Слово в лексической системе языка синонимы

Слово в лексической системе языка: системные связи слов, характеристики слов

Содержание:

Основная единица языковой системы рассматривается на разных уровнях: грамматическом — части речи и их признаки, словообразовательном — морфемный анализ, синтаксическом — члены предложения. В лексике объектом изучения является значение.

Слово в лексической системе языка: кратко расскажем о месте слова в лексической системе языка

Значение слова, зафиксированное в толковых словарях, — это его содержание, явление действительности, получившее такую звуковую номинацию. Значение учитывает только те признаки, которые помогают выделить предмет из совокупности других.

Слово в лексической системе языка имеет различные типы значений:

  • Прямое — непосредственно соотносящееся с явлением действительности. Золотой — сделанный из золота, красный — красного цвета.
  • Переносное — основанное на ассоциациях. Золотая осень — цвета золота; золотой человек — очень хороший; красный — красивый.
  • Немотивированное — возникшее изначально. Лес, река, сосна и т.д.
  • Мотивированное связью с первоисточником. Лесник, речной, сосновый.
  • Свободное — сочетаемое с любыми элементами языка.
  • Несвободное — ограниченное сферой употребления. Карие — только в сочетании с «глаза».

Взаимосвязь всех слов языка, их классификация, многозначность слова

Слово в лексической системе языка кратко охарактеризовано выше. Рассмотрим, в какие взаимоотношения вступают языковые единицы внутри этой системы.

Структура лексики предполагает объединение единиц языка в группы по определенным признакам:

  1. Противопоставление — добрый-злой
  2. Общность значений — неправда-ложь-вранье
  3. Омонимия — частичное или полное совпадение в звучании или написании при наличии разных значений: ключ дверной — ключ родник, зАмок — замОк
  4. Паронимия однокоренных элементов — адресат-адресант, демократичный-демократический
  5. Сочетаемость — рыжие волосы — оранжевый цвет

С точки зрения семантики лексика разграничивается по:

  • Сфере употребления — профессиональная, разговорная, диалектная, поэтическая, устаревшая
  • Происхождению — заимствованная, древнерусская, общеславянская и т.д.
  • Выражению родо-видовых связей, например: длина, ширина, высота — единицы измерения
  • Тематике — нож, скальпель, лезвие, бритва, ножницы (то, чем можно резать); обнять, погладить, поддержать, помочь, пожалеть (выразить сочувствие)

Что такое полисемия — многозначность языковых единиц

Характеризует слово в лексической системе языка многозначность слова и однозначность.

Полисемия — способность употребляться в речи в разных значениях. Это свойство появилось в процессе развития языка и связано с ассоциациями, вызываемыми лексической единицей. Например, масло как пищевой продукт и как краски в живописи, а также как характеристика произведения — картина маслом; масса как физическая характеристика материи и как большое количество однородных явлений — масса народу, масса игрушек.

Многозначность возникает на основе смежности понятий, например: столовые изделия из серебра — слуги раскладывали столовое серебро для приема гостей.

Значения многозначных слов указаны в словарях под цифрами в составе одной словарной статьи.

Полисемия используется для придания речи образности и эмоциональности.

План-конспект занятия на тему «Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Вид занятия: обобщения и систематизации знаний ,совершенствования навыков и умений.

Цель: углубить знания учащихся по разделу «Лексика». Повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами, паронимами, омонимами.

Воспитание внимания, формирование активности личности, творческой инициативы.

Методы: словесный, наглядный, самостоятельной работы, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование и материалы: Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов. Учебник Русский язык А.И.Власенко, Л. М. Рыбченко, Карточки. Раздаточный материал.

I . Организационная часть

Подготовка к уроку. Запись темы урока в журнал. Отметить отсутствующих.

II .Проверка домашнего задания.

1) Индивидуально
2) Фронтальный опрос по теме самостоятельной работы:

« Функционирование звуков языка в тексте»

— Что такое звукозапись?

— Что такое анафора?

— Что такое аллитерация?

III . Сообщение темы и цели занятия

На доске записать тему и план урока, которые студенты переносят в рабочие тетради.

IV . Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов

1) Фронтальный опрос.

— Что такое лексика?

-Что такое слово?

-Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику?

-Какими значениями обладает слово?

-Что такое лексическое значение слова?

-Что такое грамматическое значение слова?

-Что такое лексема?

-Назовите лексему, относящиеся к разряду имен существительных и определите его лексическое и грамматическое значения.

-Какие грамматические значения имеют лексемы, относящиеся к разряду имен прилагательных? Приведите примеры.

-Все ли слова обладают лексическим и грамматическим значениями?

По лексическому значению узнать слово и записать его.

1. Человек, который противится нововведениям (Консерватор).

2. Атака неприятельского судна. (Абордаж).

3. Система взглядов на природу и общество (Мировоззрение).

4. Угнетенное, подавленное психическое состояние (Депрессия).

5. Последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Эпигон).

6.Антоним к слову “идентичный” (Различный).

7. Кусок железной руды или стали, обладающий свойством притягивать (Магнит)

8. Антоним к слову “лаконичный” (Многословный).

9. Оптическое явление, при котором отраженно видны находящиеся за горизонтом предметы вследствие преломления лучей в неравномерно нагретых слоях воздуха

10. Синоним к слову “первенство” (Приоритет).

3.Лексика: основные понятия.

Лексика — это словарный состав языка.

Лексикология — это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

Слово — это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

— слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

— новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Лексическое значение слова — закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Омонимы — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб — ‘шарообразная летучая дымчатая масса’ (клуб дыма) и клуб — ‘культурно-просветительское учреждение’ (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте — это специальный стилистический прием.

Синонимы — это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение — гипотеза — догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография — правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить — стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

Антонимы — это слова, противоположные по значению.

Антонимы — это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано — поздно, уснуть — проснуться, белый — чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» — «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Паронимы– слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

Паронимами являются слова одного корня, родственные слова: человечный – человеческий.

Патронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи: представить – предоставить(гл.)

Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление:

— представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит;

— оплатить проезд – заплатить за проезд;

— одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка;

— эффективный метод – эффектный вид.

V . Работа по повторению материала.

1. Работа у доски

Задание . По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

Хлопотный, трудный (канительный)

Прихоть, причуда (каприз).

Суть, сущность (квинтэссенция).

Выразительны, своеобразный (колоритный).

Любезность, похвала (комплимент).

Уточнение, пояснение (конкретизация).

Определенно, предметно (конкретно) .

Установление, утверждение (констатация).

Отвратительный, страшный (кошмарный).

Преклонение, почитание (культ).

Задание . Составьте синонимические пары

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный. Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 — 11, 5 — 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.

Задание. Подберите к данным словам антонимы сгруппируйте антонимические пары по частям речи

Радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий, узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало, чистый, вспомнить.

Ключ: Существительные: радость — грусть, друг — враг, зло — добро, тьма — свет, земля — небо, начало — конец.
Прилагательные: смелый — трусливый, горький — сладкий, горячий — холодный, узкий — широкий, больной — здоровый, длинный — короткий, чистый — грязный
Наречия: много — мало, вверху — внизу
Глаголы: найти — потерять, говорить — молчать, любить — ненавидеть, смеяться — плакать, вспомнить — забыть.

Задание. Подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.

2.Работа по карточкам .

Карточка№1.

Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.
Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.

Карточка№2.

Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный — исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Карточка№3.

Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Карточка№4

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.“Твое горе – не горе…, дело жизненное ”, — сказал старик.

Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда. В политике двойные стандарты неприменимы. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Карточка№5

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости. Собаки встретили путешественников злобным лаем. Этот человек производит двойное впечатление. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

Карточка№6

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.

Карточка№7

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок. 2. Мы вышли к лесистому озеру. 3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный. 6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ: 1. ( иголочныеигольчатые ). 2. ( лесистомулесному ).
3. ( памятливоепамятное ).5. ( рискованныйрисковый ).7. ( сборочномсборном ).

Работа с учебником: с. 51-55 упр. № 49, 52, 55, 59.

VI . Подведение итогов урока. Выводы (рефлексия).

Слово в лексической системе языка синонимы

Синонимы — это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, иногда отличающиеся стилистической окраской: жена — супруга, мокрый — влажный, глаза — очи, смотреть — глядеть.

Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют ее оценочными значениями. Так, в парадигме легкий, нетрудный, простой, элементарный доминантой является слово легкий, оно наиболее емко передает значение, объединяющее все синонимы, — «не представляющий трудности» — и свободно от экспрессивно-стилистических оттенков. Остальные синонимы выделяются особенностями употребления в речи и в семантико-стилистическом отношении.

Русский язык богат синонимами, синонимические ряды насчитывают, как правило, несколько членов. Составители словарей синонимов используют различные критерии их выделения.

В лингвистике существует разное понимание синонимии. Одни ученые считают обязательным признаком синонимических отношений слов обозначение ими одного и того же понятия. Другие берут за основу выделения синонимов их взаимозаменяемость. Третья точка зрения сводится к тому, что решающим условием синонимичности признается близость лексических значений слов.

При этом в качестве критерия выдвигается:

1) близость или тождественность лексических значений;

2) только тождественность лексических значений;

3) близость, но не тождественность лексических значений.

Большинство лингвистов считают важнейшим условием синонимичности слов их семантическую близость, а в особых случаях — тождество. В зависимости от степени семантической близости синонимия может проявляться в большей или меньшей мере. Наиболее ярко синонимия проявляется при смысловом тождестве слов: языкознание—лингвистика. Абсолютно тождественных слов в языке мало, со временем у них развиваются семантические оттенки, стилистические различия, которые определяют их своеобразие.

Например, у синонимов языкознание, лингвистика наблюдаются различия лексической сочетаемости: отечественное языкознание, структурная лингвистика. Полными (абсолютными) синонимами чаще всего бывают параллельные научные термины: окончание — флексия, номинативная — назывная, фрикативный — щелевой, а также однокорневые слова, образованные с помощью синонимических аффиксов: сторожить — стеречь.

С развитием языка один из пары абсолютных синонимов может исчезнуть. Так вышли из употребления, например, исконные полногласные варианты, уступив место старославянским по происхождению: бологой — благой, солодкий — сладкий, веремя — время, хороб­рый —храбрый, шелом — шлем. Другие же изменяют значения, и, как следствие, происходит полный разрыв синонимических отношений: любитель, любовник; пошлый, популярный.

Синонимы, как правило, обозначают одно и то же явление объективной действительности. Номинативная функция позволяет объединить их в незамкнутые ряды, которые пополняются с развитием языка, с возникновением у слов новых значений. С другой стороны, синонимические отношения могут распадаться и тогда отдельные слова исключаются из синонимического ряда, приобретают другие семантические связи.

Синонимия тесно связана с полисемией. Поскольку синонимам, как и большинству слов, свойственна многозначность* они включаются в сложные синонимические отношения с другими многозначными словами, образуя разветвленную иерархию синонимических рядов.

Выделяют разные типы синонимов.

Семантические (смысловые, идеографические) синонимы отличаются оттенками значений. Например, мокрый — влажный, сырой отражают различную степень проявления признака — «имеющий значительную влажность, пропитанный влагой». Наличие данного типа синонимов в языке отражает аналитическую точность человеческого мышления, так как реальные предметы, их свойства, действия, состояния познаются человеком во всем своем многообразии. Язык передает различные оттенки наблюдаемых фактов, подбирая каждый раз новые слова для адекватного выражения соответствующих представлений. Так появляются синонимы, имеющие общий смысл и позволяющие конкретизировать описываемые явления действительности.

Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали Жаворонки, а над зеленеющими полями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи (А. Чехов).

Она [Верочка] полюбила его страстно, безумно и глубоко (А. Чехов).

Стилевые (стилистические) синонимы имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются, следовательно, в разных стилях речи; ср.: лоб (нейтр.) — чело (высок.); жена (общеупотр.) — супруга (офиц.); глаза (нейтр.) — очи (высок.). Экспрессивные особенности синонимов позволяют выбрать то слово, которое наиболее уместно в конкретной речевой ситуации, стилистически оправдано в том или ином контексте. Богатство стилистичес­ких оттенков у слов в русском языке создает неограниченные возможности для творчества, неожиданного их сопоставления или противопоставления.

Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная (М. Горький).

Семантико-стилистические синонимы отличаются оттенками значения и стилистически. Например, блуждать — слово книжное, означающее «идти или ехать без определенного направления, не имея цели, или в поисках кого- или чего-либо»; кружить (кружиться) — разговорное, означающее «меняя направление движения, часто попадать на одно и то же место»; плутать — обиходно-разговорное, означающее «идти или ехать в поисках верного направления, нужной дороги»; с тем же значением: путаться — разговорное, блудить — просторечное.

В языке преобладают семантико-стилистические синонимы. Это объясняется тем, что функциональная принадлежность и стилистическая окраска слова часто дополняют друг друга. Для создания яркой, выразительной художественной речи писатели чаще всего используют в одном предложении синонимы различных типов.

Он чувствовал, что в это время лицо у него было глупо, виновато, плоско, что оно было напряжено и натянуто (А. Чехов).

Развитие синонимических отношений у многозначного слова происходит, как правило, не по всем его значениям. Это приводит к тому, что многозначные слова обычно входят в разные синонимические ряды: свежий хлеб—теплый хлеб, свежая газета — новая газета. Слово близкий включается и в синонимический ряд с доминантой похожий, в котором сближение синонимов происходит на основании их общего значения — «имеющий сходство с чем-либо, подобный по каким-либо свойствам, качествам, признакам»: похожий — сходный, схожий, подобный, аналогичный, родственный. Тесная связь синонимии с полисемией свидетельствует о системном характере отношений между словами.

В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн; шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Напри­мер, слова теплый, уютный, наивный, а также хороший, поэтичный являются синонимами только в данном контексте:

Быть может оттого, что Вера нравилась Огневу, он в каждой пуговке и оборочке умел читать что-то теплое, уютное, наивное, что-то такое хорошее и поэтичное, чего именно не хватает у женщин неискренних, ли ­ шенных чувства красоты и холодных (А. Чехов).

Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами. Для их сближения достаточно лишь понятийной соотнесенности. Поэтому в контексте могут синонимизироваться слова, вызывающие в нашем сознании определенные ассоциации. Взаимозаменяемыми в речи могут быть видовые и родовые наименования: цветок, ромашка. Подобная синонимия ограничивается контекстом, она обусловлена содержанием высказывания и не воспроизводится в языке, поэтому контекстуальные синонимы и называют окказиональными, они случайно вступают в синонимические отношения, их сближение обусловлено ситуацией (отсюда другое название — ситуативные). Контекстуальные синонимы не отражены в словарях синонимов, так как носят индивидуальный, авторский характер.

Все сказанное ставит под сомнение правомерность выделения контекстуальных синонимов в лексико-семантической системе языка. Изучение лексики как системы требует строгой дифференциации языковых явлений, а сближение слов в речи никак не отражается на системе языка в целом.

Богатство и выразительность синонимов в русском языке создает неограниченные возможности для их целенаправленного отбора и внимательного употребления в речи. Писатели, работая над языком своих произведений, придают особое значение синонимам, которые делают речь точной и яркой.

Открытое использование синонимов — прием, при котором они соседствуют в тексте, выполняя различные функции. Так, синонимы могут уточнять то или иное понятие:

Вы все хорошие, и дочка у вас хорошая, все радушные, веселые, добрые (А. Чехов).

Автор может сопоставлять синонимы, обращая внимание на отличия в оттенках их значений.

Обращение к синонимам помогает писателям избежать повторов. Употребление синонимов в качестве однородных членов (сказуемых, определений) способствует усилению выражения действия или его признака.

Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает (или ослабляет) значение предыдущего: Она заплакала громко, во все горло, как будто он сказал что-то обидное (В. Токарева) — в синонимические от ношения в данном контексте вступают слово и фразеологическая единица.

Благодаря устойчивым системным связям каждое слово, имеющее синоним, воспринимается в речи в сопоставлении с другими членами синонимического ряда. При этом экспрессивно окрашенные слова как бы «проецируются» на свои стилистически нейтральные синонимы. Поэтому особое впечатление производит на читателя использование лексики «предельного значения». Встречая в тексте слова разговорные, просторечные, диалектные и т. п., мы также мысленно ставим их в синонимические ряды, сравнивая с нейтральными, общеупотребительными.

Выбор синонимов писателями обусловлен и особенностями их индивидуального стиля. Умение использовать синонимические богатства родного языка является верным признаком профессионализма, мастерства писателя.


источники:

http://infourok.ru/plankonspekt-zanyatiya-na-temu-slovo-v-leksicheskoy-sisteme-yazika-omonimi-sinonimi-antonimi-paronimi-i-ih-upotreblenie-1762499.html

http://stud.center/doc/leksikologiya/7