Сочинение с лексическими ошибками

Сочинение с большим количеством лексических ошибок (по тексту Д. Лихачёва)

Сочинение

  • Сочинение
    Исходный текст
  • Сочинение
  • Оценка работы
  • Практикум
  • Грамотность
  • Содержание сочинения
  • Речевое оформление

Исходный текст

Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали «полосыньки» ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или озеру.

Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье.

Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами.

И с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. Пахарь укладывал борозду к борозде, как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так лежит в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди — жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги — как стадо, вышедшее к водопою.

Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор, как существует человечество), а развитие природы сравнительно с ее многомиллионнолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше природы, а чем ближе к степи, тем больше человека.

Сочинение

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Русская природа красива и неповторима. Но каким образом она формировалась и развивалась? Именно эту проблему рассматривает автор текста Д.С. Лихачёв.

Природа России поражает своей этикой, неповторимыми явлениями и пейзажами, каждая часть русской природы по-своему живописна и разнообразна. В этом заслуга не только самой природы, но и человека, русского человека-крестьянина, который в течение многих столетий отдавал свои силы и душу ради формирования русского духа, духа русской природы.

По мнению автора, именно это столкновение «двух великих культур», как культура человека и культура природы привело к величайшему образу природы Руси. Правильное взаимовлияние и равновесие, когда «обе эти культуры как бы поправляли друг друга», создавали гармоничность русской равнины.

Автор, как мне кажется, правильно рассуждает о проблеме создания природы в России. Именно это влияние природы на человека и человека на природу помогло не только создать бессмертный ландшафт России, но и сформировать не менее слабый образ русского искусства. Ведь именно эта природа, созданная двумя культурами, повлияла на живопись, литературу, музыку и даже драму России. Ярким примером является произведение И.С.Тургенева «Бежин луг», где само описание русской природы является не менее важным фактором, нежели сюжет. Тургенев писал, что русская природа, как некая картина, которую можно писать и писать. И действительно, «Бежин луг» является не просто произведением, а некой живописью, где автор словами, как красками, рисует картину. И даже когда я слушаю Чайковского, Рахманинова, Свиридова, я невольно через музыку вижу ширь, величину и необыкновенную красоту русского ландшафта.

Русская природа создавалась тысячелетиями через труд и любовь человека. Взаимовлияние «двух культур» и создало наверное такую великую страну, как Россия.

Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

Комментарий эксперта: вместо слова «происки» (т.е. «интриги») следовало использовать слово «примеры».

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы.

Комментарий эксперта: вместо «эффектным» нужно употребить «эффективным», ведь речь о способе решения.

3. Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор подводит итоги.

Комментарий эксперта: правильное словоупотребление – «в последнем предложении».

4. Употребление слов иной стилевой окраски

Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах.

Комментарий эксперта: слово «зацикливаться» относится к разговорно-бытовому стилю речи, такие слова не следует употреблять в сочинении.

5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Комментарий эксперта: фразеологизм «то и дело» (т.е. «часто») носит разговорный характер.

6. Неоправданное употребление просторечий, жаргонных слов

По ящику сейчас показывают одни разборки.

Комментарий эксперта: следовало использовать слова «телевизор» («телевидение») и, например, «споры», «спорящих людей».

7. Нарушение лексической сочетаемости

Книги занимают важную роль в жизни человека.

Комментарий эксперта: правильно сказать «играют важную роль» или «занимают важное место».

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

Комментарий эксперта: слово «прейскурант» означает «справочник цен».

9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Писатель мастерски описывает своего героя. В своем рассказе автор рассказывает о событиях войны.

Комментарий эксперта: чтобы избежать тавтологии, нужно пользоваться синонимами («автор описывает героя», «в рассказе автор повествует о событиях»).

10. Неоправданное повторение слова

В прочитанном мною тексте автор поднимает проблему патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна.

Комментарий эксперта: нужно пользоваться синонимами, в том числе контекстными: ФИО автора, писатель, публицист и т.п.

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат.

Комментарий эксперта: вместо придаточного времени здесь можно было употребить деепричастный оборот «оказавшись на фронте».

12. Неудачное употребление местоимений

Этот текст написал В. Белов. В нём поднимается важная проблема.

Комментарий эксперта: местоимение «он» грамматически можно отнести и к «тексту», и к «В. Белову»; нужно избегать подобных разночтений.

Подборка типичных фактических, логических, грамматических и речевых ошибок из ученических сочинений-рассуждений для работы на уроках подготовки к ЕГЭ

Речевые ошибки

Это можно рассматривать как положительный, позитивный момент (плеоназм)

Автор в краткости (вместо вкратце) рассказывает нам историю об Августе, «который был очень скуп на почётные государственные награды».

Ощущение дома для автора синонимично (вместо равнозначно) чувству радости и счастья.

Автор объясняет, что самое пронзительное счастье возникает (вместо пронзительное ощущение счастья возникает) в нас, когда мы ощущаем любовь к родине.

В конце текста автор делает вывод, который как бы объединяет начало и конец (употребление слова-паразита как бы)

Автор размышляет, делится своими впечатлениями, приводит примеры. Например, он говорит, что за именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева, скрывается не только вечная в искусстве радость жизни, но и русская радость (повтор слов пример — например).

Пожалуй, я соглашусь с автором, с его проблемой и его доводами (двусмысленность).

Мне кажется, что если дело пойдёт так и дальше (неоправданный элемент разговорного стиля), то через несколько лет некоторые буквы будут заменены на другие символы, что приведёт не к хорошим последствиям (неудачный порядок слов).

Не за горами и тот момент, когда с лица земли пропадёт и русский народ! (нарушение лексической сочетаемости)

А иногда на ум приходят самые невероятные мысли. Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода (нарушение лексической сочетаемости), и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Т. Бек: «До свидания, алфавит!»

Грамматические ошибки

Проблемой данного текста является пробуждение и освещение в соплеменнике чувство родины (нарушение норм управления)

Существуют люди, которые не только увлекаются, но и посвящают искусству свою жизнь (нарушение норм управления)

Отрывок, написанный в публицистическом стиле и типе речи рассуждение (полное причастие в роли сказуемого)

Риторические вопросы автор использует для воздействия на читателя, сформировать отношение к проблеме (неверное построение предложения — придаточное присоединено без опорного слова и союза)

Не все люди понимают или даже не знают сущности духовности и искусства (неверное построение предложения с отрицанием)

Смысл жизни, на мой взгляд, является духовность, интеллигентность, уважение к своему народу и своей культуре (неверная форма существительного в сказуемом).

Автор высказывает не совсем отрицательное мнение о значении латинского языка в русской речи. Он (кто? автор? язык?) допускает существование отдельных слов из «чужих» языков» (двусмысленность, связанная с употреблением местоимения)

Проникаясь в смысл написанного, можно представить, что всё это происходит не с героем, а с тобой (неверная форма деепричастия)

Рассматривая картину с изображением природы, возникает чувство радости и гордости за нашу страну (ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом).

Один раз я слышала, как обычный врач подарил Третьяковской галерее портрет Боткина, нарисованного знаменитым художником (неверная падежная форма причастия).

Логические ошибки

Когда рассматриваешь картину с изображением природы, возникает чувство радости и гордости за нашу страну (алогизм?).

Духовность — это внутренний мир человека: вера в добро, правду и красоту. Если поставить перед собой цель и идти к ней постепенно, то всегда можно добиться того, чего хочешь. А если не будет желания, то и жизнь будет стоять на месте (нарушение речевой связности, логики между предложениями)

Использование слов или символов, которые принадлежат иностранным языкам, а точнее — чрезмерное их использование, вскоре может привести к вымиранию русской речи. «Обогащается или портится родная речь благодаря заимствованиям:» (неуместное цитирование)

А иногда на ум приходят самые невероятные мысли. Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры другого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Т. Бек: «До свидания, алфавит!» (нарушение речевой связности, нарушение логики развития мысли)

Через несколько лет некоторые буквы будут заменены на другие символы, что приведёт к нехорошим последствиям. Может произойти что угодно, даже небольшая революция (необоснованное обобщение)

Нашему правительству нужно принять закон о написании букв в русском алфавите. А вообще, это сами люди должны решать, какой алфавит им выбирать, тот, который был создан нашими предками, или тот, который больше подходит нынешней современной молодёжи (нарушение логики развития мысли)

Насколько я помню, русский алфавит тоже меняли, но уже несколько веков он остаётся неизменным (нарушение логики между предложениями)

Язык и лексикон засорялись всегда. Это неизбежно, поэтому не нужно этой бесполезной критики. Что бы мы ни говорили, родным языком для нас всегда останется русский (нарушение логики между предложениями)

Фактические ошибки

А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед нами поля Англии.

Нам выпала честь видеть великолепные творения гениев прошлых лет: стихи А. С. Пушкина, картины П. Пикассо, книги Л. Толстого.

Мы часто слышим из новостей, что на очередном аукционе какой-то богатый человек купил произведения Фаберже.

Мы пользуемся словами, введёнными в язык В. И. Далем.

Л. Н. Толстой написал свой роман-эпопею «Война и мир» на французском языке, и только позже он был переведён на русский.


источники:

http://4ege.ru/russkiy/62053-rechevye-oshibki-v-sochinenii-ege.html

http://urok.1sept.ru/articles/606813