрывается через восприятие и оценку повествователя.

2. Каким художественным приемам и средствам соответствуют следующие определения?

А. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью выяснить отличительные черты одного из них при помощи другого.

Б. Изображение неодушевленных предметов одушевленными, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

В. Противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Г. Чрезмерное преувеличение; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления.

Д. Нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении; часто встречается в поэтической речи.

3. Определите образное средство:

А. ветерок чуть дотрагивался до щек;

Б. мать, как степная чайка, вилась над детьми своими;

В. звонкое ржание;

Г. русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.

4. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены, докажите свое мнение, опираясь на знание особенностей каждого жанра.

А. Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Б. Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, —

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верою-правдою,

Постоять за веру христианскую»

В. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Г. Дам тебе я на дорогу

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Д. Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол митрополии Российской.

5. Назовите героя, чья гибель описана в отрывке, автора и произведение.

Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы…

6. Соедините героев одного произведения, укажите его название.

1. Хрюкин А. Караколь

2.Феврония Б. Кирибеевич

3. Андрий В. Пантагрюэль

4. Степан Парамонович Г. Митиль

5. Мисс Жаксон Д. Петр

6. Дубровский Е. Соловей-разбойник

7. Вероника Ж. Лиза Муромская

8. Гаргантюа З. Очумелов

9. Тильтиль И. Орина Егоровна Бузырева

10. Илья Муромец К. Кукубенко

7. Расположите в хронологическом порядке:

А. М.Ю.Лермонтов «Беглец»;

Б. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»;

В. А.С.Пушкин «Кавказский пленник»;

Г. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»;

Д. С.А.Есенин «Береза»;

Е. Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии».

8. Соотнесите фамилии писателей и даты их жизни:

1. С.А.Есенин А. 1494 – 1553

2. В.Ю. Драгунский Б. 1799 – 1837

3. М.Ю.Лермонтов В. 1814 – 1841

4. Л.Н.Толстой Г. 1828 – 1910

5. А.С.Пушкин Д. 1895 – 1925

6. Ф.Рабле Е. 1913 – 1972

9. Соотнесите название произведения и его жанр:

1. Жизнь и подвиги Геракла А. былина

2. «Няне» А.С.Пушкина Б. роман

3. «Вересковый мед» Р.Стивенсона В. сказка

4. «Богатырское слово» Г. очерк

5. «Дубровский» А.С.Пушкина Д. сага

6. «Черная курица…» А.Погорельского Е. повесть

7. «Угон быка из Куалнге» Ж. рассказ

8. «Дары волхвов» О.Генри З. стихотворение

9. «Выстрел» А.С.Пушкина И. баллада

10. «Тень» Е.Л.Шварца К. пьеса

11. «Бежин луг» И.С.Тургенева Л. миф

10. Из стихотворения Ольги Берггольц выпишите метафорические выражения. Объясните их значения.

Перешагнув порог высокий,

остановилась у ворот.

Июльский вечер светлоокий

спускался медленно с высот.

И невский ветер, милый, зримый,

летел с мостов, гремя, смеясь…

Но столько раз мне это снилось,

что не обрадовалась я.

Я не упала тут же рядом

в слезах отважных и живых,-

лишь обвела усталым взглядом

унылый камень мостовых.

О, грозный вечер возвращенья,

когда спаленная дотла,

душа моя не приняла

ни мира, ни освобожденья…

Максимальное количество баллов: 75.

КЛЮЧИ (ЛИТЕРАТУРА, 8 КЛАСС)

1. А. элегия, Б. повесть, В. ода, Г. комедия, Д. поэма

2. А. сравнение, Б. олицетворение, В. антитеза, Г. гипербола, Д. инверсия

3. А. О (М) Б. С (М) В. Э Г. М

4. А. басня (герой-животное, иносказание, мораль)

Б. былина (сюжет, Киев-град, князь Владимир, отсутствие рифмы, наличие ритма (речитатив), устаревшие слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы).

В. пословица (краткость, мудрость, иносказание)

Г. колыбельная (припевка (баюшки-баю), ритмичность, мелодичность, благословление матери)

Д. житие (сюжет, герои, терминология, устаревшие слова, понятие «всем миром»)

по 3 балла за наиболее полный комментарий.

5. Остап Бульба, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

6.1З «Хамелеон»; 2Д «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

3К «Тарас Бульба»; 4Б «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

5Ж «Барышня-крестьянка»; 6И «Дубровский»; 7А «Город Мастеров»;

8В «Гаргантюа и Пантагрюэль»; 9Г «Синяя птица»;

10Е «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

8. 1Д 2Е 3В 4Г 5 Б 6 А

9. 1Л 2З 3И 4А 5Б 6В 7Д 8Ж 9Е 10К 11Г


источники:

http://znanija.site/russkii-yazyk/3575664.html

http://infourok.ru/olimpiada-po-russkomu-yaziku-i-literature-dlya-uchaschihsya-klassa-1047827.html