Силясь побороть слабость она шла вперед лексическая ошибка

Помогите завтра нужно сдать.
Задание.Выберите нужное слово из стоящих в скобках
1) Свободные экономические зоны, таким образом , могут содействовать (реализации, осуществление, выполнение) стратегических планов России.
2) Средства, получаемые от приватизации и (освобождаемый, высвобождаемый) в результате проведения приватизации, должны быть направлены на ремонт жилья, его приватизацию.
3) Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть ( осуществлены, выполнены)
4) В результате Сооружения этих объектов были( израсходованы. исчерпаны) все имевшиеся свободные денежные Средства в размере 20млн. рублей.

Заданние Устраните ошибки, связанные с неммотивированным использованием антонимов.
1) Силясь побороть слабость, онашла вперед.
2)Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату ,а сошел вниз по ступенькам.
3)Молодой человек вошел в комнату , где сидел старый человек
4)Отсутствует наличие стульев
5) ОН открыто признался в том , что было скрыто от нас
5) Недостоверные факты должны нас настораживать

Олимпиада по русскому языку и литературе для учащихся 8 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГОРОДСКОЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 8 КЛАСС

1. Определите, сколько раз каждый звук слова «тир» встречается в следующей фразе:

Жили-были старик со старухой.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Почти (не)двигающаяся туча; (не)ожиданно ок..залась у г..ризонта; бл..с(?)нула огне..ая нить; смеша..ый лес; проб..рались (на)угад; мгнове..о оз..ряется; (не)решительный, но как(будто) тр..вожный; пока ливень (не)пустился (во)всю.

3. Правильно определен способ образования слова:

1. подчеркивание – подчеркивать;

2. окаменелость – окаменеть;

3. сотрясение – трясти.

4. Из приведенных пар выпишите правильные словоформы:

Выйди – выйдь. Ляг – ляжь. Едь – поезжай. Хочет – хочит. Промок – промокнул. Мурлычет – мырлыкает. Играя – играючи. Двигает – движет.

4 балла (6 баллов)

5. В каких словах пишется буква -о-:

а) р..стение; б) отр..сль; в) р..сточек; г) отв..рить дверь; д) отв..рить грибы; е) п..лить цветы; ж) солнцем п..лимы; з) разг..рается; и) з..ря; к) прик..сается.

6. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация.

7. В приведенных ниже высказываниях найдите лексические ошибки, предложите исправленные варианты.

1. Художник написал портрет на холсте бумаги. 2. Силясь побороть слабость, девушка продвигалась вперед. 3. Советские солдаты прославились еще в Куликовской, Бородинской и Сталинградской битвах. 4. Ребята жили в одном доме, но на различных этажах.

8. Продолжите фразеологизмы, вставив названия животных.

1. Голоден как… 2. Хитер как… 3. Труслив как… 4. Здоров как… 5. Изворотлив как…

6. Надут как… 7. Нем как… 8. Грязен как… 9. Упрям как… 10. Болтлив как…

9. Найдите обобщающее понятия слово, которое синонимично обоим приведенным вариантам.

мелодия (…) побудительная причина

несложный (…) вынужденное бездействие

созревать (…) исполнить песню

инструмент (…) поглощение жидкости (прошедшее время)

10. К каким частям речи относятся слова:

пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых, пятиэтажный.

11. Найдите «лишнее». Прокомментируйте.

Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло. Утро солнечно.

12. Правильно определены морфологические признаки слова в предложении:

1. Глухим темным вечером ( сущ., нариц., неодуш., м.р., II скл., в тв. п., ед. ч.) в дом кто-то постучал.

2. Редко перекликались (несов. в., переход., I спр., в изъяв. накл., мн. ч.) птицы.

3. впереди стояла коленом изогнутая ( прич., страд., прош. вр., сов. в., в им. п., ед. ч., ж.р.) береза.

13. Из приведенных ниже высказываний выпишите все словосочетания. Определите тип связи.

1. Все журналы. 2. Мороз и солнце. 3. Александр Блок. 4. Отчетливо вижу.

5. Изысканная обстановка. 6. Брат и сестра. 7.Ворон – птица зловещая. 8. Симфония пробуждения.

14. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2.Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

15. Отредактируйте отрывок из сочинения ученика, избегая повторов и смыслового однообразия предложений.

Мой родной город – Москва. Москва – очень древний город. Москва была основана в XII веке. Основателем Москвы был русский князь Юрий Долгорукий. В Москве стоит памятник Юрию Долгорукому. Памятник стоит в центре Москвы.

Максимальное количество баллов: 60.

КЛЮЧИ (РУССКИЙ ЯЗЫК, 8 КЛАСС)

1. [т’] – ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз.

2. Почти не двигающаяся туча; неожиданно оказалась у горизонта; блеснула огненная нить; смешанный лес; пробирались наугад; мгновенно озаряется; нерешительный, но как будто тревожный; пока ливень не пустился вовсю.

3. 1; окаменелость от окаменелый; сотрясение от сотрясти.

4. Выйди, ляг, поезжай, хочет, промок, мурлычет, играя, двигает ( промокнул – зависит от ударения; играючи – наречие, допускается – движет: за эти объяснения добавить 2 балла).

6. Перерыв, положение, призыв, предназначение, конец, послесловие, подражание.

7. мотив, знать, простой, спеть, пила.

8. Холсте – листе, силясь – стараясь, советские солдаты – русские воины, различных – разных

9. 1. волк 2. лиса 3. заяц 4. бык 5. уж 6. индюк 7. рыба 8. свинья 9. осел 10. сорока.

10. числ. кол., числ. собир., числ. поряд., сущ., сущ., нареч., нареч., прил.

11. В комнате светло. Не краткая форма прил., а слово категории состояния.

12. 1, 3; глагол, неперех., в прош. вр.

13. 1. – согласование, 4 – примыкание, 5 – согласование, 8 – управление.

ГОРОДСКОЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 8 КЛАСС

1. Какие литературные жанры соответствуют данным определениям?

А. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенная тема – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.

Б. История жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя, этап жизни героя представлен в ряде эпизодов; достаточное количество событий и действующих лиц; часто отмечается хронологическое развитие сюжета и соответствующая композиция.

В. Стихотворение восторженного характера (торжественное) в честь какого-либо лица или события.

Г. Разновидность драматического произведения, в основе – осмеяние общественного и человеческого несовершенства, противоречие (несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного.

Д. Крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором соединены эпическое и лирическое начала; повествование об исторических событиях и событиях жизни героя раскрывается через восприятие и оценку повествователя.

2. Каким художественным приемам и средствам соответствуют следующие определения?

А. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью выяснить отличительные черты одного из них при помощи другого.

Б. Изображение неодушевленных предметов одушевленными, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

В. Противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Г. Чрезмерное преувеличение; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления.

Д. Нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении; часто встречается в поэтической речи.

3. Определите образное средство:

А. ветерок чуть дотрагивался до щек;

Б. мать, как степная чайка, вилась над детьми своими;

В. звонкое ржание;

Г. русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.

4. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены, докажите свое мнение, опираясь на знание особенностей каждого жанра.

А. Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Б. Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, —

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верою-правдою,

Постоять за веру христианскую»

В. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Г. Дам тебе я на дорогу

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Д. Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол митрополии Российской.

5. Назовите героя, чья гибель описана в отрывке, автора и произведение.

Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы…

6. Соедините героев одного произведения, укажите его название.

1. Хрюкин А. Караколь

2.Феврония Б. Кирибеевич

3. Андрий В. Пантагрюэль

4. Степан Парамонович Г. Митиль

5. Мисс Жаксон Д. Петр

6. Дубровский Е. Соловей-разбойник

7. Вероника Ж. Лиза Муромская

8. Гаргантюа З. Очумелов

9. Тильтиль И. Орина Егоровна Бузырева

10. Илья Муромец К. Кукубенко

7. Расположите в хронологическом порядке:

А. М.Ю.Лермонтов «Беглец»;

Б. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»;

В. А.С.Пушкин «Кавказский пленник»;

Г. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»;

Д. С.А.Есенин «Береза»;

Е. Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии».

8. Соотнесите фамилии писателей и даты их жизни:

1. С.А.Есенин А. 1494 – 1553

2. В.Ю. Драгунский Б. 1799 – 1837

3. М.Ю.Лермонтов В. 1814 – 1841

4. Л.Н.Толстой Г. 1828 – 1910

5. А.С.Пушкин Д. 1895 – 1925

6. Ф.Рабле Е. 1913 – 1972

9. Соотнесите название произведения и его жанр:

1. Жизнь и подвиги Геракла А. былина

2. «Няне» А.С.Пушкина Б. роман

3. «Вересковый мед» Р.Стивенсона В. сказка

4. «Богатырское слово» Г. очерк

5. «Дубровский» А.С.Пушкина Д. сага

6. «Черная курица…» А.Погорельского Е. повесть

7. «Угон быка из Куалнге» Ж. рассказ

8. «Дары волхвов» О.Генри З. стихотворение

9. «Выстрел» А.С.Пушкина И. баллада

10. «Тень» Е.Л.Шварца К. пьеса

11. «Бежин луг» И.С.Тургенева Л. миф

10. Из стихотворения Ольги Берггольц выпишите метафорические выражения. Объясните их значения.

Перешагнув порог высокий,

остановилась у ворот.

Июльский вечер светлоокий

спускался медленно с высот.

И невский ветер, милый, зримый,

летел с мостов, гремя, смеясь…

Но столько раз мне это снилось,

что не обрадовалась я.

Я не упала тут же рядом

в слезах отважных и живых,-

лишь обвела усталым взглядом

унылый камень мостовых.

О, грозный вечер возвращенья,

когда спаленная дотла,

душа моя не приняла

ни мира, ни освобожденья…

Максимальное количество баллов: 75.

КЛЮЧИ (ЛИТЕРАТУРА, 8 КЛАСС)

1. А. элегия, Б. повесть, В. ода, Г. комедия, Д. поэма

2. А. сравнение, Б. олицетворение, В. антитеза, Г. гипербола, Д. инверсия

3. А. О (М) Б. С (М) В. Э Г. М

4. А. басня (герой-животное, иносказание, мораль)

Б. былина (сюжет, Киев-град, князь Владимир, отсутствие рифмы, наличие ритма (речитатив), устаревшие слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы).

В. пословица (краткость, мудрость, иносказание)

Г. колыбельная (припевка (баюшки-баю), ритмичность, мелодичность, благословление матери)

Д. житие (сюжет, герои, терминология, устаревшие слова, понятие «всем миром»)

по 3 балла за наиболее полный комментарий.

5. Остап Бульба, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

6.1З «Хамелеон»; 2Д «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

3К «Тарас Бульба»; 4Б «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

5Ж «Барышня-крестьянка»; 6И «Дубровский»; 7А «Город Мастеров»;

8В «Гаргантюа и Пантагрюэль»; 9Г «Синяя птица»;

10Е «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

8. 1Д 2Е 3В 4Г 5 Б 6 А

9. 1Л 2З 3И 4А 5Б 6В 7Д 8Ж 9Е 10К 11Г

Контрольная работа по курсу «русский язык и культура речи»

1. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

Ø Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей.

Исправленный вариант: Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что влечет ухудшение качества тканей и их отделки.

Ø Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

Исправленный вариант: Первые годы перестройки положительно отразились на жилищном строительстве.

Ø Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла 1.

Исправленный вариант: Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла 1.

Ø Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

Исправленный вариант: Как в опыте западных стран, так и в отечественной практике распространены факты разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

Ø Есть возможность тяжелых осложнений.

Исправленный вариант: Существует вероятность тяжелых осложнений.

Ø Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

Исправленный вариант: Многочисленные стихийно расположенные базары сильно обезобразили город.

2. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однородных слов и отредактируйте фразы.

Ø Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

Лексический плеоназм: Лексема «игнорировать» имеет значение ‘не принимать во внимание’.

Исправленный вариант: Территориальные образования в недавнем прошлом вообще не принимались во внимание.

Ø К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.

Значение лексемы «прерогатива» уже включает в себя сему «исключительность»: прерогатива – это исключительное право кого-либо. Таким образом, здесь имеет место лексический плеоназм.

Кроме того, встречается в предложении и случай стечения однокоренных слов: «исключительная» и «исключает».

Исправленный вариант: К тому же право подписи под документом – прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.

Ø Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

Значение лексемы «сосуществование» включает в себя сему «одновременность». Таким образом, в предложении имеет место лексический плеоназм.

Исправленный вариант: Реформа ведется при одновременном существовании старых и новых структур управления.

Ø Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

Лексический плеоназм: в значении лексемы «остаток» уже присутствует сема «последний».

Исправленный вариант: Остатком свободной торговли являются стихийные базары.

Ø В состав группы вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма.

Стечение однокоренных слов – «фирма» (2 раза).

Исправленный вариант: В состав группы вошли: страховая компания, гостиничная и социальная фирмы.

Ø К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития.

Значение слова «добавить» — ‘сказать в дополнение к изложенному’. В данном случае имеет место лексический плеоназм.

Исправленный вариант: Следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития.

Ø Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

Значение лексемы «гипотетически» — ‘предположительно’. В предложении – лексический плеоназм.

Исправленный вариант: Если это предположить, то ситуация видится в ином свете.

Ø Мы добились столь высоких хороших результатов.

В данном контексте лексема «высоких» выступает в значении ‘Очень хороших’. Таким образом, в предложении имеет место лексический плеоназм.

Исправленный вариант: Мы добились столь высоких результатов.

Ø Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

Значение лексемы «высоко» уже включает в себя сему ‘позитивно’.

Исправленный вариант: Пресса высоко оценивает результаты выборов.

3. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам и составьте по одному словосочетанию на каждую пару слов.

длинный – протяженный; длинные волосы.

запасный — резервный, дополнительный; запасный выход.

запасливый – предусмотрительный; запасливый хозяин.

злой – недобрый, вредный; свирепый; злой враг.

злостный – злонамеренный; злостный преступник.

комический – комедийный; комедийный талант.

комичный – смехотворный; комичная ситуация.

нестерпимый – невыносимый; нестерпимая боль.

нетерпимый – недопустимый; недопустимый проступок.

оборотливый – предприимчивый; оборотливый делец.

оборотный – противоположный; оборотная сторона.

опасный – рискованный; рискованный поступок.

опасливый – осторожный; опасливый человек.

понятный – ясный; понятный текст.

понятливый – способный; понятливый ребенок.

скрытый – тайный; скрытая угроза.

скрытный – неоткровенный; скрытный человек.

удачный – счастливый; удачный вечер

удачливый – везучий, успешный; удачливый человек.

фактический – действительный; фактическое положение дел

фактичный – достоверный, документальный; фактичное изложение.

явный – бесспорный, нескрываемый; явная вражда.

явственный – четкий, отчетливый; явственный смысл

4. А. Объясните, каково значение юридических терминов-паронимов.

доказанность – ‘положение, подтвержденное какими — либо фактами, доводами’

доказательность – ‘убедительность, основывающаяся на очевидных доказательствах.’

убедительность – ‘доказательность, заставляющая убедиться в чём–н.

убежденность – ‘твёрдая уверенность в чём–н.’

наследство – ‘имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу’

наследование – ‘Осуществление права на получение наследства после кого–н.’

наследник – ‘лицо, которое получает наследство, наследует кому–н.’

наследователь – ‘лицо, которое распоряжается своим имуществом на случай смерти путем составления завещания’

Б. Определите значение следующих фразеологических паронимов.

Брать за душу – волновать

брать на душу – принимать на свой счет

в голос – одновременно

в один голос — дружно, единодушно.

девать некуда – очень много

деваться некуда — ничего не поделаешь, приходится признаться, согласиться.

скор на руку — быстро делает что–н.

на скорую руку — быстро и небрежно, а также вообще торопливо.

стать на путь – принять направление

стать на пути – преграждать дорогу

в стороне — в отдалении, на расстоянии от кого-чего–н.

на стороне — соблюдая интересы кого–н.

махать рукой – принебрегать чем — либо

махнуть рукой — перестать заниматься, интересоваться кем-чем–н., убедившись в бесполезности своих усилий.

В. Отметьте случаи, связанные с неточным выбором паронимов и исправьте предложения.

На проездную часть дороги выбежала женщина. Исправленный вариант: На проезжую часть дороги выбежала женщина.

Лицо, привлекающее к уголовной ответственности впервые, не является рецидивистом. Исправленный вариант: Лицо, привлекающееся к уголовной ответственности впервые, не является рецидивистом.

Опьяненный Сидоров стал наносить удары отдыхающим. Исправленный вариант: Опьяневший Сидоров стал наносить удары отдыхающим.

Подсудимый не оправдал доверенность отца. Исправленный вариант: Подсудимый не оправдал доверие отца.

И вот сегодня перед нами пролились неоплаканные слезы его матери. Исправленный вариант: И вот сегодня перед нами пролились невыплаканные слезы его матери.

5. Объясните значение фразеологических оборотов, в состав которых входят юридические термины.

вступить в свои права – Начать делать что–н. на правах собственника.

на птичьих правах – не имея прочного положения, обеспечения

на равных правах – на одинаковых основаниях, в равных отношениях.

закон не писан – пренебрежительное отношение к чему-либо, игнорирование чего-либо

для отвода глаз – чтобы отвлечь внимание, обмануть.

замести следы – скрыть что-либо

след простыл – убежал, исчез, а также пропал совершенно.

пока суд да дело – пока что–н. происходит, длится, тянется.

буква закона – Прямой и строгий смысл закона.

6. Исправьте ошибки, связанные с употреблением канцеляризмов, речевых штампов.

1) Мы намечаем встречу где-то в районе 18 часов. Мы намечаем встречу примерно в 18 часов.

2) Прошлым летом я с сыном проживал в г. Николаеве у дальних родственников. Прошлым летом я с сыном жил в г. Николаеве у дальних родственников.

3) На ближайшем собрании мы запросили руководство завода о причинах невыполнения плана. На прошлом собрании мы спросили руководство завода о причинах невыполнения плана.

4) В летнее время взрослые и дети отдыхают буквально во всех уголках нашего района, где не исключена возможность обнаружить взрывоопасные предметы, которые за истечением времени могут взорваться. В летнее время взрослые и дети отдыхают во всех уголках нашего района, где можно обнаружить взрывоопасные предметы, которые за истечением времени могут взорваться.

5) Он вышел из состояния равновесия и упал. Он потерял равновесие и упал.

6) По объяснению подсудимой она не могла унести папки, купленные ею в магазине, по причине несения арбуза. Подсудимая объяснила, что она не смогла унести папки, купленные ею в магазине, так как в руках несла арбуз.

7) Он покончил жизнь путем погружения в воду. Он утопился.

8) Заплесневевшая томат-паста была подвергнута уничтожению путем зарытия в яму. Заплесневевшая томат-паста была закопана в яму.

9) Иванов ударил меня в область лица, в район правого уха. Иванов ударил меня в лицо – в правое ухо.

10) О случившемся Петров не знал вследствие недоведения до его сведения обстоятельства дела со стороны Щеголевой. О случившемся Петров не знал, так как Щеголева ему не сообщила.

11) Ковалев залез во внутренний карман потерпевшего по вопросу грабежа. Ковалев залез во внутренний карман потерпевшего, так как хотел его ограбить.

12) Поливая зеленые насаждения на подоконнике, подсудимая увидела проходившую мимо окна женщину, которую она ревновала к мужу. Поливая комнатные растения на подоконнике, подсудимая увидела проходившую мимо окна женщину, к которой она ревновала мужа.

7. Составьте словосочетания с данными синонимами, обратите внимание на различие сочетаемости синонимов:

натуральный шелк, естественный выход; НО естественный (натуральный) цвет.

фальшивая нота, искусственный мех; НО фальшивая (искусственная) улыбка.

поместить в вакуум, пустота во взгляде; НО погрузиться в вакуум (в пустоту).

антагонистические мышцы, враждебный тон; НО антагонистический (враждебный) характер.

телефон вибрирует, дрожит за ребенка; НО голос вибрирует (дрожит).

дискутировать на тему, спорить о проблеме, НО дискутировать (спорить) на конференции.

демонстрировать по улицам города, показывать на преступника, НО демонстрировать (показывать) фильм.

выйти на дистанцию, на почтительном расстоянии, НО бег на большую дистанцию (расстояние).

оптимистический лозунг, жизнерадостный человек, НО жизнерадостный (оптимистический) взгляд.

индифферентный с ним вопрос, равнодушный к балету; НО индифферентный (равнодушный) ко всему человек.

реализовывать идеи, выполнить задание; НО реализовать (выполнить) план.

зафиксировать замок, изобразить природу; НО зафиксировать (изобразить) все события.

принять в пионеры, инициатор реформ; НО пионер (инициатор) какого-либо дела.

тригонометрическая функция, воинская обязанность; НО служебные обязанности (функции).

8. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению.

Силясь побороть слабость она шла вперед. Пытаясь побороть слабость, она шла вперед

Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а спустился по ступенькам.

Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старик.

Отсутствует наличие стульев. Стулья отсутствуют.

Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. Скрытые в земле ископаемые еще не найдены.

Недостоверные факты должны нас настораживать. Недостоверные сведения должны нас настораживать.

Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. Он честно признался в том, что было скрыто от нас.

Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие. Бездействие, как и нарушение правил движения, может привести к аварии.

9. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами, исправьте предложения.

Ø Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. Нельзя к работе строителей подходить не индивидуально, уравнивать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях.

Ø Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное. Принятое решение следует оценивать, по крайней мере, как несвоевременное.

Ø В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. В докладе были названы факты прямых нарушений режима работы аптек.

Ø Депутаты должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы. Депутаты должны быть вовремя осведомлены о повестке дня и времени начала работы.

Ø Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. Для обоснования и правки проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города.

Ø Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь город. Самоходное шасси – в той или иной роли – может работать весь город.

Ø Не будем экстраполировать вопрос инфляции. Не будем преувеличивать вопрос обесценивания денег.

Ø Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка. Эти новшества направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

Ø Ну зачем же переселять человека из той микрофлоры, в которой он жил? Ну зачем же переселять человека из той окружающей среды, в которой он жил?

Ø Все сильнее ностальгия по прекрасному. Все сильнее тоска по прекрасному.

10. Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания употреблялись бы: 1) как свободные; 2) как фразеологические:

Ø Врач попросил пациента открыть рот. Слушать что-либо, открыв рот.

Ø Вишня варится в собственном соку. Я варюсь в собственном соку, не обращая ни на что внимания.

Ø Мальчик подбежал и бросил камушек в огород соседей. Ты прекрасно понимаешь, что своим высказыванием бросаешь камушек в мой огород.

Ø Мать попросила сына вынести сор из избы. Не говори, пожалуйста, об этой ссоре ничего соседям, не надо выносить сор из избы.

Ø Ты же мог пройти мимо и не заметить меня, если бы я тебя не окликнул. Нельзя пройти мимо такой несправедливости.

Ø В России принято протягивать руку, здороваясь с окружающими. Если друг в беде, я не могу не протянуть ему руку помощи.

Ø Он заткнул пистолет за пояс и отправился в путь. Он такой сильный, что любого может заткнуть за пояс.

Ø Перед тем как начать мыть посуду, необходимо засучить рукава, иначе они будут мокрыми. Он заучил рукава и кинулся на помощь другу.

Ø Преступник был вынужден зажать рот заложнику, который начал кричать. Я хочу высказаться по данному вопросу и не позволю никому зажимать мне рот.

11. Исправьте данные предложения, обратив внимание на искажение грамматической формы компонентов фразеологических оборотов, на неоправданную замену в них предлогов.

Ø Если давать всем сестрам по серьгам, то распределение электроэнергии будет несправедливым.

Ø Кое-кто пытается вбить клин в отношения Таджикистана и Афганистана.

Ø Получив от ворот поворот, фирма обратилась к другим поставщикам.

Ø На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что полку журналистов прибыло.

Ø В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дров.

Ø Волей-неволей кредиты пришлось возвращать.

Ø Во главу угла партия поставила два вопроса.

Ø Посетитель так и ушел несолоно хлебавши.

Ø Коммерческих магазинов сейчас пруд пруди.

Ø Когда я узнал, что здание сохранят, у меня от души отлегло.

12. Найдите искажения, вызванные неудачным употреблением глагола в составе устойчивых словосочетаний, при необходимости отметьте и другие недочеты, исправьте их:

Ø Не нужно из этого факта делать проблему.

Ø Спикеру было рекомендовано не давать напрасных обещаний.

Ø Комитет принял компромиссное решение, не советуясь с экспертами.

Ø По вечерам профессор читает лекции студентам заочного отделения.

Ø Русские внесли значительный вклад в освоение Аляски.

Ø Нам необходимо провести широкомасштабные исследования.

Ø Нужно отдать должное идее президента.

13. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода (А) и наоборот (Б). Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются приведенные существительные женского и мужского рода:

(А) Акушерка (нейтр.) – акушер (нейтр.), банщица (нейтр.) – банщик (нейтр.), балерина (нейтр.) – балерон (нейтр.), баскетболистка (нейтр.) — баскетболист (нейтр.), гонщица (нейтр.) – гонщик (нейтр.), доярка (нейтр.) – дояр (нейтр.), массажистка (нейтр.) – массажист (нейтр.), маникюрша (существительного мужского рода нет), намотчица (нейтр.) – намотчик (нейтр.), санитарка (нейтр.) – санитар (нейтр.), свинарка (нейтр.) – свинарь (нейтр.), секретарша (разг.) – секретарь (употребляется как в отношении лиц мужского, так и женского пола) (нейтр.), сиделка (существительного мужского рода нет) (нейтр.), солистка (нейтр.) – солист (нейтр.), стенографистка (нейтр.) – стенографист (нейтр.), телефонистка (нейтр.) – телефонист (нейтр.), ткачиха (нейтр.) – ткач (нейтр.), фельдшерица (нейтр.) – фельдшер (нейтр.).

(Б) адвокат (нейтр.) — адвокатесса (разг.) и адвокатша (прост.), инспектор (нейтр.) — инспекторша (прост.), лаборант (нейтр.) – лаборантка (нейтр.), прокурор (существительного женского рода нет) (нейтр.), следователь (существительного женского рода нет) (нейтр.), юбиляр (нейтр.) — юбилярша (разг.), доктор (нейтр.) – докторша (прост.), инструктор (нейтр.) – инструкторша (прост.), научный сотрудник (нейтр.) – научная сотрудница (разг.), профессор (нейтр.) – профессорша (прост.), судья (существительно женского рода нет) (нейтр.), доцент (существительного женского рода нет) (нейтр.), руководитель (нейтр.) – руководительница (нейтр.), врач (нейтр.) – врачиха (прост.), педагог (существительного женского рода нет), машинист (существительного женского рода нет [существительное «машинистка» имеет другое значение]) (нейтр.), защитник (нейтр. – защитница (нейтр.), конькобежец (нейтр.) – конькобежка (нейтр.), кондуктор (нейтр.) – кондукторша (прост.).

14. В каждом примере вместо точек вставьте одно из местоимений: всякий, каждый, любой:

1) У нас в Самаре всякому гражданину бесплатно в его районной поликлинике доступны совет и консультация профессора и его агентов по каждой специальности, не говоря уже о безотказной помощи участкового врача, скорой, неотложной помощи, выезжающих в любое время суток по первому сигналу.

2) Известно, что каждый случай нарушения дисциплины, не должен остаться без внимания руководства. Как и в любом деле здесь нужны порядок и дисциплина. Не всякий эгоист может стать разбойником. Каждый знает, сколько положено получить в качестве аванса.

3)Одно деяние расчленяется на два самостоятельных действия, и каждое из них рассматривается как независимое друг от друга преступление.

4) Можно отписаться от любой претензии, отмахнуться от всякого иска.

5) Каждый из нас когда-то был наивным в этих вопросах.

15. Отметьте случаи нарушения порядка слов, исправьте предложения.

Ø Указанные действия имеют производный характер от основополагающего направления борьбы с преступностью государственных органов.

Исправленный вариант: Указанные действия государственных органов имеют производный от основополагающего направления борьбы с преступностью характер.

Ø Прошу уволить вас по собственному желанию.

Исправленный вариант: Прошу вас уволить меня по собственному желанию.

Ø Устименко ударил по лицу Бери.

Исправленный вариант: Устименко ударил Бери по лицу.

Ø Потерпевший показал рану резаную на груди.

Исправленный вариант: Потерпевший показал резаную рану на груди.

Ø Костров на иждивении имеет троих детей.

Исправленный вариант: Костров имеет на иждивении троих детей.

Ø В кювете был обнаружен мотоцикл рядом с поперек лежащим гражданином с помятой вилкой, погнутым бачком и без последнего колеса.

Исправленный вариант: Рядом с поперек лежащим гражданином в кювете был обнаружен мотоцикл с помятой вилкой, погнутым бачком и без последнего колеса.

Ø Прибыв на место происшествия, произвел осмотр места происшествия, где была совершена кража с участием понятых.

Исправленный вариант: Прибыв на место, где была совершена кража, произвел осмотр места происшествия с участием понятых.

16. Отметьте случаи нарушения форм управления, исправьте предложения:

Ø На проезжую часть дороги выбежал молодой человек с целью остановки автомашины.

Исправленный вариант: На проезжую часть дороги выбежал, чтобы остановить автомашину, молодой человек.

Ø Обнаруженные ссадины возникли в результате от воздействия твердого тупого предмета.

Исправленный вариант: Обнаруженные ссадины возникли в результате воздействия твердого тупого предмета.

Ø Дубова своим халатным отношением создала возможность в краже денег.

Исправленный вариант: Дубова своим халатным отношением создала возможность кражи денег.

Ø Порученные работы его выполнялись хорошо.

Исправленный вариант: Порученные работы им выполнялись хорошо.

Ø Гуров не имел намерений на причинение вреда здоровья кого-либо из граждан.

Исправленный вариант: Гуров не имел намерений причинить вред здоровью кого-либо из граждан.

Ø Весь транспорт был изъят на приведение в порядок строительную площадку металлургического завода.

Исправленный вариант: Весь транспорт был изъят для приведения в порядок строительной площадки металлургического завода.

Исправленный вариант: Это Бирюков пояснил на очной ставке.

17. Определите, какие ошибки допущены в предложениях с однородными членами и исправьте их:

Все эти показания говорят о невиновности моего подзащитного и что он не принимал участия в разбойном нападении.

Исправленный вариант: Все эти показания говорят о невиновности моего подзащитного и о том, что он не принимал участия в разбойном нападении.

Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, женами, удочками и другим спортинвентарем.

Исправленный вариант: Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, женами, необходимо взять удочки и другой спортинвентарь.

На обочине дороги обнаружены две пуговицы: одна женская и одна черная.

Исправленный вариант: На обочине дороги обнаружены две пуговицы.

Кроме огрызка малосольного огурца, документов у задержанного не обнаружено.

Исправленный вариант: У задержанного обнаружен только огрызок малосольного огурца, документов у него не обнаружено.

Лицо, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушив правила дорожного движения, и совершил наезд.

Исправленный вариант: Лицо, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушило правила дорожного движения и совершило наезд.

18. Найдите ошибки в употреблении сложных предложений и исправьте их.

Ø Ответчику направлена претензия, на которую от него получен ответ, в котором он старается оправдаться.

Ø Во время осмотра все члены семьи в составе трех человек находились в квартире, двери которой были открыты, и плакали.

Ø Петрова ломиком нанесла несколько ударов по двери, но не была подвергнута экспертизе на предмет определения степени алкогольного опьянения.

Ø В результате небрежного хранения стеклотары и нарушения техники безопасности свалившийся со стеллажа металлический сосуд, получил вмятину в боку и стал непригодным для дальнейшего использования по назначению, кроме того, нанес телесный ущерб кладовщику.

Ø Меркурьев в своих показаниях пояснил, что нож, которым он ударил студента, взял из газона.

19. Найдите в данных предложениях последовательное «нанизывание» падежей и объясните, чем это вызвано. Трансформируйте предложение для устного высказывания.

1. Просим принять меры по устранению причин протекания полов в душевых помещениях бытовок заготовительного цеха и сдаче корпусов в эксплуатацию.

2. Мы наметили некоторые мероприятия для того, чтобы устранить отставание в производстве деталей.

3. Необходимо воспитывать население, улучшая отношение к проведению мероприятий по озеленению города.

4. Решение арбитражного суда Н-ской области подтверждает факт уклонения арендатора от внесения арендной платы.

Во всех предложениях имеет место последовательное «нанизывание» падежей ( чаще – родительного). Это обусловлено тем, что текст относится к официально-деловой функциональной разновидности речи. Нанизывание же падежей затрудняет понимание текста и не подходит для устной речи.

20. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Я мог бы найти объяснение этим явлениям, взяв в качестве иллюстрации последние события.

2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, мы предлагаем следующее.

3. У меня руки развязаны, когда я гляжу на то, что происходит сегодня.

4. Торговый зал очистили от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

5. Подъем цены на машины, топливо прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции.

6. Прочитав вторично рукопись, я подумал, что она нуждается в серьезной доработке.

7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае мы учитываем местные особенности.

8. Выяснив, что объем производства уменьшился, мы ставим вопрос о причине этого.

9. Придавая большое значение методологии исследования, мы провели ряд экспериментов.

10. Изучая процесс разгосударствления, мы обнаруживаем определенную закономерность.

21. Употребите данные словосочетания в единственном числе:

старинный рояль, ваша фамилия, заказная бандероль, наш плацкарт, старинная банкнота, новая расценка, хороший шампунь, кожаная туфля, молодой жираф, черный ботинок, войлочный тапок, болезненная заусеница.

22. Приведите по одному словосочетанию на каждое из представленных слов.

развитОй социализм, рАзвитый смысл, развитЫй ребенок; обходной лист, обходный маневр; переходной светофор, переходный этап; переводной рисунок, переводный роман; переносной шнур, переносный смысл; подвижной состав, подвижный ребенок; призывной возраст, призывный крик; характЕрный штрих, харАктерный актер; чудной человек, чудный вечер.

23. Найдите в предложениях нарушения административного речевого этикета. Объясните характер допущенных ошибок и отредактируйте данные варианты.

Просим прислать проект устава фирмы. Институт просит представить экспонаты для выставки в приемлемом для экспонирования виде. Направляем откорректированный вариант проекта нового положения, который просим рассмотреть и утвердить. Просим срочно выслать необходимую документацию. Просим сообщить результаты эксперимента.

В данных предложениях допущены стилистические ошибки. Стилистически неуместное употребление этикетных форм и речевых штампов.

24. Определите, какие из приведенных плеонастических выражений закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.


источники:

http://infourok.ru/olimpiada-po-russkomu-yaziku-i-literature-dlya-uchaschihsya-klassa-1047827.html

http://pandia.ru/text/77/277/66316.php