Составьте лексические словосочетания демонстранты пчелы лошади

Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость?

Русский язык | 10 — 11 классы

Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.

1) стая ; 2) табун ; 3) караван ; 4) отара ; 5) косяк ; 6) стадо ; 7) толпа ; 8) колонна ; 9) рой ; 10) группа ; а) верблюдов ; б) коров ; в) любопытных ; г) демонстрантов ; д) овец ; е) рыбы ; ж) пчёл ; з) голубей ; и) лошадей ; к) туристов.

7) толпа любопытных ;

Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость : Выберите один ответ :Караван продолжал свой путь по бесконечной пустынеКогда Элен проснулась, был глубокий деньЧабан выгнал отару ов?

Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость : Выберите один ответ :

Караван продолжал свой путь по бесконечной пустыне

Когда Элен проснулась, был глубокий день

Чабан выгнал отару овец

Он так переживал, повторяя свой рассказ в пятый раз, что у него заплетались губы.

Совокупность лошадей называется табуном ?

Совокупность лошадей называется табуном !

А как называется совокупность собак , мух , рыб, лягушек , людей , коров , свиней , овец, журавлей, кур?

Составьте пожалуйста предложения с этими словосочетаниями : колонны демонстрантов, коллектив завода, идеологические разногласия, борьба с терроризмом, ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО?

Составьте пожалуйста предложения с этими словосочетаниями : колонны демонстрантов, коллектив завода, идеологические разногласия, борьба с терроризмом, ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!

Толковые слрварь как написать с лексическое значение Флейта Пурга?

Толковые слрварь как написать с лексическое значение Флейта Пурга.

Помоги пожалуйста?

Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость : Выберите один ответ :

Караван продолжал свой путь по бесконечной пустыне

Когда Элен проснулась, был глубокий день

Чабан выгнал отару овец

Он так переживал, повторяя свой рассказ в пятый раз, что у него заплетались губы.

Подскажите, пожалуйста, лексическое значение слов : айсберг — ?

Подскажите, пожалуйста, лексическое значение слов : айсберг — .

Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость : Выберите один ответ : Караван продолжал свой путь по бесконечной пустыне Когда Элен проснулась, был глубокий день Он так переживал, ?

Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость : Выберите один ответ : Караван продолжал свой путь по бесконечной пустыне Когда Элен проснулась, был глубокий день Он так переживал, повторяя свой рассказ в пятый раз, что у него заплетались губы Чабан выгнал отару овец Странно весь здесь только в первом нет лексической ошибки.

Как проверить слово «отары» (большое стадо овец)?

Как проверить слово «отары» (большое стадо овец)?

Подобрать к словам обьяснения(словосочетание) : рой, косяк, пехота, стая, отряд, полк, бригада, конница, группа, ельник, труппа, ансамбль, команда, созвездия, табун, семья, дружина, отара, клин, эскад?

Подобрать к словам обьяснения(словосочетание) : рой, косяк, пехота, стая, отряд, полк, бригада, конница, группа, ельник, труппа, ансамбль, команда, созвездия, табун, семья, дружина, отара, клин, эскадрилья.

Ко мне прилетела СТАЯ птицПастух пасёт СТАДО овецМимо промчался ?

Ко мне прилетела СТАЯ птиц

Пастух пасёт СТАДО овец

Вы открыли страницу вопроса Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 — 11 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Слова — предметы : машина, животное слова признаки : красный синий слова действия ходит прыгает.

Говорил с читателем. Существительное читателем. Начальная форма — читатель. Слово читатель 2 — ого склонения. К словам 2 — ого склонения относятся слова, среднего или мужского рода которые в начальной форме имеют нулевое окончание или окончание «..

3 склонение помоему но это не точно.

Среди предложенных слов не переносится на письме слово «ОБУВЬ».

Обувь не переносится.

Все — определительное местоимение Она — личное местоимение Они ( воробушки, бедняжки) — личное местоимение.

1. Бор — Боровиковский. 2. Куст — Кустодиев. 3. Пир — Пиросмани. 4. Глаз — Глазунов. 5. Перо — Перов. 6. Сурик — Суриков. 7. Род — Роден (скульптор), Родченко. 8. Мак — Маковский. 9. Пика — Пикассо. 10. Возможно, гон — Гончарова, Гонсалес.

Полная веселая сильная стиль художественный.

Ворон, ударение на 1 букву о, опасное место — 2 буква о.

Соловей — какой? — красив[ый] (муж. Род) Слон — какой? — сильн[ый] (муж. Род) Ваза — какая? — хрупк[ая] (жен. Род) Дом — какой — больш[ой] (муж. Род) Тетрадь — какая? — аккуратн[ая] (жен. Род) Роза — какая? — красн[ая] (жен. Род).

Педагогика как область гуманитарного знания 3 страница

командированный — командировоч- нестерпимый — нетерпимый ный

выборный — выборочный советник — советчик

здравница — здравица представиться — преставиться

Упражнение 135*. Ответьте на вопросы. Свой ответ мотивируйте.

(1) Как называют человека, не знающего чего-либо: невежа или невежда?

(2) Как вы скажете, ведя собрание: предоставляю или пред­ставляю вам слово?

(3) Как вы охарактеризуете шутку: удачная или удачливая?

(4) Как называется отправитель письма: адресат или адресант?

(5) Как вы отзоветесь об уклончивом ответе: дипломатиче­ский или дипломатичный?

(6) На какой срок человек принимается на работу: испыта­тельный или испытательский?

(7) Как называется хозяйство, где занимаются разведением рыб: рыбное или рыбье?

(6) Как характеризуется профессионал высокого класса: ис­кусный мастер или искусственный мастер?

(9) Как вы назовете проявление бережливости: экономика или экономия?

(10) Как характеризуется человек, скрывающий что-либо: скрытый или скрытный?

Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. F. Область управления временем
Г библиотечный •I театральный аккуратный <союз чувство работа польза рама Г связи страна | контакты визит <тренер роль слово член предложения задача <работа женщина результат выступление <контрасты изображение нитки краски фильм

Упражнение 136. Определите значения следующих паронимов. Какие слова и словосочетания могут соединяться с указанными паронима­ми? Есть ли среди паронимических пар такие, при которых возможны одни и те же распространяющие слова?

двойной —двойственный дружеский —дружественный главный — заглавный эффектный — эффективный цветной — цветовой

Упражнение 137*. Выберите из предложенных паронимов подходящий по смыслу.

(1) Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.

(2)Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

(3)В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома. (4) В квартире требуется (провести, произвести) ремонт.

(5) Художник писал (масляными, маслеными) красками. (6) Утром в отеле предлагался (сытый, сытный) завтрак. (7) Все вокруг при­влекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.

(6) (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.

(9)В жаркий день приятно ходить по (теневым, тенистым) ал­леям. (10) В его жизни это событие было самым (памятливым, памятным).

Упражнение 138*. Исправьте ошибки, возникшие в результате неразличения паронимов (пользуйтесь толковыми словарями).

(1) Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполни­тельную дисциплину. (2) Некоторые наши фильмы получают при­знательность за рубежом. (3) Он сыскал себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли. (4) Места для купания должны быть оборудованы спасительными средствами.

(5) Он одел комбинезон и отправился в цех. (6) Существо данной книги — в ее народности. (7) Метро оказывается удобнее над­земного транспорта по скорости передвижения в нем и отсутст­вию «пробок». (6) Внесение удобрений на поля способствует по­вышению урожая. (9) Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве В. Набокова. (10) Славу актеру Караченцову при­несла заглавная роль в спектакле «“Юнона” и “Авось”», где он сыграл образ графа Резанова.

Упражнение 139. Составьте лексические словосочетания:

демонстранты туристы любопытные рыбы

пчелы голуби овцы верблюды

лошади коровы стая табун

караван отара косяк стадо

толпа колонна рой группа

Упражнение 140*. Подчеркните словосочетания, в которых нарушена лекси­ческая сочетаемость. Из соотношения каких нормирован­ных выражений возникла речевая ошибка.

(1) Большую роль имеет золотая медаль.

(2) Надо смело ставить свои требования.

(3) Главный акцент ставится на знание теории вопроса.

(4) Львиную часть работы уже выполнили.

(5) Большое влияние на молодых имеет реклама.

Упражнение 141. Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте пред­ложения.

(1) После войны надо было возводить разрушенное хозяйст­во. (2) Театр на Таганке выпустил в свет спектакль «Гамлет».

(3)Этому важному вопросу уделяли серьезное значение. (4) Боль­шинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте. (5) Надо повседневно умножать темпы заготовки кормов.

(6) Необходимо постоянно осуществлять заботу и внимание о содержании дошкольных учреждений. (7) Скоропостижный отъ­езд свидетеля насторожил судей. (6) Частное предприятие ус­пешно осуществляет свою продукцию. (9) Книга этого писателя пользуется интересом у читателя. (10) Многие пациенты, лечив­шиеся этим препаратом, получили значительные улучшения и даже выздоровление.

Упражнение 142. Устраните стилистически немотивированную тавтологию, применяя различные приемы правки (синонимическую за­мену слова, сокращение предложений, изменение структу­ры предложений).

(1) Жизнь подготовила для вступления в новую жизнь много новых людей. (2) Одним из главных образов в романе Л.Н. Тол­стого «Война и мир» является образ Андрея Болконского.

(3)Будучи реалистом, писатель всесторонне и реалистически показал жизнь крестьян того времени. (4) В районе девяти часов комиссия выехала в район. (5) Трагизм положения заключается в том, что из этого трагизма нет выхода, а если его кто-нибудь найдет, то это будет самый большой трагизм. (6) В печати много раз печаталось, что армию нужно сделать профессиональной и наемной. (7) Маленький, небольшой такой сюрприз я получила: для меня по радио исполнили песню. (6) Надо сейчас тратить очень большие деньги на учебники, а они стоят очень и очень дорого. (9) К недостаткам пособия можно отнести недостаточ­ное количество иллюстраций. (10) Следует различать различные подходы к данной проблеме.

Упражнение 143. Отметьте в приведенных текстах плеоназмы. Исправьте ре­чевые ошибки.

(1) В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. (2) Мы добились столь высоких хороших результатов. (3) На фестивале исполнялись произведения народ­ного фольклора. (4) Стройка — это огромная махина, которую нам предстоит осваивать. (5) Пресса высоко позитивно отзыва­ется о прошедших выборах. (6) Для обучения выделяется очень мизерная часть бюджета. (7) В игре оркестра чувствовались тон­кие оттенки нюансов. (6) У всех было очень прекрасное настрое­ние. (9) Я лично не могу ответить на этот вопрос. (10) Переезд потребовал огромной массы хлопот и уймы денежных расходов.

Упражнение 144. Устраните речевую избыточность в следующих предложениях.

(1) Внешний вид гостиницы тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания. (2) Ре­зюмируя, можно кратко обобщить: мероприятие удалось. (3) При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения. (4) Ясность цели позволяет целе­устремленно добиваться намеченного. (5) Новая телевизионная программа ежемесячно регулярно знакомит зрителей с новин­ками литературы, (в) Судя по найденным находкам уже есть до­казательства в пользу доказываемой гипотезы. (7) Первый дебют молодого актера был удачным, успешным и привлек внимание публики. (6) Студенту приходится дорожить каждой минутой времени и считать каждые несколько рублей денег. (9) Будущая перспектива ехать на село радовала не всех выпускников сель­хозтехникума. (10) Успех выступления во многом зависит от за­интересованности студентов, их инициативы и качественного проведения репетиций, проводимых каждой командой.

Упражнение 145*. Определите, какие из приведенных ниже сочетаний: (а) за­крепились в языке; (б) противоречат литературной норме:

народная демократия период времени

автобиография жизни реальная действительность

памятный сувенир передовой форпост

коррективы и поправки информационное сообщение

антагонизм противоречий другая альтернатива

преобладающее большинство габаритные размеры

частная собственность рыбная уха

смелый риск промышленная индустрия

Упражнение 146. В приведенных ниже предложениях устраните ошибки, свя­занные с речевой недостаточностью.

(1) Машина, о которой речь, уже давно вышла из строя. (2) Для улучшения планирования следует объединить всех работников, за­нимающихся вопросами экономики. (5) На юристов и экономи­стов теперь проходят по конкурсу. (4) Завод получил четыре ва­гона цемента и три кирпича. (5) Проблемы, по которым перего­воры, сразу не решатся. (6) Студенческий отряд летом будет ра­ботать на общежитии. (7) Продавать акции мы намерены не толь­ко столичным жителям, но и других городов. (6) Большая часть заготовленных овощей погублена зря.

Упражнение 147. I. Знакомы ли вам приводимые ниже слова? Переведите их, стараясь обойтись без словарей (в случае затруднения пользуйтесь Словарем иностранных слов):
аксессуарыандеграунданонсаутсайдер
байкербаксыбанкоматбартер
бейсболбестселлербодибилдингбренд
бутикгамбургердайджестдефолт
дивидендыди-джейдисплейдилер
импичментинаугурацияинвестицииистеблишмент
картриджконсенсусксерокопияламинировать
ланчлоббироватьмаркетингмаркер
менеджментмониторингсканерскотч
спикерспичсупермаркеттриллер
органайзерпаблиситипейджерPR
принтеррейтингрокерфайл

II. Попробуйте сгруппировать приведенные выше слова в лекеико-семан­тические группы, например: (а) лицо (конкретное или собирательное); (б) кон­кретный предмет; (в) отвлеченный предмет, действие, процесс, направление; (г) вид спорта. Можете конкретизировать классификацию.

Упражнение 148. В следующих предложениях укажите случаи неоправданного употребления иноязычных слов. Произведите, где нужно, си­нонимические замены.

(1) Часто перед родителями стоит дилемма: где учиться их ребенку. (2) В День молодежи на центральной авеню этого про­винциального города было организовано лазерное шоу. (5) В сельском клубе проходила дискотека, и аборигены отнеслись к городским дружелюбно. (4) Троллейбус курсировал по заданной траектории. (5) В последнем туре соревнований группа спорт­сменов потерпела фиаско. (6) В ремонте дома есть серьезные дефекты. (7) Среди митингующих превалировали люди пенси­онного возраста. (6) В газете «Первое сентября» хорошо популя­ризируется опыт передовых учителей-новаторов. (9) Рецензент отметил, что статья написана на не радикальную тему сегодняш­ней жизни. (10) Первокурсники быстрее адаптируются к вузов­скому обучению, если в коллективе хороший климат, если они не оппонируют друг к другу.

Упражнение 149*. В приведенных отрывках из произведений А.С. Пушкина найдите устаревшие слова. Установите их разновидность: ис­торизмы (вышедшие из употребления предметы и явления) и архаизмы (устаревшие названия существующих предметов и явлений). Пользуйтесь толковыми и историческими словарями.

1.Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

2.Между тем подъехали они ко двору. Множество длинных саней, старых колымаг и раззолоченных карет стояли уже на лу­гу. У крыльца толпились кучера в ливрее, скороходы, блистаю­щие мишурой, в перьях и с булавами, гусары, пажи; свита, не­обходимая по понятиям бояр тогдашнего времени. При виде Ибрагима поднялся между ними общий шепот: «Арап, арап, царский арап!»

браньбрадобрейвеждывострый
выяглумноденницадесница
дланьдружествоживотзане
комоньланитылепотальзя
осьмнадцатьперстпонежепосему
статскийспокойнотатьчело
палецконьпотомуладонь
жизньштатскийвосемнадцатьтак
какруказарялоб
ворострыйвозможношея
покойбитвакрасотапарикмахер
можнопоэтомуд ружбавеки
щекилоб

Упражнение 151*. Установите значения историзмов, подобрав подходящие определения из второй колонки.

I.(1) алтын; (2) аршин; (3) вольница; (4) зипун; (5) кольчуга;

мытарь; (7) оброк; (6) секира; (9) смерд; (10) целовальник;

(11) челядь.

II.(I) русская мера длины, равная 0,71 м; (2) одежда русского крестьянина: кафтан из грубого толстого сукна без ворота; (3) тор­говец вином в питейных заведениях; (4) сборщик податей; (5) вид холодного оружия: топор на длинной рукояти; (6) при крепостном праве: принудительный натуральный денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством; (7) монета в три ко­пейки; (6) в Древней Руси: крестьянин-земледелец; ( 9) в старину: группы населения, преимущественно из бежавших от тяжелых ус­ловий крепостной жизни, оседавшие по окраинам Русского госу­дарства; (10) дворовые слуги; (II) безрукавка из мелких стальных планок, скрепленных кольцами.

Упражнение 152. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов. Исправьте предложения.

(1) Для наладки станков просим прислать сведущего в деле работника. (2) При ответе на экзамене студент возводит очи и, приставив перст к челу, соображает. (3) Чреда дней летела не­заметно. (4) По получении оного распоряжения вам вышлют подтверждение. (5) Излишки жилплощади, каковые у вас име­ются, должны оплачиваться сверхнормативно. (6) Опять не дос­тал талона к врачевателю. (7) Плеяда школьников заполнила стадион. (6) Сонм государственных деятелей приступил к голо­сованию по означенному в повестке дня вопросу. Некоторые вопросы остались втуне.

Упражнение 153*. Отметьте, какие из следующих слов в современном языке можно считать неологизмами? До каких пор слово остается неологизмом?

асфальтоукладчик атомоход биосфера

вернисаж гидросооружение зомбировать

клипмейкер колготки космодром

лоджия мотель модем

нейтрон нонсенс пиццерия

популизм ракетоносец ретро

регион саммит термопреобразователь

томограф факс фритюрница

фломастер целинник чебуречная

чип шашлычная шлягер

Упражнение 154*. Выпишите из предложений диалектизмы. Если их значение не поясняется в контексте, обратитесь к словарю диалектизмов.

(Т) Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в стороне в степи. (Пушкин). (2) Дорога шла подле берега неболь­шой речки, которая в это время играла, т.е. была в разливе (JI. Толстой). (3) Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ» (Тургенев), (4) Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий, угрюмый (Тургенев). (Д) Возле кормы на лодке устроен небольшой навес от дождя, «заборница» (Пришвин).

(6)Ах, какой это был дом! Одних только жилых помещений в нем было четыре: изба-зимовка, изба-летница, вышка с резным бал­кончиком, горница боковая. А кроме них были еще сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь. (Солоухин).

(7)Пахнет рыхлыми драченами // У порога в дежке квас. (Есе­нин). (8) «Может, его зараз и подсеем? Вот в сусеке грохот ле­жит», — предложил опьяневший от радости Игнатенок (Шолохов).

Упражнение 155. Замените разговорные и просторечные слова литературными синонимами.

(1) Посередке поляны стоял стог сена. (2) Все они разом шлепнулись в воду. (3) У нас этих яблоков до беса. (4) Ты об­ратно опоздал на работу. (5) Егерь схоронился в кустах. (6) Дети долго блудили по лесу, прежде чем вышли к реке. (7) Таким об­разом можно охаять любое полезное дело. (8) Ошибка сделана, и враз заработала бюрократическая машина. (9) Руководители ищут «стрелочника», чтобы свалить на него всю ответственность. (10) Задержанный до того набрался, что оказал сопротивление органам милиции.

Упражнение 156. Отметьте словосочетания, являющиеся фразеологизмами:

медвежья берлога медвежья услуга

медвежья лапа золотые руки

золотые часы золотой характер

волчий хвост волчий аппетит

важная птица важная деталь

выйти из себя выйти из комнаты

падать в обморок падать в яму

установить рекорд установить антенну

петь песни петь дифирамбы

терять время терять кошелек

хозяйский кот кот наплакал

Упражнение 157*. Замените следующие фразеологизмы близкими по значе­нию словами или словосочетаниями:

(1) воспрянуть духом; (2) не укладывается в голове; (3) выхо­дить из себя; (4) поле зрения; (5) на злобу дня; (6) бить тревогу;

(6) бить баклуши; (8) идти в гору; (9) отдать должное; (10) семи пядей во лбу; (11) махнуть рукой; (12) после дождичка в четверг.

Упражнение 158*. Замените фразеологизмами следующие словосочетания:

(1) становиться благоразумнее, рассудительнее; (2) выражать удивление, непонимание; (3) сообщать то, что всем давно извест­но; (4) замолчать, прекратить говорить на полуслове; (5) привле­кать к себе чье-либо внимание, быть заметным; (6) совершенно искренне; (7) быстро, легко понимать, усваивать; (8) настойчиво осуществлять на практике какие-либо свои принципы; (9) оди­наковы, похожи друг на друга; (10) устранять различия; (11) на­чинать действовать энергично, решительно; (12) выражение на­дежды на лучшее.

Упражнение 159. Поработайте с фразеологическими словарями. Обратите вни­мание на: (а) значение фразеологизмов; (б) источники про­исхождения фразеологизмов; (в) их стилистическую принад­лежность; (г) их экспрессию, выразительность; (д) текстовые иллюстрации, где показано их употребление.

дамоклов меч глас вопиющего в пустыне

обводить вокруг пальца через пень-колоду

пальчики оближешь бездонная бочка

тертый калач набивать себе цену

легок на подъем медвежий угол

птица высокого полета между двух огней

держи карман шире стиснув зубы

строить глазки находить общий язык

филькина грамота без году неделя

Упражнение 160. Укажите источники ‘речевой экспрессии в заголовках газет и журнальных статей. Назовите фразеологизмы, послужившие основой для каламбуров и шуток.

(1) «Хорошие примеры заразительны». (2) «Пират рыбака видит издалека». (3) «Пряник за пазухой». (4) «Семь лет один ответ».

(Д) «За тех, кто в космосе». (6) «Слово не воробей». (7) «Цыплячья слепота». (6) «Много шума и. ничего». (9) «Коза отпущения». (10) «Не выносите сор из коллектива».

Упражнение 161. Исправьте ошибки, возникшие в результате неверного упот­ребления фразеологизмов (не учитывается значение, пере­мещаются компоненты, пропускаются, заменяются, вставля­ются слова).

(1) До открытия чемпионата рукой подать, и забот у спорт­сменов хоть отбавляй. (2) В некоторых видах программы бразды правления оказались в руках начинающих спортивных пар.

(3) Остается тайной, как такую махину могли воздвигнуть четы­ре человека, пусть и семи пядей во лбах и косых саженей в пле­чах. (4) Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не покладая сил. (5) В политике нельзя торопиться, иначе мож­но нарубить дров. (6) Если дать всем сестрам по серьге, то рас­пределение электроэнергии будет несправедливым. ( 7) Вопрос с топливом сложный, и просто так забросать его шапками нельзя.

(7) Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. (9) Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. (10) В русском языке этот союз имеет большой вес. (11) Многие пен­сионеры сейчас просто влачат лямку. (12) Мы за нашим дирек­тором, как за каменной стеной. (13) Представитель ГАИ заявил, что водители просто лезут на рожон, не думая о последствиях.

(14) Положение дел остается из ряда вон плохим. (15) Каждая новая экспедиция приносит свой вклад в дальнейшее изучение Антарктиды на благо науки и прогресса.

Упражнение 162*. Отметьте верные высказывания.

(1) Морфологическая норма регламентирует использование формы слова.

(2) Морфологическая норма регламентирует словоупотреб­ление.

(3) Морфологическая норма регламентирует сочетаемость слов.

(4) В официально-деловой речи для обозначения профессий употребляются слова мужского рода.

(5) В некоторых падежных формах существительных возмож­ны вариантные окончания.

(6) Полная форма прилагательных указывает на временный признак, краткая — на постоянный.

(7) Нагромождение местоимений создает смысловую непол­ноту текста.

(8) У составных количественных числительных при склоне­нии изменяется только последняя часть.

(9) Некоторые глаголы имеют синонимические варианты, находящиеся за пределами норм литературного языка.

(10) Формам деепричастия на -вши присущ просторечный ха­рактер, формы на -в общеупотребительны.

Упражнение 163*. Определите родовую принадлежность имен существитель­ных: выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка:

(1,2) черное кофе — черный кофе (3,4) красная георгина — красный георгин (5,6) больная мозоль — больной мозоль ( 7,8) густая тушь — густой тушь (9,10) великолепный зал — великолепная зала (11,12) травяная шампунь — травяной шампунь (13,14) холеная бакенбарда — холеный бакенбард (15,16) покрыть крышу толем — покрыть крышу толью (17,18) правая туфля — правый туфель (19,20) розовый фламинго — розовое фламинго (21,22) вкусный киви — вкусное киви (23,24) крепкий виски — крепкое виски (25,26) белая лебедь — белый лебедь (27,28) маринованная иваси — маринованный иваси (29,30) зеленый Сочи — зеленые Сочи (31,32) мой протеже — моя протеже — мое протеже (33,34) программу вела талантливый журналист — программу вела талантливая журналист (35,36) В комнату вошла молодая хирург Иванова. — В комна­ту вошла молодой хирург Иванова.

Упражнение 164. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую при­

старин. музей-усадьба широк. мост-плотина о знаменит. библиотеке-музее нов. книга-справочник для садоводов
стеклян. кафе-бар компактн. диван-кровать городск. театр-студия плетен. кресло-качалка

надлежность сложносоставных слов:

Упражнение 165*. Какие из следующих существительных женского рода не име­ют соответствующих пар существительных мужского рода?

Прямое и переносное значения слов

Переносить тяжесть. Известный силач весьма осердился за грубое слово, сказанное ему Д. Акостою. «Удивляюсь, – сказал Д. Акоста, – как ты, будучи в состоянии подымать одною рукою до шести пудов и переносить такую тяжесть через весь Летний сад, не можешь перенести одного тяжелого слова?» Переносить тяжести означает, по словарю Ожегова, «неся, перемещать что-либо тяжелое через какое-либо пространство». В образном смысле перенести, т. е. «выдержать, вытерпеть, испытать», можно трудности, невзгоды, болезнь, одним словом, что-то неприятное. Слово тяжелый в переносном смысле означает какой-нибудь «неприятный» признак (тяжелый характер, тяжелая рука, тяжелая жизнь). В словосочетании переносить тяжелое слово, которое в обычной ситуации может быть воспринято только в переносном смысле, автор шутки намеренно «понимает» слово переносить неправильно.

Существует несколько типов переносных значений слов. Обычно выделяется: 1) метафора; 2) метонимия и 3) синекдоха.

Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Пример метафоры: золотые руки (такие умелые руки имеют цену, подобную золоту); золотые косы (цвет волос напоминает цвет золота).

Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Пример метонимии: чайник закипел (закипел не чайник, а вода в чайнике, но название переносится на основании смежности, близости); класс замер (замер не класс (классная комната), а ученики, находящиеся в классе). Сравнения здесь нет, имя раскрывается через результат. Например: А.П. Чехов – автор «Вишневого сада»; не рыба, а дары моря; не Байкал, а жемчужина Сибири. Иногда – наоборот, называют автора вместо его творений: Все каникулы читал Толстого.

Только слышно на улице где-то

Одинокая бродит гармонь. (М. Исаковский)

Бродит, разумеется, гармонист, но чутье подсказывает поэту образ-метонимию.

Синекдоха – это перенос названия целого на часть или, наоборот, перенос названия части на целое. Примеры переноса названия с целого на часть: У нее много золота. Примеры переноса названия с части на целое: Эй, ты, шляпа! Откуда умная бредешь ты, голова? И слышно было до рассвета, // Как ликовал француз.

Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Можно привести немало примеров неточного употребления отдельных слов. Так, наречие где-то имеет одно значение «в каком-то месте»,«неизвестно где» (где-то заиграла музыка). Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то»: «где-то в 70-х годах», «занятия планировали провести где-то в июне», «план выполнен где-то на 90%».

Речевым недочетом следует считать частое употребление слова порядка в значении «немногим больше», «немногим меньше». В русском языке для обозначения этого понятия имеются слова приблизительно, примерно, но часто вместо них используется слово порядка: «Ущерб, нанесенный городу, составляет порядка 300 тысяч рублей».

Ошибкой является и неправильное употребление глагола ложить вместо класть. Класть – общеупотребительное литературное слово, а ложить – просторечное. Говорящие могут путать слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Например, не всегда правильно употребляются глаголы предоставить и представить (предоставить слово, квартиру и т. д.; представить друга, справку, к награде и т. д.).

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Литературные нормы словоупотребления связаны не только с семантически и стилистически точным выбором слова, а также, как было сказано выше, грамматически и стилистически правильной сочетаемостью слов, что с точки зрения словоупотребления представляет особую трудность.

Сочетаемостьможет быть широкой, свободной (например, сочетаемость слов книга, стол, дом) и ограниченной, узкой (например, сочетаемость слов топать (ногами), моргать (глазами). Слова, которым присуща ограниченная сочетаемость, требуют особого внимания с точки зрения лексической нормы. В соединяемых понятиях не должно быть противоречий; нельзя употреблять выражение типа огромный домик, квадратный круг и т.п. Принято говорить одержать победу, а не одержать поражение; принято с глаголом берет использовать слова смех, зло, страх, не принято – радость берет. Нельзя сказать крепкая жара, можно – сильная жара.

Сочетаемость слова определяется семантическими признаками, вместе с тем она имеет свои границы. Например: 1. В отличие от мыть,его синоним стирать сочетается только с названиями предметов, изготовленных из ткани, либо имеющих свойство ткани. 2. Повысить можно то, к чему приложим параметр высокий: высокая урожайность → повысить урожайность; высокая скорость → высокая скорость. Поэтому ошибочным будет употребление: повысить подготовку специалистов, следует говорить: улучшить подготовку специалистов.

Следует иметь в виду, что определенные значения могут употребляться лишь в определенных конструкциях, в сочетаниях с определенными предложно-падежными формами. Так, существительное отзыв сочетается с предлогом о и творительным падежом, также предлогом на и винительным падежом (отзыв о диссертации, отзыв на статью), рецензия – с предлогом на и винительным падежом; глагол интересоваться требует обязательного творительного падежа сочетающегося слова, подвести – винительного и дательного падежа сочетающегося слова.

Многие речевые ошибки связаны именно с нарушениями правил сочетаемости значений слов. Например, часто наблюдается использование неправильных сочетаний: свободная вакансия, прейскурант цен и т.п. Вакансия – это свободное место в учреждении, организации, фирме. Поскольку в слове вакансия уже есть элемент «свободный», «пустой», нельзя употреблять форму свободная вакансия. Однако это словоможет сочетаться с другими прилагательными, например: открытая вакансия, занятая вакансия.

Избежать подобных ошибок поможет обращение к специальным словарям, в которых приводятся типичные примеры сочетаемости тех или иных слов с другими, например, к «Словарю сочетаемости слов русского языка» /под ред. П.Н. Денисова и В.В. Морковкина.

Среди лексических ошибок наиболее распространенными являются:

1. Неверный выбор лексического эквивалента: Ноздрев бесцельно прозябает жизнь (по созвучию со словом прожигает); Леонов – первый проходимецкосмоса (первопроходец); Образ Шарикова овеян собирательным образом новых хозяев России (верно – навеян). Это ассоциативные погрешности.

2. Подмена понятия: Писатель знакомит нас с галереей образов; …и только дневник смог подробно описать личность Печорина.

3. Алогизм (сопоставление несопоставимого): Поведение Чацкого отличается от остальных героев пьесы; Образ Татьяны нельзя сравнивать с другими русскими женщинами.

4. Нарушение семантической сочетаемости: под гнетом гуманности; вальяжная чеканная походка; высокая глубина осушки; закоренелые устои; Новый взлетего творчества падаетна 20-30-е годы; Пушкин сыграл большое значение в истории русской литературы; Благодаря наводнению многие люди остались без крова; Два единственных вопроса волновали жителей города: вода и тепло.

5. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов: Молодость била из него ключом; Пора тебе уже взяться за свой ум (вместо взяться за ум).

6. Речевая избыточность, или многословие:

а) тавтология – повтор того самого или однокоренного слова в узком контексте: проливной ливень, рабочий работает. Обитатели уездного города живут безрадостной жизнью;

б) плеоназм (смысловое излишество): главная суть романа; памятный сувенир. Пьер вернулся обратно другим человеком; В конечном итогесам Онегин терпит в жизни полное фиаско; Первый дебют ее состоялся осенью прошлого года.

7. Ошибки в употреблении паронимов: сытный ребенок; отборочные семена; удачливая покупка, царский трон, царственная походка.

Условия успешного выбора слов:

— Богатство лексического запаса в речевой памяти человека.

— Постоянное пополнение словарного запаса, преобладание активизированного словаря над пассивным словарем.

— Натренированный механизм поиска слова, выбора и оценки выбранного слова (не использовать случайных слов).

— Критический самоанализ в итоге речи.

Для того чтобы эти условия превратились в умения, необходимы сознательный выбор слова, психологическая установка, осознанная цель, наличие словарей, выработка потребности пользоваться ими, редактирование текстов – своих и чужих. А. М. Горький, характеризуя труд писателя, подчеркивал: «Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, «чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».

Вопросы для контроля

1. Что означает точность речи?

2. Что такое «общепонятность», «общедоступность» речи?

3. Как можно охарактеризовать лексику русского языка?

4. Какие лексические ошибки вы знаете?

5. Какие существуют типы словарей?

6. Как можно использовать словарь синонимов?

7. Зачем нужен словарь паронимов?

8. Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов? Какие ошибки встречаются в речи при их использовании?

9. Что такое выразительность речи? От каких условий она зависит?

10. Какие способы передачи значения слов вы знаете? Приведите примеры.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Задание 1. Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Составьте словосочетания с данными паронимами (см. приложение 2).

Дипломат – дипломант – дипломник. Цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый. Сытый – сытный. Отборный – отборочный. Командированный – командировочный. Представить – предоставить.

Задание 2. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов. Исправьте предложения (устно).

1. Одна мысль о нем вызвала внутри незнакомый доселе трепет. 2. Посему есть предложение поддержать русское искусство и перенести время проведения фестиваля. Название фильма перетолмачили как «Точка невозврата». 5. Актеры учинили иск в адрес директора театра. 6. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый.

Задание 3. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву. 2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики. 3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным). 4. Лариса очень (коммуникативная, коммуникабельная), с ней легко и приятно общаться.

Задание 4.Определите способ переноса значений в выделенных словах. (Метонимия. Синекдоха. Метафора)

1. Кольцо автострады. 13. Чешское стекло.

2. Официальное лицо. 14. У него рука в главке.

3. Хвост кометы. 15. Теплый прием.

4. Отчаянная голова. 16. Глазное яблоко.

5. Внимательная аудитория. 17. Железнодорожная ветка.

6. Гостеприимный дом. 18. Столовое серебро.

7. Шляпка гвоздя. 19. Золотой луч.

8. Он – первая перчатка. 20. Доверенное лицо.

9. Рукав реки. 21. Жемчужная роса.

10. Колючий ветер. 22. Работа по литературе.

11. Дружный класс. 23. Черный юмор.

12. Вторая ракетка страны. 24. Дворник автомашины.

Задание 5.С данными словами составьте словосочетания (см. приложение 2).

1. Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

2. Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный.

Задание 6. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

1. Выражение лица – особый взрывной снаряд.

2. Чувство меры в поведении человека – метрическая единица в музыке.

3. Съедобная часть некоторых растений – эмбриональное состояние человека.

4. Провести некоторое время за чтением – выражать преклонение перед кем-либо.

Задание 7.Определите, какиесловосочетания являются тавтологичными.

Коммуникативное общение, первый лидер, моя автобиография, профессиональная компетенция, памятный сувенир, компот ассорти, экспонат выставки, предварительный анонс, первый дебют, жилое помещение, сервисное обслуживание, торжественный марш, главная суть, народный фольклор, функциональные обязанности, должностные обязанности, мемориальный памятник.

Задание 8.Приведите к каждому фразеологизму первой группы синонимичный фразеологизм из второй группы. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

1. Стреляный воробей; два сапога пара; приказать долго жить; поминай как звали; витать в облаках.

2. Считать ворон; уйти в лучший мир; пуд соли съесть; тертый калач; и след простыл; ни рыба ни мясо; одного поля ягоды.

Задание 9.Составьте все возможные словосочетания паронимов туристический, туристский с предложенными словами.

Бюро, лагерь, база, агентство, маршрут, костер, деятельность, одежда, сбор, автобус, песни, буклет, журнал, сумка, поход, сезон, семинар.

Задание 10. Назовите словосочетания, из контаминации (см. приложение 4) которых появились ошибочные, ненормированные выражения.

Образец: тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

1. Одержать успехи =

2. Оказать внимание =

3. Потерпеть потери =

5. Играть значение =

7. Защитить степень =

8. Производить воздействие =

9. Возглавить идеи =

10. Давать намек =

Задание 11. Составьте словосочетания, учитывая лексическое значение слов.

1. Стая верблюдов

3. Караван любопытных

4. Отара демонстрантов

8. Колонна голубей

Задание 12. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

2. Ученый стоял у источников ракетостроения.

3. Меня привлекли ранние романические произведения поэта.

4. Артист завоевал признательность зрителей.

5. Искусство влияет на рост культурности человека.

6. Главное для писателя – душевный мир человека.

7. Он давно мечтал о заглавной роли в пьесе «На дне».

8. Она пришла в цветистом платье.

9. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

10. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

Задание 13. Прочитайте текст и найдите правильный вариант вопроса, который следует задать в автобусе, трамвае, троллейбусе, если вы едете поездом или плывете на пароходе, а следующая остановка, пристань, станция ваша.

В автобусе.

– Вы на следующей остановке сходите?

– Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»

– Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

– Это замуж выходят. А в автобусе же говорят: «Вы встаете?»

– Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?

– Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Задание 1. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения.

1. Абитуриент, абориген, адаптация ажиотаж, кампания, контекст, кворум, меморандум, регресс, стереотип.

2. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиозный, позитивный, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный.

3. Альтруизм, апелляция, апогей, имитировать, приоритет, тарифицировать, формальный, эксцентричный.

Задание 2.Перепишите, устранив ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

1. Один поступок Чацкого привел меня неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3. Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 5. Идея этого

произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.

Задание 3.Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам.

Длинный – длительный (протяженный, долговременный);

Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный);

Опасный – опасливый (рискованный, осторожный);

Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный);

Фактический – фактичный (действенный, достоверный, документальный);

Явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).

Задание 4. Исправьте ошибки, возникшие в результате неразличения паронимов (пользуйтесь толковыми словарями).

1. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.

2. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

3. В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома.

4. В квартире требуется (провести, произвести) ремонт.

5. Художник писал (масляными, маслеными) красками.

6. Утром в отеле предлагался (сытый, сытный) завтрак.

7. Все вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.

8. (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.

9. В жаркий день приятно ходить по (теневым, тенистым) аллеям.

10. В его жизни это событие было самым (памятливым, памятным).

Задание 5. По образцу словарной статьи «Словаря русского языка»

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


источники:

http://lektsii.com/1-17691.html

http://zdamsam.ru/a55178.html