Сорочина в поле спешить лексическое значение

Значение слова «сорочины»

СОРОЧИ́НЫ, —чи́н, мн. Разг. устар. Сороковой день после чьей-л. смерти, а также поминки по умершему в этот день. Прошло сорок дней, и пришло время поминок по бабушке, называемых в народе «сорочинами». С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СОРОЧИ’НЫ, и́н, ед. нет (церк., обл.). Сороковой день со дня смерти. Заказать панихиду на сорочины.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

сорочи́ны

1. церк. рег. то же, что сороковины, поминки по умершему на сороковой день после его смерти ◆ Сорочины заключались пиром в доме покойника, и вдова могла, без нарушения пристойности, чрез шесть недель избрать себе нового супруга. Карамзин, «История государства Российского: Том 10», 1821-1823 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Поминовение усопших происходит у марийцев так же, как и у православных людей, на сороковой день после смерти, в так называемые сорочины. Финно-угорские народы. Марийцы, 2001.12.28 г. // «Жизнь национальностей» (цитата из НКРЯ) ◆ Через недолгое время после Покрова пришлись сорочины. Мельников-Печерский, «На горах. Книга вторая», 1875-1881 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова яйцевой (прилагательное):

СОРОЧИНЫ

сорочины мн. устар. 1) Сороковой день после чьей-л. смерти. 2) а) Церковная поминальная молитва об умершем в сороковой день после его смерти. б) Поминки в такой день.

корень — СОРОЧ; суффикс — ИН; окончание — Ы;
Основа слова: СОРОЧИН
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный

Слово Сорочины содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (0): —
  • ∩ корень слова (1): СОРОЧ;
  • ∧ суффикс (1): ИН;
  • ⏰ окончание (1): Ы;

Расшифровка сказки А.С.Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях

Творчество Александра Сергеевича Пушкина имеет особое значение для русских людей. Наверное ни у одного автора в произведениях так полно не проявился Русский дух. Не стала и исключением «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», которая была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в Болдино в 1833 году.

Однакожь нам пора. Ведь я рассказ

Готовил; а шучу довольно крупно

И ждать напрасно заставляю вас.

А.С. Пушкин, «Домик в Коломне», XXI октава

ЦАРИЦА — СИМВОЛ ДОКРЕЩЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Как и во многих произведениях Пушкина, мы полагаем, что царица — это символ докрещенской культуры и возможно правящей элиты, которая не смогла с момента предъявления ей ультиматума апостолом Андреем в течение 9 месяцев (столетий) «родить» концепцию управления обществом. И лишь по истечении 9-го столетия дохристианская культура и жреческий корпус пустили в самостоятельную жизнь народ, а сами покинули этот мир и перестали существовать как социальное явление.

Царь же — это благонамеренные управленческие структуры государственного уровня значимости — концептуально безвластен. Но свято место пусто не бывает…

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой.

НОВАЯ ЦАРИЦА — БИБЛЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

То есть произошла смены одной культуры (дохристианской) на другую — библейскую.

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Новая царица пленила своей внешней красотой (вспоминаются рассказы о том, как Владимир принял православие — за внешнюю красоту, но никак не суть). Так благонамеренные управленческие структуры Руси (княжеско-боярская корпорация), сами по себе концептуально неграмотные, как и сегодня, вляпались в библейскую концепцию и идеологию православия.

ЗЕРКАЛО — НООСФЕРА

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

В нашем понимании зеркало — это ноосфера планеты Земля, с которой связан каждый человек и откуда черпает информацию. В нём отражается всё, что происходит на Земле и от неё ничего не утаить.

С. ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

МОЛОДАЯ ЦАРЕВНА — ТОЛПА, РАСТУЩАЯ В НАРОД

Между тем росла, росла.

Поднялась — и расцвела.

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Сват приехал, царь дал слово.

А приданое готово:

Семь торговых городов

Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь.

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне. всех милее.

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет.

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.

Так ли?» Зеркальце в ответ:

«А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее».

И снимая обратные связи через ноосферу, она выяснила, что толпа в силу закона времени начала взрослеть от младенческого состояния, стала постепенно превращаться в народ. Это в перспективе означало, что народ со временем займёт её место, а значит установится и новая культура Человечности — царевна станет царицей.

И она решила избавиться от неё.

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Народ, пребывая в состоянии толпы, не смог заблаговременно распознать грядущую опасность и всё-таки попал в дремучий лес. Кто такая Чернавка — вопрос также открыт?

МОЛВА — СМИ

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За невестой молодой.

КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ — ДУМАЮЩАЯ ЧАСТЬ НАРОДА ИЛИ КТО?

Королевич Елисей — зная прочую символику пушкинских произведений, логично предположить, что он — наиболее думающая часть народа, которая взяла на себя ответственность за него.

В любом случае, чтобы вызволить народ, ей как и народу предстоит пройти путь повышения собственной меры понимания и вхождения в концептуальное управление цивилизацией. Остаётся открытым вопрос почему он королевич?

Возможно, король происходит от др. герм. «karlja» или «karlaz», что значит «свободный человек».

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пёс, залая,

Прибежал и смолк, играя;

В ворота вошла она,

На подворье тишина.

Пёс бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо;

Дверь тихонько отворилась.

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут;

Знать, не будет ей обидно.

Никого меж тем не видно.

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

Кто такие эти семь богатырей, с кем жила в лесу царевна молодая. Вопрос остаётся открытым. А как считаете вы, наши читатели? Напишите в комментариях.

Если оценивать следующий фрагмент, то возможно семь богатырей — это государственная власть Руси и ключевые её правители?

А царевна молодая

Всё в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит,

Им она не прекословит,

Не перечат ей они.

Так идут за днями дни.

Однако, государственная власть хотела бы всё-таки войти в союз с народом и прекратить смуту:

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Старший молвил ей: «Девица,

Знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так бога ради

Помири нас как-нибудь:

Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою.

Что ж качаешь головою?

Аль отказываешь нам?

Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, —

Им царевна говорит, —

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Тем самым молодая царевна (будущий народ) говорит, что она суждена тому, кто обретёт концептуальную власть?

Да в затылке почесали.

«Спрос не грех. Прости ты нас, —

Старший молвил поклонясь, —

Коли так, не заикнуся

Уж о том». — «Я не сержуся, —

Тихо молвила она, —

И отказ мой не вина».

Женихи ей поклонились,

И согласно все опять

Стали жить да поживать.

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

Кто такая эта старушка? Она — это обернувшаяся злая царица или ещё один персонаж?

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса. «Постой,

Бабушка, постой немножко, —

Ей кричит она в окошко, —

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

Отвечает ей черница:

«Ох ты, дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне». — Царевна хочет

Выйти к ней и хлеб взяла,

Но с крылечка лишь сошла,

Пес ей под ноги — и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху. «Что за чудо?

Видно, выспался он худо, —

Ей царевна говорит, —

На ж, лови!» — и хлеб летит.

И Чернавка и черница в русле Божиего Промысла и не могут причинить вред царевне (Бог тебя благослови).

Приглядимся: а ведь пёс похож на самого Александра Сергеевича Пушкина? Что хотел нам сказать поэт? Какому процессу он пытался помешать, подобно тому, как пёс Соколко пытался помешать съесть отравленное яблоко?

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось! — Она его ласкать,

Треплет нежною рукою;

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» — и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла,

Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

Подождать она хотела

До обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

И кусочек проглотила…

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…

Братья в ту пору домой

С молодецкого разбоя.

Им навстречу, грозно воя,

Пес бежит и ко двору

Путь им кажет. «Не к добру! —

Братья молвили,— печали

Не минуем». Прискакали,

Входят, ахнули. Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох. Напоено

Надкушенное яблоко — не только символ корпорации «Apple», но и Запада в целом, отравленное ядом Западной культуры, блокирующей раскрытие познавательно-творческого потенциала каждого человека.

Александр Сергеевич иносказательно передал нам то, что он принял удар этой культуры на себя. Именно он заложил основы современного нам русского языка и культуры, отличной от библейской.

Братья в горести душевной

Все поникли головой

И с молитвою святой

С лавки подняли, одели,

Хоронить ее хотели

И раздумали. Она,

Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала.

Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна.

Гроб её к шести столбам

На цепях чугунных там

И решеткой оградили;

И, пред мертвою сестрой

Сотворив поклон земной,

Старший молвил: «Спи во гробе.

Вдруг погасла, жертвой злобе,

На земле твоя краса;

Дух твой примут небеса.

Нами ты была любима

И для милого хранима —

Не досталась никому,

Царевна заснула, отравленная ядом библейской культуры, до того момента, пока королевич Елисей не разбудит её ото сна.

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты, царица, спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее».

Так от людей, обретающих концептуальную властность, отворачиваются многие люди, которые не поднялись по мере своего понимания, и для них мудрёны вопросы Елисея, либо же эти поиски кажутся им смешными и глупыми, а кто отворачивается из страха за себя и свое будущее.

Красно солнце — тоже символ для размышлений. Можно было бы его соотнести с древней символикой обществ «солнцепоклонников», из которых выросла мифология многих орденов и частью — мифология исторически сложившегося христианства.

Напрасно Елисей спрашивает его, он давно не различает свет истины и не может подсказать Елисею, куда идти.

Самая прямая ассоциация, что ясный месяц — это исторически сложившийся ислам и окружающие его ордена, который точно также, как ордена исторически сложившееся христианства, ходят по ритуальному кругу, но не обладает методологией познания и творчества и не может подсказать Елисею, где искать его невесту.

Тем не менее исторически сложившийся ислам даёт подсказку, у кого искать — может Ветер знает путь. А как считаете вы, наши читатели?

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её». — «Постой, —

Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста».

Что это за социальное явление — ветер, который боится только Бога одного? Может тут стоит вспомнить другие два пушкинских произведения:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Но вдруг знакомый слышит глас,

Глас добродетельного Финна:

«Мужайся, князь! В обратный путь

Ступай со спящею Людмилой;

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен будь.

Небесный гром на злобу грянет,

И воцарится тишина —

И в светлом Киеве княжна

Перед Владимиром восстанет

Ветер — это могут быть носители русского богословия, которые, живя в среде народной, знают всё обо всех (тут вспоминаются калики-перехожие) и не связаны той или иной ритуальщиной, застилающей глаза и ум. Они-то и подсказали Елисею — каков прямой путь. При этом, в отличие от поэмы Руслан и Людмила, они не говорят, как оживить царевну, только указывают путь.

Может быть Ветер — это сам Бог в образе ветра…

Ожила. Глядит вокруг

И, качаясь над цепями,

«Как же долго я спала!»

И встаёт она из гроба…

Ах. и зарыдали оба.

В руки он её берет

И на свет из тьмы несёт,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Оживляет царевну Елисей, поскольку в ходе своих поисков он поднялся до уровня концептуальной власти. Концептуально властная часть общества соединяется с народом, в беседе происходит повышение уровня концептуальной грамотности общества и они совместно вступают в управление цивилизацией.

Народ изумлённо смотрит на то, что с ним произошло, пока он был в библейском плену.

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним,

Говоря: «Я ль-всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна все ж милее,

Все румяней и белее».

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

Новая человечная концепция вступает в полную силу в мире, а старая концепция пытается убежать от новой, но бежать некуда — вся человеческая цивилизация изменилась. Обман старой концепции уже не действует и она испускает дух.

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Царевна и Елисей вместе — это будущее Русской культуры. И Бог с ними вместе.

Продолжение следует… если мы вместе ещё детальнее расшифруем матрицу этой сказки. Пишите в комментариях свои соображения.

  • 21668 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:

Как возникло Чёрное море и откуда пошло его название

Как возникло Чёрное море, какую экологическую катастрофу оно пережило и откуда пошло его название? На эти вопросы ответил кандидат биологических наук, научный сотрудник Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Максим Харитоненков.

Почему море Чёрное?

Многие считают, что название моря как-то связано с цветом воды в непогоду. Такое поверхностное объяснение выглядит логично, однако научным сотрудникам всё видится сложнее. Согласно историческим данным, с VI века до н. э. по XV век н. э. море называлось Негостеприимным. В то время греки постоянно устремляли взор к Черноморскому побережью Кавказа. Регион был привлекательным, но наладить мирные контакты с населением — предками черкесов и абхазов — никак не удавалось.

Коренные народы воинственно встречали отважных мореплавателей, которые, в свою очередь, испытывали большие проблемы с навигацией. Тогда завоеватели и прозвали море Понт Аксинский (др.-греч. Πόντος Ἄξενος — «Негостеприимное море»). Всё изменилось после того, как колонистам удалось наладить контакты, освоить территорию и построить свои города-полисы. Море вмиг стало Понтом Эвксинским (греч. Πόντος Εὔξενος), то есть Гостеприимным.

Радушными было и море, и аборигены, которые узнали миф о золотом руне и неожиданно стали представляться потомками аргонавтов, а значит, и родственным для греков народом.

В эпоху Средневековья, в X–XIV веках, сюда всё активнее начинают проникать мореплаватели Руси, торговавшие с могучей Византией. В этот период в древнерусских, арабских и западных источниках появляется название Русское море. В XV веке под ударами османов падает Византия, и Османская империя активно колонизирует побережье Кавказа.

Именно тогда возникает современное название Чёрное море. Дело в том, что у многих народов Азии было принято цветовое обозначение сторон света. На старинном «компасе» и сейчас можно увидеть, что север обозначался чёрным цветом. Вполне логично, что турки называли море Кара-дениз (Чёрным), а древние племена, говорившие на иранских языках, — Ахшаена (Тёмным). Кстати, по этой же причине Красное море получило своё нынешнее название.

Как же возникло Чёрное море?

Происхождение Чёрного моря тесно связано с общепринятой в настоящее время концепцией тектоники литосферных плит. Без малого миллиард лет огромный океан Тетис разделял Гондвану («мать» всех нынешних южных материков) и Лавразию (соответственно все нынешние северные материки). Однако в результате нового вектора движения литосферных плит эти древние континенты стали распадаться. Примерно 66 млн лет назад огромная Африканская литосферная плита стала дрейфовать на север, в сторону Евразии. На пути лежал океан Тетис. Как водная гладь, зажатая между льдинами во время ледохода, древний океан постепенно сужался. В конце концов две «суперльдины» столкнулись, и в период 5–14 млн лет назад Тетис исчез.

От него остались лишь относительно небольшие и слабо связанные с современным Атлантическим океаном реликтовые участки, ныне известные как моря: Средиземное, Чёрное, Каспийское и практически исчезнувшее Аральское. Кстати, на самых больших глубинах этих морей и поныне можно обнаружить участки дна того самого океана Тетис. Таким образом, Чёрное море возникло примерно 14 млн лет назад.

Науке хорошо известно, что уровень Мирового океана нестабилен в результате глубинных процессов в мантии Земли. Постоянно чередуются регрессии (падения уровня Мирового океана) и трансгрессии (поднятия уровня). И эти процессы самым радикальным образом отразились в истории Чёрного моря. Оно постоянно меняло свои конфигурацию и площадь, часто соединяясь с Каспийским морем, превращая Кавказ в островной архипелаг.

И вот на исходе плейстоцена (так называемого Ледникового периода) 20 тыс. лет назад наступил пик мощнейшей регрессии Мирового океана. Уровень Чёрного моря упал на 150 метров от нынешнего, граница современной береговой линии отступила на девять километров. На месте Босфорского пролива сформировался перешеек, и море оказалось отрезано от океана. Но реки-то, впадающие в море, никуда не делись! В результате за несколько тысячелетий море опреснилось настолько, что превратилось в крупнейшее на планете Новоевксинское озеро. Сформировалась богатейшая пресноводная фауна. Но это буйство жизни длилось недолго.

Примерно 7 500 лет назад пришло время трансгрессии. Босфорский перешеек был прорван, и в кратчайшие сроки, примерно за 30 дней, Новоэвксинское озеро заполнили солёные океанические воды, уровень воды поднялся до современных значений. Это была масштабная экологическая катастрофа. Произошла массовая, в геологических масштабах почти одномоментная гибель всей пресноводной фауны и флоры озера. Погружение огромного количества мёртвой органики на дно и её разложение привели к сероводородному заражению глубинных толщ моря.

К слову сказать, не только природа Чёрного моря-озера пострадала от этой катастрофы. Были затоплены в общей сложности 100 тыс. км² побережья, уже активно осваиваемых человеком, в том числе производящего хозяйства. По некоторым предположениям, затопление этих обширных земель стало прообразом мифа о всемирном потопе. Событие является крупнейшим за всю последующую историю Чёрного моря. С тех пор продолжается подъём уровня моря, примерно на 20–25 см за столетие. Так, уже почти скрылись под водой руины древнего таманского города Тмутаракань.

Бедная фауна моря

Фауна Чёрного моря значительно беднее родственного ей по происхождению Средиземного. Для сравнения: в Чёрном море обитает 2 500 видов животных, в Средиземном живёт около 9 000 видов. В частности, здесь нет морских звёзд, морских ежей, лилий, осьминогов, каракатиц, кальмаров и кораллов. Во многом беднота фауны объясняется недавней вышеописанной катастрофой. Кроме того, её последствием стало и сероводородное заражение большей части акватории.

При максимальных глубинах до 2 210 м и средних — 1 240 м, ниже 150–200 метров от поверхности практически нет жизни. Уровень содержания сероводорода здесь такой, что выживают только несколько видов анаэробных серных бактерий (продуктом жизнедеятельности которых и является сероводород). То есть на 88% море фактически мертво!

Млекопитающие представлены в Чёрном море двумя видами дельфинов (дельфином-белобочкой и афалиной), азово-черноморской обыкновенной морской свиньёй (нередко называемой азовским дельфином), а также белобрюхим тюленем. Из акул — только небольшой черноморский катран. Конечно же, человеческая деятельность оказала мощное воздействие на экосистему Чёрного моря, особенно в XX веке.

Неконтролируемая добыча морских обитателей вызвала структурные изменения в фауне, то есть изменения по пищевым цепям. В первую очередь пострадали крупные хищники — дельфины. В 1930–1960-е годы уничтожалось по 150 тыс. особей! Только к концу 1960-х промышленный лов прекратили, поскольку дельфинов практически не осталось. Параллельно шёл истребительный вылов хищных скумбрии и тунца. В результате этого в 1970-е годы массово размножилась мелкая рыба: килька и анчоус. Рыбаки переориентировались на неё, и к началу 1990-х её численность резко упала.

Освободившуюся экологическую нишу заняли медузы. И теперь, по данным Европейского агентства по окружающей среде, они составляют до 90% массы всех живых организмов в Чёрном море. Изменения произошли и в фауне моллюсков. Так, в 1947 году к нам с Дальнего Востока случайно завезли хищных рапанов. Естественные враги рапанов — морские звезды, которые в Чёрном море не обитают. В результате рапаны бесконтрольно размножились, уже уничтожили устриц и активно снижают численность мидий.

Барабуля (султанка) — знаменитая рыба, о ней писали Сенека, Плиний, Цицерон и Гораций. В Древнем Риме рыба пользовалась большой популярностью. Согласно преданию, крупные султанки оплачивались равным им по весу количеством серебра. Впрочем, барабуля и сейчас считается наиболее ценной деликатесной рыбой нашего моря. Калкан, как ещё называют черноморскую камбалу, — самая плодовитая местная рыба.

Её тело может достигать длины более одного метра и веса 28–30 кг. В 60-е годы XX века добыча рыбы была масштабна, и только у берегов Крыма и составляла 2–3 тыс. тонн в год. С середины 70-х запасы стали сокращаться, и в 1986 году промысел вида был запрещён по причине почти полного исчезновения в зоне СССР. В современное время этот запрет не соблюдается: вылавливается около 40 тонн рыбы в год, причём с каждым годом улов всё меньше и меньше.

Современный неконтролируемый донный промысел серьёзно подрывает популяции этой ценнейшей рыбы Чёрного моря, для которой шельфовые воды России представляют наиболее благоприятную среду для нереста и нагула. Донными сетями уничтожается не только камбала, но и такие редкие виды, как белуга, осётр, катран и азовский дельфин.

Таким образом, экосистема Чёрного моря, пройдя долгий путь развития после исчезновения океана Тетис, сейчас находится под большой угрозой. И конечно, первоочередная задача всех стран, расположенных на его берегах, — совместными усилиями обратить вспять эти деструктивные процессы.


источники:

http://slovaronline.com/browse/56d1af13-3a01-3e16-abd0-002f9615fde8/%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B

http://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/rasshifrovka-skazki-aspushkina-o-myortvoy-carevne-i-semi-bogatyryah