Суффиксы синонимичные омонимичные и антонимичные

Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы

Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Суффикс.

Суффикс (от лат. suffixus – приколоченный, прибитый) – значимая часть слова, которая находится в слове после корня и играет словообразующую или формообразующую роль:

Звезда – звезд-ный, столб – столб-няк;

Добрый – добрейший, читать – читал.

Как и префикс, суффикс не является обязательной частью слова.

Одно слово может иметь один или более суффиксов:

Добр-о; саб-ель-ник; образ-ова-нн-ость.

Классификация суффиксов.

Суффиксы классифицируются по значению, по функции и по форме.

По значению суффиксы могут быть:

омонимичными – имеют разное значении при одинаковом произношении и написании:

Артист-к-а, пиантист-к-а – кроват-к-а, голов-к-а.

синонимичными – имеют схожее значение, и различаются только сферой употребления:

антонимичными – придают слову оттенок субъективного оценивания:

Таз-ик – таз-ище-е; руч-к-а – руч-ищ-а.

По форме суффиксы делятся на:

Нулевой суффикс – это суффикс, который не выражается звуками или буквами, но придает словам определенное грамматическое значение.

К нулевым суффиксам относятся:

  • Нулевой суффикс глаголов повелительного наклонения:
    сядь, вынь, делай.
  • Нулевой суффикс глаголов прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода, которые также участвуют в образовании сослагательного наклонения:
    промокать – промок, промок бы; везти – вёз, вёз бы.

По функции суффиксы бывают:

Формообразующие суффиксы – это суффиксы, с помощью которых происходит образование форм одного и того же слова:

Веселый – веселее (сравн. степень);

Смотреть – смотрел (прош. время);

Почитать – почитывать (несов. вид).

Словообразующие суффиксы – это суффиксы, которые служат для образования однокоренных слов и других частей речи:

Читать – чита-тель, техника – технич-еск-ий.

Методическая разработка. Русский язык. Морфемный состав слова.

Методические разработки по русскому языку учителя начальных классов МБОУ «ЦО – гимназия № 30» г. Тулы Мартыновой Евы Викторовны.

«Изучение морфемного состава слова»

1)Объяснение значения ряда однокоренных слов с помощью «главного»;

1.Соленый, солить, засолить. Главное слово соль. Посмотрите на эти слова, и скажите, что они обозначают. (Ученики говорят). Общая часть родственных слов называется корнем. В этих словах есть общий корень «сол». А родственные слова называются однокоренными.

2.Даны три группы слов (на доске)

Гора, горный, пригорок, гореть.

Лес, лесной, лесенка, лесник.

Вода, водяной, водитель, подводник.

Найти лишнее слово, выписать однокоренные слова, выделить корень.

2) замена описания понятия одним однокоренным словом;

1. Дом из дерева. (Изображение на доске) Какой это дом? (Деревянный). Ребята посмотрите вокруг, много ли вы видите предметов из дерева. (Да). Назовите несколько. (Парты, стулья, окно). То есть, эти предметы какие? (Деревянные). Таким образом, мы можем заменить описание понятия одним однокоренным словом.

3) «выращивание» слов из одного корня;

1.Прочитайте цепочки слов, разобрать по составу.(Ученики записываюти разбирают)

Что вы заметили вы заметили в этих цепочках слов?(Одинаковый корень)С помощью чего образовывались новые слова(Приставка, суффикс, окончания)

4) разграничение слов с омонимичными морфемами, слов с синонимичными морфемами;

Необходимо различать омонимичные корни — совпадающие по звучанию (и написанию), но разные по значению:

носить – переносить – выносить – корень НОС

нос – носовой – носоглотка – корень НОС. Синонимичные приставки близки по значению, употребляются в одинаковых по смыслу словах и различаются оттенками значений:

побить — избить; пошить – зашить; Омонимичные приставки, имея одинаковое буквенное оформление, различаются по значению, а иногда и по функции:

1)сбежать, скатиться (с горы) – движение вниз;

2) сбегать, сходить (в магазин) – движение в пространстве туда-обратно; По значению суффиксы могут быть

синонимичными — различаются сферой употребления:

омонимичными — при одинаковом произношении и написании имеют разное значение:

артист-к-а, гимнаст-к-а — голов-к-а, кроват-к-а .

5) исправление и объяснение детских словообразовательных ошибок;

1.Словообразовательные ошибки – это неоправданное словосочинительство, а также искаженное употребление корней и приставок.

Например: На всех окружающих мой друг запоглядывал весело.

( не запоглядывал , а поглядывал).

Его отец по национальности был грузинец, а мать осетинка.

(правильно будет грузин, т.к. в употреблении формы родительного падежа множественного числа имен существительных имеется определенная сложность, иногда добавляется окончание — ов или нулевое. Образование таких форм следует запомнить, верным будет «грузин», -ов не добавляется.)

2.Учитель читает детям слова (Пылесосю, побежу, ложу, ездию, хочут, жжчет, писательщик, ежица) и просит сказать как будут правильно читаться эти слова. Дети отвечают ( Использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт, писатель, ежиха). Запомните и не совершайте ошибок.

6) конструирование слов по следам редактирования с правильным использованием тех же морфем;

1.Посмотрите слова написанные мальчиком Даней, какие ошибки он совершил? В какой части слово он их допустил, почему? Разберите слова по составу, исправить ошибки в написании прилагательных.

Кузнецский, матроский, француский, солдацкий, близский, гиганцкий, рыбацский(Кузнецкий, матросский, французский, солдатский, близкий, гигантский, рыбацкий)

7) определение значения морфемы по ряду одноморфемных слов;

1. Выделите приставку в этих прилагательных, и определить ее значение: Без голосый, без болезненный, бес плановый ( лишенный чего-либо)

2.Разобрать слова по составу и определить значение суффикса

Клюкв енн ый, клятв енн ый, утр енн ий, традици онн ый (признака или свойства)

8) составление слов по заданному значению морфем;

1.Выделите суффикс, составьте 2-3 примера с данным суффиксом

Мастер-мастер иц а, царь-цар иц а, император-императр иц а.

(Суффикс иц-лицо женского пола, образованное от лица мужского пола)

2.Выделить приставку, составить 2-3 примера с данной приставкой

(Приставка до -доведения действия до его завершения, конца)

9) анализ «ненастоящих» слов;

1.Учитель рассказывает: слово медведь это название животного, слово кактус-называет растение. А вот И. Токмакова придумала слово «плим». Можно ли его назвать «настоящим» словом?

Ложка – это ложка
Ею суп едят;
Кошка – это кошка,
У кошки пять котят.
Тряпка – это тряпка,
тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово –
Смешное слово «ПЛИМ»,
И повторяю снова «плим, плим, плим».
Прыгает и скачет «плим, плим, плим»,
Ничего не значит «плим, плим, плим».

Перед нами ничего не значащее слово ПЛИМ.

Что же это такое? У него есть морфологические признаки — это существительное, мужской род, единственное число.

Если бы плим не прыгал и не скакал, мы могли бы принять его за междометие или звукоподражание. Одушевлённость не определяется, но Ирина Токмакова, автор стихов, написала его со строчной буквы: мы знаем, что это не имя собственное. Это не слово в общем понятии. так как оно не несет никакой смысловой нагрузки. не относится ни к одной части слова.

2.Учитель предлагает поиграть с этим стихотворением в игру «Добавь словечко»

Ложка — это ложка,
Ложкой суп . (едят)
Кошка — это кошка,
У кошки семь . (котят).
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру . (стол).
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова —
Плим, плим, плим.
Не прыгает, не скачет
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим.

3. Учитель предлагает прочитать этот стих с разной интонацией и произнести слово «плим» с разной интонацией. Учитель предлагает придумать свое слово и подставить его в стих за место «плим».

10) конструирование слов по заданной модели;

1. По модели [ ] + арь образуйте слова со значением человек (библиотекарь, аптекарь) ,птица (глухарь), предмет (букварь, словарь ).

2. Запишите слова по заданной модели [___]+к+а обозначая их состав(березка, бородка, ягодка)

3. Кто напишет больше слов, образованных указанным способом?

[ ] + говорить(Поговорить, заговорить, наговорить)

4. Образуйте слова по модели [___]+ ят +□ , дети приводят примеры (Лисята, медвежата, котята т. д.)

5.Напиши по 2-3 существительных к каждым из суффиксов (-оньк-;-еньк-;-ишк-;-ышк-;-ик-;-ек-)

11) морфемный анализ слова;

1.Выполните морфемный анализ данных слов

1) насекомое, 2) спят, 3) пекарня,4)наследница, 5) ждать, 6) жгут (существительное), 7) жгут (глагольная форма)

12) наблюдение за использованием слов с определенными морфемами в текстах;

На данном этапе урока реализуется следующая целевая установка: формирование умений учащихся различать слова и разные формы одного и того же слова с помощью словообразовательных и формообразовательных морфем. (предлагаются две группы слов: писать – писатель, окно – подоконник; пишу – пишет, делаю – делаем.)

Чтобы мы смогли разобраться с новым материалом и научились разграничивать между собой словообразовательные и формообразовательные морфемы, проанализируем следующие примеры. (писать – писатель, окно – подоконник) — Какие изменения произошли в данных словах?( изменилось лексическое значение слова)- При помощи каких морфем образованы новые слова?( ПИСАТЕЛЬ — При помощи суффикса тель- , ПОДОКОННИК — с помощью приставки под- и суффикса ник -)

13) лингвистический эксперимент, связанный с использованием морфем в словах текста

1.Подставьте к глаголу «лить» разные приставки

… лить чай в чашку; …лить цветы; …лить воду из ведра; …лить сок из банки в кувшин; (Налить, перелить, полить, вылить)Что происходит с этими словосочетаниями? Изменяется ли смысл? Какое значение получают данные глаголы с изменением приставки?


источники:

http://www.calc.ru/Suffiks.html

http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-russkiy-yazik-morfemniy-sostav-slova-3390172.html