ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 26. Языковые средства выразительности.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 26. Языковые средства выразительности.
Задание № 26. Языковые средства выразительности.
Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.
Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.
Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.
Шаг 1 .
Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.
Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.
ТЕОРИЯ.
Шаг 2.
Если необходимо найти лексические средства, то среди слов предложенного списка нужно искать следующие термины.
Шаг 3.
Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.
Фигура — часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Фигура представляет собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.
Примечание: некоторые фигуры речи могут быть одновременно и синтаксическими средствами (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).
Шаг 4.
Наконец, если необходим найти синтаксические средства, то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.
Средства
Определения
Примеры
Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.
Пример.
Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.
Ряды однородных членов
Вводные слова.
Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное
Пример.
Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.
Вопросно-ответная форма изложения.
Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.
Пример.
Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.
Риторические обращения
Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.
Пример.
Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!
Обособленные члены.
Обособленные члены позволяют более ярко, конкретно, подробно, эмоционально описать что-то, рассказать о чём-т . Они способствуют уточнению, усилению общего впечатления от содержания текста.
Пример.
В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.
Восклицательные предложения.
Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.
Примеры.
Милосердие — удивительное свойств души человека!
Надо воспитывать милосердие в детства!
Цитирование
Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.
Пример.
Горький писал: « Человек — это звучит гордо!».
Пользуйтесь подсказками.
В задании часто можно найти скрытые подсказки.
- Подсказкой является уже то, что вас просят найти троп, лексическое или синтаксическое средство.
- Часто в скобках даны примеры (например, эпитетов), вам надо вспомнить, как называется такое средство.
- Могут помочь и формы слов, например, «использована»- слово женского рода, потому ясно, что здесь термины мужского и среднего рода не подойдут.
Рассмотрим пример.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8—9; 17—18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие — нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»
Список терминов:
1) сравнительный оборот
5) просторечная лексика
6) ряды однородных членов
7) вопросно-ответная форма изложения
8) общественно-политическая лексика
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения
ПОЯСНЕНИЕ.
А) Приём-7 ( вопрос-ответ).
(8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).
Б) Ответ-6, ряды однородных членов.
(17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.
(13) Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные.
В) Антонимы-3.
(20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.
Г) Общественно-политическая лексика — 8 (потребность», «личность», «ориентация», «принципы»).
Ответ: 7638.
Алгоритм выполнения задания № 26.
Языковые средства выразительности.
- Выучите значение терминов, тренируйтесь в их нахождении в тесте. Это первое условие хорошего выполнения задания.
- Чётко представляйте группы терминов: тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы (фигуры).
- Внимательно читайте задание. В нём часто уже бывает подсказка.
- Если надо найти ТРОПЫ, выделите их для себя из списка. Помните, что это слова в переносном смысле.
- Попытайтесь найти тот, который есть в данных предложениях.
- Круг терминов из списка сократился. Ищем следующее средство выразительности, например, синтаксическое . Из списка находим то, что как-то связано со знаками препинания.
- Далее круг терминов стал ещё уже. Ищем, например, лексические средства (это синонимы, антонимы фразеологизмы, различная лексика).
- Но бывает и так, что не указано, какие с редства нужно искать (лексические, синтаксические). Тогда смотрите на подсказку в скобках.
В пример выше читаем: «в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.».
Как видим, нет чёткого указания, что надо искать, но даны слова в скобках, кроме того, слово «использована» стоит в ж. роде. Поэтому здесь подходит «политическая лексика».
Таков алгоритм выполнения задания № 26.
Среди средств художественной выразительности следует отметить лексическое
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22−25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Рассказ И. Грековой “Знакомые люди” основан на реальных событиях. История эта не отличается сложностью сюжета — пожалуй, в такой ситуации оказывались или могли бы оказаться многие отдыхающие. Подчёркнутая “обычность” ситуации, которая оказала тем не менее сильное влияние на мировоззрение главного героя, поддерживается самим языком рассказа. Среди средств художественной выразительности стоит отметить следующие: такие приёмы, как (А)________ (предложения 4−5), (Б)________ (предложение 75) и (В)________ (предложения 71−72), а также такое лексическое средство, как (Г)________ (“порастратились” в предложении 6, “не признал” в предложении 67)».
6) разговорная лексика
7) вводные слова
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
(1)Несколько лет назад мой знакомый, Юрий Сергеевич М., проводил отпуск на Черноморском побережье Кавказа. (2)С ним путешествовал его сын Серёжа, кудрявый романтический мальчик, жаждущий приключений, вылитый «маленький принц» из сказки Сент-Экзюпери.
(3)Впервые предоставленные самим себе, мужчины «ударились в разгул». (4)Сколько было съедено чебуреков, персиков, мороженого! (5)Сколько раз было схожено в кино, езжено на катере! (6)Естественно, они порастратились. (7)Впрочем, отпуск всё равно подходил к концу, пора было уезжать домой, в Москву, — в Сухуми (последнем пункте маршрута) Юрий купил два билета на самолёт, и ещё у него осталась скромная сумма, достаточная для того, чтобы прожить оставшиеся дни — без особых излишеств.
(8)Но случилось так, что накануне отъезда у Юрия вытащили из кармана бумажник, в котором были почти все оставшиеся деньги, а главное — билеты на самолёт. (9)Юрий оказался в сложном положении: в чужом городе, с ребёнком, без денег, без билетов, без единой знакомой души; по карманам он нашарил какую-то мелочь, сущие пустяки.
(10)Решил подъехать на аэродром, чтобы заранее восстановить хотя бы билеты, номера которых он знал. (11)Серёжа настоял, чтобы ехать в такси, — по его представлениям, ехать на аэродром можно было только так. (12)Однако на такси до аэродрома и назад денег не хватало. (13)«Обратно — автобусом», — согласился Серёжа. (14)Взяли такси. (15)По дороге Юрий разговорился с шофёром, рассказал о своей неприятности. (16)Тот выслушал его с сочувствием и предложил: «(17)Если негде будет ночевать — поезжай ко мне». (18)Юрий поблагодарил водителя, но отказался: номер в гостинице был оплачен вперёд. (19)Шофёр всё-таки назвал себя и дал адрес. (20)Юрий записал его на папиросной коробке и забыл о нём.
(21)А с билетами ничего не получилось. (22)Девушка в окошке потребовала, чтобы Юрий внёс полную стоимость билетов. (23)Обескураженный, за руку с мальчиком, вернулся он на площадь перед аэровокзалом. (24)До ближайшего автобуса в город ждать было ещё порядочно.
(25)Юрий сел на скамью, посадил рядом с собой Серёжу, положил его голову к себе на плечо; тот мгновенно уснул. (26)Кругом стояла бархатная, тёплая, звеневшая цикадами южная ночь; непривычные конфигурации созвездий ярко выделялись на чёрном небе. (27)А Юрий задумался: о том, как много «чужих», неспособных, неготовых помочь друг другу.
(28)Недалеко от скамейки, где они сидели, остановилась легковая машина.
(29)Спустя некоторое время её передняя дверца открылась, и вышел человек в тёмном. (30)Осторожными, крадущимися шагами он подошёл к скамейке и остановился, пристально разглядывая сидящих. (31)Юрию стало не по себе. «(32)Грабитель? — подумал он. — (33)Вряд ли. (34)А впрочем, грабит. (35)Взять-то у меня сейчас нечего». (36)На всякий случай он восстановил в памяти рекомендации по самообороне в случае внезапного нападения, преподанные ему когда-то в кружке самбо.
(37)Человек подошёл ближе.
— (38)Это вы? — спросил он с грузинским акцентом.
— (39)Это я, — ответил Юрий. — (40)А что вам надо?
—(41)Ой, как я рад, что это вы! (42)Я — Ираклий Пимениди, не узнали?
(43)Я вас сегодня в такси возил, помните?
— (44)Конечно, помню, — приходя в себя, сказал Юрий.
— (45)Ну как, вам билеты восстановили?
— (46)Нет, предложили купить новые.
(47)Ираклий пощёлкал языком:
— (48)Ай-яй, беда какая! (49)И что будете делать?
— (50)Пока не знаю — что-нибудь придумаю.
(51)Ираклий самую малость поколебался и спросил:
— (52)Сорок рублей хватит?
(53)Он полез в карман, вынул и протянул Юрию четыре десятки. (54)Тот
был ошеломлён более, чем благодарен.
— (55)Почему вы мне верите? — спросил он.
— (56)Очень просто — смотрю: человек — и верю.
— (57)Честное слово, я сразу же вышлю деньги!
— (58)Не надо честное слово, — сказал Ираклий. — (59)Садись в такси,
поедем. (60)Мальчика жалко, совсем спит.
(61)Вернувшись в Москву, Юрий, конечно, в тот же день первым делом отослал деньги, а в ответ получил следующее письмо: «(62)Уважаемый Юрий Сергеевич!
(63)Пишет вам сестра Ираклия, так как его несколько дней не будет дома. (64)Мы все очень рады, что вы выслали деньги, то есть, простите, рады не за деньги, а за вашу честность. (65)Был у нас такой случай. (66)Наш старший брат одолжил 200 рублей одному приезжему. (67)Однако этот человек не только не отдал деньги, но даже не признал брата, когда тот поехал к нему за деньгами. (68)А теперь, когда будете в Сухуми, обязательно приезжайте к нам. (69)Мы всегда рады людям с добрым и честным сердцем. (70)До свидания».
(71)Юрий прочёл письмо, перечёл, и ему стало стыдно. (72)За размышления о «чужих», за свою готовность к самообороне там, на скамье у аэровокзала. (73)Да мало ли ещё за что! (74)Ираклий, давая ему деньги, прекрасно знал историю с тем приезжим. (75)Знал — и всё-таки дал. (76)Сумел пренебречь «суровыми уроками жизни». «(77)Смог бы я так поступить? — спросил себя Юрий и честно ответил: — (78)Не знаю».
* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) — советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик, доктор технических наук, профессор.
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Когда у Юрия украли бумажник и билеты на самолёт и не удалось восстановить билеты, он был расстроен и обескуражен.
2) Юрий и Серёжа познакомились с Ираклием по дороге на аэродром — тот был водителем такси, сочувственно выслушавшим историю с украденным бумажником.
3) Отец с сыном сидели на скамейке около аэровокзала поздно вечером, потому что у них не было денег на автобус, чтобы добраться до гостиницы.
4) Когда из легкового автомобиля, остановившегося неподалёку от скамейки, где сидели Юрий с Серёжей, вышел человек, Юрий испугался, но, узнав в этом человеке Ираклия, сразу успокоился.
5) На следующий же день после приезда в Москву Юрий отправил деньги Ираклию.
1) Когда у Юрия украли бумажник и билеты на самолёт и не удалось восстановить билеты, он был расстроен и обескуражен. — Подтверждается предложениями 8, 23.
2) Юрий и Серёжа познакомились с Ираклием по дороге на аэродром — тот был водителем такси, сочувственно выслушавшим историю с украденным бумажником. — Подтверждается предложениями 15−19.
3) Отец с сыном сидели на скамейке около аэровокзала поздно вечером, потому что у них не было денег на автобус, чтобы добраться до гостиницы. — Противоречит предложению 24.
4) Когда из легкового автомобиля, остановившегося неподалёку от скамейки, где сидели Юрий с Серёжей, вышел человек, Юрий испугался, но, узнав в этом человеке Ираклия, сразу успокоился. — Подтверждается предложениями 29−42.
5) На следующий же день после приезда в Москву Юрий отправил деньги Ираклию. — Противоречит предложению 61.
ГИА-ЕГЭ 2021
ЗАДАНИЕ В8
(1)Было это в декабре 1944 года. (2)В воздухе уже веяло весной — благостной весной Победы.
(3)Ее приближение чувствовалось во всем. (4)И в том, что все чаще играла «катюша»; ее могучий голос, подобно весеннему грому, грохотал в низком небе, и раскатистое горное эхо радостно подхватывало его. (5)И в том, что все реже раздавался немыслимо пронзительный скрежет «ва — нюши», шестиствольного немецкого миномета, прозванного нашими солдатами также «ишаком». (6)И в том, что пленные немцы, или, как в ту пору их называли, «фрицы», с каждым днем выглядели все ободраннее, а наши младшие и старшие лейтенанты щеголяли в шинелях, перешитых на офицерский манер, а вместо шапок-ушанок носили лихие кубанки. (7)И в том, что солдаты все чаще поговаривали о доме, и не так, как говорят о чем-то очень далеком, а как о близком и достижимом, что вот-вот должно явиться в твою жизнь и заполнить ее всю, до отказа.
(8)Но война еще шла. (9)Фронт жил своей огромной, беспощадной, несмолкаемой жизнью.
(10)В тот декабрьский вечер я подошел к небольшой словацкой деревушке, в которой находились разведчики. (И)Разведчиков я разыскал быстро. (12)0ни собрались в блиндаже у радиоприемника.
(13)На мой приход они не обратили внимания — только кое-кто мельком оглянулся, кивнул и снова повернул голову к приемнику, из которого лилась музыка. (14)Возвышенная, чистая, полная мудрого спокойствия и мирной тишины.
(15)Адажио Девятой симфонии Бетховена.
(16)— Откуда передают? — спросил я.
(17)— Из Берлина, — отозвался от приемника Леша — радист.
(18)На нас прикрикнули:
(19)— Тише вы там… (20)Дайте послушать…
(21)Эти простые ребята, волею судеб живущие среди пушек, а не среди лир, не могли оторваться от бетховенской музыки. (22)Они слышали ее, наверное, впервые в жизни. (23)Но она наверняка западала им в душу на всю жизнь. (24)Великая музыка пела о счастье, когда вокруг бесновалось горе. (25)Обращенная в грядущее, она, казалось, приближала его, стремясь неумолчным, широким и мощным потоком вперед, туда, где в туманной дали, разрывая суровую мглу горестей, уже все ярче вспыхивали зарницы грядущего счастья.
(26)Вдруг раздался взрыв. (27)Оглушительный и свирепый, он ошеломил нас своей внезапностью и жестоким несоответствием доброй музыке, по-прежнему продолжавшей струиться из приемника.
(28)3а первым ударом последовал второй. (29)Еще более угрожающий.
(ЗО)Третий снаряд разорвался совсем рядом.
(31)Все, кто сидел или стоял, бросились на пол. (32)Музыка смолкла. (ЗЗ)Да если бы она и звучала, все равно ничего нельзя было расслышать: так сильны, близки и часты были разрывы.
(34)Время от времени обстрел стихал, чтобы через минуту вновь взбушеваться ужасающим грохотом.
(35)Сколько все это длилось, трудно сказать. (36)И лишь только жизнь вошла в свою колею, раздались голоса.
(37)— Давай радио… (38)Налаживай обратно музыку…
(39)Вскоре приемник заработал вновь. (40)И мы опять услышали Девятую симфонию. (41)Теперь уже финал ее.
(42)Ликуя и радуясь, хор торжественно призывал:
В поцелуе слейся, свет!
(44)И хотя почти никто не разбирал слов чужого, непонятного, а для некоторых, ослепленных войной, даже ненавистного языка, смысл того, о чем пелось, для всех был ясен. (45)Его несла музыка — всесильная, ибо для звуков нет словесных препон и границ.
(46)Сквозь неумолимую чреду годов и десятилетий, сквозь надолбы и завалы ненависти, страха и унижения, через траншеи и руины фронтов, сквозь колючую проволоку и рвы концлагерей, сквозь решетки зловонных гестаповских подвалов и камеры пыток, из самого логова фашистского зверя, уже близкого к издыханию, прорвалась эта прекрасная музыка.
(47)Могучий голос Бетховена, перекрывая зловещий рык войны, торопил победу света над тьмой, торжество человечности, свободы, радости и счастья.
(48)В недобрую пору разгула смерти и разрушения бетховенская музыка звала к миру и братству.
А. «Воздействие бетховенской музыки на человека передано (предложение 23). И это не удивительно: (предложение 24) помогает понять, что ждали от мирной жизни измученные войной люди.
Такое синтаксическое средство выразительности, как (предложение 43), отражает идейное содержание финала Девятой симфонии Бетховена, а (предложение 46) подчеркивает величие этой прекрасной музыки».
1) разговорные и просторечные слова
3) однородные члены предложения
6) сравнительный оборот
7) контекстные синонимы
8) развернутая метафора
9) риторическое обращение
Б. «В синтаксисе текста обращают на себя внимание (предложения 4-7), а также (предложения 13-14, 28-29).
Среди лексических средств выразительности в тексте можно отметить («огромной, беспощадной, несмолкаемой жизнью» (предложение 9), «возвышенная, чистая, полная мудрого спокойствия и мирной тишины» музыка (предложение 14). Художественный прием (предложение 48) помогает читателю образно представить время, в котором жили герои текста».
2) синтаксический параллелизм
6) вводные конструкции
8) восклицательные предложения
В. «Автор, рассказывая о военных баталиях, использует («ГРохоТал», «пРонЗиТель — ный скРеЖет» в предложениях 4, 5). Такое фонетическое оформление помогает читателю услышать эхо войны.
Этой же цели подчинено и
(«подобно весеннему грому») в предложении 4. Однако человеку на войне хочется мира, и («среди Пушек, а не среди лир» в предложении 21) дают возможность понять, почему так зачарованно солдаты слушали музыку, а в предложении 23 передаёт её эмоциональное воздействие на слушателей».
6) сравнительный оборот
8) контекстные антонимы
9) вводные конструкции
Г. «Такое синтаксическое средство, как
, в предложении 44 передает восприятие солдатами чужого языка. Но смысл звучащих слов был не важен: истосковавшиеся по мирной жизни люди в звуках музыки слышали призыв к счастью, к человечности. Именно поэтому, желая передать то, что творилось в солдатских душах, автор использует в предложении 45 («всесильная», «ибо», «словесных препон»).
Стремление к миру не могла убить даже реальная опасность: в предложении 33 помогает воссоздать картину происходящего, а
(«Налаживай обратно музыку») отражает пренебрежительное отношение солдат к привычным военным будням».
3) обособленные члены
4) разговорная лексика
5) ряд однородных членов
6) риторическое обращение
7) торжественная лёксика
(1)Сереньким мартовским утром 1787 года прибыл Людвиг Бетховен в Вену, чтобы попросить великого Моцарта стать учителем и наставником.
(2)Вена встретила Бетховена неприветливо. (З)Одинокий и неприкаянный бродил юноша по чужому городу, затерянный в каменной чащобе улиц и переулков, среди безучастных людей. (4)Наконец он дождался того часа, когда, как ему казалось, удобно явиться домой к незнакомому человеку.
(5)Он поднимался по лестнице и чувствовал, как все в нем ходит ходуном. (б)Колотилось сердце, стучало в висках, мелкой дрожью тряслись колени. (7)И чем больше он старался унять эту дрожь, тем она становилась сильнее.
(8)Служанка привела его в большую комнату и вышла. (9)В комнате стояли клавир и бильярдный стол. (10)На зеленом сукне желтели шары.
(И)Бетховен как вошел, так и продолжал стоять посреди комнаты, охваченный оторопью. (12)И чем настойчивее он пытался прогнать ее, тем сильнее она овладевала им.
(13)Неловкий, вконец оробевший и растерянный, он не смог себя заставить пожать тонкую и изящную руку, протянутую ему маленьким, юрким человеком, внезапно появившимся в комнате.
(14)Моцарт недоуменно повел плечами и улыбнулся.
(15)0ни стояли и молча смотрели друг на друга, разные, непохожие. (16)Тонкое, нежного и мягкого рисунка лицо Моцарта контрастировало с резкими чертами лица Бетховена — квадратной нижней челюстью, тяжелым подбородком, взбугрившимися скулами с беспокойно ворочающимися желваками. (17)Один — открытый, непринужденно приветливый и чуть ироничный; другой — сумрачный, скованный, гневный и жалкий.
(18)Моцарт все так же молча указал рукой на клавир.
(19)Бетховен сел и заиграл. (20)Сколько он играл, он не помнил. (21)Вероятно, долго. (22)Борьба с волнением, сковавшим его, поглотила все душевные силы, и их не осталось на музыку. (23)Пальцы бегали по клавишам, душа же оставалась неподвижной.
(24)Его остановил стук. (25)Стукнули, столкнувшись, два бильярдных шара. (26)Он поднял глаза. (27)Моцарт стоял с кием в руке и улыбался. (28)На этот раз виновато.
(29)Бетховен вскочил, захлопнул крышку инструмента и двинулся было к двери, но остановился. (ЗО)Уйти ни с чем… ничего не добившись… после того, как предпринято все это путешествие… деньги на дорогу добыты с таким трудом…
(31)Он принудил себя сесть и, не глядя на Моцарта, попросил тему для импровизации. (32)Моцарт подскочил к клавиру, открыл его и одним пальцем простучал несколько нот.
(ЗЗ)Растерянно и смятенно прозвучали они под руками Бетховена. (34)Грозные аккорды неотвратимо теснили несколько хрупких нот, придавливали их всею своею тяжестью… (35)И тогда, когда они, казалось, уже были сломлены, расплющены, окончательно повержены ниц, вдруг дерзко взметнулся неукротимый, как вырвавшееся на свободу пламя, пассаж. (36)Он рассыпался в вышине мириадом искр — звонких трелей. (37)И в их сияющем венчике встала тема — радостная, ликующая, счастливая. (38)Свет пронзил тьму.
(39)В яростном единоборстве сшиблись непримиримые антиподы — тьма и свет, свет и тьма. (40)Их борьба ширится, сокрушает все мироздание. (41)Еще немного — и не останется ни победителей, ни побежденных — мир будет ввергнут в хаос…
(42)3вучат аккорды… (43)Один, другой, третий… (44)Пронзительные, режущие ухо, они подобны воплям ужаса… (45)И наступает тишина… долгая, бесконечная…
(46)А потом из тишины возникает все та же тема. (47)Жизнь неукротимо стремится дальше, вперед. (48)На фоне бурного и светлого, как журчанье весенних потоков, аккомпанемента вольно плывет знакомая мелодия, сотканная из света и тепла, она несет с собой ничем не омраченную радость и счастье.
(49)Окончив импровизировать, Бетховен еще с минуту сидел за инструментом, низко опустив голову. (50)Когда он встал со стула, Моцарта в комнате не было. (51)Не поднимая головы, Бетховен понуро двинулся к выходу. (52)Уже стоя в дверях, он обернулся, привлеченный шумом, раздавшимся за его спиной.
(53)В комнату поспешно вошел Моцарт. (54)Когда Бетховен кончил играть, он неслышно выскользнул из комнаты, а сейчас вернулся, ведя за собой нескольких друзей.
(55)— Обратите внимание на этого паренька, — торопливо проговорил Моцарт, указывая пальцем на Бетховена. (56)— Со временем о нем заговорит весь мир!
А. «Рассказывая о том, как Бетховен входил в большое искусство, автор использует такие тропы, как (предложение 2) и(предложение 3).
Страх юного музыканта перед встречей с великим Моцартом автор передал с помощью (предложение 5). Внутреннее напряжение Бетховена отражено также с помощью такого синтаксического приёма, как(предложения 20-21)».
8) вопросительные предложения
9) восклицательные предложения
Б. «Среди средств художественной выразительности следует отметить(«тьма и свет, свет и тьма» (предложение 39), «ни победителей, ни побежденных» (предложение 41),(предложения 42-43).
Не раз в тексте автором используются яркие, образные (предложения 35, 44, 48). В синтаксисе текста особенности стиля проявились в употреблении (предложения 32-34)».
1) сравнительный(-ые) оборот(-ы)
2) разговорные и просторечные слова
3) однородные члены предложения
4) лексический(-ие) повтор(-ы)
6) восклицательное(-ые) предложение(-я)
9) неполное(-ые) предложение(-я)
В. «Трепетное отношение Бетховена к Моцарту передано автором в предложении 1 с помощью и
_______________ (предложение 7).
Поэтому, рассказывая о первой встрече этих двух великих людей и желая показать их внутреннее состояние, автор использует (предложение 17). Смятение Бетховена передаёт также и (предложение 30)».
1) несобственно-прямая речь
2) вопросно-ответная форма изложения
4) сравнительный оборот
6) контекстные антонимы
7) просторечная лексика
Г. «Писатель, стремясь достоверно передать талантливую игру Бетховена, использует такое лексическое средство, как (предложение 34), а в предложении 35 помогает представить свободное, яркое и сильное исполнение музыкантом темы, предложенной для импровизации.
Такие синтаксические средства, как (предложение 37) и(предложение 44), передают характер звучащей музыки».
1) синтаксический параллелизм
3) обособленные определения
4) вопросительные предложения
6) риторическое восклицание
7) сравнительный оборот
(1)Когда Бетховен понял, что глохнет, им овладело отчаяние, тупое и безысходное. (2)Никого, кроме старика слуги, трижды в день подававшего еду и наспех прибиравшего комнаты, он не видел, да и старался не видеть.
(3)Он жил в совершенном одиночестве, взаперти, лицом к лицу со своею бедой. И лишь поздним вечером, когда яркая россыпь звезд высвечивала небесную тьму, крадучись, покидал дом, чтобы уйти в поля, где не наткнешься на человека.
(4)Но как ни тяжело ему было теперь, он чувствовал себя все же лучше, чем несколько лет назад. (5)Тогда он еще не до конца понимал, что сулит ему свист и гул в левом ухе. (6)Но его уже точила тревога, острая и неотвязная. (7)0на будила среди ночи и заставляла со страхом прислушиваться. (8)И если кругом была тишина, он засыпал, спокойно и умиротворенно. (9)В ту пору он еще верил, что все пройдет само собой, так же неожиданно, как пришло.
(Ю)Если же, проснувшись, он слышал гул — а чем дальше, тем гул становился сильнее, — его охватывал ужас. (11)Он вскакивал с постели, выбегал на улицу, спешил за город, наивно надеясь, что вдали от городского шума избавится от зловещего свиста и гула в ушах.
(12)Но тишина полей и лугов не приносила покоя. (13)Он слышал не ее, а шум, не прекращающийся ни на минуту, то нарастающий, то спадающий, будто грозный голос морского прибоя.
(14)Когда ему, наконец, стало ясно, что его ждет, он долго не решался пойти к врачу. (15)Страшился услышать от врача то, что уже знал, — болезнь неизлечима и угрожает полной потерей слуха.
(16)Врачи окончательно повергли его в смятение. (17)0ни успокаивающе улыбались и трусливо отводили в сторону глаза. (18)0ни бодрым голосом обещали улучшение, а когда взамен наступало ухудшение, так же бодро заявляли, что это вполне нормально, что все идет согласно правилам науки. (19)0ни лечили каждый по-своему и противореча один другому. (20)Если один прописывал холодные ванны, другой назначал теплые; если один велел закапывать в уши миндальное масло, другой отменял его и советовал пить специальный настой. (21)И все же он продолжал ходить по врачам. (22)К мукам обреченного, считающего гибель неотвратимой, — а он тогда думал, что глухота для музыканта то же самое, что смерть, — прибавился невыносимо мучительный страх, что люди проведают о постигшей его беде.
(23)Поэтому, не расслышав собеседника, он притворялся рассеянным, прикидывался, что весь ушел в свои мысли. (24)А потом, словно очнувшись от забытья, просил повторить все, что было сказано раньше. (25)От постоянного напряжения, от непрестанной боязни выдать себя у него появились головные боли. (26)Пребывание на людях стало невыносимым. (27)И чем дальше, тем больше возрастали страдания, и физические и нравственные.
(28)Он с жадностью ловил каждый слух о чудесном исцелении глухого. (29)Чем вздорнее была побасенка, тем наивнее он верил в нее. (ЗО)Верил и надеялся. (31)И тем горше было крушение надежд.
(32)Слух все слабел и слабел. (ЗЗ)Городок Хейлигенштадт, куда его направил толковый и опытный врач, принес какое — то облегчение. (34)Хотя полгода, проведенные здесь, в добровольном изгнании и заточении, были, пожалуй, самыми тяжелыми в его жизни. (35)Без друзей, в полном одиночестве, целиком отданный на произвол болезни и мрачных дум, он временами доводил себя до полного исступления. (36)То — гда самоубийство казалось ему единственным исходом.
(37)Избавление пришло неожиданно. (38)Он нашел его в том, ради чего жил и без чего не хотел жить, — в музыке. (39)Она и в беде не покинула его. (40)Глохнущий, он продолжал ее слышать. (41)И не хуже, чем тогда, когда был здоров.
(42)Музыка с прежней, а быть может, с большей силой звучала в нем. (43)Феноменальный «внутренний слух» помогал ему слышать музыку так же явственно и так же отчетливо, как если бы ее исполнял оркестр или рояль. (44)Он с поразительной ясностью различал тончайшие извивы мелодии, охватывал мощные гармонические пласты, слышал каждый голос в отдельности и все вместе.
(45)Бессердечной природе по какой-то дьявольской прихоти судьбы удалось сломить его тело. (46)Но ей не удалось сломить его гордый дух.
(47)Бетховен вступил в схватку с судьбой. (48)Из музыки, сочиненной им в эту жестокую пору, встает иной Бетховен, не тот, что затравленным зверем метался по низким комнатенкам хейлигенштадтского острога. (49)Не подавленный, доведенный до отчаяния, а бодрый и спокойный, уверенный в своих силах. (50)Не жалкий страдалец, растоптанный бедой и захлестнутый горькой волной безысходности, а мужественный борец, непобедимый гуманист, щедро одаривающий людей радостью.
(51)Именно здесь, в Хейлигенштадте, в разгар ужасающей духовной драмы, родилась Вторая симфония — одно из самых радостных и светлых творений бетховенского гения. (52)В ней нет ни одной мрачной нотки, ни единого намека на боль и страдание. (53)Человек, погруженный в пучину несчастья, создал вдохновенную песнь о счастье.
(54)Это был подвиг беспримерной силы и мужества.
А. «Моральное состояние Бетховена после того как он понял, что глохнет, передано с помощью синтаксического приёма («отчаяние, тупое и безысходное» (предложение 1), «тревога, острая и неотвязная» (предложение 6). Композитор понимал, что может для него означать болезнь, и («глухота для музыканта то же самое, что смерть» (предл. 22) точно отражает его настроение.
(предложения 17, 18-19) помогает увидеть бессилие врачей, осознающих, что они не в состоянии помочь Бетховену. Но композитор сам сумел справиться с бедой, и(предложение 50) помогают увидеть, каким он вышел из схватки с судьбой».
1) сравнительный оборот
3) вводные слова
4) лексический повтор
6) восклицательное предложение
7) синтаксический параллелизм
8) контекстные антонимы
Б. «Рассказывая о беде, обрушившейся на Бетховена, автор использует такое синтаксическое средство, как (предложение 11). С помощью (предложение 23) писатель создаёт представление об одном из способов, помогающих композитору скрыть свою глухоту.
Стремясь рассказать об уникальных способностях великого музыканта, Б. Кремнев использует
(«феноменальный «внутренний слух» (предложение 43), («подвиг беспримерной силы и мужества» (предложение 54).
Такой троп, как (предложения 45-46), помогает увидеть, как композитор сумел победить свой тяжкий недуг».
1) однородные члены предложения
8) риторическое восклицание
В. «Б. Кремнев рассказывает о трагических для Бетховена временах, и такое синтаксическое средство, как (предложение 27), помогает понять это, усиливает эмоциональное воздействие текста. Музыканта могло спасти только чудо: (предложение 29),(«верил», предложения 29-30) и(предложение 30) помогают почувствовать, как сильна была надежда Бетховена на исцеление от страшного недуга».
5) риторическое восклицание
6) сравнительный оборот
9) лексический повтор
Г. «Изображая несгибаемую волю Бетховена, автор использует такие лексические средства выразительности, как (предложение 47) и _____ (предложение 49).
Этой же цели служит и __________________________
Композитор всей своей жизнью доказал, что невозможно сломить силу духа человека, если он не поддастся отчаянию, и («одно из самых Радостных и светлых творений» в предложении 51) характеризуют его Вторую симфонию, созданную в самое тяжёлое для композитора время».
2) вопросно-ответная форма изложения
3) контекстные антонимы
4) сравнительный оборот
5) вводная конструкция
6) эпитеты 7)гипербола 8) риторическое обращение 9) несобственно-прямая речь
Д. «С помощью такого синтаксического средства, как (предложение 5), автор рассказывает о начинавшейся глухоте Бетховена. Трагизм происходящего передают также в предложении 13 и («будто грозный голос морского прибоя»).
Не нашел успокоения композитор и после обращения к врачам: (предложение 16) отражает драматичность ситуации, в которой оказался музыкант».
http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=35517&print=true
http://dankonoy.com/gia/2021/04/09/zadanie-v8-5/