Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере лексическая ошибка

Тренировочные работы по теме «Лексические нормы речи»

Сборник тренировочный упражнений с ответами.

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.

Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.

Лексические нормы речи. Тренировочная работа.

Ресурс «Лексические нормы русского языка» представляет собой тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Дан теоретический материал по теме: «Речевая недостаточность, речевая избыточность, тавтология, паронимы». К каждому понятию добавлены тесты с ответами.

Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы речи. Тренировочная работа.»

по теме « Лексические нормы речи»

Автор работы: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Яренская СШ»

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпус­тить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

Разработка урока по русскому языку на тему» Лексические нормы русского литературного языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План открытого урока

Дата проведения: 19.01.2016 г.

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Цели: создать условия для:

1) повторения и обобщения теоретических знаний по данной теме, закрепления умений, полученных в процессе изучения темы;
2) развития логического мышления и речи учащихся, расширения кругозора;
3) воспитания интереса к русскому языку, желания пополнять свой лексикон.

3.Задачи: отработать умения:

повторить основные термины и понятия лексики;

усвоить понятие лексических норм;

рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способы их предупреждения;

понять, как можно применить полученные знания на ЕГЭ по русскому языку.

4. Тип урока: урок обобщения и систематизации.

5. Вид урока: урок-практикум

6. Методы: словесные, наглядные, практические.

выполнение упражнений на предупреждение нарушений лексических норм;

исправление лексических ошибок;

выполнение тестовых заданий.

8. Виды контроля: текущий контроль.

9. Формы контроля: устные, практические, тесты (устный опрос, письменные упражнения, тестовые задания).

10. Наглядные пособия: задания на листах для каждого ученика.

11. Оборудование: доска, тетради, компьютер, проектор, экран, презентация.

I . Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II . Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

— Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- — нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

— Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

Учитель: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

-Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?

Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.

Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия.

III . Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

IV . Лексическая разминка (обобщение знаний по теме «Лексика»).

Разгадывание кроссворда (слайды 3-11).

Раздел языкознания, где изучается лексика (лексикология) (слайд 4).

Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы) (слайд 5).

Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии (профессионализмы) (слайд 6).

Слова, близкие по значению (синонимы) (слайд 7).

Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы) (слайд 8).

Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные) (паронимы) (слайд 9).

Слова, противоположные по значению (антонимы) (слайд 10).

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (слайд 11).

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и поговорим о способах их предупреждения.

По ходу работы нами будет заполняться таблица.

V . Актуализация опорных знаний.

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в

языке сочетаниях. (слайд 12)

VI . Работа с таблицей. (слайд 13)

Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

— Что такое паронимы?

Результат домашнего задания. Ученики дают ответ, используя теоретический материал учебника. Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.

Записывается вид ошибки и пример в таблицу.(слайд 14)

Письмо отправили адресанту по почте.

V . Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках. (слайд 15)

Концертный (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

VI . Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. (слайд 16)

Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.(осуждать)

Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

Необходимо обеспечить командировочных общежитием.(командированных)

Мне выдали командировочное удостоверение.

VII . Работа с таблицей.

Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем в таблицу ошибку под №2. (Слайд 17)

Верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

Запомните: иметь значение, играть роль.

VIII . Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. (слайд 18)

Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.(установить)

Литература играет очень большое эстетическое значение.(имеет)

Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор.(расширяют)

Дети страшно обрадовались.(очень)

IX . Задание: Выберите нужное слово. (слайд 19)

Дружба ( сильная, крепкая).

Высказать (мнение, вопрос).

X . Работа с таблицей.

Мы используем в своей речи слова иноязычного происхождения. Но употребление этих слов должно быть оправданным. Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки. (слайд 20)

Ошибочное употребление иноязычных слов

Девушка конфиденциально ( необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации) призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует (производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться) её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).

XI . Задание: Подберите русские синонимы к иностранным словам. (слайды 21-25)

Вердикт (решение), пунктуальный (точный), реставрация (восстановление), экспорт (вывоз товаров за границу).

Исправьте лексические ошибки. (слайд 26)

Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.(перерыв)

В этом тексте выступления много дефектов .(недостатков)

Срок выполнения заказа может быть пролонгирован .(продолжен)

XII . Работа с таблицей. (слайд 27)


источники:

http://multiurok.ru/files/leksicheskie-normy-rechi-trenirovochnaia-rabota.html

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-leksicheskie-normi-russkogo-literaturnogo-yazika-769729.html