Соотнесите предложения и типы лексических ошибок

Русский язык тест. русский язык и культура речи. Культура речи Тема Теоретические основы культуры речи Базовый уровень

НазваниеКультура речи Тема Теоретические основы культуры речи Базовый уровень
АнкорРусский язык тест
Дата26.12.2020
Размер1.27 Mb.
Формат файла
Имя файларусский язык и культура речи.doc
ТипДокументы
#164496
страница8 из 21
Подборка по базе: Молодёжный сленг в современной речи английского языка.docx, 8 тема.docx, Лекция- Основы Гражданского права РК — копия.docx, Практика по темам Богатство речи.doc, 1.11.21 ОП.09 Психология Тема Личность и общество.docx, Календарно тематическое планирование уроков русского языка в 1 к, ОГП Тема №3 Всероссийская перепись населения 2021.docx, 4. ОГП Тема №1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ , Психологическая характеристика речи.docx, лекция 5 культура.docx
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Найдите соответствие между словом и его лексическим значением:

ЛексикографияРаздел языкознания, изучающий правила составления словарей.
СловообразованиеРаздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов.
МорфологияРаздел языкознания, в котором изучается слово как часть речи
Раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Найдите соответствие между словом и его лексическим значением:

ЛексикографияРаздел языкознания, изучающий правила составления словарей
СловообразованиеРаздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов
МорфологияРаздел языкознания, в котором изучается слово как часть речи
ЛексикологияРаздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка
Раздел языкознания, в котором изучаются способы образования предложений
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Речевые ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением, допущены в предложениях

R Цех не может начать работу, потому что полученная партия станков не полностью экипирована

R Большое внимание было уделено выращиванию специалистов для сельского хозяйства

J Он был зачинателем экологического движения в республике

J Важен принцип разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей, называется

Правильные варианты ответа: лексикография

  1. Задание << 89 >> ТЗ 1

Раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов.

Правильные варианты ответа: словообразование

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости и напишите его правильно:

понимать о причинах

Правильные варианты ответа: понимать причины

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Предложение, в котором допущена лексическая ошибка при употреблении фразеологических оборотов,

J Ещё одно белое пятно было стёрто с карты Арктики

J Железнодорожники дали поезду зелёную улицу

J Дома похожи друг на друга как две капли воды R Молодые учителя систематически обмениваются опытами своей работы

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

В предложении Памятные сувениры нам подарили после окончания встречи представлен следующий вид многословия

J повторение слов с одинаковым значением

J расщепление сказуемого

  1. Задание << 1 >> ТЗ

«Кричать» и «вопить» – это

Правильный вариант ответа: синоним#$#;

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Семантические синонимы – это

J синонимы, имеющие одинаковое значение, но отличающиеся стилистической окраской:

J синонимы, отличающиеся и по смыслу и своей стилистической окраской

R синонимы, различающиеся оттенками в значениях

J разные по смыслу слова

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

«Бережливый» и «расточительный» – это

Правильные варианты ответа: антоним#$#;
«Высокий уровень»

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Предложение содержит два плеоназма …

R Один быстро помчался вперед, а другой вернулся назад.

J Актриса впервые дебютировала в фильме «Журавушка».

J Это смелый и мужественный поступок.

J Вот и вся моя автобиография.

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Чтобы исправить лексическую ошибку – плеоназм, нужно …

J изменить порядок слов

J переписать все предложение

J добавить нужное слово

R исключить лишнее слово

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Плеоназмы есть в предложениях:

R Главное и основное сейчас – взять себя в руки.

J Чем большим количеством знаний я обладаю, тем большее значение я имею для других.

R Нечаянно поскользнулся и подвернул ступню ноги.

J Наше предприятие представило свою выставку во Франции.

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Предложения содержат ошибку в употреблении фразеологизма – контаминацию компонентов разных устойчивых сочетаний:

J Пора тебе браться за свой ум.

R Этот человек – тертый воробей.

R Беда пришла как гром на голову.

J Замерз так, что зуб на зуб не попадает.

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Непостоянный, непоследовательный человек тот, у которого . .

J семеро по лавкам

J семь футов под килем

R семь пятниц на неделе

J семь пядей во лбу

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

В предложении Положив руку на сердце, хочу сказать допущена ошибка …

R искажение грамматической формы одного из компонентов

J расширение состава фразеологизма

J усечение состава фразеологизма

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Замена слова в составе фразеологизма есть в предложениях:

R Иванушка рос не по дням, а по ночам.

J Бьюсь как рыба на льду, а толку нет.

J Везде он играет главную скрипку.

R Приходится теперь ломиться в закрытую дверь.

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Предложения содержат контаминацию компонентов разных словосочетаний:

R Владение языком играет большое значение в жизни человека.

J Взглянул на мир с высоты своей подлости.

R Авария на нефтебазе оказала вред окружающей среде.

J В карете прошлого никуда не уедешь.

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Предложение содержат фразеологическую ошибку …

J Согласно указа министра проводится проверка вузов.

J Пушкин писал, что я памятник воздвиг себе нерукотворный.

J На суд зрителей было представлено новое цирковое представление.

R Они трудились до последних сил, но вовремя закончили работу.

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Фразеологизм употреблен в несвойственном ему значении в предложении …

R Всё возвращается на спирали своя.

J Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят.

R Бьюсь как рыба, а ничего не получается.

R Я привык отдавать себе полные отчеты.

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

Предложение с усечением состава фразеологизмов:

J Успехи этого студента оставляют желать лучшего.

R Защищая Родину, наши деды сражались до последней капли.

J Тут он опять сел в галошу.

J Мы идём в ногу со временем.

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

В предложении заменено слово в составе фразеологизма:

R Печорин никак не может найти применение рукам своим.

J Он сидит и даже глазом не моргнет.

J Оказался между Сциллой и Харибдой.

R Красной линией в романе проходит тема любви.

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

В предложениях допущены лексические ошибки:

Я выполнил львиную часть работы.замена слова в составе фразеологизма
Нечего биться об стенку – сам виноватусечение фразеологизма
Пора тебе браться за свой ум.расширение лексического состава фразеологизма
Как с гусей водаискажение грамматической формы компонентов фразеологизма
контаминация фразеологизмов
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

В предложениях допущены лексические ошибки:

Грабят среди белого дня.искажение грамматической формы компонента фразеологизма
Этому вопросу уделяется серьёзное значение.совмещение (контаминация) частей двух сходных по форме или по значению фразеологизмов
Поездка в Италию – моя заветная лебединая песня.употребление фразеологизма в несвойственном ему значении
Он всегда был господин словуусечение фразеологизма
плеоназм
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1.

В предложениях допущены лексические ошибки:

На голове у Коробочки висел наспех одетый чепчик.смешение паронимов
Товарищи, перед лицом врага объединимся воедино.тавтология
Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.плеоназм
Этот кузнец куёт хорошие ковыупотребление слова в несвойственном ему значении
неустранённая многозначность слова
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Отметьте предложения, в которых есть слова, употреблённые без учета их семантики

R Наконец-то обнаружены остатки царской семьи

J Ребята разожгли костёр на берегу реки

R Они обнаружили записку Аркадия с прошением Катиной руки

J Врач выписала мне лекарство

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Лексическое значение слова указано верно в примере

J Аншлаг – объявление в театре, цирке о наличии билетов на представление

J Сноб – специалист в области древних цивилизаций

R Тривиальный – лишённый своеобразия, новизны

J Фактор – истинное событие

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

J Это не законченный портрет, а только эскиз

J Научная абстракция базируется на наблюдении и эксперименте

R Перед официальной встречей нам предоставили адекватный перевод текста соглашения

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Лексическое значение слова указано верно в примере

J Референдум – глава государства в странах народной демократии

J Фиаско – ария, исполненная в конце оперы

J Библиография – полный или выборочный список литературы по теме

R Абрис – линейное очертание предмета; контур

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Соотнесите пары слов с соответствующими лингвистическими терминами:

За′мок – замо′комонимы
Болотный – болотистыйпаронимы
Жидкий – твердыйантонимы
синонимы
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Соотнесите пары слов с соответствующими лингвистическими терминами:

Безответный – безответственныйпаронимы
Громкий – тихийантонимы
А′тлас – атла′сомонимы
синонимы
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Пара слов «экономный – экономичный» является

Правильные варианты ответа: пароним#$#;

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

В словосочетаниях «материнская ласка» «ласка убежала» выделенные слова являются:

Правильные варианты ответа: омоним# $#;

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Слово, которое создал поэт или писатель из имеющихся в языке морфем, – это

Правильные варианты ответа: неологизм;

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Речевые ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением, допущены в предложениях

J Со следующего года вступают в силу новые правила налогообложения

J На совещании обсуждались качество продукции и возможность снижения ее себестоимости

R Нижние этажи домов затоплены благодаря наводнению

R Он уже защитил кандидатскую степень и теперь преподает в вузе

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Речевые ошибки, связанные с тавтологией и плеоназмами, допущены в предложениях:

R Биография его жизни была очень непростой

R Прейскурант цен был вывешен на видное место

J Золотая медаль была наградой за её трудолюбие

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Речевые ошибки, связанные с тавтологией и плеоназмами, допущены в предложениях

R Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая разработка некоторых важных вопросов

J На следующий день была назначена генеральная репетиция

R Лектор оживлённо жестикулировал руками

J Он тревожно оглядывался, но сохранял деловой вид

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, допущены в предложениях

J Большинство акционеров высказалось за одобрение бюджета

R Он был полным невежей в технике

J Неорганизованность в работе – нетерпимое явление

R Эффектное решение этих задач поможет развитию производства

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, допущены в предложениях

J Неорганизованность в работе – нетерпимое явление

R Слово представили самому молодому участнику конкурса

J Сегодня праздник, но настроение у всех будничное

R В гостинице всегда есть места для командировочных

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, допущены в предложениях

J В развитии русского языка большую роль играют внеязыковые факторы

R Он показал себя полным невеждой во время приёма

J Неорганизованность в работе – нетерпимое явление

R Продолжительность горения длится несколько минут

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, допущены в предложениях

R Мы поднялись на второй этаж по экскаватору

J Сегодня праздник, но настроение у всех будничное

R Здание украшают витражи из цветного стекла

J Важен принцип разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Соотнесите предложения и типы лексических ошибок:

В пищу животным стали добавлять минеральные добавкиплеоназм или тавтология
Эта статья до глубины души меня удивиланарушение лексической сочетаемости
В моей жизни это было самое памятливое событиесмешение паронимов
С 2001 года вступили новые правила налогообложениялексическая недостаточность
расщепление сказуемого
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Соотнесите предложения и типы лексических ошибок:

Впереди по-прежнему лидирует наш факультетплеоназм
Установлены две расфасовочные линии для расфасовки молокатавтология
Посланная на место происшествия оперативная группа сыграла свою миссиюнарушение лексической сочетаемости
В этом изделии имеется ряд скрытных дефектовсмешение паронимов
лексическая недостаточность
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Иноязычное слово верно употреблено в предложениях:

R Я закончил письмо и отправил его адресату

R Мне не понравилась пасквильная статья на страницах этого журнала

J Мальчик довольно индифферентно оценивал происходящее и смеялся

J Моя сестрёнка была гурманом конфет и вообще любила разные сладости

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Соотнесите иноязычные слова и их значения:

саммитвстреча на высшем уровне
адаптацияприспособление
аудиенцияприём
нивелированиесглаживание
ассимиляцияуподобление
усложнение
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Иноязычное слово верно употреблено в предложениях

J Нам необходимо содействовать эскалации торговых связей с нашими партнерами

R Николай Николаевич всегда толерантен по отношению к коллегам

R Благодаря протекции директора его приняли на работу

J Этот агрегат в том или ином амплуа может работать на разных объектах

  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Соотнесите иноязычные слова и их значения:

перманентныйпостоянный
суицидальныйсамоубийственный
превентивныйпредупредительный
амбивалентныйдвойственный
эксклюзивныйисключительный
дорогой
  1. Задание << 1 >> ТЗ 1

Иноязычное слово верно употреблено в предложениях

J Все это способствует обособлению имён

R Мне не понравилась пасквильная статья на страницах этого журнала

J Мальчик довольно индифферентно оценивал происходящее и смеялся

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Проверочная работа по русскому языку на тему «Виды лексических ошибок» (10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверочная работа по теме «Виды лексических ошибок» В-1

1 . Приносим извинения за предоставленные неудобства.

2. Опасения врачей не оправдались.

3. Андрей Болконский добровольно ушел на фронт.

4. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.

5. На картине И. Репина изображены запорожские казаки, отправляющие месседж турецкому султану.

6. Первая премьера спектакля состоится в начале декабря.
7. Он стремился воедино соединить несоединимое.

Проверочная работа по теме «Виды лексических ошибок» В-2

1. Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.

2 . Вы не подскажете , как пройти к театру оперы и балета?

3. Лиза была домработницей в доме Фамусовых

4. Эта победа сыграла большое значение в моей жизни.

5. Я вчера на балу была. Такой фужер произвела !

6. Я не могу подтвердить утверждение Базарова о том, что природа – мастерская…

7. Товар этот достаточно давно импортировался из-за рубежа.

1. Приносим извинения за предоставленные неудобства.

2. Опасения врачей не оправдались.

3. Андрей Болконский добровольно ушел на фронт .

4. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.

5. На картине И. Репина изображены запорожские казаки, отправляющие месседж турецкому султану.

6. Первая премьера спектакля состоится в начале декабря.
7. Он стремился воедино соединить несоединимое.

Нарушение лексической сочетаемости

Незнание лексического значения слова

1. Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.

2 . Вы не подскажете , как пройти к театру оперы и балета?

3. Лиза была домработницей в доме Фамусовых

4. Эта победа сыграла большое значение в моей жизни.

5. Я вчера на балу была. Такой фужер произвела !

6. Я не могу подтвердить утверждение Базарова о том, что природа – мастерская…

7. Товар этот достаточно давно импортировался из-за рубежа .

Нарушение лексической сочетаемости

Незнание лексического значения слова

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 796 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 328 человек из 68 регионов

  • Кякова Татьяна КонстантиновнаНаписать 2365 08.12.2018

Номер материала: ДБ-286311

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.12.2018 2138
    29.11.2018 237
    23.11.2018 766
    22.11.2018 2437
    14.11.2018 460
    26.10.2018 184
    24.10.2018 677
    24.10.2018 346

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-na-temu-vidi-leksicheskih-oshibok-klass-3431523.html