Соотношение видо временных форм сказуемых

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.

Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Нарушение видо-временных форм глаголов

Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки с нарушением видо-временных форм глаголов.

Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.

Бывает три времени глагола:

  • прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
  • настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
  • будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.

Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.

Существует два вида глагола:

  • совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
  • несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).

Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?

Запомните: в пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но и к искажению его смысла.

Рассмотрим примеры.

  1. Нарушение временной связи глаголов.

Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

Пояснение.

В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.

Верно.

Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.

ИЛИ

Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

  1. Нарушение видовой связи глаголов.

Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.

Пояснение.

В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)

Верно.

Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.

ИЛИ

Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Нарушение видо-временной связи глаголов.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
  • Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.

Запомни!

Временной разнобой

Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.

В этом предложении один глагол в форме прошедшего времени, другой — в форме настоящего. Видите, что выглядит коряво? Исправить такую ошибку можно, поставив глаголы или в форму прошедшего, или в форму настоящего времени. В общем, сделать так, чтоб время у них было одинаковое. Какое время выбрать? Это зависит от контекста.

Попробуйте сами найти ошибки в парочке предложений.

Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.

Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

Видовой разнобой

  • Что делать? — несовершенный вид.
  • Что сделать? — совершенный вид.

Что делать? — расти. Несовершенный вид.

Что сделать? — проявить. Совершенный вид.

Данный метод выгодно применить и для определения давления.

Здесь нет разнобоя, т.к. глагол в предложении всего один. Но его форма выбрана неудачно. Получается, что метод нужно применить лишь раз. И где же тогда выгода? Почему это метод, раз годится только на один раз? Явно нужно сказать «применять», а не «применить». Вот она ошибка.

А теперь подумайте сами

Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша. Правильно «взлетали». Что делал? — шумел. Что делали? — рвались. Что сделали? — взлетели. Видовой разнобой.

II. Особенности строения предикативных частей сложного предложения

При формировании сложного предложения значимыми оказываются некоторые особенности синтаксического устройства предикативных частей, необходимые для их объединения друг с другом.

Соотношение модальных и видовременных планов глаголов — сказуемых

В разных типах СП существуют разные закономерности соотношения глагольных форм предикативных частей. Эти формы могут совпадать (координировать), и некоторые типы сложных предложений могут «состояться» только при координации модально-временных и видовых форм глаголов-сказуемых. Например, бессоюзные сложные и сложносочинённыепредложения с перечислительными отношениями одновременности:

Журчит вода, протачивая шлюзы 1 ,

Сырой травою пахнет мгла 2 ,

И жалок голос одинокой музы,

Последней — Царского Села 3 . (Гум.) — во всех предика­тивных частях сказуемые имеют грамматическое значение реального наклонения, на­стоящего времени; сложноподчиненные предложения со значением гипотетического условия:

Жизнь была бы неполной 1 , если бы в ней совсем не было печали и горя 2 . (Лих.) — сказуемые имеют значение ирреального (условного) наклонения. В других предложениях координация модально-временных планов глаголов-сказуемых — только один из возможных видов их соотношения:

Кому много дано 1 , с того много и спрашивается 2 . (Посл.) (реальн. накл., наст. вр. в обеих частях)

Ср.: Кому много дано 1 , с того много и спросится 2 . (реальн.накл., наст.вр. — I часть; реальн. накл., буд. вр. — II часть)

Кому много дано 1 , с того много и спрашивайте 2 . (I часть — аналогично; II часть — ирреальное повелительное наклонение).

Несовпадение модально-временных планов глаголов-сказуемых может быть одним из возможных видов их соотношения в сложном предложении (см. пример выше). Но оно может быть и строго запрограммировано семантической спецификой предложения. Так, в бессоюзных сложных предложениях условно-следственного типа в первой части значение реального наклонения, во второй — ирреального (повелительного).

Любишь кататься 1 — люби и саночки возить 2 . (Поcл.)

Назвался груздем 1 — полезай в кузов 2 . (Поcл.)

2. Структурный параллелизм— однотипное построение предикативных частей, т.е. одинаковый набор и взаиморасполо­жение членов предложения в предикативных частях. Оно особенно значимо для синтакси­ческой структуры предложений, в которых на разных уровнях их смыслового членения выражаются перечислительно-сопоставительные, противительные, сравнительные смыс­лы:

Где отступаетсяЛюбовь 1 ,

Там подступает

Смерть-садовница 2 . (Цвет.)

3. Лексический повтор в частях сложного предложенияобычно значим при реализации тех же смыслов, а также смыслов присоединительно-комментирующих:

Можно ехать на лошади из одного города в другой и написать стихотворе­ние «Зимняя дорога» 1 , какможно лететь в современном самолете и стучать костяшками домино 2 . (Сол.)

Мне дело — измена 1 , Мне имяМарина 2 . (Цвет.)

4. Неполнота синтаксического составаможет иметь место в первой предикативной части — незамещенная синтаксическая пози­ция дополнения при сильноуправляющих глаголах:

x

Надо желать 1 , чтобы все люди были воспитаны основательно, а не поверхностно 2 . (Ком.)

В конструкциях с изъяснительными смыслами (сложноподчинённых и бессоюзных) эта

позиция всегда замещается последующей частью.

Неполнота во второй (последующей) части восполняется контекстом, которым служит

Идеи всегда изменяют свой вкус 1 , когда ____ превращаются в пищу 2 . (Дольск.)

5. Местоименно-синонимические замены в предикативных частях:

Литературоведение лишь постольку наука 1 , поскольку оно искусство 2 .

6. Элементы лексического наполнения предикативных частей — наречия потому, поэтому, тогда, тотчас, оттого, местоимения это, вот что, ввод­ные слова значит, следовательно, частицы всё оке, тем не менее, ведь и др. в анафори­ческой позиции второй части бессоюзных сложных или сложносочинённых предложений конкретизируют смыслы, не всегда чётко дифференцируемые интонацией или сочини­тельными союзами (поэтому их часто называют лексическими конкретизаторами).

Нравственность есть категория вечная 1 , поэтому она не служит ничьим интересам 2 . (Н.М.) — следственные отношения в бессоюзном сложном предложении

К элементам лексического наполнения относятся и некоторые группы лексики, на­пример, взаимоисключающая (антонимическая) лексика, «поддерживающая» противи­тельные отношения:

Тьма свету не любит 1 , злой доброго не терпит 2 . (Посл.)

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 5861 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


источники:

http://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=442165

http://helpiks.org/6-72327.html