Со всех своих длинных ног она кинулась бежать лексическая

ДАЮ 50 БАЛЛОВ СПАСИТЕЕЕ УМОЛЯЮ

Исправьте в предложениях ошибки, допущенные при использовании в речи фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

Со всех своих длинных ног она кинулась бежать лексическая

Тест по теме «Лексика.Фразеология».

Вариант 1

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.

2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.

5) Фолиант – толстая книга большого формата.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

А. Высшая степень воодушевления, восторга

Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.

В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо

Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.

Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами

Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.

Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто приводит себя намеренно, выставляя свои чувства

З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

4. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

2) Чтобы предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.

3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых людей.

4) За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.

5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.

Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки

А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.

Б. Всякое средство, технически пригодное для нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Вдовый сын – вдовий сын

2) Виноватое лицо – виновное лицо

3) Соседняя квартира – соседская квартира

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

2) Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего вуза.

4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

8. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.

1) Он любого способен провести вокруг пальца.

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1) Удачный состав исполнителей. __________________________________________________________________

2) Повлияли многие факты.

3) Плохо основанные выводы
__________________________________________________________________

4) Запах болотистых цветов.

5) Ни на чем не основанные обвинения

6) Рубашка болотистого цвета.

7) Отборная комиссия Евровидения

Тест по теме «Лексика. Фразеология»

Вариант 2

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.

2) Филателия – коллекционирование открыток.

3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.

4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.

Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений.

В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни.

Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений.

Д. Происшествие, недоразумение, столкновение.

Е. Мировоззрение, принципы

Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие

З. Свод законов; совокупность правил.

4. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) Армада французов отступала по старой Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам. _________________________________________________________________

2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой дачи. __________________________________________________________________

4) Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.

5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов.

Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие.

А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.

Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание.

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка

2) Опасный человек – опасливый человек

3) Враждебные действия – вражеские действия

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.

2) По окончательному завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.

8. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.____________________________________________________________

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1) Получить земляной надел

2) Заглавная страница книги.

3) Жильцы города
__________________________________________________________________

Самостоятельная работа по теме: «Лексика. Фразеология».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Самостоятельная работа по теме: «Лексика. Фразеология»

Работа в группах.

I . Исправьте в предложениях ошибки, допущенные при использовании в речи фразеологизмов.

1) Он любого способен провести вокруг пальца.

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

II . К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-синонимы.

1.Во весь дух 2. Как свои пять пальцев 3. Как снег на голову 4. Капля в море 5. Чуть свет

III . Подберите к английскому фразеологизму синонимичный русский.

1) Сердце опустилось в ботинки 2) Это все еще в воздухе 3) Называть лопату лопатой

IV . Запишите предложение, дополнив начатую фразу:

Повторение слова или группы слов в начале смежных стихов или строф называется…

Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это…

Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется…

Замена названия предмета или явления описанием (описательным оборотом) их существенных признаков или указанием на их характерные черты называется …

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними называется …

V .Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

1. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

2. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю.
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А. Блок)

3Люблю я пышное природы увяданье… ( А. Пушкин)

4.Знаете ли вы украинскую ночь?

5.Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе

6.В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.

7.Ах ты, степь моя, привольная!

8. Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.

9.Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной.

10.Не то на серебре — на золоте едал. (А.С. Грибоедов)

11.С вечера все спится,/На дворе темно, /Лист сухой валится, /Ночью ветер злится /Да стучит в окно. (А.А. Фет)

12.Лес, точно терем расписной, /Лиловый, золотой, багряный, /Веселой, пестрою стеной/ Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин)

13.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (НА. Некрасов).

14.Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть. (А.А. Фет)

15.Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)

16.И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва. (А.Солженицын)

17.Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит. (Я.Полонский).

VI Запишите предложение, в котором вместо слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИЙ?

1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними,

3) Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

4) Железо, хром, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

VII Запишите предложение, в котором вместо слова ГАРАНТИРОВАННЫЙ нужно употребить ГАРАНТИЙНЫЙ?

1) Трудящиеся имеют ГАРАНТИРОВАННОЕ Конституцией право на отдых.

2) Регулярный прием препарата дает ГАРАНТИРОВАННОЕ улучшение самочувствия уже через два месяца.

3) Акции обеспечивают владельцам ГАРАНТИРОВАННЫЙ высокий доход.

4) ГАРАНТИРОВАННЫЙ срок хранения лекарства — два года.

Самостоятельная работа по теме: «Лексика. Фразеология»

Работа в группах.

I . Исправьте в предложениях ошибки, допущенные при использовании в речи фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

II . К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы. Запишите в тетрадь.

1. В двух шагах 2.Взять себя в руки 3.Засучив рукава 4.Пасть духом 5. Хоть пруд пруди

III . Подберите к английскому фразеологизму синонимичный русский.

5) Обещать луну 6) Знающая старая птица 7) Пользоваться кувалдой, чтобы расколоть орех

IV . Запишите предложение, дополнив начатую фразу:

Противопоставление понятий, явлений, образов называется…

Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется…

Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется…

Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося – это…

Перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности называется …

V .Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

1. Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…(В. Брюсов)

2. Недаром помнит вся Россия/ Про день Бородина. (М. Лермонтов)

3. “Не станет нас!”. А миру хоть бы что.
“Исчезнет след!”. А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, – а миру хоть бы что! (О Хайям)

4. Вышли в свои темные, душные, скучные комнаты.

5. Потом расскажу. При встрече. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

6. Гляжу на будущность с боязнью,/ Гляжу на прошлое с тоской. (М. Лермонтов)

7. И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. (М. Лермонтов)

8.Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?

9.В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз. (Е. Замятин).

10.Дух бродячий! Ты все реже, реже/ Расшевеливаешь пламень уст. (С. Есенин)

11.Забыли русский штык и снег,/ Погребший славу их в пустыне. (А.С. Пушкин)

12.А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят. И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных Нетерпеливо прошумит. (И.С. Тургенев)

13.И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах. а сам с ноготок! (Н .А. Некрасов)

14.Кому сказать, с кем поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив. (С.А.Есенин)

15.Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком. (СЛ. Есенин)

16.Перед этим горем гнутся горы, не течет река…. (А. Ахматова)

17.Там – солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь – и гром, и молния, и слёзы… (А.А. Фет)

VI . Запишите предложение, в котором вместо слова ДВОЙСТВЕННЫЙ нужно употребить слово ДВОЙНОЙ?

1) Правительство ведет ДВОЙСТВЕННУЮ политику.

2) Он испытывал ДВОЙСТВЕННОЕ ощущение: Щеглов и нравился ему, и одновременно отталкивал.

3) Комната выполняла ДВОЙСТВЕННОЕ назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.

4) Натура его противоречивая, ДВОЙСТВЕННАЯ.

VII . Запишите предложение, в котором вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1) На сухой КАМЕННОЙ почве южного Крыма трудно выращивать влаголюбивые огородные культуры.

2) Крепкий КАМЕННЫЙ фундамент церкви сохранился до наших дней.

3) Прокладывая водопроводные трубы, строители натолкнулись на КАМЕННЫЕ плиты средневековых

4) От древнего культового сооружения сохранился только обломок КАМЕННОЙ стены.

Ответы на тест по теме «Лексика. Фразеология», 10 класс

1) Обвести вокруг пальца.

2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой.

3) До отвала накормить, но: танцевать до упаду.

4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам.

5) Скажет свое слово.

1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не поднимается делать.

3) Кинулась со всех ног.

4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони.

5) Увидеть собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре.

(на всех парусах, сломя голову)

2. Как свои пять пальцев

3. Как снег на голову

(как гром среди ясного неба)

(как кот наплакал)

(ни свет ни заря)

(за семь верст, у черта на куличках)

2.Взять себя в руки

5.Хоть пруд пруди

(раз-два и обчелся, кот наплакал, с гулькин нос)

1)Сердце опустилось в ботинки

(душа в пятки ушла)

2) Это все еще в воздухе

(вилами по воде писано)

3) Называть лопату лопатой

(называть вещи своими именами)

(обещать золотые горы)

6) Знающая старая птица

7) Пользоваться кувалдой, чтобы расколоть орех


источники:

http://lib.repetitors.eu/russkiy/73-2009-12-14-06-38-33/1588

http://infourok.ru/samostoyatelnaya-rabota-po-teme-leksika-frazeologiya-1856032.html